[дзен, от кит. чань и санскр. - созерцание, медитация], одно из наиболее влиятельных направлений япон. буддизма.
Как самостоятельное учение Д. возникает в VI в. в Китае в результате деятельности инд. буддийского проповедника Бодхидхармы (кит. Дамо; япон. Дарума), но классический Чань (парадоксальный и антикнижный) складывался в VII-VIII вв. Первые сведения о Чань проникли в Японию благодаря япон. монахам, обучавшимся в Китае, и кит. монахам, прибывшим в Японию, уже в VIII - нач. IX в. Но в этот период идеи и практика Чань не получили распространения. Действительное проникновение Чань в Японию относится к кон. XII в., а собственно япон. школы дзэнского направления появляются с XIII в. Широкое распространение получили 2 школы - Риндзай (кит. Линьцзи), основанная Эйсаем (1140-1215), и Сото (кит. Цаодун), основанная Догэном (1200-1253). И Эйсай и Догэн до обращения к Д. были адептами школы Тэндай. Влияние доктрины Тэндай отчетливо прослеживается в учении Эйсая. Догэн проповедовал более чистый вариант Д. и был известен отрицательным отношением к офиц. властям и к их вмешательству во внутримонастырскую жизнь. Именно эклектичный и более гибкий Риндзай-Д. получил более широкое распространение и офиц. поддержку гос-ва. Риндзай-Д. был наиболее популярен в Киото и Камакуре среди аристократии и самураев, а Сото-Д.- прежде всего на северо-востоке страны, а также в юго-зап. провинциях, в основном у сельского населения и среди провинциальных самураев.
Учение о карме в Д. отходит на 2-й план, главной целью приверженцев Д. было достижение особого состояния сознания - «пробуждения» (сатори), в к-ром человек способен воспринимать вещи не-дуально, т. е. такими, каковы они есть в действительности. Главными средствами достижения сатори в Д. считались: практика медитации в позе лотоса (дзадзэн), решение коанов - загадок, к-рые невозможно решить с помощью законов формальной логики, беседы с учителем (мондо). Канонические тексты и письменное слово как таковое были вспомогательными средствами, приоритет отдавался устному каналу передачи сакрального знания непосредственно от учителя к ученику («от сердца к сердцу»). Согласно Д., просветление наступает мгновенно, а не постепенно, как принято считать в большинстве буддийских школ. Возможность внезапного просветления обусловлена тем, что «сущность Будды» (ср. со ст. Татхагатагарбха) заключена в сердце каждого человека. Важна также ориентация Д. на практическую деятельность, неотделимую от постижения истины.
Быстрому распространению Д. и превращению Риндзай-Д. в фактически офиц. религию в период Муромати (XIV-XVI вв.) способствовал успех в среде самурайского сословия, к-рый объясняется следующими факторами. Во-первых, мн. положения Д.- активное отношение к жизни, примат практической деятельности, отрицание важности книжной традиции, снятие дихотомии «жизнь - смерть» - были близки самураям по духу. Во-вторых, военные, в чьи руки перешла власть в стране, нуждались в новой идеологии, и Д. в качестве таковой был противопоставлен старым школам Тэндай и Сингон (см. ст. Чжэньянь), тесно связанным с императором и аристократическими кругами. В-третьих, учение Д. служило одним из важнейших каналов приобщения самурайского сословия к традиц. кит. культуре.
В XIV в. была создана сеть дзэнских храмов, пользовавшихся поддержкой сёгунских властей. В 1338 г. вышел указ сёгуна Асикаги Такаудзи о строительстве дзэнских храмов во всех 66 провинциях страны. Иерархию таких храмов с 1341 г. возглавили «пять монастырей» (годзан, букв.- пять гор) - система, заимствованная из Китая. После 1353 г. в годзан входило 10 мон-рей: 5 храмов в резиденции сёгуна в Камакуре (Кэнтёдзи, Энгакудзи, Дзюфукудзи, Дзётидзи, Дзёмёдзи) и 5 в Киото (Нандзэндзи, Тэнрюдзи, Кэнниндзи, Тофукудзи, Мандзюдзи). Помимо годзан система включала еще 2 звена - дзиссэцу (десять храмов) и сёдзан (храмы всех провинций). Всего в сеть годзан входило ок. 300 мон-рей и храмов. Мон-ри годзан были культурными центрами, при мн. храмах существовали школы (тэракоя), ученикам к-рых преподавались не только основы буддизма, но и знания общего характера. Храмы были также центрами книгопечатания. Монахи, часто ездившие учиться в Китай, были прекрасными знатоками кит. философской и лит. традиции и создали лит. направление «годзан бунгаку» (литература пяти монастырей) - китаеязычную поэзию, перешагнувшую рамки чисто буддийской тематики и оказавшую влияние на япон. буддийскую лит-ру в целом.
В период Эдо (XVII-XIX вв.) популярность Д. снизилась, основой офиц. идеологии становится неоконфуцианство (его распространению способствовали дзэнские монахи, обучавшиеся в Китае), подвергшее буддизм резкой критике. Буддизм в целом и Д. в частности теряют доминирующие позиции. Лишенные финансовой поддержки мон-ри годзан приходят в запустение. Объединители Японии Ода Нобунага (1534-1582) и Тоётоми Хидэёси (1537-1598) считали существование крупных независимых мон-рей препятствием на пути централизации страны, поэтому мн. буддийские мон-ри, в т. ч. и входившие в систему годзан, были разрушены и сожжены.
Тем не менее Д. продолжал развиваться, при этом наибольшим влиянием пользовался Сото-Д. и мон-ри, не входившие в систему годзан. Появились новые крупные фигуры - Бэнкэй (1622-1693) и Хакуин (1683-1768), реформировавшие Д. Хакуин, мон. школы Риндзай, разработал учение о «внутреннем взгляде», в к-ром он призывал к самосозерцанию, признавая его высшим мерилом истинности. Появлялись и новые школы, напр. школа Обаку, создателем к-рой был кит. проповедник Иньюань (япон. Ингэн, 1592-1678). Обаку - япон. название кит. горы Хуанбо. Иньюань сочетал Д. с верой в «чистую землю» Будды Амиды, к-рую призывал искать в собственных сердцах. Хотя школа Обаку-Д. так и не добилась широкой популярности (в частности, из-за того, что все службы в храмах Обаку велись на кит. языке), благодаря ей японцы познакомились с достижениями культуры Китая эпохи династии Мин. Для этого периода характерно также сближение Д. с конфуцианством. Нек-рые дзэнские проповедники открыто порывали с Д. и переходили на позиции конфуцианства (напр., основоположник япон. конфуцианства Фудзивара Сэйка, 1561-1619), ряд других вводили в Д. чисто конфуцианские категории. Так, Бэнкэй учил, что сыновняя почтительность и вассальная преданность имеют первостепенное значение для буддистов. Крупнейшие реформаторы Д. эпохи Токугава отказались от использования кит. языка, стремясь сделать изложение буддийских истин более доступным. Сохранению влияния Д. способствовала и введенная в 1-й пол. XVII в. система принудительной регистрации населения в храмах, в т. ч. дзэнских (тэраукэ), т. е. на храмы были возложены функции контроля за населением.
После Обновления Мэйдзи (1868) япон. правящая элита взяла курс на превращение синто в основу гос. идеологии. В марте 1868 г. был издан указ о разделении синто и буддизма, правительство поощряло антибуддийское движение (япон. хайбуцу кисяку - искоренение буддизма). В ходе антибуддийской кампании мн. храмы были разрушены. Д. окончательно потерял влияние в системе гос. идеологии, но сохранил значение в культуре. Во 2-й пол. XX в. идеи Д. распространились на Западе во многом благодаря адепту Д.- Д. Т. Судзуки (1870-1966). Не случайно на Западе в обиход вошло япон., а не кит. название этого религ. учения.
Отрицание рационального подхода и предпочтение интуитивных методов познания и невербальных средств выражения истины предопределили тесную связь Д. с искусством. Влияние Д. обнаруживается в живописи, искусстве каллиграфии и чайной церемонии, в классическом театре Но, в боевых искусствах (каратэ, кэндо, дзюдо, айкидо), в архитектуре, поэзии, искусстве создания садовых комплексов и т. д. Мн. проповедники Д. были значимыми фигурами в мире искусства. Догэн, Иккю (1394-1481), Кэйдзан (1268-1325) были известными поэтами, Мусо Сосэки (1275-1351) прославился сооружением садовых комплексов при мон-рях и разработкой эстетических принципов этого искусства. Эйсаю приписывается популяризация чая, а расцвет чайной церемонии связывают с именем Сэнно Рикю (1522-1591). Хакуин был выдающимся мастером живописи.
В совр. Японии в рамках Д.-буддизма наибольшей популярностью пользуется школа Сото, насчитывающая ок. 15 тыс. храмов и 8 млн адептов по всей стране.