Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
1, С. 251-252 опубликовано: 31 марта 2008г.


Содержание

АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

субъект Российской Федерации. Территория: 19 тыс. кв. км. Центр: пос. городского типа Агинское (9,4 тыс. чел.- 1999). География: округ находится в центре юго-вост. части Читинской обл., в пределах юго-вост. Забайкалья. Он занимает лесостепную и степную зону левобережья р. Онон, к-рая является его естественной вост. и юж. границей. Округ расположен в глубине азиатской части материка, вдали от океанов и морей. Этим определяются природные и климатические особенности территории. Засушливая степь создает условия рискованного земледелия. Округ входит в юго-вост. часть Восточно-Сибирского экономического р-на, слабо освоенного и слабо развитого. Население: 79,1 тыс. чел. (1999). Средняя плотность - 5,4 чел. на кв. км; национальный состав: буряты - 54,9%, русские - 40,8%, остальные - украинцы, белорусы, армяне, башкиры, татары, чуваши, эвенки, казахи и др. Адм. устройство. В 1937 г. был образован Агинский Бурят-Монгольский национальный округ, после предоставления ему автономии и замены этнонима «бурят-монголы» на «буряты» в 1958 г. получил название Агинский Бурятский национальный округ. В 1977 г. переименован из национального в автономный. В состав округа входят 3 района: Агинский, Могойтуйский и Дульдургинский; 31 село и 4 поселка городского типа.

Религия

Агинские буряты, как и вост. или забайкальские, исповедуют ламаизм; русские, украинцы, белорусы и чуваши - Православие. Представители др. национальностей придерживаются иных религий.

Русская Православная Церковь имеет в округе 2 прихода, входящих в юрисдикцию Читинской и Забайкальской епархии: приход Воскресения Христова (с. Дульдурга, Дульдургинский р-н) и Никольский (пос. Агинское). Первая правосл. ц. в честь Воскресения Христова была сооружена на средства, выделенные царским правительством и пожертвованные народом. Достройка каменного здания церкви стала возможной при поддержке П. А. Бадмаева, известного петербургского лекаря, пользовавшегося в своей практике средствами тибетской медицины. С его активной помощью были установлены колокольня, сторожка и чугунная ограда. При церкви работала миссионерская приходская школа, в к-рой в 1897 г. обучались 27 учеников. Никольский храм в пос. Агинское, переделанный в годы советской власти в кинотеатр, реставрируется; в нем каждый день совершается литургия.

Евангелические и баптистские общины в Могойтуе и Дульдурге возникли за 2 года (1998-1999): «Живая вера», «Благая весть», «Солнце правды», «Миссия «Иисус Христос» христиан веры Евангельской», «Возрождение».

Ламаизм, к-рого придерживаются буряты, относится к т. н. северному буддизму. Возникший как секта буддизма, ламаизм распространился среди тибетцев, монголов, ойратов, бурят, тувинцев. Буддизм развивался здесь как религ. система и утверждался в иной, чем в Индии, этнической и социальной среде, изменяясь и приспосабливаясь к политическому строю, формам социальной организации и образу жизни всех слоев об-ва, к традициям национальной культуры и обычаям. Бытовая обрядность ламаизма сформирована доламаистскими религ. обычаями этих этносов.

Бурят. ламаизм имеет свой круг религ. догматики, обрядности, свой пантеон божеств, свою мифологию и пандемониум злых духов, на умилостивление, устрашение и подавление к-рых направлены ритуальные действия большинства обрядов. Весь пантеон ламаизма, за исключением будд, бодхисаттв, архатов, пратьекабудд и шраваков, небуддийского происхождения (Буха-нойон бабай и Хан Шаргай-нойон - в бурят. ламаизме), его структура являет религ. синкретизм, инкорпорацию в культовую систему буддизма автохтонных верований этносов Центр. Азии. Особенности ламаизма в Бурятии создаются в основном за счет системы бытовой и храмовой обрядности, к-рую невозможно понять без учета родоплеменной структуры адм. ведомств, исторических форм рода, общины и семьи у бурят, влияния общинно-родовой идеологии в организации и мотивации общественных и семейных обрядов. В дореволюционной Бурятии лишь отдельные обряды лечебного характера были индивидуальными, все остальные существовали только в контексте ритуализации социальных устоев жизни народа.

В наст. время в округе наблюдается религ. активность коренного бурят. населения. Буряты посещают дацаны (ламаистские мон-ри) для отправления религ. культа. Даты важнейших событий в жизни бурята назначаются ламами. О менее важных событиях (поездка куда-нибудь, наречение новорожденного, дурной сон и пр.) испрашивается совет у астролога-ламы. Дацаны представляют собой религ., культурные центры-приходы, при них действуют богословские школы, издательства, художественные мастерские и проч.

Возрождается древний народный шаманизм. Почти в каждом селе есть бoo-шаман или удаган-шаманка. Особенностью совр. религ. ситуации в округе является двоеверие: человек по одному и тому же поводу может посещать и ламу, и шамана.

Основные культовые памятники на территории округа - храмы Агинского и Цугольского дацанов (XIX в.), выполненные в тибет. стиле (с конусообразными боками) в 3 яруса. Буряты особо чтут г. Алханай, на к-рой сооружен обо - сложенные камни для поклонения, а вокруг - множество естественных минеральных источников, почитаемых как целебные.

В дацан приглашены 2 тибет. ламы высокого ранга. Они преподают в Буддийском учебном религ. центре. В округ приезжают ринпоче - духовные наставники, посылаемые Далай-ламой, посетил его Далай-лама XIV (1991). В наст. время идет процесс возвращения ламаистских реликвий дацанам округа: тибет. медицинские атласы, полные собр. соч. Ганжура (буддийского канона) в 108 томах, Эрдыни Ганжура в 101 томе, Данжура в 226 томах, статуя Майдари высотой 8 м.

Лит.: Агинский Бурятский автономный округ: К 40-летию округа. М., 1977; Галданова Г. Р., Герасимова К. М., Дашиев Д. Б. и др. Ламаизм в Бурятии XVIII - начала ХХ века: Структура и социальная роль культовой системы. Новосиб., 1983; Тумунов Ж. Т. Ага и Агинцы (1917-1990). Улан-Удэ, 1993; Агинский Бурятский автономный округ: Статистический справочник. Чита, 1998.
Ключевые слова:
География. Российская Федерация Краеведение. История городов и областей России Страноведение. Российская Федерация Буддизм на территории разных стран Агинский Бурятский автономный округ, субъект Российской Федерации Христианство на территории разных стран. Российская Федерация Православие на территории разных стран. Российская Федерация. Агинский автономный округ Религиозная ситуация на территории разных стран. Российская Федерация. Агинский Бурятский автономный округ Ламаизм (см. также ст. Ваджраяма)
См.также:
КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ в составе Центрального федерального окр.
АЛТАЙ (Республика Алтай), субъект Российской Федерации
БУРЯТИЯ субъект Российской Федерации
ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации
ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ, входит в состав Центрального федерального округа
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ эксклавный субъект РФ в составе Северо-Западного федерального окр.
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ (Карачаево-Черкесская Республика), субъект РФ в составе Северо-Кавказского федерального окр.
КАРЕЛИЯ [Республика Карелия], субъект РФ в составе Северо-Западного федерального окр.
МОСКВА столица РФ и ее субъект - город федерального значения
АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА (совр. г. Александров Владимирской обл.)
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ субъект Российской Федерации
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации
АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации
БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации
ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ
ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ
ДАГЕСТАН [Республика Дагестан - офиц. название с 1991], субъект РФ
ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ