Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИСАИЯ
27, С. 112-121 опубликовано: 20 мая 2014г.


ИСАИЯ

(† после 1089), свт. (пам. 15 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский. И. принял монашество в Киево-Печерском мон-ре, по-видимому, был учеником прп. Феодосия Печерского. В Житии прп. Феодосия (написано, по мнению Ю. А. Артамонова, в нач. XII в., до 1107/08; см.: Артамонов Ю. А. Житие Феодосия Печерского: Проблемы источниковедения // ДГВЕ, 2000 г. М., 2003. С. 173-277) об И. говорится: «Тъгда же христолюбивый князь (Изяслав Ярославич.- М. П.) от манастыря великааго отьца нашего Феодосия избьрав единого от братия, иже в чьрньчьскемь житии просиявъша, Исаию наричемааго, того же, извед, игумена постави в манастыри своемь и святааго мученика Димитрия, иже и послеже добрых ради нрав его поставлен бысть епискупъмь Ростову городу» (Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971. С. 95; БЛДР. Т. 1. С. 388). Т. о., И. стал игуменом киевского во имя вмч. Димитрия Солунского мон-ря, будучи выбран ктитором обители кн. Изяславом (Димитрием) Ярославичем, занимавшим киевский стол в 1054 - сент. 1068 г., в мае 1069 - марте 1073 г., 15 июля 1077 - 3 окт. 1078 г. Предшественник И. на посту игумена - Варлаам - скончался ранее 1074 г.

Свт. Исаия, еп. Ростовский. Нагробная икона. Кон. XVII в. (ГМЗРК)
Свт. Исаия, еп. Ростовский. Нагробная икона. Кон. XVII в. (ГМЗРК)

Свт. Исаия, еп. Ростовский. Нагробная икона. Кон. XVII в. (ГМЗРК)

Дата хиротонии И. на Ростовскую кафедру неизвестна. Согласно «Повести временных лет» (ПВЛ), в 1088 г. И., будучи епископом, принимал участие наряду с др. иерархами в освящении Михаило-Архангельского собора в киевском Выдубицком Всеволоже во имя арх. Михаила мон-ре, в 1089 г.- в освящении Успенского собора Киево-Печерского мон-ря; оба торжества возглавил митр. Иоанн II (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207-208; Т. 2. Стб. 199). На Ростовской кафедре И. стал преемником свт. Леонтия, убитого язычниками (версия Киево-Печерского патерика) или мирно скончавшегося (версия Жития свт. Леонтия). Новый Ростовский архиерей столкнулся с укорененными языческими верованиями местного населения, как русского, так и финно-угорского. Под 6579 (1071) г. в ПВЛ помещено повествование о ярославских волхвах, начавших волнения в Заволжье (ПВЛ. 1996. С. 76-77); согласно убедительному мнению В. А. Кучкина, эти события датируются осенью 1073 - весной 1074 г. (Кучкин В. А. Формирование государственной территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 64).

И. неоднократно упоминается в Киево-Печерском патерике (сложился в 20-х гг. XIII в.). В повествовании об Успенском соборе рассказывается, что на его освящение 14 авг. 1089 г. чудесным образом прибыли епископы, в т. ч. И., к-рые не были приглашены митрополитом. При перечислении имен архиереев - выходцев из Киево-Печерского мон-ря в основном соблюден хронологический порядок. И. назван после Переяславского митр. Ефрема, поставленного на кафедру между 1073 и 1076 гг., и ранее Новгородского еп. Германа, хиротонисанного в 1078 г. В патериковом Слове о Никите Затворнике (см. Никита, свт., еп. Новгородский) И. назван среди печерских монахов, принявших участие в изгнании из Никиты беса (Древнерусские патерики. 1999. С. 17-18, 21, 37, 38, 396, 397, 401). И. находился в мон-ре в то время, когда Никите стало известно о гибели в Заволочье новгородского кн. Глеба Святославича, что произошло в 1078 г. (НПЛ. С. 18; ср.: Там же. С. 201; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 199-200; обоснование датировки см.: Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 217, 221).

Дата кончины И. неизвестна. В Проложной редакции Жития святителя кон. XVI - нач. XVII в. сказано, что он скончался «на второе лето по освящении церкве печерския», т. е. в 1090 г., такое же указание содержится и в редакции Жития И., составленной в 1647-1656 гг. для Киево-Печерского патерика в редакции архим. Иосифа (Тризны) (РГБ. Ф. 304.I. № 714). Эта дата, заимствованная церковными историками XIX в. из позднейших источников, представляется сомнительной. Следующий Ростовский епископ, о к-ром сообщают источники,- Нестор, был поставлен ок. сер. XII в. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 347).

Мощи

Согласно Житию свт. Леонтия Ростовского (старшая редакция создана во 2-й пол. XII - нач. XIII в.; см.: Филипповский Г. Ю. Житие Леонтия Ростовского // СККДР. 1987. Вып. 1. С. 159; Семенченко Г. В. Житие Леонтия, еп. Ростовского // Письменные памятники истории Др. Руси: Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания: Аннотированный кат.-справ. / Ред.: Я. Н. Щапов. СПб., 2003. С. 203), мощи «блаженаго» И. были обретены при строительстве по распоряжению св. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского каменного Успенского собора в Ростове, немного раньше мощей свт. Леонтия, обретенных 23 мая (Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 406, 411). Согласно Житию И., обретение произошло в 1164 г., мощи И. оказались нетленными, подобно мощам свт. Леонтия (в Никоновской летописи 20-х гг. XVI в. событие отнесено к 1162, причем И. назван блаженным и чудотворцем, о нетленности его мощей не сообщается - ПСРЛ. Т. 9. С. 230). В новопостроенном соборе мощи святителя были поставлены «в притворе на правой стране, входя в церковь», от них были «многа же чюдеса», но по прошествии времени «в небреженьи бысть святаго гроб» (БЛДР. Т. 12. С. 260). В Житии И. не получил отражения факт переноса мощей святых при еп. Кирилле II в 1231 г., когда в Ростове был освящен новый Успенский собор, построенный вместо обрушившегося (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 458-459). С большой вероятностью это сообщение относится и к мощам И., хотя прямо говорится лишь о переносе в собор мощей свт. Леонтия (Там же. Стб. 512).

Свт. Исаия, еп. Ростовский, со сценой его погребения. Гравюра мон. Илии. 1656 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 139 (РГБ)
Свт. Исаия, еп. Ростовский, со сценой его погребения. Гравюра мон. Илии. 1656 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 139 (РГБ)

Свт. Исаия, еп. Ростовский, со сценой его погребения. Гравюра мон. Илии. 1656 г. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 139 (РГБ)

В 1474 г. произошло 2-е перенесение мощей И. по благословению Ростовского архиеп. св. Вассиана I (Рыло) (в Житии он назван Ионой); датировка события в разных списках Жития - 6682 (1174) или 6782 (1274) г.- ошибочна. 15 мая (день стал днем памяти святого) мощи И. были взяты из притвора и положены в новой раке «близ дверей, иже от югу» (перед иконостасом, у юж. стены). Примерно в то же время было установлено местное почитание Ростовского еп. св. Игнатия. Святители Леонтий, И. и Игнатий названы в Послании на Угру архиеп. Вассиана к вел. кн. Иоанну III Васильевичу (1480), к-рое завершается словами: «С сим же всеми да будет милость великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа молитвами Пречистыя Его Матери и святых великих чудотворцев Леонтия, и Исаии, и Игнатия, Ростовских чудотворцев, и всех святых» (БЛДР. Т. 7. С. 398). Эти факты, очевидно, следует рассматривать в контексте политических событий своего времени. Архиеп. Вассиан (Рыло) был активным сторонником объединительной политики Московского вел. кн. Иоанна III, к-рый в 1474 г. приобрел 2-ю часть Ростова, тем самым окончательно присоединив Ростовское княжество к Москве. Установление почитания местных святителей, по всей видимости, должно было продемонстрировать почтение Вассиана к предшественникам на кафедре, подчеркнуть преемственность местных церковных традиций.

Свт. Исаия, еп. Ростовский. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1684 г. Артель Гурия Никитина
Свт. Исаия, еп. Ростовский. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1684 г. Артель Гурия Никитина

Свт. Исаия, еп. Ростовский. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1684 г. Артель Гурия Никитина

В Успенском соборе в Ростове, построенном в нач. XVI в., рака с мощами И. была установлена также перед иконостасом у южной стены, где она находится и в наст. время. В XVI в. рака свт. Леонтия была из золота (вероятно, позолоченная), рака И.- из серебра (по-видимому, посеребренная) (Дневник Марины Мнишек. СПб., 1995. С. 127-128). 14 окт. 1608 г. гробницы святителей Леонтия и И. были осквернены во время разорения Ростова поляками. В древнейшем описании Успенского собора в описи Ростовского архиерейского дома 1691 г. сообщается об убранстве раки И.: «Подле стены гроб Исаия, Ростовского чюдотворца, на нем образ его, писан на празелени, покров отласной, золотной по червчатой земле. Рака медная, позолочена, на ней круги чеканные, лощатые, позолочены ж, у главы круг чеканной, серебряной, золочен, лощатой же. Около раки решотка медная, литая. Над ракою ж ломпада медная болшая, на ней шендан оловянной» (Архив ГМЗРК. Инв. № Р-1083. Л. 3). В описи сообщается, что убранство рак И. и свт. Леонтия было схожим, тогда как деревянная рака свт. Игнатия, в XVII в. расположенная у северной стены Леонтиевского придела, была «оклеяна бархатом». Со временем рака свт. Игнатия была перенесена к сев. стене и поставлена перед иконостасом. Теперь раки И. и свт. Игнатия стояли на противоположных сторонах перед иконостасом, это обусловило их одинаковое убранство в виде деревянной резной сени, выполненной в 30-х гг. XVIII в. В 1799 г. мощи И. переложили в новую деревянную раку, облицованную серебром, с 2 чеканными клеймами с изображением чуда перенесения И. на облаке в Киев на освящение печерской церкви и возвращения его обратно в Ростов. На раке были выгравированы посвященные святителю стихи Ростовского архиеп. Арсения (Верещагина).

25 апр. 1920 г. по постановлению X Ростовского уездного съезда советов, несмотря на протесты верующих, мощи И. вместе с мощами святителей Игнатия и Димитрия (Савича (Туптало)), прп. Авраамия Ростовского и прп. Евфросинии Полоцкой без облачений были выставлены в центре Успенского собора. Через неделю раки с мощами святых вернулись на свои места. Впосл. мощи И. находились в деревянной раке в закрытом Успенском соборе. В кон. 80-х гг. XX в. часть мощей И. была перевезена в Троице-Сергиеву лавру, часть передана Ярославскому и Ростовскому архиеп. Платону (Удовенко). В наст. время честная глава И. хранится в Серапионовой палатке в лавре, часть мощей святителя почивает в ростовском Успенском соборе, в ковчеге, переданном 5 июня 1999 г. из епархиального управления Ярославским и Ростовским архиеп. Михеем (Хархаровым).

Почитание

Святители Леонтий и Исаия, епископы Ростовские. Роспись ц. Воскресения в Ростовском кремле. Ок. 1670 г.
Святители Леонтий и Исаия, епископы Ростовские. Роспись ц. Воскресения в Ростовском кремле. Ок. 1670 г.

Святители Леонтий и Исаия, епископы Ростовские. Роспись ц. Воскресения в Ростовском кремле. Ок. 1670 г.

О сохранении памяти И. в домонг. период свидетельствует летописная запись о восшествии в 1231 г. на Ростовскую кафедру еп. Кирилла, к-рый «настолник сы и наместник святых епископ, преж бывших Ростове,- Леонтья святаго, и священнаго епископа Исаия, и Нестера» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 457). О том же свидетельствуют и упоминания И. в Киево-Печерском патерике. Вместе с тем память И. в отличие от воспоминания обретения мощей свт. Леонтия не попала в рус. месяцесловы XIII-XIV вв. (см.: Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001).

Восстановление почитания И. связано со 2-м перенесением его мощей при архиеп. Вассиане (Рыло). По-видимому, в посл. четв. XV в., возможно архиеп. Вассианом, был создан канон Ростовским святителям Леонтию, И. и Игнатию (читается на память свт. Леонтия 23 мая - Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 38-44). В рукописях с кон. XV в. известна отдельная служба И. с каноном (самые ранние списки: РГБ. Ф. 304.I. № 617, 618). И. назван в синодике ростовского Успенского собора 2-й четв. XV в. (РНБ. Кир.-Бел. № 6/1083. Л. 194 об., 80-е гг. XV в.), его память под 15 мая указана в месяцеслове в сборнике, переписанном в Ростове при архиеп. Иоасафе, в 1487 г. (РГБ. Ф. 304.I. № 761). В перечне Ростовских владык Московского летописного свода 1479 г., восходящем, по А. А. Шахматову, к ростовскому владычному летописанию кон. XIV - нач. XV в., И. назван чудотворцем, впрочем, это могло быть припиской редактора свода (ПСРЛ. Т. 25. С. 226; Шахматов А. А. Обозрение рус. летописных сводов XIV-XVI вв. М.; Л., 1938. С. 158-159, 262; ср. др. списки в летописях XV в. с ошибочным порядком поставления на кафедру и составом первых Ростовских епископов: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 381; Т. 18. С. 22; Т. 42. С. 165).

Не позднее посл. четв. XV в. было составлено Житие И. При его создании помимо местных преданий были использованы указанные выше летописные и агиографические источники, а также Житие свт. Леонтия Ростовского. В. О. Ключевский выделил 2 редакции памятника: краткую кон. XV в. (не раньше 1474) и более позднюю, пространную. (С. А. Бугославский датировал первоначальную (краткую) редакцию Жития И. XIII в. (История рус. лит-ры. М.; Л., 1946. Т. 2. Ч. 1. С. 62-66), эта т. зр. в наст. время не принята.) Согласно Г. В. Семенченко, первоначальной была не краткая, а распространенная редакция, созданная ок. 1474 г.; рукописная традиция данной редакции представлена 70 списками начиная с 1-й четв. XVI в. М. Д. Каган выделяет проложную редакцию кон. XVI - нач. XVII в. (Пролог. М., 1643. Л. 384 об.- 385 об.).

Свт. Исаия, еп. Ростовский. Фрагмент минеи на май. Гравюра Г. П. Тепчегорского. 1722 г. (ГЛМ)
Свт. Исаия, еп. Ростовский. Фрагмент минеи на май. Гравюра Г. П. Тепчегорского. 1722 г. (ГЛМ)

Свт. Исаия, еп. Ростовский. Фрагмент минеи на май. Гравюра Г. П. Тепчегорского. 1722 г. (ГЛМ)

Согласно Житию И., святитель был уроженцем «области Киевъския», принял в юном возрасте постриг в Киево-Печерском мон-ре и подражал в подвигах прп. Феодосию. В 1062 г. (по нек-рым спискам, в 1067) митр. Иоанн поставил И. игуменом Димитриевского мон-ря, в 1077 г.- епископом Ростовским. Первая дата является анахронизмом: Иоанн II занимал митрополичью кафедру с 1074/77 по 1089 г. Происхождение 2-й даты неизвестно. В Житии И. представлен борцом с язычеством: святитель «неверных увещает веровати в Святую Троицу... и просвещает их святым крещением, верных укрепляет неподвижным и непоколебимым быти вере. Идеже идолы обретает, вся огню предаяше, и велико тщанье о том имеяше» (БЛДР. Т. 12. С. 258). В Житии помещен основанный на патериковом сообщении рассказ о явлении И. во время молитвы ангела с повелением прибыть на освящение Успенской ц. Киево-Печерского мон-ря, куда он был чудесным образом доставлен из Ростова всего за сутки. Обратно он также прибыл «не умедленно и скоро, яко на облацех носим бысть» (Там же. С. 260).

По-видимому, до сер. XVI в. почитание И. носило местный характер (имя святителя почти не включалось в месяцесловы в 1-й пол. XVI в.; см.: Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2. С. 208). Со 2-й пол. XVI в. есть свидетельства общерус. почитания Ростовского святителя. И. упоминается среди рус. чудотворцев в летописном сообщении о взятии Полоцка русскими войсками в 1563 г. (ПСРЛ. Т. 13. С. 360, 361). В соборной грамоте 1564 г. о ношении русскими иерархами белого клобука утверждается, что И. наряду с Ростовскими святителями Леонтием и Игнатием, чудотворцами, имел привилегию ношения белого клобука (Там же. С. 379). В Уставе церковных обрядов, совершавшихся в московском Успенском соборе (ок. 1630), говорится: «[...мая] в 16 день Исаие Ростовскому благовест в лебедь, трезвон средней» (РИБ. Т. 3. Стб. 78; ср.: Голубинский. Канонизация святых. С. 418-419).

В сер. XVII в. почитание И. существовало в Киево-Печерском мон-ре. В 9-й песни канона Киево-Печерским святым Мелетия Сирига (ок. 1643) среди «Божественных иерархов» - выходцев из Киево-Печерской обители - назван Исаия, очевидно епископ Ростовский. Автор канона считал, что мощи И. почивают в Ближних пещерах Киево-Печерского мон-ря (факт погребения И. в Ростове, вероятно, был неизвестен в Киеве в 1-й пол. XVII в.). По-видимому, с останками И. отождествляли мощи прп. Исаии трудолюбивого, в Ближних пещерах почивающего. Несмотря на то что предание относит кончину прп. Исаии трудолюбивого к 1115 г., он впервые назван в сочинении XVII в. «Тератургима» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638) (Дива печер. лаврських 1997. С. 125). Возможно, позднее почитание погребенного в Ближних пещерах прп. Исаии возникло в связи с закрепленной в Киево-Печерском патерике памятью о подвизавшемся в обители одноименном буд. Ростовском епископе.

Как общецерковно чтимый святой И. назван в составленном архиеп. Сергием (Спасским) «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. С. 16). Имя И. вошло в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено в 1964 г.

Ист.: Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 139-142; ПС. 1858. Ч. 1. Март. С. 432-449 [одна из кр. ред. Жития по списку РНБ. Солов. № 806/916]; Ярославские ЕВ. 1876. Ч. неофиц. С. 26-28 [Житие по неизв. списку]; БЛДР. 2003. Т. 12. С. 254-262 [Распространенная ред. Жития по списку РНБ. Соф. № 1321]; Державина О. А. Др. Русь в рус. лит-ре XIX в.: Сюжеты и образы древнерус. лит-ры в творчестве писателей XIX в.; Пролог: Избр. тексты. М., 1990. С. 337-338 [Проложная ред. Жития]; Акт вскрытия и обследования мощей святителей Игнатия и Исаии // СРМ. 1993. Вып. 5. С. 50-52; Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 17-18, 21, 37, 38, 396, 397, 401.
Лит.: СИСПРЦ. С. 124; Описание Киево-Печерской лавры. К., 1847. С. 110; Толстой М. Святыни и древности Ростова Великого. М., 18663. С. 38-40; Ключевский. Древнерусские жития. С. 22-26; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 227-230; Описание о российских святых. С. 27, 92; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 16-17, 160-161; Титов А. А. Ростовская иерархия. Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 12-13, 80; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 43-45; Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество. П., 1951. С. 167-168; Голубинский. Канонизация святых. С. 61, 80, 418-419; Каган М. Д. Житие Исайи // СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 276-280 [Библиогр.]; Семенченко Г. В. К характеристике редакций Жития Ростовского еп. Исайи // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. М., 1989. С. 33-48; он же [С. Г. В.]. Житие Исайи, еп. Ростовского // Письменные памятники истории Др. Руси: Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания: Аннот. кат.-справ. / Ред.: Я. Н. Щапов. СПб., 2003. С. 203-205 [Библиогр.]; Щапов Я. Н. Государство и Церковь Др. Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 46, 47, 194, 211; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 125, 161, 496; Ч. 2. С. 26, 28, 40, 206-208; Подскальски Г. Христианство и богословская лит-ра в Киевской Руси, 988-1237 гг. СПб., 19962 (по указ.); Дива печер лаврських. К., 1997. С. 47, 57, 71, 91, 92, 123, 125; Мельник А. Г. История почитания ростовских святых в XII-XVII вв.: Канд. дис. Ярославль, 2003; он же. История надгробного комплекса св. Исаии Ростовского // ИКРЗ, 2007 г. Ростов, 2008. С. 75-94; Пуцко В. Г. Серебряная рака с мощами св. Игнатия Ростовского // Там же, 2003 г. Ростов, 2004. С. 145-152; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 272-274.
В. И. Вахрина, М. В. Печников

Иконография

В иконописных подлинниках XVII-XIX вв. под 15 мая указаны особенности изображения И.: длинная широкая седая борода, как у сщмч. Власия Севастийского, на голове белый клобук, в руке Евангелие. Так, по рукописи новгородского Софийского собора 2-й четв. XVII в. святитель «сед [зачеркнуто: «рус»], брада со Власьеву, а с ушей шире, клобук бел, риза празелен бела, испод багор бел вельми» (РНБ. Соф. № 1523. Л. 157 об.). В подлиннике XVIII в., принадлежавшем Г. Д. Филимонову, об И. сказано, что он «подобием рус, брада аки Власиева, от ушей пошире; ризы святительския, саккос празеленной и омофор, на главе клобук белой, в руках Евангелие» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 345); в рукописи XVIII в. С. Т. Большакова отмечено: «…рус, брада Власиева, и от ушей пошла пошире, на главе клобук бел, риза празелень бела, испод багор набело велми, амфор и Евангелие» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 99; рис. на с. 152); в рукописи 20-х гг. XIX в. добавлено: «…или в левой руке мешец с златом, а правой его раздает нищим» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 155 об.; см. также: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 136). Из подлинника 1850 г., составленного диак. Василием Поникаровским с образца 1658 г., известно, что И. «бе сед, на главе клобук бел, брада долга с ушей широка, на конце поуже, в омофоре и фелони, в руках Евангелие» (ГМЗРК. Р-58. Л. 44 об.).

Свт. Николай Чудотворец в житии, и святители Исаия и Леонтий Ростовские. Икона. XV в. (ГТГ)
Свт. Николай Чудотворец в житии, и святители Исаия и Леонтий Ростовские. Икона. XV в. (ГТГ)

Свт. Николай Чудотворец в житии, и святители Исаия и Леонтий Ростовские. Икона. XV в. (ГТГ)

В нач. XX в. акад. В. Д. Фартусов в пособии для иконописцев так описал иконографию И.: «…типа малороссийскаго, киевлянин, в монашестве подвизался в Киево-Печерской лавре; лицом худ, борода большая и широкая, с малой проседью, волосы простые; в фелони и омофоре, на голове шапка архиерейская. Можно ему давать хартию с подписью, по житию: «Хотя братию пользовати, сам первее на послушании обреташеся, и еже прочиим повелеваше, сам прежде тое творяше, подая себе образ всем, да всех на гору добродетели возведет: не тако бо словесем учителя, яко паче делом, последовати учимии обычай имут»» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 281). Изображения И., соответствующие описаниям подлинников, встречаются на иконах, в настенных росписях, на изделиях из серебра, в произведениях мелкой пластики, лицевого шитья, ростовской финифти.

Святители Исаия, Леонтий и Игнатий Ростовские. Икона. Нач. XVI в., 2-я пол. XVIII в. (ГИМ)
Святители Исаия, Леонтий и Игнатий Ростовские. Икона. Нач. XVI в., 2-я пол. XVIII в. (ГИМ)

Святители Исаия, Леонтий и Игнатий Ростовские. Икона. Нач. XVI в., 2-я пол. XVIII в. (ГИМ)

К ранним памятникам относится образ И. на иконе «Святители Николай Чудотворец, Исаия и Леонтий Ростовские, с 20 клеймами жития свт. Николая» (XV в., ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 214-215. № 172; ГТГ: Кат. собр. М., 1995. Т. 1. С. 15, 251). Наиболее распространены изображения И. вместе с Ростовскими святителями Леонтием и Игнатием - особый извод, сложившийся в иконописи во 2-й пол. XV в. Икона святителей Леонтия, И. и Игнатия кон. XV - нач. XVI в. (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 82-85. Кат. 10) создана, очевидно, вскоре после перенесения мощей И. в 1474 г. Впосл. иконы с изображением 3 Ростовских святителей часто писались как в Ростовской епархии, так и за ее пределами. Святые представлены на обороте иконы-таблетки 2-й пол. XVI в. (ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 57. № 405; на лицевой стороне - «Уверение Фомы»), также на прориси (переводе) нач. XIX в. с иконы XVI в. (ГРМ; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 438-439, 633). В кон. XVII в. в ризнице Успенского собора в Ростове находилось 3 иконы святителей Леонтия, И. и Игнатия (Опись Ростовского архиерейского дома 1691 г. ГМЗРК. Р-1083. Л. 18). Кроме того, в ризнице собора хранились реликвии святителей: «...три клобука шелковых белых вязаных Леонтия, Исаии, Игнатия, Ростовских чудотворцев» (Там же. Л. 17 об.; в музейной описи Успенского собора 1922 г. клобуки были датированы XVI-XVII вв. ГМЗРК. А-930. Л. 8). В XVIII - нач. XX в. такой извод иконографии часто встречался на иконах (ок. 1791?, ГИМ; дана в благословение Н. А. Хлебникову архиеп. Ростовским Арсением (Верещагиным), находилась в собрании Н. М. Постникова) и на многочисленных образках, выполненных в технике живописи по эмали (ростовская финифть).

Образы Ростовских святителей Леонтия, И. и Игнатия, традиционно представленных в фелонях, омофорах и белых клобуках, затем стали центральными в композиции «Собор Ростовских чудотворцев». К числу ранних относятся иконы «Ростовские чудотворцы и прп. Сергий Радонежский» (сер. XVI в., ГМЗРК; у И. крещатая фелонь, острая борода на конце раздвоена, надпись: « ») и «Воздвижение Креста. Покров Богородицы. Избранные святые» работы Д. И. Усова (1565, ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 52-53. № 399. Ил. 14). На иконе «Ростовские чудотворцы» 1686 г. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове святые представлены в 2 ряда, И.- в 1-м ряду 2-й слева, в белом клобуке, с длинной седой бородой.

Свт. Исаия, еп. Ростовский. Икона. 2-я пол. XVII в. (ГМЗРК)
Свт. Исаия, еп. Ростовский. Икона. 2-я пол. XVII в. (ГМЗРК)

Свт. Исаия, еп. Ростовский. Икона. 2-я пол. XVII в. (ГМЗРК)

В древнерус. иконописи И. изображался преимущественно среди избранных святых. На правой створке складня «София Премудрость Божия, с избранными святыми» (2-я пол. XVI в., ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 100-101. № 482. Ил. 26-28) И. представлен в небольшом повороте влево, держит в руках Евангелие, на нем светлая фелонь и белый клобук, борода широкая, с небольшой проседью. На обороте 2-сторонней таблетки из Суздаля (2-я пол. XVI в., ГВСМЗ; см.: Иконы Владимира и Суздаля. 2006. С. 276-279. Кат. 65; на лицевой стороне - «Жены-мироносицы у Гроба Господня») изображены святители Игнатий, И. (в центре, в зеленоватой фелони, борода сужается книзу) и прп. Авраамий Ростовский. На иконе «Избранные святые» в басменном окладе 2-й пол. XVI в. (ЦАК МДА; см.: «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 86-89) - ростовые образы равноап. кн. Владимира, блгв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (в центре), святителей Петра и Алексия Московских (слева), блгв. князей Феодора, Давида и Константина Ярославских, святителей Леонтия и И. (справа). И. написан в клейме со святителями на иконе «Походная церковь» 3-й четв. или посл. трети XVI в. из ц. Св. Троицы («Белой Троицы») в Твери (ТОКГ; Попов Г. В. Тверская икона XIII-XVII вв. СПб., 1993. С. 272-273. Кат. 169. Ил.). Наряду с др. избранными чудотворцами он предстоит Владимирской иконе Божией Матери в одной из групп святителей на створке строгановского складня нач. XVII в. письма П. И. Чирина (ГРМ).

Единоличных икон И. сохранилось немного. Образ святого был исполнен для его раки в кон. XVII в. (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 358-359. Кат. 109). И. изображен фронтально в рост, в орнаментированной фелони и омофоре, в белом клобуке с крестом, с благословляющей двуперстно десницей, с Евангелием и платом в левой руке, борода длинная, с проседью, личное исполнено «живоподобно». В 1697 г. ростовский иконописец Петр Афанасьев написал для Успенского собора «над гробы святителей Исайя да Игнатья, апостолов Ростовских, чюдотворцев, 2 образа, ихже светлейшие, со Вседержителем Спасом» (Добровольская Э. Д. Новые мат-лы по истории Ростовского кремля // Мат-лы по изучению и реставрации памятников архитектуры Ярославской обл. Ярославль, 1958. Вып. 1: Древний Ростов. С. 45; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 73). На этой надгробной иконе (ГМЗРК) образ И. иконографически близок к образу на раке, но святой благословляет именословно, вверху в облачном сегменте Спас Вседержитель. На 3-й прямоличной иконе И., кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМЗРК), происходящей из Белогостицкого мон-ря, И. представлен поколенно (тот же тип и детали изображения). С XVII в. образ И. включался в деисусный чин иконостаса в паре с образом свт. Леонтия Ростовского (иконы 2-й пол. XVII в. из ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и кон. XVII в. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове, ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 334-335. Кат. 101).

Свт. Исаия, еп. Ростовский. Фрагмент иконы «Святители Исаия, Игнатий и прп. Авраамий Ростовские». 2-я пол. XVI в. (ГВСМЗ)
Свт. Исаия, еп. Ростовский. Фрагмент иконы «Святители Исаия, Игнатий и прп. Авраамий Ростовские». 2-я пол. XVI в. (ГВСМЗ)

Свт. Исаия, еп. Ростовский. Фрагмент иконы «Святители Исаия, Игнатий и прп. Авраамий Ростовские». 2-я пол. XVI в. (ГВСМЗ)

В XVII - нач. XX в. были широко распространены иконы Божией Матери с Младенцем и с предстоящими Ростовскими святителями Леонтием, И., Игнатием. Это был новый по сравнению с появившимся во 2-й пол. XV в. тип иконографии первых Ростовских святителей, где они обычно показаны благословляющими, левая рука обращена в молении к Пресв. Богородице. На подобных иконах Богоматерь стоит слева, близко к святителям, склонив к ним голову, лик Младенца и Его благословляющая десница также обращены к предстоящим. И. писался в середине группы, за свт. Леонтием, иногда последним, за святителями Леонтием и Игнатием (переводы с икон XVII в.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 440-443). Большинство известных икон-пядниц и прорисей этого типа датируются в пределах XVII - нач. XVIII в. (ГИМ; ЦМиАР; ГМЗРК; ГРМ - 1628 г., икона принадлежала И. М. Строганову; АОКМ - из ризницы Соловецкого мон-ря; частный музей «Дом Иконы на Спиридоновке»).

Существовали иконографические варианты такого извода - с расширенной группой святых (стоящих или припадающих), по-разному изображалась Богородица: «Молебная» («Моление о народе») икона Божией Матери с Ростовскими святыми (кон. XVI - нач. XVII в., из собрания С. Г. Строганова, ГРМ; И.- в коленопреклоненном молении); «Молебная» икона Божией Матери - «в молении Ростовских чудотворцев» (XVII в., ГМИР; см.: Коробко. 2006. С. 216, 409. Ил. 7); «Молебная» икона Божией Матери с припадающими Ростовскими и избранными чудотворцами (кон. XVII в., ГМЗРК); икона Божией Матери с Младенцем, с предстоящими Ростовскими святителями и со свт. Афанасием Александрийским (2-я пол. XVIII в., ГМЗРК; в надписи названа Ростовской; см.: Вахрина В. И. 2001. С. 111-126) и др. С иконой подобной иконографии жители Ростова встречали в 1613 г. избранного на царство Михаила Феодоровича Романова, ехавшего из Костромы в Москву. Аналогичный образ получил в благословение из рук архиеп. св. Тихона (впосл. Патриарх Московский и всея России) имп. мч. Николай II, посетивший Ростов во время поездки по древнерус. городам и вотчинным землям бояр Романовых 15-27 мая 1913 г. (Там же. С. 119-120).

В XVII в. появились иконы «Избранные святые в молении перед ростовской чудотворной Владимирской иконой Божией Матери» (чудотворный образ находился в Успенском соборе Ростова), как, напр., образ 2-й пол. XVII в. из собрания А. А. Титова (ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 354-355. Кат. 107). На иконе «Ростовские чудотворцы» 2-й пол. XVIII в. (ГРМ; см.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собр. Рус. музея / ГРМ. СПб., 1995. С. 230. Кат. 145) И.- крайний слева в 1-м ряду, вполоборота вправо, с седой бородой, левая рука на груди, правая раскрыта ладонью. Подобные изводы иконографии известны и в гравюре: напр., на листе 1809 г. из собрания Д. А. Ровинского (Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 769. № 1616А) фигуры святителей Леонтия и И. занимают центральное место в композиции. На иконе избранных святых перед Владимирской иконой Божией Матери (1-я четв. XIX в., ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 416-417. Кат. 124) у И. длинная борода с проседью, внизу более узкая и раздвоенная. Судя по надписи на Владимирской иконе Божией Матери с избранными святыми на полях (1855, ГМЗРК; см.: Она же. 1998. С. 105-106), создание этого образа было значимым для жителей Ростова. Икона была выполнена ростовским иконописцем А. Ф. Крыловым по заказу Ростовского градского об-ва для 128-й Ростовской дружины Ярославского ополчения, участвовавшей в Крымской войне; впосл. образ был поставлен в Успенском соборе Ростова. На полях иконы в овальных медальонах представлены поясные изображения рус. святых, преимущественно Ростовских, И.- 3-й сверху на левом поле.

Икона «Спас Нерукотворный, с предстоящими святыми» (1645, с дополнениями XVIII и XIX вв., ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 250-253. Кат. 70), согласно подписи на нижнем поле, была создана при Ростовском митр. Варлааме и по его благословению поставлена «над вратами града» (очевидно, в башне над воротами Петровского въезда земляной крепости), а в 1743 г. по благословению митр. сщмч. Арсения (Мацеевича) перенесена в ростовскую ц. Всех святых; вероятно, тогда на иконе были дописаны во 2-м ряду Ростовские чудотворцы. На иконе «Избранные святые» 2-й пол. XVII в. из церкви с. Демьяны Ростовского р-на Ярославской обл. (СПГИАХМЗ; см.: Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат. / Авт.-сост.: Л. М. Воронцова. Серг. П., 1996. Кат. 21) в 1-м ряду слева от свт. Николая Чудотворца изображены Ростовские святители Леонтий, И., Игнатий, справа - Московские святители, во 2-м ряду - др. Ростовские и Московские чудотворцы.

Изображения И. достаточно рано стали включать в состав минейных циклов на май, как правило вместе с прп. Пахомием Великим, прп. Евфросином Псковским, блгв. царевичем Димитрием Угличским под 15 мая. Образ И. имеется, напр., на иконе посл. четв. XVI в. (дар имп. мч. Николая II, ГРМ), на вологодской иконе кон. XVI в. (происходит из ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде, ВГИАХМЗ; см.: Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв.: Альбом. М., 1995. Кат. 80. Ил.), на образе «Святцы на май и июнь» XVII в. со старообрядческими поновлениями 1-й четв. XIX в. (ГРМ). Позднее образ И. появился на палехской или вязниковской иконе 1-й пол. XIX в. предположительно письма Т. И. Гагаева (до 2007 комплект минейных икон находился в собрании А. Глезера в Германии, затем - в собрании М. Е. Елизаветина; см.: Рус. иконы в собр. М. Де Буара (Елизаветина): Кат. выст. / Авт.-сост.: Н. И. Комашко и др. М., 2009. С. 232, 335, 339. Кат. 135. 9), а также на эмалевых иконах 1-й пол. XIX в. (ГМИР; И. с архиерейским жезлом в руке) и 2-й пол. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии; И. в митре, имя не подписано). Образцами для подобных икон часто служили гравированные святцы, напр. 1722 г. Г. П. Тепчегорского и 1730 г. И. К. Любецкого (раскрашенные экземпляры 2-й четв., сер.- 2-й пол. XVIII в. в РГБ; см.: Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург): Описание коллекции отдела изоизданий РГБ. М., 2004. Кат. 33. 9, 34. 9, 35. 8).

В иконописи XVIII - нач. XX в. сохранялись древние традиции иконографии И. Напр., в верхней части иконы «Воскресение Христово - Сошествие во ад» (1729, ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 1998. С. 100) в молитвенном обращении к Св. Троице (новозаветной) написаны избранные святые; среди Ростовских чудотворцев есть И. На 2 иконах «Собор Ростовских святых» из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове изображены все (в т. ч. местночтимые) Ростовские святители. Образ 1838 г. представляет И. крайним справа в 1-м ряду, с седоватой бородой; на иконе кон. XIX - нач. XX в. он 2-й справа, длинная борода святителя с проседью, в конце разделена на 2 части. Его образ включен также в иконные композиции Собора Ростовских чудотворцев XIX в. (ГМИР; см.: Коробко. 2006. С. 217, 409. Ил. 8), нач. XX в. (Минея (МП). Янв. Прил.). На иконе «Ростовские чудотворцы» иконописца В. П. Гурьянова (1902, ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 1998. С. 110) образ И. помещен слева от свт. Леонтия.

Свт. Исаия, еп. Ростовский, со сценой его погребения. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 137 (РГБ)
Свт. Исаия, еп. Ростовский, со сценой его погребения. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 137 (РГБ)

Свт. Исаия, еп. Ростовский, со сценой его погребения. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 137 (РГБ)

И. вместе со святителями Никитой Новгородским и Арсением Тверским был написан над сев. дверями в иконостасе придела во имя блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя (70-е гг. XIX в.; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 77). Большая икона Ростовских и избранных чудотворцев нач. XX в. из часовни Обретения главы св. Иоанна Предтечи в Елеонском Вознесенском рус. мон-ре в Иерусалиме, согласно надписи на обороте, пожертвована 24 июня 1909 г. «потомственной почетной гражданкой» А. Ф. Мальгиной из Ростова (И.- 2-й справа в 1-м ряду). Необычна полуфигура И. в клейме на большом кресте-мощевике кон. XVIII в. из Богородице-Игрицкого мон-ря (Богоявленский собор Анастасиина мон-ря в Костроме) - голова святого не покрыта. Ростовские святители нередко писались в качестве избранных святых на полях икон, в частности в палехском изводе «Шестоднев» («Неделя всех святых»), как на иконах 1-й пол. XIX в. (ГРМ, ЦМиАР).

В композиции «Собор русских святых», разработанной мастерами Выговской пуст., изображения И. входят в состав группы святителей (между святителями Леонтием и Иаковом): на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), на иконе 1814 г. письма П. Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея / ГРМ. СПб., 2008. С. 82-85. Кат. 70; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461), на образе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ; Icônes russes: Les saints: [Exposition] fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). Святой написан также на иконах российских чудотворцев нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ; облачение необычное - архиерейская мантия и омофор), сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ; см.: Ibid. P. 144-147. Cat. 53). В одном из нижних клейм иконы «Собор русских святителей» 60-х гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) И. представлен вместе со святителями Игнатием и Иаковом.

Как постриженик Киево-Печерского мон-ря, И. изображался в киевских произведениях живописи и графики, в частности на ксилографии 1656 г. мастера мон. Илии из 1-го изд. Киево-Печерского патерика (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 625, 627). В верхней половине листа - фигура И. в архиерейском облачении (фелонь, омофор, палица) и высокой митре, волосы длинные, до плеч, борода короткая, на конце раздвоенная. В левой руке святитель держит мешочек, правой раздает монеты вдовицам и убогим, изображенным у ног И. Вверху надпись: « ()  #   u    #   h    ()            ». В нижней части листа в картуше представлено погребение И. с надписью: «U   ()  h    w   ()  # »; внизу подпись гравера, дата и вирши. Эти сюжеты повторяются на гравюре Л. Тарасевича для издания Патерика 1702 г.

На гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря», выполненной мастером Акимом (монограмма «АК») в 1643-1676 гг. в Киеве (ДМКДУ; см.: Гончарук В. М., Кабанець Э. П. Дереворит сер. XVII ст. «Родословне древо Києво-Печерського монастиря» як джерело з исторiï Печерськоï канонизацiï // Могилянскi читання, 1999. К., 2000. С. 56-63), а также, очевидно, на близкой по иконографии иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ) погрудное изображение И. вместе с др. святыми из Киево-Печерского патерика помещено в левой части композиции, в одном из цветков «древа». На «Печерской иконе Божией Матери, со святыми из Киево-Печерского патерика» письма игум. Корнилия (Уланова) из Ризоположенского мон-ря в Суздале (1724, ГВСМЗ; см.: Иконы Владимира и Суздаля. 2006. С. 474-479. Кат. 107) И. изображен в левой части композиции за прп. Антонием Киево-Печерским, вполоборота к центру, крайним в 1-м ряду, в архиерейском облачении, с митрой на голове (надпись: «п Исаиа еп»).

Свт. Исаия, еп. Ростовский. Миниатюра из Ростовского патерика. 1762 г. (РНБ. Тит. 43. Ф. 775. Л. 27 об.)
Свт. Исаия, еп. Ростовский. Миниатюра из Ростовского патерика. 1762 г. (РНБ. Тит. 43. Ф. 775. Л. 27 об.)

Свт. Исаия, еп. Ростовский. Миниатюра из Ростовского патерика. 1762 г. (РНБ. Тит. 43. Ф. 775. Л. 27 об.)

Наиболее раннее изображение И. в рукописной книге встречается в Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34. 5. 30. Л. 120) в иллюстрации освящения ц. арх. Михаила «монастыря Всеволожа» (Выдубицкого) в Киеве (1088). Несмотря на именование епископов в тексте, на миниатюре фигуры в архиерейском облачении не персонифицированы и условны, имеют нимбы. В лицевой рукописи Ростовского патерика 1762 г. (РНБ ОР. Тит. 43 (Ф. 775). Л. 27 об.), принадлежавшей ростовскому купцу И. С. Рахманову, собраны жития большинства местных чудотворцев. На миниатюре И. изображен в рост, в повороте влево, перед образом Божией Матери (Богоматерь с Младенцем на коленях восседает на престоле, в Ее правой руке - скипетр, на голове - корона; подпись: «  U  ()   ()  ()  # »). И. в бордовой фелони и охристом омофоре, на голове белый клобук, правая рука возле груди, левая раскрыта ладонью, борода седая средней величины.

К ранним изображениям И. в монументальной живописи относится его образ в росписи 1547-1551 гг. Благовещенского собора Московского Кремля (Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1990. Ил. 47). В центральной апсиде алтаря в медальонах, выделенных цветом, помещены поясные изображения рус. святых: в центре - свт. Леонтий Ростовский, справа от него - И. в белом клобуке, с заостренной внизу бородой, в небольшом повороте влево, правая рука вытянута вперед в благословляющем жесте, покровенной левой прижимает к груди Евангелие. В росписи сев. фасада Успенского собора Московского Кремля (первоначальная живопись неоднократно поновлялась в XVII-XIX вв.) между колонками изображены в рост 6 святых: прп. Пафнутий Боровский, Ростовские святители И., Леонтий и Игнатий, преподобные Димитрий Прилуцкий и Сергий Радонежский (Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 35).

И. изображен также в росписи 1563-1564 гг. Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле, которую выполнили «мастеры московские Ларион Леонтьев сын, да Третьяк, да Федор Никитины дети, ярославцы Афонасий и Дементей Сидоровы дети» (Анкудинова Е. А., Мельник А. Г. Спасо-Преображенский собор в Ярославле. М., 2002. С. 38, 95, 100. Табл. 9). Благословляющий И. представлен в рост (руки разведены, в левой - Евангелие) вверху на юж. грани сев.-вост. столба собора, у него длинная седая борода. В главной апсиде алтаря ярославской ц. прор. Илии, расписанной в 1680 г. артелью костромских и ярославских мастеров во главе с Гурием Никитиным, И. написан в ряду с Московскими и Ростовскими святителями (Бусева-Давыдова И. Л., Рутман Т. А. Церковь Ильи пророка в Ярославле. М., 2002. С. 89, 95. Табл. 3). В росписи 1684 г. Троицкого собора костромского Ипатиевского мон-ря его образ помещен в диаконнике среди Ростовских и Новгородских святителей (Куколевская О. С. Стенопись Троицкого собора Ипатьевского мон-ря. М., 2008. Т. 1. С. 156-157).

Свт. Исаия, еп. Ростовский. Роспись ц. Спаса на Сенях в Ростовском кремле. 1675 г.
Свт. Исаия, еп. Ростовский. Роспись ц. Спаса на Сенях в Ростовском кремле. 1675 г.

Свт. Исаия, еп. Ростовский. Роспись ц. Спаса на Сенях в Ростовском кремле. 1675 г.

Образ И. наряду с изображениями др. местных святителей включен в программу росписей храмов Ростовского архиерейского дома (Ростовского кремля). Так, в ц. Спаса на Сенях святитель представлен в рост, в коричневой фелони с растительным орнаментом, на зап. стороне аркады солеи (1675; см.: Никитина Т. Л. Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом. М., 2002. С. 72, 77. Табл. 10). Образы И. имеются в стенописи ц. Воскресения (ок. 1670), в оконном проеме солеи, и в ц. ап. Иоанна Богослова (1683), на откосе окна верхнего яруса (Она же. Церковь Воскресения в Ростове Великом. М., 2002. С. 71, 74. Табл. 8; Она же. Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом. М., 2002. С. 67, 70. Табл. 8). Во 2-й пол. XVII в. на зап. внешней стене ростовского Успенского собора вокруг портала были написаны фигуры Ростовских святителей Леонтия, И. и Игнатия; под нижними окнами - полуфигуры святителей Леонтия и И. (Титов А. А. Ростов Великий в его церк.-археол. памятниках. М., 1911. С. 18; изображения сохр. фрагментарно).

В росписях церквей XVIII - нач. XX в. Ростова и Ростовского у. часто встречаются образы И., исполненные, как правило, в живописной манере (известно ок. 20 храмов с его изображениями; см.: Алитова, Никитина. 2008. С. 576). И. писали в основном с длинной седой бородой, в клобуке, напр. в росписи 1-й четв. XIX в. (ростовский худож. П. С. Рябов) ц. во имя свт. Димитрия Ростовского в Спасо-Иаковлевском мон-ре (в медальоне в алтаре, благословение именословное, в левой руке - раскрытая книга; см.: Свт. Димитрий, митр. Ростовский: Исслед. и мат-лы. Ростов, 2008. С. 114. Ил.). В ц. свт. Григория Богослова Ростовского кремля клеевая роспись датируется 1884 г.; в центральной апсиде представлена «Тайная вечеря», по сторонам композиции - святители Леонтий и И. В Богоявленском соборе Авраамиева мон-ря стенопись создана после 1730 г.; образ И. помещен в святительском ряду главной апсиды вместе с образами святителей Леонтия и Игнатия. В соборе ростовского монастыря Рождества Богородицы И. написан в алтаре (1715). В ц. Спаса на Песках Спасо-Иаковлевского мон-ря роспись выполнена в 1890 г. К. Я. Леоновым по заказу еп. Угличского Амфилохия (Сергиевского-Казанцева); И. изображен в рост на зап. грани сев.-зап. столба. В ростовской ц. Вознесения Господня образы Ростовских чудотворцев - в сев. апсиде на откосах дверного проема (живопись 20-х гг. XVIII в., неоднократно поновлялась). И. представлен в стенописи 1816 г. архиерейского живописца И. М. Гладкова в ц. свт. Николая на Всполье в Ростове. В ц. свт. Иоанна Златоуста в с. Годенове (роспись - 1859, А. Глебов, поновление - 1900-1903, В. Кузнецов и Н. Морокуев) И. написан с потиром в руке на откосе проема царских врат, между святителями Игнатием и Леонтием (воспроизв.: Там же. С. 184). В Троицкой ц. с. Вощажникова Борисоглебского р-на (роспись выполнена в кон. XVIII в. ярославскими мастерами) фигура И. расположена на откосе окна сев. стены четверика. В стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в акад. манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010), седобородый И. изображен в митре.

Свт. Исаия, еп. Ростовский. Фрагмент плащаницы. 1600 г. Мастерская Д. И. Годунова (ГМЗРК)
Свт. Исаия, еп. Ростовский. Фрагмент плащаницы. 1600 г. Мастерская Д. И. Годунова (ГМЗРК)

Свт. Исаия, еп. Ростовский. Фрагмент плащаницы. 1600 г. Мастерская Д. И. Годунова (ГМЗРК)
Свт. Исаия, еп. Ростовский. Покров. Кон. XVII — нач. XVIII в. Мастерская А. П. Бутурлиной (ГМЗРК)
Свт. Исаия, еп. Ростовский. Покров. Кон. XVII — нач. XVIII в. Мастерская А. П. Бутурлиной (ГМЗРК)

Свт. Исаия, еп. Ростовский. Покров. Кон. XVII — нач. XVIII в. Мастерская А. П. Бутурлиной (ГМЗРК)

Серебряную раку И. украшали 2 накладные сюжетные композиции в овальных картушах, выполненные московским ювелиром А. И. Ратьковым в 1799 г. Сохранилось клеймо с изображением чуда перенесения ангелами И. на облаке в Киево-Печерский мон-рь на освящение Успенской ц. (ГМЗРК; см.: Рус. серебро XVIII в. в собр. ГМЗРК / Авт.-сост.: В. М. Уткина. М., 2009. С. 51-52. Кат. 34). На утраченном клейме была представлена встреча И. с жителями Ростова после освящения Успенской ц. в Киеве. На серебряном с позолотой окладе нижней крышки Евангелия 1776 г. московского мастера Я. Фролова (происходит из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове, ГМЗРК) в 15 медальонах помещены чеканные поколенные изображения русских (гл. обр. Ростовских) святых, в центре - «Явление Толгской иконы Божией Матери Ростовскому епископу Трифону». В левом верхнем углу в большом медальоне прямолично представлен И. с Евангелием в руке (Там же. С. 104-106. Кат. 74).

Раннее изображение И. в лицевом шитье - поясной образ в медальоне на кайме плащаницы 1600 г., созданной в мастерской Д. И. Годунова (ГМЗРК). И.- 2-й сверху с правой стороны, десница перед грудью в двуперстном благословении, Евангелие на покровенной левой руке, у святителя темная борода средней величины; надпись: «стль исаiи». На саккосе 1655 г., изготовленном в мастерской царицы М. И. Милославской и пожалованном царем Алексеем Михайловичем патриарху Никону (ГММК), на подольнике передника вышиты поколенные изображения К-польских и рус. святителей, в т. ч. И. (Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004. С. 318-319. Кат. 108).

Изображения И. встречаются в произведениях лицевого шитья, вышедших из мастерских Строгановых во 2-й пол. XVII в.: напр., на воскрылиях клобука митр. Ростовского Ионы (Сысоевича) (1665, ГМЗРК) И.- в молении, рядом со свт. Леонтием. На палице сер. XVII в. помещен сюжет «Богоматерь с Младенцем, в молении святителей Леонтия, Исаии, Игнатия Ростовских» (ЯИАМЗ). В Преображенский собор Н. Новгорода Г. Д. Строганов вложил пелену «Ростовские святители Леонтий, Исаия, Игнатий, Иаков и свт. Стефан Великопермский» (кон. 50-х - 60-х гг. XVII в., НИАМЗ), на которой святители представлены в рост, фронтально, в архиерейских облачениях, каждый с Евангелием в руке. На саккосе митр. Казанского и Свияжского Лаврентия, исполненном в 60-х гг. XVII в. в мастерской А. И. Строгановой (ГОМРТ), образ И. вышит среди изображений избранных святых на вставной полосе, дополнившей подольник в XVIII в.

Сохранился надгробный покров И. кон. XVII - нач. XVIII в., выполненный в мастерской А. П. Бутурлиной (ГМЗРК). На темно-голубом атласе помещена фигура И. с благословляющей именословно десницей, в левой руке - Евангелие. Клобук шит серебряными нитями, личное - светло-серыми, с использованием коричневых нитей для очертаний глаз, носа, рук и для подчеркивания прядей на длинной седой бороде; фелонь расшита золотными нитями.

Ростов был центром резьбы по дереву, о чем свидетельствуют сохранившиеся произведения XV-XVI вв., близкие по иконографии, стилю и приемам резьбы. На резной иконе «Ростовские святые со свт. Николаем Чудотворцем и Спасом Еммануилом» (кон. XVI в., ГММК; см.: Соколова И. М. Рус. деревянная скульптура XV-XVIII вв.: Кат. М., 2003. С. 101-103. Ил. 11) - прямоличная фигура И. (двуперстно благословляет десницей, в левой руке держит Евангелие). На 2 деревянных крестах (сер. XVI в., ГМЗРК) с ростовыми изображениями святителей Николая и Леонтия на оборотах на средней перекладине в круглых медальонах представлены полуфигуры Ростовских святителей, в т. ч. И. (Бобринский А. А. Народные рус. деревянные изделия. М., 1914. Вып. 12. Табл. 195. № 1-3; Табл. 196. № 2, 3, 5). На иконе «Ростовские святители и свт. Петр Московский» (сер. XVI в., РГИАХМЗ; см.: Николаева Т. В. Мелкая пластика, скульптура, декоративная резьба // Очерки рус. культуры XVI в. М., 1977. Ч. 2. С. 364) вырезаны образы святителей Иакова, Леонтия, И. и Игнатия, на раме - полуфигура свт. Петра, митр. Московского.

Свт. Исаия, еп. Ростовский. Эмалевая икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ГМЗРК)
Свт. Исаия, еп. Ростовский. Эмалевая икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ГМЗРК)

Свт. Исаия, еп. Ростовский. Эмалевая икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ГМЗРК)

В XVIII - нач. XX в. И. писали в традиц. иконографии (нередко с добавлением панагии) в многочисленных произведениях ростовской финифти. К самым ранним изображениям И. в этой технике относится дробница митры кон. XVII в. из угличского Покровского монастыря (УИХМ; см.: Федорова М. М. Ростовская финифть из собр. музеев Ярославской обл. // ИКРЗ, 2003. Ростов, 2004. С. 405, 414. Ил. 1). Судя по письму, поясной прямоличный образ И. выполнен в 40-х гг. XVIII в. московским мастером. Святитель представлен благословляющим, в левой руке - раскрытое Евангелие, седая борода сужается книзу. Существовали поясные и ростовые единоличные изображения И. в финифти, его образ всегда вводился в композиции «Собор Ростовских чудотворцев», «Моление Ростовских святителей», «Вид Ростовского кремля» и др. (ГМЗРК, ГИМ, ЦМиАР; см., напр.: Рус. эмаль XVII - нач. XX в.: Из собр. Музея им. Андрея Рублева. М., 1994. С. 147, 150-151. Кат. 190, 193). Такие образки развозились паломниками по всей России.

В XX в. образ И. встречается в группе Ростовских чудотворцев на иконах мон. Иулиании (Соколовой) «Собор святителей, в земле Российской просиявших» сер. XX в. (митрополичьи палаты ТСЛ) и «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова), ТСЛ), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ). Рисунок И. выполнен для Миней (МП) иконописцами прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых правосл. Церкви. М., 2001. С. 237). В совр. иконописи и финифти воспроизводятся традиц. изводы иконографии И.

На столбиках царских врат ц. Входа Господня в Иерусалим, расположенной под соборной звонницей Ростовского кремля, имеется 6 икон Ростовских святителей (2008, худож. Л. Смирнова; техника живописи по эмали); образ И. в рост - в верхней части левого столбика. В нише стены за ковчегом с мощами святителей И., Игнатия и прп. Даниила Переславского находится 3 иконы этих святых (2011, худож. Г. Соколова; техника горячей эмали).

Лит.: Титов А. А. Ростов Великий в его церк.-археол. памятниках. М., 1911. С. 42, 67-68; Вахрина А. Л. Об иконе «Сергий Радонежский и ростовские чудотворцы» из собр. Ростовского музея-заповедника // ИКРЗ, 1995. Ростов, 1996. С. 63-71; Маясова Н. А. Одна из последних древнерус. светлиц // ПКНО, 1994. М., 1996. С. 393; Иконография ростовских святых: Кат. выст. / Сост.: А. Г. Мельник. Ростов, 1998; Вахрина В. И. Иконы с датами, подписями, надписями из собр. Ростовского музея // СРМ. 1998. Вып. 9. С. 89-110; она же. Икона ростовских святителей Леонтия, Исайи, Игнатия: К истории иконографии ростовских святых // ИХМ. 2001. Вып. 5. С. 111-125; она же. Изображения местночтимых ростовских святых в иконописи // ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 214-223; она же. Иконы Ростова Великого. М., 20062; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 438-447, 460-461; Т. 2. С. 136-137, 308-309; Третьякова А. Л. Среднерус. агиогр. традиция в искусстве XVI-XVIII вв.: Иконография Авраамия Ростовского: АКД. М., 1998; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 230-239; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 285-289, 294-297, 324, 326-327. Кат. 89, 95, 128; Иконы Владимира и Суздаля / ГВСМЗ. М., 2006. С. 276-279, 474-479. Кат. 65, 107; Коробко О. А. Иконопись XVII - 1-й пол. XVIII в. из собр. ГМИР // Ростовский Архиерейский дом и рус. худож. культура 2-й пол. XVII в.: (Мат-лы конф. 21-23 сент. 2005 г.) / ГМЗРК, НИИ РАХ. Ростов, 2006. С. 216-217, 409. Ил. 7, 8; Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской обл.: [Кат. выст.] / Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. С. 40-41. Кат. 45; Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского у. XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2008; Рус. икона XV-XX вв. = Russian Icons of the 15th-20th Cent.: Из колл. И. В. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 114, 144, 329, 332. Кат. 84, 109; Святые земли русской: Кат. выст. / ГРМ. СПб., 2010. С. 216-219, 222-223, 230-231, 236-237. Кат. 132-134, 137, 143, 146.
В. И. Вахрина
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Почитание православных святых Епископы Русской Православной Церкви Святители Русской Православной Церкви Иконография святителей Мощи, в современном руссском языке - останки человека, причисленного к лику святых, являющиеся объектом почитания Собор Ростово-Ярославских святых (23 мая) Исаия († после 1089), епископ Ростовский, святитель (пам. 15 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
См.также:
ИГНАТИЙ († 28 мая 1288, Ростов), свт. (пам. 28 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ЛЕОНТИЙ еп. Ростовский (с 1073/75 по 1076/77?), свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)
ГРИГОРИЙ († 1416), свт. (пам. 3 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский и Ярославский
ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации)
ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая)
ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
ДИОНИСИЙ ГРЕК († 1425), еп. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.)
ИАКОВ (XIV в.), еп. Ростовский., свт. (пам. 27 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ИГНАТИЙ († ранее 1219), еп. Смоленский, свт. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)
ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ИОАНН († 1373?), еп. Суздальский, свт. (пам. 15 окт.)
ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви
КИРИЛЛ II († 1262), еп. Ростовский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых)