Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БАКТРИЯ
4, С. 277-278 опубликовано: 4 апреля 2009г.


БАКТРИЯ

Голова правителя. Тахти Сангин. III–II вв. до Р. Х.
Голова правителя. Тахти Сангин. III–II вв. до Р. Х.

Голова правителя. Тахти Сангин. III–II вв. до Р. Х.
[Бактриана; греч. Βακτρία, Βακτριανή], древняя историко-культурная обл. вдоль среднего течения Амударьи, на севере ограничивалась Гиссарским хребтом, на юге - горами Гиндукуша (территории совр. юж. Узбекистана, юж. Таджикистана, сев. Афганистана и юго-вост. Туркмении). Начала осваиваться человеком еще в эпоху палеолита, в эпоху бронзы (кон. III - кон. II тыс. до Р. Х.) здесь существовала высокоразвитая земледельческая культура (т. н. бактрийско-маргианский археологический комплекс), основанная на ирригационном земледелии. Для периода раннего железа (I тыс. до Р. Х.) характерен синтез традиц. местных земледельческих культур со степными скотоводческими. В нач. I тыс. до Р. Х. население Б. было ираноязычным. Зороастрийская традиция считает Б. областью, сыгравшей важную роль в распространении этой религии. В первых веках I тыс. до Р. Х. в Б. возникла собственная государственность. Центром страны являлся г. Бактра (Балх). Полулегендарные сведения об этом гос-ве сохранились у греч. историка Ктесия Книдского (кон. V - нач. IV в. до Р. Х.). В сер. VI в. до Р. Х. Б., как и др. страны юга Ср. Азии, была покорена Ахеменидами и оставалась в составе их гос-ва до походов Александра Великого, к-рый завоевывал юг Ср. Азии (330-327 гг. до Р. Х.), включая Б. История этого завоевания нашла отражение в многочисленных сочинениях греч. и рим. авторов (Арриана, Курция Руфа, Диодора, Плутарха и др.). После смерти Александра Великого (323 г. до Р. Х.) в Б. произошло восстание греков, к-рые были поселены в новых городах, основанных Александром. В ходе борьбы за власть преемников Александра (диадохов) Б. вошла в состав гос-ва Селевкидов, а в сер. III в. до Р. Х. добилась независимости. Совр. ученые называют это гос-во Греко-Бактрией, поскольку господствующее место в нем занимали греки, а ядром гос-ва являлась Б. В состав Греко-Бактрии также входили области Маргиана, Согдиана, Арейя, Паропамисады. Бактрийские цари примерно со 180 г. до Р. Х. начали завоевание Индии. Однако ок. 140-130 гг. до Р. Х. Б. была захвачена кочевниками, пришедшими с севера. Это завоевание нашло отражение гл. обр. в кит. династийных хрониках. На протяжении примерно 2 веков на месте Б. существовало неск. небольших кочевнических гос. образований, часть из них зависела от Парфии. За это время старое название страны сменилось новым - Тохаристан (по именованию одного из народов). В сер. I в. по Р. Х. начался процесс объединения мелких гос-в в Кушанское царство, поставившее под свой контроль огромные пространства - от Б. до Сев. Индии. Кушанское время отмечено распространением буддизма, к-рому покровительствовала гос. власть. Упадок царства начался с сер. III в. по Р. Х., когда цари сасанидского Ирана завоевали часть Б., где было создано т. н. кушанское наместничество. В дальнейшем Б. попала под власть новых завоевателей (кидаритов, эфталитов).

Фрагмент статуи кушанского царя Канишки I. Сурх Котал. II в.
Фрагмент статуи кушанского царя Канишки I. Сурх Котал. II в.

Фрагмент статуи кушанского царя Канишки I. Сурх Котал. II в.
Хотя о нек-рых памятниках Б. сообщали еще путешественники XIX в., их широкомасштабное исследование началось только после 1945 г. На территории Афганистана важнейшую роль сыграли археологические исследования DAFA (Délégation archéologique française en Afghanistan) (А. Фуше, Ж. Акен, Д. Шлюмберже, П. Бернар) и cоветско-афган. археологической экспедиции (И.Т. Кругликова), на территории Таджикистана - Южнотаджикская археологическая экспедиция (Б. А. Литвинский), на территории Узбекистана работали неск. экспедиций Ин-та археологии АН Узбекистана (А. Аскаров, Л. И. Альбаум), Узбекская искусствоведческая экспедиция (Г. А. Пугаченкова, Э. В. Ртвеладзе), экспедиция Гос. музея искусства народов Востока (Б. Я. Ставиский). В последние годы на территории юж. Узбекистана активно работают нем., франц., япон. ученые.

Бактрийский язык принадлежит к числу восточноиран. языков, в греко-бактрийское время (или неск. позднее) для записи текстов стали использовать греч. графику. В последние десятилетия ХХ в. открыты монументальные надписи (Сурхкоталь и Рабатак - в сев. Афганистане и Айртам в юж. Узбекистане), надписи на сосудах (Кара-тепе в Ст. Термезе, в юж. Узбекистане), большой архив деловых документов (Юж. Б.). Этот язык и его письменность просуществовали, видимо, до IX в. по Р. Х.

Мозаичный пол во дворце Ай-Ханум. III — 1-я пол. II в. до Р. Х.
Мозаичный пол во дворце Ай-Ханум. III — 1-я пол. II в. до Р. Х.

Мозаичный пол во дворце Ай-Ханум. III — 1-я пол. II в. до Р. Х.
Культура Б. характеризуется стойким сохранением местных традиций и большой восприимчивостью к внешним влияниям. В эллинистический период греко-македонянами были построены неск. городов, созданы новые ирригационные системы. Б. переживала культурный подъем, что подтверждается раскопками ряда городищ. При раскопках городища Ай-Ханум (в сев. Афганистане, при впадении р. Кокча в Пяндж) найдены дворец, неск. храмов, гимнасий, арсенал, театр, богатые жилые дома, греч. надписи, статуи. В Тахти-Сангине (в юж. Таджикистане), центром к-рого являлся храм, построенный по схеме иран. храма Огня, обнаружено большое число приношений: скульптура, оружие, произведения прикладного искусства. Для следующего периода, переходного от греч. к кушанскому, важнейшее значение имеют Халчаян (в Юж. Узбекистане) - по-видимому, храм обожествленных предков местной династии с многофигурными скульптурными композициями - и некрополь Тилля-тепе (в Сев. Афганистане), в к-ром найдено ок. 20 тыс. предметов из драгоценных металлов. Кушанская эпоха представлена большими городами Дальверзин (Узбекистан) и Дильберджин (Афганистан) и династийным кушанским храмом Сурхкоталь.

С первых веков по Р. Х. буддизм, видимо, занимал ведущее место в религ. верованиях бактрийцев. Раскопки буддийских святилищ и мон-рей в Кара-тепе и Фаяз-тепе в Ст. Термезе дали образцы скульптуры и живописи, принадлежащие этому периоду. К VI-VII вв. по Р. Х. относится скульптура из Аджина-Тепе (в Юж. Таджикистане), включая гигантскую статую лежащего Будды.

Изображение креста на куполе пещерного мон-ря. Айвадж. VI–VII вв.
Изображение креста на куполе пещерного мон-ря. Айвадж. VI–VII вв.

Изображение креста на куполе пещерного мон-ря. Айвадж. VI–VII вв.
Древнейшее сообщение о распространении в Б. христианства содержится в соч. «Книга законов стран», написанном Бардесаном Эдесским или его учеником Филиппом в нач. III в. по Р. Х. На территории Бадхыза (между Гератом и Мерверудом, в р-не совр. границы между Афганистаном и Туркменией), как рассказывает «Хроника Сеерта», в кон. V в. персид. шах Кавад бежал к «тюркам», и именно христиане помогли ему в пути. В сер. VI в. христиане, депортированные персами из нек-рых сир. городов, были переданы гуннам-эфталитам и поселены здесь же. Они распространили христ. вероучение среди гуннов. К ним неск. раз прибывали епископы из Армении, однако местные христиане просили епископа у несторианского патр. Мар Абы (в 549), к-рый, как говорится в его жизнеописании, был этим очень обрадован. Косма Индикоплов, сообщая в «Христианской топографии» о гуннах-христианах (III 65), видимо, имеет в виду это событие.

Интересное свидетельство о христианстве в Б. дают и материалы из Китая. Памятная стела, установленная в честь начала христ. миссии в Китае и датируемая 781 г., упоминает «Милиса, священника из Балха, города в Тохаристане». К числу археологических свидетельств относится небольшой скальный мон-рь VI-VII вв., расположенный на юге Таджикистана (возле с. Айвадж). В одной из келий потолок выполнен в виде купола, в центре к-рого сохранилось изображение типичного несторианского креста. На территории Термеза было раскопано здание (X-XII вв.), к-рое, возможно, принадлежало христ. общине, т. к. живописный декор его содержит большое изображение креста.

Лит.: Литвинский Б. А., Зеймаль Т. И. Аджинатепе: Живопись. Скульптура. Архитектура. М., 1971; Пугаченкова Г. А. Скульптура Халчаяна. М., 1971; Ставиский Б. Я. Кушанская Бактрия: проблемы истории и культуры. М., 1977; The Archaeology of Afghanistan: from earliest times to the Timurid Period. L., 1978; Ртвеладзе Э. В. и др. Дальверзинтепе - кушанский город на юге Узбекистана. Ташкент, 1978; Зеймаль Е. В. Амударьинский клад: Кат. выст. Л., 1979; Сарианиди В. И. Афганистан: сокровища безымянных царей. М., 1983; Bernard P. Fouilles d'Aï Khanoum. IV. Les monnaies hors trésors: Questions d'histoire gréco-bactrienne. P., 1985. (Mémoires de la Délégation archéol. française en Afghanistan; T. 28); Шлюмберже Д. Эллинизированный Восток: Пер. с франц. М., 1985; Кругликова И. Т. Дильберджин. М., 1986; Пичикян И. Р. Культура Бактрии: Ахеменидский и эллинистический периоды. М., 1991; История таджикского народа. Душанбе, 1998. Т. 1: Древнейшая и древняя история / Под ред. Б. А. Литвинского и В. А. Ранова.
Г. А. Кошеленко
Ключевые слова:
Зороастризм Древний мир Государства древние Бактрия, древняя историко-культурная область в Средней Азии Археология всеобщая Буддизм на территории разных стран Христианство на территории разных стран. Средняя Азия
См.также:
АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО одна из самых могущественных держав поздней античности и раннего средневековья, принявшая в сер. IV в. христ-во
БЕЙТ-МИРСИМ ступенчатый холм на юге Хевронской возвышенности
КАНИ крупнейший порт древнего государства Хадрамаут на побережье Аравийского м.
АВАРЫ союз кочевых племен монголо-тюркского происхождения
АВДАТ [Эбода], город-крепость в пустыне Негев (Палестина), на караванном пути из Петры в Газу
АВЕСТА cобрание священных текстов, используемых парсами и гебрами
АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ субъект Российской Федерации
АКСУМ столица Аксумского царства
АЛБАНИЯ КАВКАЗСКАЯ древняя страна в Вост. Закавказье
АМАРНСКИЕ ПИСЬМА глин. таблички, в кот. освещается период XIV в. до РХ, впервые упомянут Иерусалим
АМЕША СПЕНТА 6 высших духов в зороастризме
АНТИОХ III ВЕЛИКИЙ (241-187 до Р. Х.), царь сир. державы Селевкидов
АНХРА-МАЙНЬЮ дух зла в зороастризме
АССИРИОЛОГИЯ комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая историю, языки и культуру древнемесопотамской (шумеро-аккад.) цивилизации, существовавшей с кон. IV тыс. до Р. Х. по IV в. до Р. Х.