(† 28 мая 1288, Ростов), свт. (пам. 28 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский. Впервые И. упомянут в летописи под 1261 г. в качестве архимандрита Авраамиева ростовского в честь Богоявления монастыря, когда блгв. вел. кн. Александр Ярославич и ростовские князья Борис и Глеб Васильковичи назначили И. в помощь Ростовскому еп. Кириллу II (1231-1262), к-рый к тому времени был очень стар. И. «бысть причетник церкви Св. Богородицы в Ростове» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 475-476). После кончины Ростовского еп. Кирилла Киевский митр. св. Кирилл II 19 сент. 1262 г. возглавил хиротонию И. во епископа Ростовского. И. был одним из 6 иерархов, участвовавших в Соборе 1273 г. (РИБ. Т. 6. № 6. Стб. 83-84 (имя Ростовского епископа указано в заголовке соборных правил)), созванном митр. Кириллом II с целью поставления на Владимирскую кафедру св. Серапиона и обсуждения церковных нестроений.
Летописи фиксируют участие И. в событиях, связанных с ростовским княжеским домом. В 1266 г. в костромском Феодоровском соборе он венчал костромского кн. Василия Ярославича, в янв. 1277 г. там же отпевал и хоронил его (уже как вел. кн. Владимирского). В 1269/70 г. И. совершил предсмертный постриг в схиму юрьевского кн. Дмитрия Святославича; вероятно, он же отпевал князя в юрьев-польском во имя архангела Михаила мужском монастыре. 9 дек. 1271 г. И. совершил отпевание вдовы ростовского кн. мч. Василия (Василько) Константиновича кнг. Марии в основанном ею Спасо-Преображенском мон-ре в Ростове. В ростовском Успенском соборе святитель отпевал супругу кн. Глеба Васильковича кнг. Феодору (20 дек. 1273), князей Бориса Васильковича (13 нояб. 1277) и Глеба Васильковича (13 дек. 1278). 31 июля 1278 г. в ярославском соборе Пресв. Богородицы И. обвенчал дочь св. кн. Феодора Ростиславича Чёрного с Михаилом Глебовичем, кн. белозерским. В 1286/87 г. на княжеском дворе по благословению И. была заложена ц. во имя св. князей Бориса и Глеба. В 1281/82 г. И. участвовал в примирении ростовских князей Дмитрия и Константина Борисовичей.
Согласно Московской академической летописи (отразившей краткий ростовский свод XV в.), незадолго до своей кончины митр. Кирилл II «по оклеветанью разгневася на епископа Игнатья и, расмотрив, пакы благослови его» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 525-526). Более подробно конфликт изложен в летописях, восходящих к владимирскому своду,- Троицкой и Симеоновской. В этих текстах гнев митрополита на И. объясняется историей погребения кн. Глеба Васильковича. Князь был отпет и погребен в ростовском Успенском соборе. Через 9 недель в полночь И. «изрину» тело из княжеской усыпальницы и повелел похоронить его в соборе Спасо-Преображенского мон-ря, основанного матерью Глеба кнг. Марией Михайловной. Митр. Кирилл запретил И. в служении, поскольку тот осудил кн. Глеба прежде суда Божия и поступил «не по правилом». Можно предположить, что причиной поступка И. было давление на архиерея со стороны нового ростовского кн. Дмитрия Борисовича, не признававшего прав покойного дяди на Ростов и не желавшего видеть его могилу в усыпальнице ростовских князей. Дмитрий Борисович ходатайствовал перед митрополитом за И., и митрополит простил Ростовского епископа.
В 1280 г. (обоснование датировки см.: Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 289) И. побывал в Орде «за причет церковный» (по-видимому, архиерей ездил к хану Менгу-Тимуру по поручению митр. Кирилла испрашивать ярлык Рус. Церкви), при этом летопись отмечает, что это была 2-я поездка святителя в Орду. В 1280/81 г. по распоряжению И. Успенский собор в Ростове был покрыт оловом, пол вымощен «мрамором красным». В дек. 1280 г. в Переяславле И. с Новгородским архиеп. Климентом и Владимирским еп. Феодором совершили отпевание митр. Кирилла II (об участии И. в отпевании см.: ПСРЛ. Т. 18. С. 77; Присёлков. Троицкая летопись. 2002. С. 337; обоснование датировки кончины митр. Кирилла II, отличающейся от летописной, см.: Поппе А. В. Митрополиты Киевские и всея Руси (988-1305) // Подскальски. 1996. С. 469).
Согласно Житию прп. Петра, царевича Ордынского, составленному на основе местного предания, скорее всего, в кон. XV в. (см.: Белякова М. М. «Повесть о Петре, царевиче ордынском» в ист.-лит. контексте: К вопр. о датировке произведения // ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 74-87), прп. Петр по благословению И. основал в Ростове мон-рь во имя св. апостолов Петра и Павла, после того как они явились святителю во сне. В Житии И. назван «святым владыкой» (БЛДР. 2000. Т. 9. С. 72, 74, 76), в летописях 1-й пол. XV в. в сообщениях о кончине И. в 6796 (1287/88) г.- «великим чудотворцем» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 361; Т. 4. Ч. 1. С. 247).
Житие И., по-видимому, было написано в кон. XIII в. (Дмитриева, Семенченко. 1987. С. 150). Известны 115 списков памятника (Босли. 1993). Исследователи Жития отмечают, что оно лишено биографических подробностей, «написано с соблюдением агиографического канона... деятельность Игнатия охарактеризована общими чертами» (Дмитриева, Семенченко. 1987. С. 150). Однако в тексте приведены дата и даже время кончины святителя: «В лето 6796-е преставися к Богу священноепископ Игнатии месяца маия в 28 день, в пяток, по вечерни», а также перечислены лица, присутствовавшие на отпевании. Подробно описаны неск. чудес, происшедших при погребении. Монахини Феодосия и Аксиния, а также др. молящиеся видели, как И. поднялся из гроба, пошел по воздуху, встал над церковью и благословил людей и город. Потом святитель «съступи над нижнюю комару, еже пред жертвенником, ту положиша тело его святое Божиим изволением». Второе чудо произошло с архим. Стефаном, к-рый получил исцеление, прикоснувшись скрюченной от рождения рукой к телу святителя. Третье чудо состояло в том, что И., словно живой, «простер руку, прият» свиток с именами всех рукоположенных им священников и диаконов (РГБ. Ф. 310. Унд. № 1296. Л. 237 об.- 238, кон. XV в.). Источником Жития И., вероятно, послужила записка, составленная очевидцем погребения святителя (Ключевский. С. 43).
Местное прославление И. совершилось между кон. XIII и нач. XV в., вероятно вскоре после его кончины. Сохранились 2 списка службы святому, один из к-рых создан, вероятно, в Ярославле (ЯГМЗ. Инв. 15462), другой - в Переславле-Залесском (РГАДА. Ф. 381. № 114, ок. 1415 г.). Канон изобилует молениями к святому о заступничестве «от нашествия иноплеменных», что свидетельствует о составлении службы до 1380 г. Память И. имеется в месяцеслове пергаменной Псалтири с восследованием 1-й трети XV в. (РНБ. F.n.I.28), возможно связанной с Кирилловым Белозерским в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырем.
Прославление И. совершилось в годы управления Ростовской епархией архиеп. св. Вассиана I (Рыло), вероятно между 1474 (прославление свт. Исаии Ростовского) и 1480 гг. И. впервые упоминается как святой в 1480 г. в «Послании на Угру» архиеп. Вассиана вел. кн. Иоанну III Васильевичу. Послание завершается словами: «С сим же всеми да будет милость великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа молитвами Пречистыя Его Матери и святых великих чудотворцев Леонтия, и Исаии, и Игнатия, Ростовских чудотворцев, и всех святых» (БЛДР. 1999. Т. 7. С. 398). Очевидно, в это время был создан канон Ростовским святителям Леонтию, Исаии и И. В каноне празднование Ростовским святителям (23 мая (память свт. Леонтия)) уподобляется совершению памяти святителей Василия Великого, Иоанна Златоустаи Григория Богослова. Имя И. встречается в месяцесловах XV в. (см. перечисление рукописей: Макарий. С. 162, 383). В 1563 г. царь Иоанн IV Васильевич писал митр. св. Макарию, что Полоцк был взят рус. войсками по молитвам в т. ч. к 7 Ростовским святым, среди к-рых назван И. (АИ. Т. 1. № 168. С. 320). В Уставе служб московского Успенского собора, составленном по распоряжению патриарха Филарета в 1621 г., на память И. 28 мая предписывалось: «Игнатию Ростовскому: благовест в лебедь, трезвон средней» (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 208). Память была исключена из числа «нарочитых» праздников между 1666 и 1743 гг. (Голубинский. Канонизация святых. С. 420-421).
К нач. XX в. мощи И. почивали в Успенском соборе Ростова, в стоявшей слева от иконостаса серебряной раке, к-рая была сделана по заказу Ярославского и Ростовского архиеп. Арсения (Верещагина; 1783-1799). 25 апр. 1920 г. по постановлению 10-го уездного съезда Советов мощи И. вместе с мощами святителей Исаии и Димитрия (Савича (Туптало)) Ростовских, преподобных Авраамия Ростовского и Евфросинии Полоцкой, несмотря на протесты верующих, были выставлены в центре собора, с них сняты облачения. Через неделю раки с мощами были возвращены на свои места. В том же году рака И. была изъята из собора. В советское время мощи И. находились в деревянной раке в Успенском соборе (в храме богослужение не совершалось). В кон. 80-х гг. XX в. часть мощей И. была перевезена в Троице-Сергиеву лавру, часть передана Ярославскому и Ростовскому архиеп. Платону (Удовенко). 5 июня 1999 г. Ярославский и Ростовский архиеп. Михей (Хархаров) передал в ростовский Успенский собор, где возобновилось богослужение, ковчег с частицами мощей святителей И. и Исаии, а также прп. Даниила Переславского.
Иконописные подлинники 2-й четв. XVII - 40-х гг. XIX в. под 28 мая отмечают 2 особенности изображения И.: его борода короче бороды свт. Алексия, митр. Московского, на голове белый клобук: «Рус, в белом клобуке, а брада аки Алексеа митрополита и короче, риза камочною статью, вохра с белилы» (РНБ. Соф. № 1523. Л. 166 об.); «сед, брада Алексия митрополита, покороче, на главе клобук бел, камка амфор, Евангелие, риза камка лазорь з белилом, испод багор…» (БАН. Строг. № 66. Л. 110 об.; см. также: ИРЛИ(ПД). Перетц. № 524. Л.166; Большаков. Подлинник иконописный. С. 102-103); «сед, брада короче Власиевы (сщмч. Власия Севастийского.- Ред.), клобук бел, риза камочною статью» (ИРЛИ(ПД). Ф. Отд. поступления. Оп. 23. № 294. Л. 174 об.; в подлинниках облик свт. Алексия уподобляется внешности сщмч. Власия Севастийского - Маркелов. С. 45-47). В рукописи XVIII в., принадлежавшей Г. Д. Филимонову: «Подобием сед, брада аки Алексея митрополита, на главе клобук бел, ризы святительския камчатыя лазоревыя, исподняя багряная, в омофоре, в руках Евангелие» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 356). В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова 1910 г. об облике И. сказано: «...типа русскаго, старец, сед, с большою бородой, волосы просты; в фелони и омофоре, на голове архиерейская шапка, в руках евангелие с подписью: Азъ есмь Пастырь добрый, и проч.» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 296).
Изображения И. встречаются в иконописи, в произведениях лицевого шитья, в храмовых росписях, на окладах Евангелия, на раке святителя. В подлинниках не указана одна характерная черта, к-рая выделяет изображения И.: его борода, как правило, темно-русого, почти коричневого цвета, иногда с проседью. Реже встречаются образы И. с седой бородой. В 1697 г. ростовским иконописцем Афанасием Петровым была написана «в соборную церковь над гробы святителей Исаии да Игнатия апостолов ростовских чюдотворцев 2 образа их же светлейшие со Вседержителем Спасом» (Добровольская. 1958. С. 45). Надгробная икона И. 1697 г. сохранилась, но с большими утратами (ГМЗРК; 237,6×89,6 см). Святитель представлен в рост, прямолично, в белом клобуке, с темно-русой бородой, благословляющая десница перед грудью, левой рукой поддерживает Евангелие.
И. изображался преимущественно на иконах с избранными святыми. Напр., на 3-рядной иконе «Воздвижение Креста. Покров Богородицы. Избранные святые» работы Д. И. Усова (1565, ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 52-53. № 399. Ил. 14) И. представлен в святительских одеждах и в белом клобуке, как и рядом стоящие святители Леонтий и Исаия Ростовские. На левой створке складня «София Премудрость Божия, с избранными святыми» (2-я пол. XVI в., ГТГ) И. написан за свт. Леонтием, в небольшом повороте вправо, в крещатой фелони и белом клобуке, поддерживает руками Евангелие. На обороте 2-сторонней иконы-таблетки из Суздаля (2-я пол. XVI в., ГВСМЗ), согласно сохранившимся надписям, изображены Ростовские чудотворцы: И. (слева), свт. Исаия и прп. Авраамий. И., вероятно ошибочно, изображен в шапке (митре), что характерно для иконографии свт. Иакова Ростовского, фелонь красноватого цвета (форма бороды типична для И.). Этот вариант иконографии И. более не встречается.
Широко распространены изображения И. вместе со святителями Леонтием и Исаией Ростовскими, к-рые почитались как «незыблемое утверждение, крепкое ограждение» правосл. веры. К ранним произведениям относится икона этих 3 святителей кон. XV - нач. XVI в. (ГМЗРК). Очевидно, это один из первых списков иконы 2-й пол. XV в., созданной ко времени прославления Ростовских митрополитов. Святители изображены фронтально, в рост, в светлых епископских облачениях и белых клобуках, держат в руках Евангелия и отличаются нек-рыми особенностями внешнего облика (так, борода И. темно-русая, сужающаяся книзу).
Образы святителей Леонтия, Исаии и И., к-рых отличают белые клобуки, в иконописи 2-й пол. XV в. были выделены в особый извод. В последующие века иконы 3 Ростовских святителей встречаются как в Ростовской епархии, так и за ее пределами. В кон. XVII в. в ризнице Успенского собора в Ростове находились 3 иконы святителей Леонтия, Исаии и И. (Опись Ростовского архиерейского дома 1691 г. Арх. ГМЗРК. Инв. № Р-1083. Л. 18). В ризнице собора хранились реликвии: «Три клобука шелковых белых вязаных Леонтия, Исаии, Игнатия ростовских чудотворцев» (Там же. Л. 17 об.); в музейной описи Успенского собора 1922 г. эти клобуки были датированы XVI-XVII вв. (Там же. Инв. № А-930. Л. 8). 3 Ростовских святителя представлены на обороте 2-сторонней иконы-таблетки 2-й пол. XVI в. (Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 57. № 405), на прориси с иконы XVI в. (ГРМ, см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 438-439), на иконе кон. XVIII в. (ок. 1791, ГИМ). На многочисленных образках XIX - нач. XX в., выполненных в технике живописи по эмали (ростовская финифть), часто встречается такой извод иконографии.
Изображения святителей Леонтия, Исаии и И. впосл. стали центральными в иконографии Собора Ростовских святых: икона «Прп. Сергий Радонежский и Ростовские чудотворцы» (сер. XVI в., ГМЗРК); Боголюбская икона Божией Матери («Моление о народе») с Ростовскими святыми (кон. XVI - нач. XVII в., ГРМ); икона «Богородица с Младенцем в молении Ростовских чудотворцев» (XVII в., ЦМиАР); Боголюбская икона Божией Матери с припадающими Ростовскими чудотворцами (кон. XVII в., ГМЗРК); Богоматерь с Младенцем («Богоматерь Ростовская») с предстоящими Ростовскими святителями (2-я пол. XVIII в., ГМЗРК; на верхнем поле надпись - «Богоматерь Ростовская») и др. На иконе «Ростовские чудотворцы» 1686 г. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове святые представлены в 2 ряда, И. в 1-м ряду 2-й справа, в белом клобуке, с темно-русой заостренной бородой.
В XVII - нач. XX в. были широко распространены иконы Божией Матери с Младенцем в предстоянии Ростовских святителей Леонтия, Исаии, И. Это новый сравнительно с созданным во 2-й пол. XV в. вариант иконографии первых Ростовских святителей, где Богоматерь изображается близко стоящей к святителям, склонив к ним голову. Лик Младенца и Его благословляющая десница также обращены к предстоящим. И. показан за свт. Исаией или впереди него за свт. Леонтием (Маркелов. Т. 1. С. 440-443). Большинство известных в наст. время икон этого типа датируются XVII - 1-й пол. XVIII в. (ГИМ, ЦМиАР, АОКМ, ГМЗРК). Исторически засвидетельствовано, что с образом этой иконографии жители Ростова встречали в 1613 г. избранного на царство Михаила Феодоровича Романова, ехавшего из Костромы в Москву. Подобный образ получил в благословение из рук свт. Тихона (Беллавина) имп. мч. Николай II, посетивший Ростов во время поездки по древнерус. городам и вотчинным землям бояр Романовых (15-27 мая 1913) (Вахрина. 2001. С. 119-120). С историческими событиями связана и икона «Спас Нерукотворный, с предстоящими святыми» (1645, с дополнениями XVIII и XIX вв., ГМЗРК), к-рая, согласно надписи на ее нижнем поле, была создана при Ростовском митр. Варлааме и по его благословению поставлена «над вратами града» (очевидно, в башне над воротами Петровского въезда земляной крепости, 1632), а в 1743 г. по благословению сщмч. митр. Арсения (Мацеевича) перенесена в ростовскую ц. Всех святых. Вероятно, при поновлении в сер. XVIII в. во 2-м ряду были дописаны Ростовские чудотворцы.
С XVII в. получили распространение иконы «Избранные святые в молении перед ростовской чудотворной Владимирской иконой Божией Матери» (2-я пол. XVII в., ГМЗРК; 2-я пол. XVIII в., ГРМ). Судя по надписям на Владимирской иконе Божией Матери с избранными святыми на полях (1855, ГМЗРК), создание этого образа было значимым для жителей Ростова («Сию святую Икону Владимирские Божия Матери Ростовское градское Общество вручило Ростовской дружине ратников Государственнаго подвижнаго ополчения в напутствие ее при выступлении из г. Ростова в поход месяца Июля 24 дня 1855 года»). Икона была написана ростовским иконописцем А. Ф. Крыловым для 128-й Ростовской дружины Ярославского подвижного ополчения для участия в Крымской войне 1853-1856 гг., впосл. образ был поставлен в Успенском соборе Ростова (Вахрина. 1998. С. 105-106). На полях иконы в овальных медальонах представлены поясные изображения рус. святых (среди них преобладают Ростовские), И.- 4-й сверху на левом поле.
В иконописи XVIII - нач. XX в. сохранялись древние традиции иконографии И.: в верхней части иконы «Воскресение Христово - Сошествие во ад» (1729, ГМЗРК) в молитвенном обращении к Св. Троице написаны избранные святые, среди Ростовских чудотворцев представлен И. в соответствии с текстами иконописных подлинников (Вахрина. 1998. С. 100). На иконе «Избранные святые в молении перед Владимирской иконой Божией Матери» (1-я четв. XIX в., ГМЗРК) И. изображен в белом клобуке, его борода с проседью сужается книзу. На 2 иконах «Собор Ростовских святых» из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове изображены все (в т. ч. местночтимые) Ростовские святители. На образе 1838 г. И. с темно-русой бородой, на иконе кон. XIX - нач. XX в. борода святителя с проседью. На иконе «Ростовские святые» 1902 г. иконописца В. П. Гурьянова (Там же. С. 110) И. представлен справа от свт. Леонтия, с Евангелием в руках, с седой бородой.
Сюжетные изображения с И. встречаются очень редко. На иконе «Прп. Петр, царевич Ордынский, с 18 клеймами жития» (кон. XVII - 1-я четв. XVIII в., ГМЗРК) И. изображен в 3 клеймах: «Явление апостолов Петра и Павла свт. Игнатию во сне» (клеймо 9); «Свт. Игнатий благословляет прп. Петра, принесшего иконы» (клеймо 10); «Свт. Игнатий и прп. Петр увозят иконы к месту будущей обители» (клеймо 11). Нек-рые особенности отличают образ И. от традиционного: святой изображен в черном клобуке, в рясе и архиерейской мантии, с окладистой бородой. Образ И. известен в книжной миниатюре, напр. в числе иллюстраций Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1), в рукописи Патерика ростовского 1762 г. (РНБ. Ф. 775. Тит. 43. Л. 36 об.).
К ранним монументальным изображениям И. относится его поясной образ в росписях 1547-1551 гг. Благовещенского собора Московского Кремля - в медальоне в центральной апсиде алтаря, слева от свт. Леонтия, напротив свт. Исаии. И. показан в небольшом повороте вправо, в белом клобуке, с Евангелием в левой руке, правая раскрыта ладонью перед грудью. И. изображен в росписях 1563-1564 гг. собора Преображенского мон-ря в Ярославле (на юго-вост. столпе), к-рые выполнили мастера «московские Ларион Леонтьев сын, да Третьяк, да Федор Никитины дети, ярославца Афонасий и Дементей Сидоровы дети» (Анкудинова Е. А., Мельник А. Г. Спасо-Преображенский собор в Ярославле. М., 2002. С. 38. Табл. 10). Благословляющий И. представлен в рост с разведенными руками, в левой - Евангелие. В главной апсиде алтаря ярославской ц. прор. Илии, расписанной в 1680 г. костромскими и ярославскими мастерами во главе с Гурием Никитиным, И. изображен в ряду с Московскими и Ростовскими святителями (Бусева-Давыдова И. Л., Рутман Т. А. Церковь Ильи пророка в Ярославле. М., 2002. С. 89, 95. Табл. 3). Образ И., как и др. Ростовских святителей, включен в программу стенописей храмов Ростовского архиерейского дома. В ц. Спаса на Сенях (1675) на вост. стороне аркады солеи И. представлен в рост, его поясные изображения имеются в ц. Воскресения (1670) - в оконном проеме солеи, в ц. ап. Иоанна Богослова (1683) - в откосе окна верхнего света храма.
В храмовых росписях XVIII - нач. XX в. Ростова и Ростовского у. часто встречается образ И. (известно 19 храмов, в к-рых имеется его изображение - Алитова, Никитина. 2008. С. 575). В соборе Рождества Пресв. Богородицы ростовского Рождественского мон-ря, расписанном в 1715 г., образ И. находится в алтаре. В Вознесенской ц. Ростова в стенописи 60-х гг. XVIII в. И. в числе Ростовских святителей изображен на откосе дверного проема. В алтаре ростовской ц. свт. Николая на Всполье (1816, архиерейский живописец Н. Д. Гладков) - в рост, в архиерейском облачении и в белом клобуке, с посохом в правой руке, борода седая и окладистая. В ц. свт. Иоанна Златоуста в с. Годеново (роспись - 1859, худож. А. Глебов, поновление - 1900-1903, В. Кузнецов и Н. Морокуев) И. представлен вместе со святителями Леонтием и Исаией на откосах царских врат, с седой бородой, в руках держит крест. В настенных росписях, выполненных в XVIII - нач. XX в. в живописной манере, И. в основном изображался с окладистой седой бородой, от древней традиции сохранился белый клобук. Образ И. был включен в роспись зап. части храма Христа Спасителя в Москве (поясное изображение на сев. арке, между свт. Мефодием Пешношским и прп. Авраамием Смоленским). В стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), И. представлен в группе подвижников XIII в.
Раннее изображение И. в лицевом шитье - поясной образ в медальоне на кайме плащаницы из мастерской Д. И. Годунова 1600 г. (ГМЗРК). И.- 3-й сверху на правой части каймы, десница перед грудью в 2-перстном благословении, Евангелие лежит на покровенной руке. Изображения И. встречаются в произведениях шитья, вышедших из строгановских мастерских во 2-й пол. XVII в.: на вскрыльях клобука Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) (1665, ГМЗРК) - И. с седой бородой, в молении, рядом со свт. Иаковом. В Преображенский собор Н. Новгорода Г. Д. Строганов вложил пелену «Ростовские святители Леонтий, Исаия, Игнатий, Иаков и свт. Стефан Великопермский» (кон. 50-х - 60-е гг. XIX в., НИАМЗ), на к-рой святители представлены в рост, прямолично, в архиерейских облачениях, каждый с Евангелием в руке; И. выделяется темной бородой. На саккосе митр. Казанского и Свияжского Лаврентия, расшитом в 60-е гг. XVII в. в мастерской А. И. Строгановой (ГОМРТ), И. представлен среди избранных святых на вставной полосе, пришитой к подольнику в XVIII в. Надгробный покров И., выполненный в мастерской А. П. Бутурлиной в кон. XVII - нач. XVIII в., находится в Анастасьевском храме г. Глухова (Украина).
Ростов был центром резьбы по дереву, о чем свидетельствуют сохранившиеся произведения XV-XVI вв. На резной иконе «Ростовские святые и свт. Николай Чудотворец» (кон. XVI в., ГММК) - прямоличная фигура И. с двуперстно благословляющей десницей, в левой покровенной руке Евангелие. На деревянном кресте (сер. XVI в., ГМЗРК) с ростовым изображением свт. Леонтия на обороте, на средней перекладине в круглых медальонах, вырезаны полуфигуры Ростовских святителей, в т. ч. образ И. (Бобринский А. А. Народные рус. деревянные изделия. М., 1914. Вып. 12. Табл. 195. № 1-3; Табл. 196. № 2, 3). На иконе «Ростовские святители и свт. Петр Московский» (сер. XVI в., РГИАХМЗ) представлены святители Иаков, Леонтий, Исаия и И., на раме полуфигура свт. Петра, митр. Московского (Николаева Т. В. Мелкая пластика, скульптура, декоративная резьба // Очерки рус. культуры XVI в. М., 1977. Ч. 2. С. 364).
Серебряную раку И. украшали 2 накладные сюжетные композиции в овальных картушах, выполненные одним из лучших московских ювелиров А. И. Ратьковым в 1796 г. (ГМЗРК, см.: Пуцко. 2004. С. 145-156). В картушах, изготовленных из серебряной позолоченной пластины в технике чеканки, изображены чудеса во время погребения святителя: многофигурная похоронная процессия, вверху над собором в облаках благословляющий И.; 2-е чудо - исцеление архим. Стефана. На серебряном с позолотой окладе нижней крышки Евангелия 1776 г. московского мастера Я. Фролова (происходит из ц. Толгской иконы Божией Матери Ростова, ГМЗРК) в 15 медальонах - чеканные изображения рус. святых, среди к-рых преобладают Ростовские чудотворцы, в центре «Явление Толгской иконы Божией Матери Ростовскому еп. Трифону». В большом медальоне, в правом верхнем углу, представлен И. в динамичном повороте к центру, с Евангелием в руке. Во 2-й пол. XVIII - нач. XX в. образ И. вводился в многочисленные произведения ростовской финифти с изображением Ростовских святителей (в основе иконографий - традиц. изводы). Такие иконы развозились паломниками по всей России. Эта же иконографическая линия продолжается в совр. росписи по эмали.
В композиции «Собор русских святых» изображения И. (за свт. Иаковом) встречаются на поморских иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма П. Тимофеева из старообрядческой Зеленковской моленной и XIX в. (обе в ГРМ, см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообрядческой культуры из собр. Русского музея / ГРМ; сост.: Н. В. Пивоварова. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85, 234. Кат. 62, 70, 204), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ; Icônes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). Его образ имеется также на иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ), на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР), на иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ, см.: Ibid. P. 144-147. Cat. 53).
В XX в. образ И. встречается на иконах мон. Иулиании (Соколовой): «Собор святителей, в земли Российстей просиявших» сер. XX в. (митрополичьи палаты ТСЛ) и «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (ризница ТСЛ - келейный образ свт. Афанасия (Сахарова); списки нач. 50-х гг. XX в., кон. 50-х гг. XX в.- ТСЛ, СДМ). Для Миней МП выполнен рисунок иконописцами прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 244). В совр. иконописи сохраняются традиц. изводы иконографии И.