Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
3, С. 643-645 опубликовано: 17 декабря 2008г.


АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Субъект Российской Федерации. Территория 44,1 тыс. кв. км. Центр: Астрахань. География: область расположена на юго-западе России, в сев. Прикаспии, Волго-Ахтубинской пойме и дельте Волги. Протяженность - 120 км с запада на восток, между Калмыкией и Казахстаном, и 375 км с севера на юг, вдоль Волги и Ахтубы до Каспия. Через А. о. Россия имеет выход к Каспийскому м., границе с Азербайджаном, Казахстаном, Туркменией, Ираном. Климат резко континентальный, засушливый. В зоне пустынь и полупустынь находится ок. 70% территории области. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет ок. 63%, в т. ч. пастбища - 74,8%, сенокосы - 13, пашни - 12,1%. Ок. 13% территории региона занято под промышленность, нужды транспорта и связи. Лесные угодья занимают 940 кв. км. Население: 1032,8 тыс. чел. (2000). Национальный состав: 72% - русские, 12% - казахи, 7% - татары, остальные - представители др. национальностей (украинцы, белорусы и др.). В городах проживает 67%, в сельской местности - 33% населения. Адм. устройство: Астраханская губ. создана Петром I согласно указу от 22 нояб. 1717 г. С 1928 г. территория А. о. входила в Нижневолжский край (с 1934 Сталинградский край, с 1936 Сталинградская обл.). А. о. была учреждена указом Президиума Верховного Совета СССР № 803/1 от 27 дек. 1943 г. В А. о. 11 адм. р-нов и 6 городов, из них наиболее крупные - Ахтубинск, Камызяк, Знаменск, Харабали.

Религия

На 1 янв. 2001 г. в А. о. было зарегистрировано 30 конфессий, объединяющих 149 общин, из них 40% - общины РПЦ, 27% - мусульм. орг-ции, 18% - протестант., 15% - др. вероисповедания и религ. течения. В 2001 г. по инициативе губернатора области А. П. Гужвина создан областной межконфессиональный совет, председателем к-рого избран правосл. Астраханский еп. Иона (Карпухин).

Русская Православная Церковь

Территория А. о. совпадает с границами Астраханской и Енотаевской епархии РПЦ, в к-рой к окт. 2001 г. действовали 69 приходов, астраханский во имя Иоанна Предтечи муж. мон-рь, Спасо-Преображенское подворье Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря. Православие на территории А. о. появилось после завоевания Астрахани рус. войсками в 1556 г. В 1558-1568 гг. в Астрахани была построена первая деревянная ц. во имя свт. Николая, икона к-рого находилась в рус. войске. В 1568 г. игум. прп. Кирилл, присланный из Москвы царем Иоанном IV Васильевичем Грозным, основал при Никольском храме астраханский во имя Св. Троицы муж. мон-рь, сыгравший исключительно важную роль в становлении церковной жизни в Астрахани и учреждении здесь епархии, один из настоятелей мон-ря - свт. Феодосий (Харитонов) - стал первым Астраханским архиереем. Первоначально территория края находилась под управлением Казанских архиереев, в 1602 г. была учреждена Астраханская и Терская епархия, с к-рой связана вся дальнейшая история Православия в Астраханском регионе.

А. В. Саввин

Старообрядчество

В А. о. зарегистрированы община Русской православной старообрядческой Церкви (старообрядцев Белокриницкой иерархии) при храме Рождества Пресв. Богородицы в Астрахани и 1 община беспоповцев, признающих брак, в к-рую входят даниловцы и поморцы, община беспоповцев имеет молельный дом в Астрахани. Родоначальником староверия в Астраханском крае считают сосланного в Астрахань в 1653 г. костромского протопопа Даниила, единомышленника Аввакума. С 1683 г. в Н. Поволжье начали селиться бежавшие из Москвы стрельцы. В XVIII в. число старообрядцев и сектантов в крае росло, поскольку в эти труднодоступные и малонаселенные места, прозванные Разгуляем, ссылались или уезжали сами все несогласные с установлениями центральной власти. Об этом свидетельствует весьма значительное число уклонявшихся от исповеди в 1717-1722 гг.: в Астрахани - 2324 чел., в городах Астраханской епархии - 11 345 чел. По сообщениям епархиальных миссионеров, в XIX в. наибольшее число старообрядцев проживало в Астрахани, где существовала община Белокриницкой иерархии (попечителями моленной много лет состояли купцы Шульгины) и беспоповщинские сообщества - безбрачников и сторонников брака, в Астраханском и Красноярском уездах, среди населения к-рых преобладали староверы, в Черноярском и Енотаевском уездах проживало примерно равное число староверов и сектантов. Все названные старообрядческие согласия были представлены и в ХХ в.

Е. А. Агеева

Католическая Церковь

В Астрахани действует незарегистрированная община Русской Православной Церкви за границей, появившаяся после 1992 г. В 1995-1996 гг. священнослужители РПЦЗ совершали требы и богослужения не только в Астрахани, но и в области, с 1997 г. их деятельность ограничивается совершением богослужений в городской квартире в Астрахани.

На территории А. о. имеет 1 общину, зарегистрированную 27 дек. 1991 г., и благотворительное отд-ние «Каритас-Астрахань». Первый католич. костел появился в Астрахани в авг. 1721 г., в 1760 г. вместо него построили каменный костел в честь Успения Божией Матери (в это время в Астрахани было ок. 400 католиков). В 1936 г. костел был закрыт, в советское время использовался как склад, возвращен католикам в 1991 г.

В 1717 - ок. 1920 г. Астрахань являлась центром Астраханской епархии Армянской Апостольской Церкви - первой епархии Армянской Церкви в России, вначале включавшей в себя все арм. приходы на территории Русского гос-ва. В кон. XIX в., после отделения ряда территорий, присоединившихся к Новонахичеванской епархии, в ведении Астраханской епархии состояли Сев. Кавказ, Поволжье, Сибирь, Ср. Азия, в Астрахани существовало 6 арм. церквей. После Октябрьской революции 1917 г. пределы епархии, получившей название «Северокавказская и Астраханская», сузились до Сев. Кавказа и Поволжья, епархиальным центром стал Армавир, к 1956 г. Северокавказская епархия слилась с Ново-Нахичеванской. В наст. время в А. о. нет приходов Армянской Апостольской Церкви.

Протестантизм

В 2001 г. в А. о. существовала община Евангелическо-лютеран. церкви, зарегистрированная в авг. 1992 г. Первая лютеран. кирха была построена в Астрахани немцами в 1713 г., в 1729 г. кирха сгорела и на ее месте была сооружена новая, в 1747 г. в связи с перестройкой Астраханского кремля ее перенесли в Армянскую слободу. В 1888-1892 гг. построили каменную кирху, к-рая была закрыта в 20-х гг. XX в. В 90-х гг. XX в. астраханская лютеран. община, получавшая помощь из Германии, активно занималась благотворительной деятельностью: в 1997 г. она открыла кухню с бесплатными обедами для малоимущих и лиц, освободившихся из заключения. Лютеране планируют восстановление комплекса пастората и лютеран. кирхи, а также реализацию программы по профилактике туберкулеза в А. о.

В 2001 г. в А. о. существовали 4 общины евангельских христиан-баптистов, зарегистрированные в 1991 г. (первые общины появились в XVIII в.); 5 общин христиан веры евангельской (см. Пятидесятники), прошедших регистрацию в 1992 г. Эти религ. объединения в 1996-1999 гг. занимались активной организацией отд-ний в районах А. о.

Ислам

К окт. 2001 г. в А. о. существовало более 40 мусульм. общин (27 зарегистрированы), подчиненных областному духовному управлению, к-рое традиционно подчиняется Центральному духовному управлению мусульман (Уфа). Появление ислама на территории А. о. связано с историей Хазарского каганата, находившегося в Н. Поволжье. В кон. VIII в. в столице Хазарии г. Итиле (близ совр. Астрахани) действовали большая соборная мечеть (джума-мечеть) и 30 квартальных мечетей, но ислам в Хазарии в качестве гос. религии не утвердился. В нач. XIV в. ислам стал гос. религией Золотой Орды, распространявшей свою власть на всю территорию Ср. и Н. Поволжья. Действующая мечеть в Астрахани упоминается в связи со взятием города восставшими казаками под предводительством С. Т. Разина в 1670 г. В 1756 г. указом императрицы Елизаветы Петровны было разрешено строительство новых мечетей для татар, живущих особыми деревнями в ряде губерний, в т. ч. и в Астраханской. В нач. XX в. в Астраханской губ. насчитывалось 209 мечетей.

После установления советской власти в крае количество ислам. общин стало резко сокращаться, в 1924 г. действовало 15 мечетей, в 1927 г.- 9. В 1933-1937 гг. была репрессирована бо́льшая часть мусульм. духовенства, закрыты все мечети, кроме соборной. В 90-х гг. ХХ в. началось возрождение ислама в А. о.- развернулись строительство и реставрация мечетей в населенных пунктах области, в 1997 г. открыто медресе «Хаджи-Тархан». На развитие ислама в А. о. оказывают влияние мусульм. центры Уфы, Москвы, Казани, Саратова, Дагестана и др., а также беженцы из республик Ср. Азии и Сев. Кавказа.

Буддизм

В 2001 г. в А. о. существовало 5 буддистских общин (расположены в основном в Лиманском р-не, 4 зарегистрированы), буддизм исповедуют преимущественно калмыки. Распространение буддизма на территории А. о. связано с тем, что в нач. XVII в. калмыки, у к-рых буддизм был национальной религией с кон. XVI в., получили разрешение кочевать в незаселенных степях Российского гос-ва, в т. ч. в Н. Поволжье. До кон. XVIII в. калмыки поддерживали тесную связь с Тибетом, однако после проведения в кон. XVIII - нач. XIX в. реформы по управлению калм. народом в каждом улусе стали избирать собственного верховного ламу. Окончательно буддистская сангха у калмыков оформилась в XIX в. после признания российским правительством буддизма «терпимым» вероисповеданием. По положению 1834 г. сангха отстранялась от гражданских дел. Положение 1847 г. упразднило «Ламайское духовное правление», и все полномочия перешли к ламе калм. народа, к-рый назначался Сенатом с согласия Мин-ва гос. имуществ. До XVIII в. у калмыков строились преимущественно кочевые хурулы, на рубеже XVIII-XIX вв. появились стационарные богослужебные здания, самым значительным из к-рых является Хошеутовский хурул (с. Речное Харабалинского р-на), построенный кн. Тюменем в честь победы в Отечественной войне 1812 г. После издания 20 марта 1917 г. Временным правительством постановления «Об отмене вероисповедальных и национальных ограничений» в июле в Астрахани состоялся съезд мирян и буддистского духовенства астраханских, енотаевских и терских калмыков, на к-ром были сформированы органы духовного управления и принято решение об увеличении количества хурулов в регионе. 1917-1929 гг. стали временем расцвета буддизма в А. о., когда было построено большое число хурулов и дацанов.

В результате антирелиг. политики советской власти к нач. 80-х гг. XX в. в А. о. не осталось ни одной буддистской общины. Ситуация изменилась в 90-х гг., центром возрождения буддизма в А. о. стал Лиманский р-н, в к-ром началось строительство хурулов. Усилиями руководства А. о. проводится реставрация Хошеутовского хурула. Несмотря на то что большинство астраханских калмыков высказываются за возрождение духовных и национальных традиций и связывают этот процесс с возрождением буддизма, буддистские общины пока немногочисленны и оказывают влияние на религ. ситуацию в регионе только в Лиманском и Наримановском р-нах.

Иудаизм

Представлен в А. о. общиной, зарегистрированной в 1997 г. Иудаизм существовал на территории А. о. в VII-IX вв. в качестве гос. религии Хазарского каганата и исчез после падения каганата. Вновь иудаизм появился в Н. Поволжье в процессе расселения евреев после 1804 г., когда им было дозволено проживать в Астраханской и Кавказской губерниях. В 90-х гг. XX в. в Астрахани было начато восстановление синагоги «Сфард», одной из 2 синагог, существовавших в нач. XX в.

Секты и новые религ. движения

Адвентисты седьмого дня имеют в А. о. 2 общины, зарегистрированные в 1994 г., ведут энергичную прозелитическую деятельность. В А. о. активно действуют харизматические секты: миссия милосердия «Ковчег» (с 29 дек. 1992), община церкви «Благодать» корейской миссии «Грейс» (с 23 мая 1994), община Церкви Христа (с 16 дек. 1994) и 3 общины церкви «Полного Евангелия» (с 16 дек. 1994). Церковь Христа в Астрахани сформировалась на базе молодежного отд-ния, выделившегося из общины пятидесятников, при финансовой поддержке из-за рубежа и от московского центра «Россия - Иисусу». С 1997 г. астраханская Церковь Христа регулярно проводит масштабные акции (в т. ч. цикл проповедей на местном коммерческом телевидении). В 2001 г. руководители астраханских харизматических сект разработали проект создания союза, к-рый должен объединить эти секты с нек-рыми протестант. деноминациями. В связи с необходимостью прохождения перерегистрации в органах юстиции, для чего требовалось подтвердить 15-летнее существование на территории области, харизматические религ. объединения в 1998 г. вошли в астраханскую общину пятидесятников.

Новоапостольская церковь имеет в А. о. общину (с 17 февр. 1993), с 1997 г. активизировавшую свою деятельность в районах компактного проживания немцев Поволжья, что приводит к обострению отношений между Новоапостольской церковью и лютеран. общиной.

В А. о. зарегистрировано объединение Иеговы свидетелей (15 нояб. 1993), имеющее 5 отд-ний в Астрахани и 7 - в районах области. Свидетели Иеговы регулярно проводят и посещают областные и региональные конгрессы своей деноминации в Астрахани и Волгограде. В 1998-2000 гг. наблюдался рост численности свидетелей Иеговы в А. о.

Об-во «Сознание Кришны» имеет в области общину (зарегистрирована 27 авг. 1993) и благотворительный центр «Пища для жизни». В 1997 г. центр астраханских кришнаитов переместился в район городских новостроек (ул. Бабаевского), одной из причин переезда было отсутствие в микрорайоне построек, принадлежащих др. конфессиям. В 1998 г. община претерпела ряд организационных изменений, были прекращены телепередачи, свернуты на нек-рое время рекламные благотворительные акции и массовые выступления. С 1999 г. собрания кришнаитов происходят исключительно в домах единоверцев и не выходят на широкую общественность.

17 нояб. 1995 г. управлением юстиции администрации А. о. зарегистрирован «Астраханский центр дианетики» (см. Саентология), с 1997 г. в А. о. также действует «Церковь саентологии» (не зарегистрирована). Об-ва «Шри-Чинмоя», «Центр Рерихов», «Агни-Йога» (см. Живая этика) прошли гос. регистрацию в качестве общественных неполитических объединений. Регулярно проходят собрания «рериховцев», центр «Шри-Чинмоя» ежегодно проводит «Бег мира» и выставки. Эпизодически посещают регион проповедники «Церкви Объединения» (С. Муна) и «Церкви Семья» (Д. Берга) (см. Дети Бога).

В XVIII-XIX вв. в А. о., преимущественно в Черноярском, Енотаевском и Церёвском уездах, существовали также общины молокан, субботников и странников-пещерокопателей (нестарообрядцев).

Лит.: Рязанский Л. Краткие исторические сведения о расколе в пределах Астраханского края, со времени появления раскола в Русской Церкви до половины XVIII столетия // Астраханские ЕВ. 1892. № 7-8; Тифлов М., свящ. Миссионерское путешествие по Астраханской епархии // Братское слово. 1891. Т. 2. № 18; Черкасов И. Повествование о безродненских пещерокопателях в Астраханской губернии // Астраханские ЕВ. 1889. № 6-14; Саввинский И. Астраханская епархия за 300 лет ее существования. Астрахань, 1903; Государственно-церковные отношения в России / Под ред. Ф. Г. Овсиенко, Н. А. Трофимчука. М., 1995. Ч. 1; История Астраханского края. Астрахань, 2000.
А. В. Саввин
Ключевые слова:
Астраханская и Енотаевская епархия Русской Православной Церкви (15 июля 1959 - 12 марта 2013) Краеведение. История городов и областей России Страноведение. Российская Федерация Астраханская область, субъект Российской Федерации География. Российская Федерация. Астраханская область Христианство на территории разных стран. Российская Федерация. Астраханская область Религиозная ситуация на территории разных стран. Российская Федерация. Астраханская область
См.также:
АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ субъект Российской Федерации
АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА (совр. г. Александров Владимирской обл.)
АЛТАЙ (Республика Алтай), субъект Российской Федерации
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ субъект Российской Федерации
ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации
ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ, входит в состав Центрального федерального округа
ДАГЕСТАН [Республика Дагестан - офиц. название с 1991], субъект РФ
ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ
КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ в составе Центрального федерального окр.
МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ в составе Дальневосточного федерального окр.
МОСКВА столица РФ и ее субъект - город федерального значения
АДЫГЕЯ субъект Российской Федерации
АЛБАЗИНЦЫ потомки рус. казаков - поселенцев пограничного с Китаем острога Албазин
АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Рос. Федерации