(† 8.11.1470, г. Усть-Вым, ныне с. Усть-Вымь Усть-Вымского р-на Республики Коми), свт. (пам. 6 июня, в Соборе святых пПермской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), еп. Пермский. Хиротонисан во епископа Пермского между 19 авг. 1455 г. (дата мученической кончины его предшественника на кафедре священомученика Питирима) и 13 дек. 1459 г., когда И. впервые упомянут как Пермский архиерей в послании рус. архиереев к западнорус. епископам о верности святителю Ионе, митр. всея Руси, и о непризнании униата Григория (АИ. Т. 1. С. 502-503, № 272; РИБ. Т. 6. Стб. 631-634, № 84). Согласно рус. практике XV в., архиерейская хиротония должна была совершаться при достижении ставленником 40 лет (РИБ. Т. 6. Стб. 461, № 52). Все Пермские епископы XIV - 1-й трети XVI в., о к-рых сохранились биографические сведения, были связаны с севернорус. землями либо рождением, либо служением в сев. мон-рях (как правило, Ростовской епархии). Можно предположить, что И. не был исключением.
По мнению ряда исследователей, И. участвовал в составлении присяжной грамоты архиереев Московской митрополии на верность митрополиту всея Руси свт. Ионе (дек. 1459-1460), хотя в грамоте И. не упоминается (АИ. Т. 1. С. 108-110, № 61; РИБ. Т. 6. Стб. 627-631, № 83; РФА. Вып. 1. С. 92-94, № 14; Абеленцева. 2009. С. 268-270). И. перечислен среди рус. владык, от имени к-рых было отправлено послание Тверскому еп. Геннадию (Кожину) с приглашением прибыть в Москву для участия в избрании на митрополичий престол преемника свт. Ионы Феодосия (Бывальцева). Приглашение составлено на малом соборе («совете») архиереев, состоявшемся весной 1461 г. Из послания следует, что на соборе И. отсутствовал, но прислал повольную грамоту и поэтому был включен в число авторов послания («с соединением брата нашего Ионы, епископа Пермьскаго») (АИ. Т. 1. С. 121, № 69; РИБ. Т. 6. Стб. 685-688, № 93; РФА. Вып. 1. С. 78-79, № 8).
В 1462 г. И. крестил Вел. Пермь «и князя их и церкви постави, и игумены, и попы» (ПСРЛ. Т. 24. С. 185; ср.: Т. 8. С. 150, где событие отнесено к 6971 (1462/63) г.; указано, что святитель крестил «князей их»). Несколько иное отражение данный факт получил в Вычегодско-Вымской (Коми-Вымской, Мисаило-Евтихиевской) летописи кон. XVI - нач. XVII в., среди источников к-рой было Житие И. (не сохр.), а также краткие летописцы, составлявшиеся при Пермской кафедре с кон. XIV в. В Вычегодско-Вымской летописи указывается, что И. крестил Вел. Пермь «добавне» - через 7 лет после первого крещения, предпринятого сщмч. Питиримом; не упоминается о поставлении игуменов; вместо крещения «князя их» сообщается о крещении детей князя - «княжат Михайловых» (Вычегодско-Вымская летопись // Ист.-филол. сб. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 262). Вероятно, эти сведения из Вычегодско-Вымской летописи являются результатом стремления ее автора свящ. Мисаила примирить разночтения в протографах (Флоря. 1967. С. 229). по всей видимости, И. продолжил христианизацию Вел. Перми, начатую сщмч. Питиримом, и крестил население тех земель, где ранее христианство не было проповедано. Во 2-й пол. XV в. в церковной жизни Перми использовался исключительно церковнослав. язык, изобретенная свт. Стефаном Пермским письменность вышла из употребления (Котылев А. Ю. Социокультурное значение образа и деяний свт. Стефана Пермского в свете ист. аналогий // Памяти равноап. Стефана: К 610-летию успения св. Стефана Пермского. Сыктывкар, 2006. С. 18). Крещение И. Вел. Перми в 1462 г. совпало с походом через этот регион московских отрядов, воевавших с марийцами (черемисами), что, по мнению ряда исследователей, свидетельствует о поддержке миссионерской деятельности И. Московским вел. княжеством (Вершинин. 2000. С. 297; Алексеев. 2002; Тарасов. 2007. С. 225-228). В 1467 г. И. посетил Вел. Новгород, оказав помощь Новгородскому архиепископу святому Ионе в поставлении священников (после того как мн. клирики умерли во время эпидемии).
В годы служения И. территория Пермской епархии существенно расширилась на восток - в междуречье Камы и Чусовой за счет включения в состав епархии Вел. Перми, являвшейся самостоятельной частью, поскольку она не имела границ с основной территорией епархии. Считается, что в 1462 или 1463 г. И. основал в центре Вел. Перми, в Чердыни, первый на Урале мон-рь - чердынский во имя апостола Иоанна Богослова. Однако это лишь предположение, основанное на грамоте царя Иоанна IV Васильевича от 10 авг. 1580 г. о неприкосновенности владений Чердынского мон-ря: «В Перми Богословский монастырь общей один, как пермичи крещение приняли» (АИ. Т. 1. № 207. С. 397). Возможно, в годы управления И. Пермской кафедрой по его заказу было составлено краткое Житие («Память») сщмч. Питирима Пермского (Буланин Д. М. Житие Питирима, еп. Пермского // СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 321-322).
Сообщение о кончине И. с точной датой содержится в Софийской 2-й летописи (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 169). Свидетельства поздних источников о смерти епископа 6 июня или 29 окт. 1470 г. (Описание о российских святых. С. 163; Сказание о Пермских епископах // История Пермской епархии в памятниках письменности и устной прозы. Сыктывкар, 1996. С. 74-75), видимо, недостоверны. В лит-ре встречается также указание на кончину святителя в 1471 г.
И. был похоронен в кафедральной Благовещенской ц. в Усть-Выми слева от гробниц его предшественников - Пермских святителей Герасима и Питирима. В результате позднейших перестроек деревянного Благовещенского храма гробницы оказались за стенами церкви, над ними была сооружена часовня во имя Всех святых (упом. начиная с XVI в.). В 1741-1746 гг. вместо деревянного Благовещенского храма был воздвигнут каменный, к которому в 1749 г. пристроили Всехсвятский придел (с отдельной главой), где находилось место погребения 3 Пермских архиереев (придел освящен в 1764).
Свящ. Мисаил, начавший в 1586-1588 гг. составление Вычегодско-Вымской летописи, одним из источников своего труда называет Житие И., при этом сообщения летописи о деятельности И. не содержат следов заимствования из агиографического сочинения. В 1607 г. по распоряжению царя Василия Иоанновича Шуйского и патриарха сщмч. патриарха священномученика. Ермогена Вологодский и Великопермский еп. Иоасаф написал икону Пермских епископов И., Герасима и Питирима, на к-рой они были изображены в рост. Икона находилась над гробницей святителей в Усть-Выми. По-видимому, вскоре после создания образа была установлена их общая память 29 янв. и начата запись чудес, древнейшее чудо относится к 20 янв. 1609 г. «Чудеса иже во святых отец наших великих чудотворцов, епископов Усть-Вымских и Великопермских Герасима и Питирима, Ионы» известны в ряде списков, старший датируется рубежом XVII и XVIII вв. и содержит описание чудес за 1609-1646 гг. (РГБ. Ф. 173.I. № 202. Л. 292-301). В наиболее полной редакции памятника описано 44 чуда, происшедшие в 1609-1646, 1675-1716, 1817-1842 гг. В 1649-1653 гг. ц. во имя святителей Герасима, Питирима и И. была построена при Вологодском архиерейском доме. В Усть-Выми существовал храм во имя Трех Пермских святителей.
К нач. XVIII в. подробности жизни И., Герасима и Питирима практически забылись даже в Усть-Выми. Не позднее 1717 г. усть-вымский свящ. Евтихий отправил в Вологду архиерейскому дьяку Спиридону Стефановичу челобитную с просьбой прислать сведения о святителях, включая записи о чудесах, поскольку «приходящие к чудотворцам богомольцы о том деле осуждают, что мы не ведаем» (История Пермской епархии. 1996. С. 92). 5 февр. 1745 г. проводилось обследование надгробия святителей Герасима, Питирима и И. в Усть-Выми, погребенных «при Благовещенской каменной церкви, на северной стране, в деревянном приделе... под спудом» (Там же. С. 92-95). В грамоте об освидетельствовании мощей, проводившемся комиссией во главе с игуменом Теплогорской пуст., указывалось, что письменных данных о жизни и деятельности Герасима, Питирима и И. найти не удалось, за исключением записи на иконе 1607 г. и записки о смерти И. в 1471 г. (Власов. 2007. С. 718). Память И. под 6 июня отражена в ряде синодиков и месяцесловов (см.: Власов А. Н. Миссия Рус. Православной Церкви в Пермском крае: По материалам древнерусской письменности // История Пермской епархии. 1996. С. 31).
Благовещенский собор в Усть-Выми был разрушен в 1936 г. В 1996 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил каменную часовню во имя 3 Пермских святителей, построенную на месте древней Всехсвятской часовни. В часовне, в наст. время являющейся частью усть-вымского во имя архангела Михаила мужского монастыря (возобновлен в 1996), под спудом покоятся мощи 3 Пермских епископов, в т. ч. И., над погребением установлена рака.
Имеются отдельный тропарь И. (Минея (МП). Июнь. С. 206), служба (Там же. Янв. Ч. 2. С. 480-492) и акафист 3 Пермским святителям.
О времени появления первых икон И. существуют различные мнения. Основываясь на Вычегодско-Вымской летописи, М. Михайлов полагал, что икона святителей Герасима, Питирима и И. существовала уже в кон. XV - нач. XVI в. («…И над их св. чудотворными мощами по их кончинах вскоре устроена бысть св. церковь во имя их великих святителей… и святая икона написана…» - Михайлов. 1851. С. 343-345). Однако в др. источниках выражено сомнение по поводу столь раннего почитания святых: «Прочитавши надпись на гробничной иконе угодников наших сделанную, всякий удовлетворится, что эта первая икона и прославление их началось не ранее начала семнадцатого столетия….» (Церк.-ист. и стат. описание Усть-Вымской Благовещенской ц. Яренского у. 1854 г. // ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 183. Л. 93; см. также: Голубинский. Канонизация святых. С. 121-122).
На надгробном ростовом образе 3 Пермских святителей, находившемся в ц. Благовещения Богородицы Усть-Выми, имелась надпись: «Лета 7115 [1607] месяца июня в 8 день при Великом государе царе и Великом князе Василии Иоанновиче, всея Руси самодержце, при Святейшем Ермогене, Патриархе Московском и Всея Руси, написан бысть сей образ трех святителей Герасима, Питирима и Ионы Епископов Пермских чудотворцев повелением Преосвященным Архиепископом Иоасафом Вологодским и Великопермским, а положить сий образ на гробнице Герасима, Питирима и Ионы во славу святыя Троица Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Очевидно, икона была первой, созданной после установления местного празднования святым в 1606 г., причем «собственной кисти бывшего тогда на кафедре епархии Пермской и Вологодской Архиепископа Иоасафа» (ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 183. Л. 93). В фотоархиве ИИМК РАН сохранился снимок иконы 1607 г., сделанный иконописцем А. Н. Зелениным в 1907 г.; тогда же по поручению Пермского археологического об-ва им была выполнена копия образа (ПГХГ; см.: Плаксина. 2010. С. 11-13, 69).
В описи имущества усть-вымской Благовещенской ц. 1671 г. кроме надгробной иконы значится и др. старинный образ подобной иконографии «их же (святителей.- Авт.) в палатке Архангельской церкви за ветхостью» (ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 183. Л. 98-98 об.). Можно предположить, что более ранняя икона действительно существовала, либо созданная в 1607 г. уже пришла в ветхое состояние. Известно о поновлении образа в 1811 г. иконописцем Яковом Поповым (Там же. Л. 93), когда были допущены неточности в копировании текста надписи. Свящ. Иоанн Верюжский в 1880 г. воспроизвел надпись на надгробной иконе Пермских святителей («в серебряном басманном окладе») в Благовещенской ц. иначе, что, возможно, объясняется использованием записи митр. Евгения (Болховитинова), сделанной до поновления образа («…написан бысть сей св. образ трех святителей Герасима, Питирима и Ионы, в славу св. Троицы, Отца и Сына и св. Духа, повелением их, смиренным епископом Иоасафом вологодским и великопермским и положен бысть сей образ на гробницах их великих чудотворцев, Герасима, Питирима и Ионы» - Верюжский. Вологодские святые. С. 327-328). Автор сообщает также о др. «древней» иконе святителей в Вознесенском храме Усть-Выми (Там же. С. 328. Примеч. 1).
Согласно текстам иконописных подлинников XVIII-XIX вв. (под 6 мая, 7 июня, 26 окт.), И. «подобием сед, власы кудрявы, брада аки Димитрия Прилуцкаго, на главе шапка святительская, ризы святительския и омофор, в руках Евангелие» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 58; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 42); «сед, кудряв, брада Димитрия Прилуцкаго, в шапке, риза святительска» (30-е гг. XIX в.- ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 156; более краткое описание - Там же. Л. 78). По форме округлой, недлинной бороды он уподобляется известному Вологодскому преподобному. Обычно И. изображался в епископском богослужебном облачении - подризнике, фелони, омофоре, митре, поручах и сапожках, в редких случаях облачение святителя дополнено палицей и параманом (или епитрахилью). В надписях на иконах он, как правило, именуется епископом Пермским.
Из единоличных изображений И. известна икона кон. XVIII - нач. XIX в. (Клюев, Панова. 2006. С. 39. Ил.), где он показан фронтально в рост, в святительском облачении, в митре, с панагией на груди и Евангелием в левой руке, перстосложение десницы именословное. И. сед, с широкой бородой до середины груди и длинными волосами до плеч. Пейзажный фон с рекой и горами подчеркивает суровость Пермской земли, в правой части композиции - одноглавый храм. Уникальная икона сер. XIX в. (Соликамский краевед. музей), судя по надписи, могла быть создана ок. 1862-1863 гг. в связи с торжествами 400-летия крещения Чердыни и основания чердынского Иоанно-Богословского мон-ря. «Просветитель города Чердыни» в полном архиерейском облачении держит в руках трикирий и двукирий, справа - крещение чердынского народа (И. с крестом в руке) на фоне монастырского храма ап. Иоанна Богослова, в облаках - Св. Троица Новозаветная.
Существовала устойчивая традиция изображения в одной композиции 3 Пермских святителей. Наиболее ранним сохранившимся произведением является икона сер. XVII в. (ЦМиАР), очевидно восходящая к надгробному образу: святые написаны прямолично, в рост, И. справа, в архиерейской шапке (митре), красном подризнике, орнаментированной фелони розоватого цвета, зеленом омофоре, в руках большое Евангелие на темно-зеленом плате. У него высокий лоб, сравнительно короткие волосы, большая округлая борода с проседью. На иконе «Усть-Вымские святители Герасим, Питирим и Иона» 1-й пол. XIX в. (Чердынский краевед. музей им. А. С. Пушкина, см.: Там же. С. 30. Ил.) святые тоже представлены фронтально, справа находится И., его правая рука в благословляющем жесте перед грудью, в левой, скрытой фелонью,- Евангелие. Др. образ святителей 1910 г. (частное собрание), согласно надписи на обороте, был подарен ц. свт. Иоанна Златоуста в с. Отеве Соликамского у. Пермской губ. отевской церковноприходской школе в память ее 25-летия.
Во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. получили распространение иконы, изображавшие фронтально 4 местных святителей - Питирима, И., Герасима и Стефана. На образе из пермского Успенского жен. мон-ря облачение И. дополнено палицей и параманом, край к-рого виден из-под омофора. На др. иконе кон. XIX - нач. ХХ в. (ПГХГ; см.: Сокровища Пермского края: Деревянная скульптура, иконопись, строгановское шитье, живопись XVIII - нач. XX в.: Буклет выст. / Вступ. ст.: Н. В. Казаринова. М., 2001. С. 6) все святители изображены без митр, И. держит перед грудью крест, остальные - Евангелия. Отступлением от традиц. иконографии святого является довольно длинная, сужающаяся и чуть раздвоенная на конце борода. По фотографиям Зеленина 1907 г. известен вариант изображения И. среди припадающих святых в Деисусе с центральным образом Господа Вседержителя на престоле (Фотоархив ИИМК РАН; см.: Плаксина. 2010. С. 19. Ил.). Изображения И. встречаются в храмах Пермской епархии.
Образ И. включен в сонм Вологодских чудотворцев, предстоящих Спасу Вседержителю на неск. иконах 2-й пол. XVII-XIX в. На вологодских иконах И., как правило, показан седым старцем с непокрытой головой, с правильными тонкими чертами лица, с окладистой бородой до середины груди. Его образ помещен в верхней части композиции, в молении, без к.-л. атрибутов в руках, рядом с др. Пермскими святителями. Так, на иконе этого извода 3-й четв. XVII в. (под записью) из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре близ Вологды И. изображен верхним в правой группе (ВГИАХМЗ, упом. в Описи имущества мон-ря 1675 г.- ОПИ ВГИАХМЗ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1. Л. 2 об.). На иконе 1-й четв. XVIII в. из вологодской ц. равноапостольных Константина и Елены (ВГИАХМЗ) в верхнем регистре представлены все Великопермские святители, в левой части - Стефан, Антоний Вологодский и И., справа - Питирим и Герасим. И.- седой старец с пышными, немного волнистыми волосами.
На иконе 1-й пол. XVIII в. из вологодской ц. Спаса Преображения на Болоте (ВГИАХМЗ) напротив изображенного справа И. (седые кудрявые волосы лежат 4 волнами, окладистая борода разделена на 3 пряди) написан св. Модест, патриарх Иерусалимский. На иконе XVIII в. из вологодской Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье (ВГИАХМЗ) седовласый И. представлен между святителями Питиримом и Герасимом Пермскими. На иконе 2-й пол. XVIII в. из вологодской ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери (ВГИАХМЗ) И. также изображен между ними, у святителя широкая прямая борода со значительной проседью. На иконе «Спас Всемилостивый, с предстоящими и припадающими святыми» 2-й пол. XVIII в. предположительно работы великоустюжского мастера (ВУИАХМЗ) И.- в левой части композиции, с длинными кудрявыми волосами до плеч и пышной, раздвоенной на конце, слегка волнистой бородой, правая рука прижата к груди, левая опущена и отведена в сторону.
В числе Пермских и Устюжских святых И. (в молении, в охристой фелони и архиерейской шапке, с Евангелием в правой руке) показан в правом клейме иконы «Свт. Стефан Пермский, с деисусом и избранными святыми», происходящей из дер. Цилиба Ленского р-на Архангельской обл. (1717, ЦМиАР; см.: Прп. Сергий Радонежский / Авт.-сост.: Н. Н. Чугреева. М., 1992. С. 147, 267. Ил. 77; Дары музею им. Андрея Рублёва, 1957-2003: Кат. / Сост.: Т. Н. Нечаева. М., 2003. С. 37. Кат. 101. Ил. 39). Образ Божией Матери «Необоримая стена и Покров России» (1866, Чердынский краевед. музей им. А. С. Пушкина) создан в мастерской с. Покча Пермской губ., согласно надписи, «в память избавления от злоумышленного покушения на жизнь царя-освободителя Александра II» как вклад в ц. Благовещения Богородицы крестьянина В. И. Федосеева. Представленные святые прославились апостольским и миссионерским служением, И. изображен вместе с ап. Андреем Первозванным, равноап. вел. кн. Владимиром, блгв. кн. Александром Невским (небесный покровитель имп. Александра II), равноапостольными Кириллом и Мефодием, Пермскими святителями.
В составе композиции «Собор русских святых» И. включен, в частности, в группу святителей на выговской иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), на северодвинской иконе XIX в. из дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл. и на образе 1814 г. письма мастера-старообрядца П. Тимофеева (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея / ГРМ. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70), на поморской иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ, см.: Icônes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52) и др. Необычно - в белом клобуке И. представлен во главе среднего ряда группы святителей на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР). Крайним справа в 1-м ряду святителей (крайний слева - свт. Стефан Пермский) он написан на иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ, см.: Ibid. P. 144-147. Cat. 53). Образ И. присутствует в группе подвижников XV в. в стенописи галереи русских святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010).
В XX в. эта традиция была продолжена на келейной иконе свт. Афанасия Ковровского «Все святые, в земле Русской просиявшие» (И. в крещатой фелони и митре, небольшая борода с проседью), созданной в 1934 г. мон. Иулианией (Соколовой) (ТСЛ), на ее авторских повторениях 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ) и на списках кон. XX - нач. XX в., напр. на иконе из ц. свт. Николая Чудотворца на Глинках в Вологде (2004-2005, иконописец Н. В. Масюкова, Серг. Посад; см.: Совр. иконопись: Москва / Авт.-сост.: А. Л. Николаева. М., 2006. С. 43, 52-53, 110-111). Совр. произведения с образом И. находятся, напр., в Усть-Вымском мон-ре. Известны совр. прориси и книжные иллюстрации, напр., работы пермского худож. А. Т. Амирханова для кн.: Какорин А. Свящ. седмерица св. просветителей Пермской страны (XIV-XVII вв.). Пермь, 1996. (Пенаты; Вып. 1). Существуют композиции на сюжет «Крещение чердынского народа свт. Ионой Великопермским».