(† 19 сент. 1163), свт. (пам. 18 сент., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), еп. Новгородский (1156-1163). Краткие сведения об основных событиях жизни А. содержатся в НПЛ. Древнейший список краткого жития А. содержится в пергаменном Прологе кон. XIV в. новгородского происхождения (РГАДА. Ф. 381. № 162. Л. 31в, 32а); это же житие помещено в Макарьевских Минеях-Четьих под 17 сент. Оно восходит, вероятно, ко времени до 1188 г., т. к. о поставленной А. деревянной Успенской ц. Аркажа мон-ря говорится как о стоящей «до сего дне», тогда как в 1188 г. вместо нее был возведен каменный храм. Согласно житию, А. юношей оставил родителей и принял постриг в новгородском Юрьевом мон-ре, где через нек-рое время был рукоположен во иеромонаха, затем избран игуменом, но по неназванной причине был вынужден оставить обитель. Краткое игуменство А. в Юрьевом мон-ре имело место в промежуток между 1128 (смерть игум. Кириака) и 1130 гг. (упоминание игум. Исаии в дарственной киевского кн. Мстислава Владимировича и его сына новгородского св. блгв. кн. Всеволода Мстиславича Юрьеву мон-рю, к-рую скорее всего следует датировать 1130 г.). Умолчание об этом в НПЛ объясняется, как можно предполагать, тем, что поставление А. во игумена Юрьева мон-ря произошло при еп. Иоанне Попьяне, к-рого в Новгороде по не совсем понятным причинам не поминали и сведения о к-ром были исключены из летописи в ходе позднейшего редактирования. В 1134 г. кн. Изяслав Мстиславич поручил А. игуменство в основанном им новгородском в честь св. вмч. Пантелеимона мон-ре. В 1153 г. А. построил под Новгородом ц. Успения Пресв. Богоматери и основал при ней мон-рь, названный его именем - Аркаж. Упоминание «Оркадия игумена» в качестве собеседника Кирика Новгородца по каноническим и литургическим вопросам говорит об определенной учености А.
Вскоре после смерти Новгородского архиеп. свт. Нифонта (21 апр. 1156) новгородцы на вече избрали А. во епископа, что положило начало традиции избирать Новгородских владык, до того назначавшихся из Киева, на месте. Избрание свидетельствует о высоком авторитете, каким пользовался к тому времени А. в Новгороде. Однако митрополия не спешила признать это новшество; прибывший в Киев летом 1156 г. митр. Константин I согласился на рукоположение А. только через 2 года, очевидно прошедших в переговорах; в результате А. был хиротонисан в Киеве 10 авг. 1158 г., а 13 сент. вернулся в епархию. Условия урегулирования конфликта неизвестны: возможно, непрочное положение Константина I на Руси (он не был признан в ряде епархий, продолжавших подчиняться митр. Клименту Смолятичу) заставило его пойти навстречу Новгороду, но архиепископского титула, к-рый имели святители Нифонт и Илия, предшественник и преемник А., последний так и не получил. О деятельности А. на Новгородской кафедре сведений нет. А. погребен на юж., Мартириевской, паперти новгородского собора Св. Софии (рака сохранилась).
Учитывая приведенную выше датировку проложной записи об А., начало его местного почитания в Новгороде следует отнести ко времени вскоре после его преставления. Местная канонизация святого совершилась, очевидно, в 1439 г., когда свт. Евфимий II (Вяжицкий) установил на 4 окт. празднование памяти рус. князей и Новгородских епископов, погребенных в новгородском Софийском соборе. Имя А. входило в Собор Новгородских святителей, празднование к-рому под 10 февр. было установлено не позднее XVI в. (сохранялось до 20-х гг. XX в.). В «Палинодии» (1621) иером. Захарии (Копыстенского) память А. обозначена под 18 сент. (РИБ. Т. 4. С. 849-855). Имя А. включено в Собор Новгородских святых, установленный в 1981 г. по благословению митр. Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова). Служба Собору была составлена ок. 1831 г., в 8-м тропаре 1-й песни канона утрени А. прославляется как просветитель Вел. Новгорода и непоколебимый столп Церкви (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 448).
В иконописных подлинниках описание облика А. помещено под 19 сент.: «Подобием надсед, брадою аки Григорий Богослов, но не плешат, ризы святительския со омофором» (Филимонов. С. 33); «Брадою аки Григорий Богослов, не плешив, риза святительска Власиева, со амфором, надсед» (ИРЛИ. Перетц. № 524. Л. 63, 30-е гг. XIX в.). Погрудное изображение святителя, без клобука, с окладистой бородой, известно по прориси с иконы «Русские святые» 1814 г. старообрядческого иконописца П. Тимофеева (Маркелов. Т. 1. С. 461).