Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВАСИЛИЙ
7, С. 28-30 опубликовано: 27 мая 2009г.


Содержание

ВАСИЛИЙ

(† 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), еп. Рязанский. Сведения о нем содержатся в «Повести о Рязанском епископе Василии», к-рая существует в 2 редакциях: краткой, самостоятельной, ее автором является Ермолай-Еразм (в автографе Ермолая-Еразма (РНБ. Солов. № 287/307, не позднее нач. 60-х гг. XVI в.) «Повесть» имеет заголовок: «О граде Мураме и о епископьи его, како преиде на Рязань»), и переработанной пространной, вошедшей в состав жития св. кн. Константина Муромского и созданной в связи с прославлением последнего на Соборе 1547 г.

Свт. Василий, еп. Рязанский. Икона. XIX в. (РИАМЗ)
Свт. Василий, еп. Рязанский. Икона. XIX в. (РИАМЗ)

Свт. Василий, еп. Рязанский. Икона. XIX в. (РИАМЗ)

Содержание краткой редакции «Повести» сводится к следующему: спустя нек-рое время после княжения в Муроме св. кн. Глеба (см. Борис и Глеб) здесь была устроена епископия, к-рую «не в колика же времена» занимал «епископ праведен» В. Не терпя его доброй жизни, диавол, «воображаяся в девицу», принародно стал являться в епископских палатах. Обманутые диаволом, муромцы изгнали В., но тут произошло чудо: придя на берег Оки, епископ отказался взойти на корабль, простер на воду свою мантию и ступил на нее с иконой Богоматери и Младенца Христа в руках, после чего «духом бурным несен бысть... противу струям» и менее чем за 6 часов доплыл до места, «еже ныне зовомо Старая Рязань». Здесь В. торжественно встретил рязанский вел. кн. Олег Иоаннович. Епископская кафедра из Мурома была перенесена в Рязань, где стала храниться «и до ныне» бывшая с В. чудотворная икона Богоматери. В пространной редакции «Повести» этот рассказ о В. неудачно соединен с заимствованными из летописи сведениями об «обновлении» Мурома кн. Юрием Ярославичем в 1351 г. (ПСРЛ. Т. 7. М., 2001. С. 215-216; Т. 10. М., 2000. С. 222; Т. 15. Вып. 1. Стб. 60), в ходе к-рого на кафедру якобы и был поставлен В.

Внешняя сев. стена Христорождественского собора, за к-рой внутри храма почивают под спудом мощи свт. Василия Рязанского
Внешняя сев. стена Христорождественского собора, за к-рой внутри храма почивают под спудом мощи свт. Василия Рязанского

Внешняя сев. стена Христорождественского собора, за к-рой внутри храма почивают под спудом мощи свт. Василия Рязанского

По летописям и актам известны 2 Рязанских епископа с именем Василий (соответственно 2-й и 4-й в общем списке Рязанских архиереев). Из них 1-й умер в 1294 г. (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. М., 1997. Стб. 484; распространенная в лит-ре датировка 1295 г. не учитывает, что статья 6803 г. в Лаврентьевской летописи - ультрамартовская - Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 121). 2-й был поставлен митр. св. Алексием в 1356 г. (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. М., 2000. Стб. 64), упоминается в грамоте свт. Алексия на Червленый Яр (АСЭИ. Т. 3. № 313. С. 343-344) и скончался, если полагаться на летописный порядок перечисления епископов, поставленных свт. Алексием, до 1360 г. (Приселков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). СПб., 20022. С. 406; ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 123; Т. 18. С. 23). Т. о., кн. Юрий Ярославич, сведенный в 1354/55 г. с муромского княжения и вскоре умерший в заточении, не мог быть причастен к поставлению В. Однако составитель пространной редакции, вероятно, не случайно связал имена В. и муромского кн. Юрия, ведь последний был современником вел. кн. Олега Иоанновича (нач. 50-х гг. XIV в.- 1402), упомянутого в более ранней краткой редакции. Кроме того, употребляемое в краткой редакции название «Старая Рязань» также отсылает к эпохе вел. кн. Олега, т. к. это название возникло после основания «городка Олгова на усть Проне» (ПСРЛ. Т. 3. М., 2000. С. 476). Известно, что еп. Василий II получил многочисленные земельные пожалования и льготы в различных частях Рязанского княжества от вел. кн. Олега Иоанновича и его зятя - пронского кн. Владимира Димитриевича (АСЭИ. Т. 3. № 314-315. С. 345-347; № 319. С. 348; № 322. С. 350-352). Следов., предание, отразившееся в сер. XVI в. в краткой редакции «Повести», имело в виду, вероятно, Рязанского еп. Василия, жившего в 1-й пол.- сер. XIV в., хотя исключить возможность соотнесения В. с еп. Василием кон. XIII в. все же нельзя ввиду сбивчивости и анахроничности предания (вопреки ему нет данных о том, что епископская кафедра располагалась в Муроме,- с самого основания в кон. XII в., а вовсе не в княжение св. кн. Глеба кафедра находилась в Рязани).

Памятник на месте первоначального захоронения свт. Василия Рязанского. Фотография. Нач. ХХ в.
Памятник на месте первоначального захоронения свт. Василия Рязанского. Фотография. Нач. ХХ в.

Памятник на месте первоначального захоронения свт. Василия Рязанского. Фотография. Нач. ХХ в.

Время установления почитания В. точно неизвестно. Он не был канонизирован на Соборах 1547 и 1553 гг., когда были прославлены Муромские святые: кн. Константин и его дети Михаил и Феодор, кн. Петр и кнг. Феврония. Тем не менее труд Ермолая-Еразма позволяет предположить, что установление местного почитания В. было следствием соборного прославления Муромских чудотворцев. 10 июня 1609 г. состоялось обретение нетленных мощей В. и перенесение их по повелению Рязанского и Муромского архиеп. Феодорита от ц. святых Бориса и Глеба в Успенский (с 1753 г. Христорождественский) собор Переяславля Рязанского (совр. Рязань). На этот день было установлено местное празднование памяти В. Канонизация святого подтверждена внесением его имени в Соборы Владимирских и Рязанских святых, празднование к-рым было установлено соответственно в 1982 и 1987 гг. Память В. (без указания дня) отметил в сер. 50-х гг. XVII в. в своем Месяцеслове Симон (Азарьин): «Иже во святых отца нашего Василия епископа Муромского, иже из Мурома сяде на свою мантию и рекою Окою всем зримо отплове на Рязан вверх противу воды пловяше» (РГБ. МДА. № 201. Л. 333 об.). По указу Святейшего Синода 1814 г. разрешено праздновать память В. 21 мая совместно с Муромскими чудотворцами. В наст. время мощи В. вместе с останками 5 рязанских князей и 3 княгинь находятся в Христорождественском соборе.

4 окт. 1836 г. на месте первоначального пребывания мощей В. был открыт памятник, воздвигнутый на пожертвования рязанских купцов (не сохр.). Он представлял собой четырехгранную пирамиду под шатром, к-рый поддерживали 4 колонны. По сторонам пирамиды были изображены: прибытие В. из Мурома в Ст. Рязань с чудотворной иконой Богоматери; встреча святителя вел. кн. Олегом Иоанновичем; переезд В. в Переяславль Рязанский к Борисоглебскому собору и кончина святителя; перенесение мощей В. из Борисоглебского храма в Успенский собор.

Ист.: ПСРЛ. Т. 18. СПб., 1913. С. 23, 83, 99, 120, 121; Повесть о Петре и Февронии / Подгот. текстов и исслед. Р. П. Дмитриевой. Л., 1979. С. 325-326 [Крат. ред. памятника]; Повесть о водворении христианства в Муроме (по ркп. Румянцевского музеума № 364) // Памятники старинной лит-ры, изд. гр. Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1860. Вып. 1. С. 229-240 [Простр. ред.].
Лит.: Голос в защиту предания о святом Василии I, еп. Рязанском // ЧОИДР. 1859. Кн. 3. Отд. 1. С. 147-160; СИСПРЦ. С. 49-51; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 92; Голубинский. Канонизация святых. С. 122; ЖСв. М., 1916. Кн. доп. 2-я. Янв.-апр. С. 571-572; Вагнер Г. К. Повесть о Рязанском еп. Василии и ее значение для ранней истории Переяславля-Рязанского // ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 167-177 [Библиогр.]; Дмитриева Р. П. Две редакции XVI в. Повести о Рязанском еп. Василии // Культурное наследие Древней Руси: Истоки, становление, традиции. М., 1976. С. 136-142; она же. Повесть о Рязанском еп. Василии: (История текста первонач. ред.) // ТОДРЛ. 1977. Т. 32. С. 40-55; Повесть о Петре и Февронии. С. 79-94.
А. В. Назаренко

Иконография

Самое раннее изображение В. известно на иконе «Константин, Михаил и Феодор в житии» из муромской ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, написанной в 1714 г. муромским иконописцем Александром Казанцевым (ныне в МИХМ). 14 из 87 клейм иконы (с 74 по 87) рассказывают о В.

Свт. Василий, еп. Рязанский. Икона. Сер. XIX в. Худож. Н. В. Шумов. (РИАМЗ)
Свт. Василий, еп. Рязанский. Икона. Сер. XIX в. Худож. Н. В. Шумов. (РИАМЗ)

Свт. Василий, еп. Рязанский. Икона. Сер. XIX в. Худож. Н. В. Шумов. (РИАМЗ)

В основу самостоятельных образов В. легло включенное в сюжет Повести о Василии Рязанском чудо от Муромской иконы Божией Матери, к-рое связано с историей изгнания епископа из Мурома. Святой изображен в рост в трехчетвертном развороте, плывущим по реке на распростертой по воде мантии, с иконой Богородицы в правой и с посохом в левой руке (иконы: 1918 г., МИХМ; сер. XIX в. работы худож. Н. В. Шумова, РИАМЗ; XX в., придел во имя В. в Борисоглебском соборе Рязани). В память этого чуда, совершившегося по молитве оклеветанного епископа, икона получила второе название - «Моление св. Василия».

На иконе 1-й пол. XIX в. (РИАМЗ) В. представлен на фоне пейзажа фронтально в рост, в святительском облачении, руки разведены в стороны - правой благословляет, в левой Евангелие.

В «Соборе Муромских святых» В. изображен вместе со святыми кн. Константином и его чадами Михаилом и Феодором, Петром и Февронией, Иулианией Лазаревской в 3-м ряду слева на иконе XVIII в. (МИХМ). Сохранился цикл миниатюр нач. XX в. к Повести о Василии Рязанском (СПб РАН. Собр. Н. П. Лихачева. № 50), выполненный на бумаге XVII в. И. Г. Блиновым и считавшийся до кон. 80-х гг. XX в. древней рукописью (обоснование датировки и атрибуции миниатюр из собр. Н. П. Лихачева, № 50 - см.: Турилов А. А. Об опасности абсолютизации филигранологического метода датировки рукописей // Филигранологические исследования. Теория. Методика. Практика. Л., 1990. С. 125-126).

В сводном иконописном подлиннике Филимонова (XVIII в.) под 15 апр. об облике святого говорится: «Подобием сед, брада Василия Кесарийского, покороче, ризы святительския, багряныя, исподняя голубая, в омофоре, в руке Евангелие, а другая благословенна, на главе шапка святительская». Сходное описание образа святителя под 15 апр. или 28 янв. помещено в Строгановском (БАН. Строг. № 66. Л. 97, кон. XVIII в.), Перетцевском (ИРЛИ. Колл. Перетца. № 524. Л. 147, 30-е гг. XIX в.) подлинниках, в рукописи из собр. РНБ (Погод. № 1931. Л. 103, 20-е гг. XIX в.) и др.

Лит.: Подобедова О. И. Лицевая рукопись XVII в. «Сказания о граде Муроме и о епископии его...» // ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С 374-387; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 73-74; Сиротинская А. А. Иконография св. Василия еп. Рязанского и Муромского по мат-лам муромского круга памятников // Муромский сб. Муром, 1993. Вып. 1. С. 24-33.
Э. П. И.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Собор Владимирских святых (23 июня) Епископы Русской Православной Церкви Святители Русской Православной Церкви Иконография святителей Собор Рязанских святых (10 июня) Василий († 1294 или между 1356 и 1360), епископ Рязанский, святитель (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами благоверным князем Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
См.также:
ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей)
МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых)
АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)
АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых)
АРКАДИЙ († 1163), еп. Новгородский, свт. (пам.18 сент. и в Соборе Новгородских святых)
АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых)
ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)
ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
ДИОНИСИЙ († 1184), свт. (пам. в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), еп. Полоцкий
ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших)
ИАКОВ (XIV в.), еп. Ростовский., свт. (пам. 27 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)