(† 21.05.1262, Ростов), свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), еп. Ростовский. Сведения о святителе сохранились в летописных памятниках Сев.-Вост. Руси, прежде всего ростовских. Вероятно, К. принял постриг во владимирском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре. После того как 14 марта 1227 г. настоятель обители сщмч. Митрофан был хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского, К. стал игуменом мон-ря. При К. Рождественский мон-рь получил статус архимандритии, его настоятель стал главой черного духовенства Владимира-на-Клязьме. В качестве владимирского архимандрита К., по всей видимости, вместе с Владимирским еп. Митрофаном, Владимирским вел. кн. мч. Георгием (Юрием) Всеволодовичем, черным и белым духовенством и горожанами в 1230 г. участвовал в торжественной встрече во Владимире-на-Клязьме перенесенных из Волжской Булгарии мощей мч. Авраамия Болгарского.
В сент. 1229 г. Ростовский еп. Кирилл I оставил кафедру. В нач. апр. 1230 г. ростовские князья святые Василий (Василько), Всеволод (Иоанн) и Владимир (Димитрий) Константиновичи обратились к Владимирскому вел. кн. Георгию, чтобы он «пустил на епископство Ростову» К., «игумена и архимандрита манастыря святыя Богородица Рождества» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 453). В Типографской летописи кон. XV в. события, предшествовавшие поставлению К., описываются иначе. 25 февр. 1230 г. в Ростове состоялся перенос мощей свт. Леонтия Ростовского из ц. св. Иоанна Предтечи в Успенский собор, в тот же день «причетник» К. в присутствии кн. Василька Константиновича и ростовских бояр освятил собор. Затем К. вернулся во Владимир-на-Клязьме, 14 апр. 1230 г. был отпущен вел. князем в Ростов, где его встретили княжеская семья, бояре, духовенство и горожане (Там же. Т. 24. С. 92). Летом 1230 г. во Владимир-на-Клязьме прибыли Киевский митр. Кирилл I(II), Черниговский еп. Порфирий II, игум. киевского Спасо-Преображенского монастыря на Берестове Петр Акерович и «ин муж». К. не назван в летописи среди представителей черного духовенства, встречавших митрополита (Там же. Т. 1. Вып. 2. Стб. 455-456).
Весной 1231 г. К. был послан для совершения епископской хиротонии в Киев. В сообщении об этом событии летописец назвал К. духовником ростовского кн. Василька Константиновича. 6 апр. в киевском Софийском соборе состоялась хиротония К.; в ней участвовали митр. Кирилл I, епископы Порфирий Черниговский, Алексий Полоцкий, неизвестные по именам Белгородский и Юрьевский (Алексий?) архиереи. В это время в Киеве был съезд рус. князей; на хиротонии К. присутствовали Киевский вел. кн. Владимир (Димитрий) Рюрикович, южнорус. князья и бояре, настоятели киевских мон-рей и «от Чернигова Иоанн, игумен мученичьскыи». Большой пир состоялся в Киево-Печерском монастыре (см. Киево-Печерская лавра). Вскоре митрополит отпустил К. в Сев.-Вост. Русь «со многою честью», 18 мая 1231 г. в Ростове торжественно встречали новопоставленного епископа.
Летописец сообщает, что К. как «истинныи пастырь пас стадо люди земля Ростовьскыя с кротостью», управлял Ростовской епархией, подражая своим предшественникам, не только «словом уча, но и делом кажа... многы добродетели показа, якоже истинныи святитель» (Там же. Стб. 476, 456-459). 14 авг. 1231 г. К. «великим священьем» освятил Успенский собор в Ростове и устроил празднование, на котором присутствовали все правители Ростовской земли с семьями. Архиерей приложил много усилий к украшению собора. Сравнивая заслуги свт. Леонтия Ростовского и К., летописец отмечал, что первый «просвети святым крещеньем град Ростов», а второй украсил Успенский собор «иконами многоценьнами, ихже несть мощи и сказати, и спред полы, рекше пелены». Тщанием К. в храме появились «кивота 2 многоценна», а «индитью многоценну» епископ «доспе на святеи тряпезе, ссуди ж и рипидьи, ино много множество всякых оузорочеи». Помимо этого епископ «причини же двери церковьныя прекрасны, яже наричются Златыя, сущая на полуденьнои стране» (Там же. Стб. 457-458). Возможно, к изготовлению золоченых дверей в ростовском Успенском соборе могла быть причастна артель мастеров, которая в 30-х гг. XIII в. работала над вратами в суздальском соборе Рождества Пресв. Богородицы, расписанными по меди техникой «огневого золочения». Между 1231 и 1236 гг. К. вложил в Успенский собор «кресты честныя, многы мощи святых в раках прекрасных в заступленье, и покров, и оутверженье граду Ростову, и христолюбцю князю Василькови, и княгине его, и сынови его Борису» (Там же. Стб. 458). Вероятно, часть чудотворных икон и мощей Ростовский епископ мог получить в 1231 г. в Киеве от митрополита и в Киево-Печерском мон-ре.
В нач. 30-х гг. XIII в. К., по-видимому, участвовал в семейных торжествах ростовских князей: 24 июля 1231 г. у кн. Василька Константиновича и кнг. Марии Михайловны родился сын Борис, вскоре он был крещен, летом 1236 г. родился и был крещен св. Глеб Васильевич, летом 1232 г. состоялась свадьба угличского кн. Владимира Константиновича.
В февр.- марте 1238 г., во время монг. нашествия, К. укрылся на Белоозере. Весной этого года на месте битвы рус. войск с монголами на р. Сить (4 марта) по инициативе К. были предприняты поиски останков вел. кн. Георгия Всеволодовича, погибшего на поле боя. После обнаружения тела вел. князя К. совершил его погребение в ростовском Успенском соборе. По повелению К. и кнг. Марии Михайловны в Ростов также было привезено обнаруженное в Шеренском лесу тело ростовского кн. Василька Константиновича, плененного монголами во время битвы на Сити и вскоре убитого. Останки князя были похоронены в Успенском соборе. Несомненно по благословению К. в городах и селах Сев.-Вост. Руси весной 1238 г. было организовано отпевание и погребение погибших во время нашествия монголов. В Ярославле массовые захоронения совершались во 2-й пол. апр.- мае 1238 г. (Энговатова А. В. и др. Массовое средневековое захоронение в Ярославле: (Предварительные результаты) // КСИА. 2010. Вып. 224. С. 106-114).
Осенью 1239 г. по приказу Владимирского вел. кн. св. Ярослава (Феодора) Всеволодовича состоялся перенос останков Георгия Всеволодовича во Владимир-на-Клязьме. Погребение князя во владимирском Успенском соборе совершили К., архим. владимирского Рождество-Богородицкого мон-ря Дионисий, «игумени, и попове, и черноризци». На похоронах вел. кн. Георгия присутствовали его братья вел. кн. Ярослав и суздальский кн. Святослав (Гавриил) Всеволодович, а также «князи рустии» и «весь град Володимерь» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 467; Т. 25. С. 130). Роль Ростовского епископа в этих событиях не была случайной. После гибели 7 февр. 1238 г. Владимирского еп. Митрофана К. в 1238-1251 гг. управлял Владимиро-Суздальской епархией и восстанавливал правосл. приходы в Сев.-Вост. Руси (в частности, летом 1239 освятил ц. Бориса и Глеба в Кидекше).
После смерти в 1246 г. Ярослава Всеволодовича Владимирский великокняжеский стол занял его брат Святослав. Сыновья Ярослава были недовольны полученными от него уделами. В 1247 г. св. Александр Ярославич Невский вслед за братом Андреем отправился к хану Батыю, затем в ставку вел. ханов в Каракорум, откуда вернулся в кон. 1249 г., получив ярлык на «Кыев и всю Русьскую землю», вел. князем Владимирским стал Андрей Ярославич. Возможно, в 1248 г. К. венчал в ростовском Успенском соборе кн. Бориса Васильковича и муромскую кнж. Марию Ярославну, двоюродную сестру по матери кн. Александра Невского (Кузьмин А. В. Генеалогия муромских князей в XIII - сер. XIV вв.: Факты и гипотезы // Уваровские чт., 8-е: Мат-лы Всерос. науч. конф. Владимир, 2012. С. 164-168). Зимой 1248/49 г. К. возглавил отпевание во владимирском Успенском соборе погибшего в битве с литовцами на р. Протве кн. Михаила Ярославича Хоробрита. К. участвовал в отпевании там же умершего 27 дек. 1249 г. угличского кн. Владимира Константиновича, в нач. янв. 1250 г.- в его погребении в Спасо-Преображенском соборе Углича. В нач. февр. 1250 г. К. отпел скончавшегося во Владимире-на-Клязьме ярославского кн. св. Василия Всеволодовича, 20 февр. участвовал в его похоронах в Успенском соборе Ярославля.
Вместе с Киевским митр. св. Кириллом II, в 1250 г. прибывшим во Владимир-на-Клязьме, К. зимой 1250/51 г. венчал важный политически, но сомнительный с канонической т. зр. брак Владимирского вел. кн. Андрея Ярославича и дочери галицко-волынского кн. Даниила Романовича, бывших двоюродными братом и сестрой. В мае 1251 г. вместе с митр. Кириллом II К. приехал в Новгород, 25 мая оба архиерея приняли участие в хиротонии Далмата во архиепископа Новгородского. Летом 1251 г., во время тяжелой болезни кн. Александра Невского, его «Бог помилова... и молитва отца его Ярослава, и блаженаго митрополита, и епископа Кирила» (Присёлков. 2002. С. 323). В мае 1252 г., во время «Неврюевой рати», К. находился в Ростове, 2 мая в присутствии князей Бориса и Глеба Васильковичей освятил ц. во имя святых Бориса и Глеба. По-видимому, К. принял участие в торжествах по случаю рождения у кн. Бориса сыновей Дмитрия (11 сент. 1253) и Константина (30 июля 1254). Зимой 1257 г., вероятно, К. крестил в Ростове знатную монголку, жену белозерского кн. Глеба Васильковича, с к-рой князь приехал на Русь из Монголии; в крещении она получила имя Феодора. В том же году монголы переписали население Сев.-Вост. Руси и обложили его налогами, от к-рых было освобождено духовенство. К. благословил кн. Александра Невского на поездку в Новгород вместе с ордынскими чиновниками для проведения переписи.
Осенью 1258 г. князья Борис и Глеб Васильковичи вернулись из Орды на Русь и были торжественно встречены ростовцами и К. В летописи не отмечены поездки К. в Орду, но о них сообщается в составленном не позднее посл. трети XV в. Житии св. Петра, царевича Ордынского (Мельник А. Г. К вопросу о времени возникновения «Повести о Петре, царевиче Ордынском» // ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 626-627). К. ездил к хану Берке (1257-1266). Хан предоставил К. «егоже требует» и наложил на ярославских князей обязанности давать «годовые оброки на гроб его» (гробницу свт. Леонтия Ростовского в ростовском Успенском соборе). После того как К. исцелил ханского сына, Берке приказал «давати владыце оброки годовнии в дом Святые Богородица». Послушав поучения К., принял крещение племянник хана (см. Петр, прп., царевич Ордынский). В «Повести...» содержится указание, что в ростовском Успенском соборе при К. за богослужением один клирос пел по-славянски, второй - по-гречески. К. не всегда мог противодействовать переходу из Православия в ислам подчиненных ему людей. Мусульманином стал бывш. мон. Зосима, в нач. 1262 г. он был убит во время восстания в Ростове против ордынских сборщиков дани.
В 1259 г., возвращаясь из Новгорода, кн. Александр Ярославич посетил в Ростове князей Бориса и Глеба Васильковичей и К. В среду на Страстной неделе они вместе молились в Успенском соборе, где вел. князь «кланяся святеи Богородици, и целова крест честныи, и кланяся епископу Кирилу», благодаря его за молитвы о здоровье; перед отъездом во Владимир-на-Клязьме вел. князь дал ростовским правителям и архиерею «честь и дары многы» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 475; Вып. 3. Стб. 524). В Тверской летописи сохранились уникальные сведения о том, что вел. князь «десятину дасть святей Богородици, тако бе ему обычай» (Там же. Т. 15. Стб. 401). Очевидно, речь идет о десятине с владений кн. Александра Ярославича на территории Ростовской епархии.
В 1261 г. вел. кн. Александр Ярославич и ростовские князья Борис и Глеб Васильковичи назначили в помощь К., к-рый был «исполнен днями, в старости в глубоце и в честнеи добродетелнеи седине» (Там же. Т. 1. Вып. 2. Стб. 475-476), «причетником» Ростовской кафедры архим. Авраамиева ростовского в честь Богоявления муж. мон-ря свт. Игнатия. Князья «взведоша» Игнатия «благословением» митр. Кирилла II и К.
К. прославился как проповедник и духовный наставник. Чтобы послушать его поучения, в ростовский Успенский собор приходили не только миряне, но и «попы, и игумены, и весь черноризьчьскыи чин», ростовчане и жители «из окрестных градов». Одни люди, как утверждает ростовский летописец, желали слушать «оученья его еже от святых книг», другие шли, чтобы увидеть «украшенья святыя церькви Пречистыя Владычица нашея Богородици».
В годы архиерейства К. продолжалось ростовское владычное летописание, одним из центров к-рого стал Успенский собор. Уже уникальный рассказ в Лаврентьевской летописи о поставлении К. в Киеве дает основание искать в этом памятнике следы ростовского летописания. Следует отметить и указание в Лаврентьевской летописи о том, что уцелевшие от монг. нашествия члены княжеского рода были спасены «молитвой святыя Богородицы и блаженаго епископа Кирилла» (в последующих текстах эпитет «блаженый» повторяется). Значение ростовского летописания для истории Сев.-Вост. Руси велико, особенно начиная с известий 1246/47 г., когда после смерти Владимирского вел. кн. Ярослава Всеволодовича прекратилось великокняжеское летописание до правления вел. кн. св. Димитрия Александровича (1276-1294).
Вопрос о лит. деятельности К. остается открытым. В XIX в. ученые атрибутировали К. ряд древнерус. «слов» и поучений, составленных от имени «святого отца Кирилла» (Горский А. В., прот. Кирилл II, митр. Киевский и всея России // ТСОРП. 1843. Ч. 1. С. 414-432; Поучения Кирилла, еп. Ростовского // ПС. 1859. Ч. 1. № 2. С. 244-258; Филарет (Гумилевский). Обзор. 18843. С. 56-58; Петухов Е. В. К вопросу о Кириллах - авторах в древней рус. лит-ре. СПб., 1887. С. 3-4, 13-16. (СбОРЯС; Т. 42. № 3); Никольский Н. К. К вопросу о проповеди Кирилла II, еп. Ростовского // Библиогр. летопись. СПб., 1914. Т. 1. С. 122-124). Однако совр. исследователи не видят убедительных свидетельств авторства К. в отношении к.-л. произведений (Творогов. 1987; Старостина И. П. Поучение к собору духовенства // Письменные памятники истории Др. Руси: (Летописи, повести, хождения, поучения, жития, послания): Аннот. кат.-справ. / Ред.: Я. Н. Щапов. СПб., 2003. С. 164-166). Несомненно лишь участие К. в устроении по инициативе кнг. Марии Михайловны почитания в Ростове ее отца, Черниговского вел. кн. мч. Михаила Всеволодовича, погибшего в Орде в 1246 г., в связанных с этим работе над Житием князя и в строительстве посвященной Черниговским мученикам церкви.
В Лаврентьевской летописи К. охарактеризован как «святыи» и «блаженныи учителныи епископ» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 475), в Ростовском владычном своде 1419 г. он назван «блаженныи... епископ» (Там же. Вып. 3. Стб. 524). Для поминания имя К. было записано в синодики Ростовской епархии (РНБ. Погод. № 1596. Л. 163; ЯИАМЗ. № 15585. Л. 98 об., 99; ГМЗ РК. Р-225. Л. 93; Р-226. Л. 10; и др.). В Вологодском соборном синодике 80-х гг. XVI в., протографом к-рого, очевидно, был несохранившийся Ростовский соборный синодик, К. назван «блаженным и приснопамятным епископом Ростовским» (РНБ. Погод. № 1596. Л. 163). «Вечная память» К. читается в пергаменном Вселенском синодике новгородского Софийского собора 2-й пол. XVI в. (РНБ. ОСРК. F.п.IV.1. № 1). Во 2-й пол. XVII в. имя К. стали поминать на богослужении в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря (НКПИКЗ. № 907. Л. 5). К. назван в «Описании о российских святых» (списки известны с кон. XVII в.). Архим. Леонид (Кавелин) включил К. в число почитавшихся в Сев.-Вост. Руси святых (Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 160). Архиеп. Сергий (Спасский) указал имя святителя среди неканонизированных рус. святых (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 563); имя К. отсутствует в составленном архиеп. Сергием «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903). Канонизацией К. следует считать включение его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование которому было установлено в 1964 г. по инициативе Ярославского и Ростовского архиеп. Никодима (Ротова). Имя святителя вошло также в Собор Владимирских святых, учрежденный в 1982 г. по благословению Владимирского и Суздальского архиеп. Серапиона (Фадеева).
Неск. миниатюр, иллюстрирующих основные события жизни К., помещены в Голицынском (РНБ. F.IV. 225. Л. 333 об., 335 об., 346, 354), Лаптевском (РНБ. F.IV.233. Л. 996-996 об.) и 1-м Остермановском (БАН. 31.7.30-1. Л. 15 об., 25, 27) томах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в., где святой изображен убеленным сединами старцем, тип облачения варьируется.
На иконе «Собор Ростовских святых» кон. XIX - нач. XX в. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове изображены мн. местночтимые святители. К. в фелони и омофоре, с благословляющей двуперстно правой рукой и с Евангелием в левой представлен во 2-м ряду в центральной части слева. Его облик (русая с проседью борода, немного сужающаяся на конце) близок к изображению на иконе кон. XVII - 1-й четв. XVIII в. Голова не покрыта, волосы короткие и волнистые, над нимбом надпись: «св. Кирилъ еписко[п]».
Кроме того, К. изображался в житийной иконографии блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича - в сцене обретения его тела после сражения 4 марта 1238 г. на р. Сить, когда рус. войска потерпели поражение от монголо-татар. Возвращаясь с Белоозера, К. пришел на поле сражения и предал земле погибших православных воинов, отыскал тело блгв. вел. кн. Георгия и перенес его в Ростов. Этот сюжет представлен, в частности, в росписи Успенского собора во Владимире (1882-1884; палехская артель Н. М. Софонова): К. в светлых епископских одеждах, окруженный духовенством и народом, стоит над группой почивших ратников. Иначе эта композиция решена в графических книжных иллюстрациях, наиболее ранний пример - литография И. С. Щедровского, отпечатанная по рисунку Б. А. Чорикова ок. 1836 г.: «Тело убитого вел. кн. Георгия найдено еп. Кириллом, 1238 г.» (Живописный Карамзин, или Рус. история в картинах / Изд.: А. Прево. СПб., 1836. Ч. 1. Ил. 60). Здесь К. изображен фронтально в архиерейской мантии и клобуке с кадилом в руке. Один из листов в альбоме рисунков худож. В. П. Верещагина «История Государства Российского в изображениях державных его правителей» (СПб., 1890. Л. 27) имеет сопроводительный текст: «По смерти брата, Константина Всеволодовича, вернув великокняжеский престол, Юрий Всеволодович пал в битве на берегу Сити, при вторичном нашествии Монголов, и найден Епископом Ростовским Кириллом в куче тел обезглавленным». Художник изобразил момент, когда К. в монашеских одеждах стоит на коленях перед обезглавленным телом св. князя.