Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
9, С. 227-231 опубликовано: 30 июля 2010г.


ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

субъект РФ. Территория 113,9 тыс. кв. км. Центр - Волгоград (до 1925 Царицын, до 1961 Сталинград). География: область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, в степной и частично в полупустынной зонах. Граничит на севере с Саратовской обл., на северо-западе с Воронежской обл., на западе с Ростовской обл., на юге с Калмыкией и Астраханской обл., на востоке с Казахстаном. Главные реки - Волга, Дон. На территории В. о. в бассейн Волги входят Волгоградское водохранилище и 29 рек, в бассейн Дона - Цимлянское, Варваровское, Береславское и Карповское водохранилища и 161 река (наиболее крупные - Ахтуба, Еруслан, Хопёр, Иловля, Медведица). В. о. разделена на 33 района, в нее входят 19 городов, 29 поселков. Население: 2 млн 699 тыс. чел. (2002). Национальный состав: русские - 88,89%, украинцы - 2,09, казахи - 1,68, татары - 1,06, армяне - 1, немцы - 0,63, азербайджанцы - 0,53, остальные (белорусы, евреи, корейцы, марийцы, цыгане, чеченцы, чуваши и др.) - 4,92%.

Административное устройство

Царицынская губ. была создана решением Совета Северокавказского военного округа Красной Армии в сент. 1918 г., но из-за активных военных действий в регионе губ. органы власти не сформировались. 10 мая 1920 г., вскоре после взятия Царицына частями Красной Армии, 1-й губ. съезд советов подтвердил создание Царицынской губ., отделенной от Саратовской губ. В 1925 г. губерния была переименована в Сталинградскую, в 1928 г. с рядом др. регионов объединилась в Нижневолжский край, к-рый 10 янв. 1934 г. был разделен на Саратовский и Сталинградский края. В 1936 г. Сталинградский край был преобразован в Сталинградскую обл., с 10 нояб. 1961 г. область имеет совр. название.

Религия

К нач. 2005 г. в В. о. было зарегистрировано 363 религ. орг-ции, принадлежащие к 20 вероисповеданиям. Из них приходы РПЦ составляют 56,7%, старообрядческие - 2,5, римско-католич.- 1,7, протестант. (лютеранские, евангельских христиан-баптистов, евангельских христиан (см. Баптисты), пятидесятников, адвентистов седьмого дня и методистов) - 23, мусульм. объединения - 4,7, буддийские общины - 0,6, иудаистские - 2,8, др. религ. орг-ции - 8%. (В нач. XX в. 94% жителей Царицынского у. принадлежали к РПЦ, 0,9% были старообрядцами, 1% - протестантами, 4% - буддистами, 0,1% жителей исповедовали др. религии. В 1929 г. на территории Сталинградского, Камышинского, Хопёрского округов Нижневолжского края, вошедших в состав совр. В. о., действовали 735 зарегистрированных религ. орг-ций различных вероисповеданий.)

Ю. Т. Садченков

Религиозная ситуация в Н. Поволжье в VII - сер. XVI в.

В VII-X вв. территория совр. В. о. входила в состав Хазарского каганата, с к-рым связаны первые известия о христ. общинах на Н. Волге. Попытки христианизации хазар были предприняты в 80-х гг. VII в. духовенством Армении, но не имели серьезных последствий. В перечне епархий К-польского Патриархата (известен в единственном списке XV в.) отмечается ситуация, к-рая, как полагают исследователи, сложилась в Хазарии к кон. IX в. Под № 37 в списке упоминается «епархия Готии», в состав к-рой входили «митрополия Дорос, [епископы] хоциров, Астиля, Хвалиса, оногуров, Ретега, гуннов, Таматархи» (ὁ Χοτζίρων, ὁ ᾿Αστήλ, ὁ Χουάλης, ὁ ᾿Ονογούρων, ὁ ῾Ρετέγ, ὁ Οὔνων, ὁ Ταμάταρχα) (Darrouzès. Notitiae. P. 241-242. № 3. Стр. 611-618; P. 245. № 3. Стр. 777-779). Крепость Астиль отождествляется с Итилем (Атилем) (город на Волге, выше совр. Астрахани), являвшимся столицей Хазарского каганата.

Город Царицын. Рисунок. XVII в.
Город Царицын. Рисунок. XVII в.

Город Царицын. Рисунок. XVII в.

К X в. в Хазарии существовала христ. община. Согласно житию, равноап. Кирилл (Константин), находясь с миссией в Хазарии, ок. 860 г. крестил 200 хазар. Как сообщает аль-Масуди (сер. X в.), в это время в Итиле были «двое [судей] для тамошних христиан, которые судят по закону Инджиля [Евангелия]» (Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1870. С. 130). Впрочем, несмотря на принятие правящей хазар. верхушкой в сер. IX в. иудаизма и нек-рое распространение христианства и ислама, основная часть хазар придерживалась язычества.

После падения Хазарии во 2-й пол. X в. часть ее территории вместе с Саркелом (крупный город на Дону, после 965 - рус. крепость Белая Вежа на месте совр. Цимлянского водохранилища) перешла под власть киевских князей, после чего в городе появились христиане. В нач. XII в. рус. правосл. население покинуло Белую Вежу. По Великой степи в XI - нач. XIII в. кочевали племена печенегов, торков и половцев, среди к-рых господствовало язычество; среди половцев были и христиане (хан Юрий Кончакович).

После разгрома монголо-татарами в 1232-1241 гг. половцев, Волжской Булгарии, Руси и Кавказа хан Батый основал гос-во Золотая Орда (см. Орда). В течение долгого времени среди населения, жившего на территориях, подвластных Золотой Орде, сосуществовали язычество, буддизм, ислам (в 1313 ставший господствующей религией) и христианство. Среди христ. исповеданий в начальный период монголо-татар. гос-ва заметную роль играло несторианство, распространенное среди правящей верхушки, несторианином был старший сын Батыя хан Сартак (1255-1256). Хан Берке (1256-1266) преследовал несториан и разгромил их общину в Самарканде. В золотоордынских городах существовали также общины Яковитской церкви (об этом свидетельствуют вопросы правосл. Сарайского еп. Феогноста, направленные греч. архиереям в 1276) и Армянской Апостольской Церкви.

Для окормления правосл. населения поволжских и подонских степей, входивших в состав Орды, а также многочисленных рус. пленных, живших в Орде, в 1261 г. была создана Сарайская и Подонская епархия Русской Церкви. Первоначально резиденцией Сарайских архиереев являлся г. Сарай-Бату (Селитренное городище в Астраханской обл.), затем Сарай-эль-Джедид (предположительно Царёвское городище в В. о.). В сер. XV в., в период войн в распадавшейся Орде, резиденция Сарайских епископов переместилась в Москву, на Крутицы.

В 20-х гг. XIV в. в столице Орды появилась католич. кафедра во главе с францисканцем Стефаном. Францисканцы занимались миссионерством среди кочевников, их проповедь имела успех, при хане Узбеке католики пользовались льготами и владели охранной грамотой. В 1334 г. в Сарае мусульмане убили миссионера-францисканца Стефана Венгерского, к-рого местные католики стали почитать как святого. Прекращение деятельности католиков в Золотой Орде, по-видимому, связано с последствиями похода в 1395 г. войск Тамерлана, опустошивших земли Орды. В образовавшихся после распада Золотой Орды татар. ханствах и ордах господствовал ислам.

Православие на территории В. о. в сер. XVI - нач. XXI в.

После покорения Россией Казанского ханства для окормления правосл. населения Ср. и Н. Поволжья в 1555 г. была образована Казанская епархия, в состав к-рой вскоре вошли и земли подчиненного в 1556 г. Астраханского ханства. В 1589 г. воеводы князья Г. О. Засекин-Зубок, Р. В. Алферьев-Нащокин и И. А. Нащокин построили на о-ве Царицын на Волге деревянную крепость и в ней церковь.

В 1602 г. Н. Поволжье стало частью новоучрежденной Астраханской епархии, к к-рой были приписаны все церкви по Волге, «начиная от Саратова к югу, по Медведице и Хопру до Дона». Организационному оформлению новой епархии помешало Смутное время. Царицынский воевода Н. М. Плещеев весной 1605 г. признал власть Лжедмитрия I и выполнял поручения самозванца в Москве. В 1606 г. Царицын был захвачен и разграблен казаками во главе с самозванцем Илейкой Коровиным («царевич Петр»). К весне 1607 г. появление самозванцев в станицах донских и волжских казаков стало массовым, во главе отрядов астраханских и царицынских повстанцев стояли «царевичи» Иван-Август и Лавр. 18 дек. 1607 г. на пути из Москвы в свою епархию в Царицыне скончался Астраханский архиеп. св. Феодосий (Харитонов). Из-за военных действий его тело было предано земле в Казани в следующем году, в 1617 г. перезахоронено в Астрахани.

Успенский собор и церковь во имя Св. Троицы в Царицыне. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ)
Успенский собор и церковь во имя Св. Троицы в Царицыне. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ)

Успенский собор и церковь во имя Св. Троицы в Царицыне. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ)

После избрания на рус. престол Михаила Феодоровича началось восстановление церковной и хозяйственной жизни в Н. Поволжье. В 1614-1620 гг. Царицынская крепость была перенесена на правый берег Волги, в ней построили церкви, по-видимому Иоанно-Предтеченскую и Троицкую, при к-рых в 60-х гг. того же столетия возникли жен. и муж. мон-ри, в 50-х гг. XVII в. в Царицыне упоминается жен. мон-рь в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1670 г. Царицын был взят казаками донского атамана С. Т. Разина. Основная часть местного духовенства не поддержала восставших, однако была принуждена подписать крестоцеловальную грамоту, к-рая призывала к сопротивлению царской власти.

В 20-х гг. XVIII в. правительство принимало меры для христианизации калмыков и расселения их на малоосвоенных землях Поволжья. В 1724 г. в С.-Петербурге был крещен хан калмыков Баксадай Дорджи Тайчин, в свое кочевье между Волгой и Доном, неподалеку от Царицына, он увез походную церковь, устроенную по рисунку имп. Петра I. В 1727 г. в Калмыцкую миссию был определен царицынский соборный диак. Михаил Протопопов. В 1725-1734 гг. приняли Крещение ок. 1700 калмыков, новообращенных селили в Царицыне, Чугуеве и Астрахани. В 1839 г. в Царицыне открылась школа для детей правосл. калмыков, наиболее активным из учителей был диак. царицынской Преображенской ц. Василий Дилигенский, составивший букварь калм. языка, активно занимавшийся переводом церковных книг на калм. язык.

К кон. XVIII в. в Царицыне действовали 6 храмов (в т. ч. кафедральный Успенский собор, построенный в 1683) и неск. часовен, в Дмитриевске (совр. г. Камышин) - 4 храма. В 1885 г. открылось Царицынское отд-ние Духовно-просветительского союза, ставившего своей целью духовно-нравственное просвещение, миссионерство и борьбу с распространением старообрядчества и сектантства. В 1913 г. на территории буд. В. о. находились 7 мон-рей и ок. 600 храмов, в Царицыне действовали 16 правосл. церквей, завершалось строительство в центре города Александро-Невского собора (освящен в 1918).

В 1682 г. Поместный Собор РПЦ обсуждал проект открытия новых епархий, в т. ч. Царицынской. Астраханский и Терский митр. Никифор, ссылавшийся на малонаселенность и бедность края, выступил против, и проект не был осуществлен. В 1799 г. Царицынский край вошел в состав Саратовской и Пензенской епархии (в 1828-1917 именовалась Саратовской и Царицынской). В наст. время границы В. о. совпадают с границами Волгоградской и Камышинской епархии РПЦ (учреждена в 1918, воссоздана 31 янв. 1991). На территории В. о. действуют 244 правосл. прихода, 6 мон-рей (3 муж. и 3 жен.).

А. В. Кузьмин

Старообрядчество, сектантство

В посл. трети XVII в. старообрядцы активно селились на территории совр. В. о. В кон. 60-х гг. посадский человек из Ельца старообрядец К. Ларионов по прозвищу Косой построил на р. Медведице укрепленный городок, к-рый в 1689 (или 1688) г. был уничтожен царскими войсками. В 1674 г. иером. Иов (Лихачёв) основал на р. Чир муж. пуст., в к-рую в 1685 г. из новгородских пределов переселился др. крупный деятель раннего старообрядчества - игум. Досифей. Обитель стала широко известна и быстро заселялась, в т. ч. выходцами из Москвы, особенно активно - после стрелецких выступлений в 1682 г.

Правительственные розыски привели к уходу казаков-старообрядцев в глухие места по рекам Хопёр, Медведица и Кумылга. После подавления восстания К. Булавина (1707-1708) царь приказал «все казачьи городки, лежащие по Донцу, Медведице, Хопру, Бузулуку и Иловле, сжечь и разорить до основания, людей рубить и заводчиков сажать на кол», в результате, как говорилось в донесении царицынскому воеводе, «вверху по Дону казаков никого не осталось». Казаки переселились дальше на притоки Дона. Они продолжали перемещаться и позднее: в 1718 и 1733 гг. на Царицынскую линию переселились более 2 тыс. старообрядцев.

Большинство совр. центров старообрядчества в В. о. сложилось в кон. XVII - нач. XVIII в. на основе древних и новосозданных станиц, таких как Михайловская и Кумылженская (на Хопре), Усть-Хопёрская и Усть-Медведицкая (на Дону), Глазуновская и Берёзовская (на Медведице), и хуторов Суровикин, Котельников, Калачёвский (Калач) - между Чиром и Цимлой (ныне Цимлянское водохранилище). Почти в каждом поселении совр. В. о. можно выявить последователей староверия. В 1917 г., по неполным данным, в границах совр. В. о. действовало 30 приходов старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, и 15 приходов беглопоповцев.

В Камышине, куда в 1697 г. переселились принадлежавшие к правосл. Церкви выходцы из Казани, в XIX - нач. XX в. проживало менее всего старообрядцев. В то же время 1-й благочиннический округ Камышинского у. (в наст. время в Красноармейском р-не Саратовской обл.) был населен преимущественно представителями разных направлений поморского согласия и странниками-подпольниками. В 1912 г. в Камышине и в округе числилось более 7500 беспоповцев. Др. центром беспоповства был Царицынский у.: на хуторе Купоросный, заводе «Урал-Волга», в с. Н. Ельшанка жили выходцы из Архангельской губ. и с Урала, в 1912 г. в этих поселениях числилось ок. 500 последователей «старой веры». В посл. трети XX в. в Волгограде наряду с общиной брачных поморцев действовало малочисленное сообщество самокрещенцев, ведущих начало от симбирско-самарского основателя самокрещенства Матфея Андреевича, отделившегося от поморцев, отрицающих брак.

Отдельные самокресты жили также в Дубовке Царицынского у., основанной в 1718 г. донскими казаками-старообрядцами. В 1785 г. станица была преобразована в посад, в связи с чем казаков отселили в станицы, а в Дубовке появились переселенцы из разных губерний, что привело к возникновению уникального центра религ. разномыслия. В 1912 г. в Дубовке насчитывалось 709 старообрядцев разных согласий и более тысячи последователей сектантских учений. Наряду со старообрядцами, признающими Белокриницкую иерархию, и беглопоповцами, имевшими в Дубовке моленные (в нач. XX в. на средства Ф. Е. Морозовой в городе был построен храм Белокриницкой иерархии), в городе жили отделившиеся от молокан субботники и воскресники, меннониты, баптисты, толстовцы (см. ст. Толстой Л. Н.), последователи небольших сект, напр. «незнайки», восстановить взгляды к-рых на сегодняшний день не представляется возможным.

Субботники отделились от молокан в результате споров о значимости евр. закона, начатых уже основателем молоканства С. М. Уклеиным. После его смерти наиболее последовательным его продолжателем стал крестьянин из Дубовки Сундуков, к-рый, называя Христа простым человеком, считал Закон Моисея выше Христова. Вместе с единомышленниками он начал праздновать субботу, отменил христ. праздники, соблюдал изложенные в ВЗ пищевые запреты. Основное отличие субботников от жидовствующих, центр к-рых был в соседней Воронежской губ., состояло в том, что субботники не ожидали прихода мессии и были лучше осведомлены о своем вероучении. В кон. XX в. в домах субботников в Дубовке имелись талесы и евр. молитвенники с переводом на рус. язык, представители старшего поколения носили евр. имена.

Появление толстовства на территории совр. В. о., в частности в Дубовке, относится к 90-м гг. XIX в., когда из учителей, купцов и ремесленников под рук. Ф. Х. Грауберга сложился кружок для изучения религиозно-общественных идей Л. Н. Толстого. Кружок быстро набирал влияние, из-за чего его руководитель на 2 года был выслан властями за пределы губернии. Неск. жителей Дубовки состояли в переписке с Толстым. Потомки толстовцев живут в Дубовке в наст. время, у них сохраняются сочинения Толстого с автографами и его письма.

Е. А. Агеева

В наст. время в В. о. зарегистрированы 9 старообрядческих общин. Из них к Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкой иерархии) относится 6 (в Волгограде, Калаче-на-Дону, Котельникове, Суровикине, ст-це Берёзовской Даниловского р-на, во Фроловском р-не), к Древлеправославной церкви (беглопоповцам) - 3 (в Волгограде, Михайловке, Камышине).

Российская православная автономная церковь

(Суздальская епархия). В 1994 г. в области были зарегистрированы 7 приходов. В наст. время действуют 2 общины, имеющие молитвенный дом в Волгограде, число последователей незначительно.

Католичество

Католич. приходы на территории области появились во 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. в результате заселения этих земель иностранными колонистами, гл. обр. немцами. В окт. 1856 г. были учреждены Саратовский деканат с приходами в Камышине и Царицыне и Каменский деканат, включивший приходы в нем. колониях Семёновке и Усть-Грязнухе (Гебель) Камышинского у. В 1899 г. в Нобелевском нефтяном городке на севере Царицына, где трудились франц. специалисты и рабочие, был построен костел в честь Успения Девы Марии (закрыт в 1935); в 1998 г. был освящен новопостроенный костел во имя свт. Николая. В 30-х гг. XX в. католич. общины в крае были ликвидированы.

В 1977 г. католич. приход был зарегистрирован в пос. Петров Вал. К нач. 90-х гг. в пределах В. о. действовало 6 католич. приходов. В результате отъезда большинства немцев из Поволжья в Германию в 1-й пол. 90-х гг. число католич. приходов сократилось, в 2005 г. на территории В. о. действуют общины в Волгограде, Волжском, Камышине (в сер. 90-х гг. там был построен новый костел), в пос. Петров Вал Камышинского р-на, а также благотворительные орг-ции «Каритас», «Ассоциация Папы Иоанна XXIII».

Протестантизм

Лютеране

В 1762 и 1763 гг. имп. Екатерина II Алексеевна в целях ускоренного освоения юж. окраин России издала неск. манифестов, в к-рых приглашала иностранцев поселиться в России и определяла для них места и условия проживания, а также права переселенцев. В основном переселенцами стали лютеране. Во 2-й пол. XVIII в. в Поволжье появились поселения немцев-лютеран - Умёт (Розенберг), Голый Карамыш (Бальцер), Лесной Карамыш (Гримм), В. и Н. Добринка и др. Община гернгутеров на берегу р. Сарпы основала сел. Сарепта (ныне в Красноармейском р-не Волгограда), где в 1772 г. построила кирху; на рубеже XIX-XX вв. бо́льшая часть членов общины вернулась в Германию. К 1880 г. на территории совр. В. о. жили ок. 500 лютеран, к нач. XX в.- ок. 2 тыс. В нем. поселениях имелись молитвенные здания, в частности до 1939 г. лютеране проводили богослужения в кирхе в Сарепте. В 30-х гг. большинство лютеран. общин было закрыто. Во время Великой Отечественной войны немцы были высланы из Поволжья в Сибирь, Казахстан и Ср. Азию.

В кон. 70-х - нач. 80-х гг. в связи с возвращением ранее сосланных немцев в Поволжье, в т. ч. в В. о., количество лютеран. общин возросло, появились общины в пос. Петров Вал, в селах Лебяжьем и Медведицком; к 1983 г. было зарегистрировано 11 общин, построены молитвенные дома в Камышине, Котове, в Палласовке. После отъезда немцев в Германию в 1-й пол. 90-х гг. численность лютеран уменьшилась, к 2005 г. количество общин сократилось до 4 (в Волгограде, Камышине, с. Лебяжьем Камышинского р-на, в с. В. Еруслан Старополтавского р-на).

Баптисты и евангельские христиане

Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. Поволжье стало местом распространения баптистского движения (в результате деятельности Я. Д. Делякова и Д. И. Мазаева, см. ст. Баптисты) и движения евангельских христиан (в результате деятельности И. И. и Я. И. Жидковых). Наиболее крупные общины баптистов и евангельских христиан действовали в селах Пришиб (ныне г. Ленинск), Заплавное и Дубовка. В кон. XIX в. Царицынский у. Саратовской губ. и Пришибский у. Астраханской губ. являлись центрами баптистских общин. На рубеже XIX-XX вв. в Царицыне прошли съезды баптистов, в к-рых приняли участие представители евангельских христиан: в 1898 г. было принято решение о совместной работе, в 1903 г. объединенному движению усвоено самоименование «Евангельские христиане-баптисты» (ЕХБ), утвержденное в 1905 г. В кон. 30-х гг. общины ЕХБ были ликвидированы.

В 1945 г. открылись молитвенные дома ЕХБ в Ленинске, Сталинграде, Фролове, Урюпинске, Михайловке, в 1946 г.- в с. Заплавном Ленинского р-на. В 1954 г. Сталинград посетила делегация Всемирного союза баптистов. В 1977 г. в Волгограде было построено здание молитвенного дома, в к-ром в 1982 г. прошло празднование 100-летия Царицынской-Волгоградской церкви ЕХБ. В 1990 г. в В. о. действовали 17 орг-ций ЕХБ, в 2005 г.- 23 общины, входящие в Российский союз ЕХБ, 17 общин евангельских христиан, входящих в организованный в 1991 г. Союз евангельских христиан в России.

Другие протестантские деноминации

В кон. 40-х - нач. 50-х гг. XX в. в области появились первые общины христиан веры евангельской (пятидесятников), действовавшие без регистрации. К нач. 2005 г. 23 общины были зарегистрированы в В. о. В 1992 г. начала работу Поволжская миссия Российской церкви христиан веры евангельской. В 1982 г. в Палласовке получила регистрацию нем. община «Церковь Божья». В 1995 г. была офиц. оформлена региональная орг-ция «Церкви «Благодать Иисуса Христа»». В 1992-1996 гг. в результате деятельности иностранных проповедников в В. о. появились общины Евангельского христ. миссионерского союза, Церкви Назарянина, орг-ции методистов и Армии спасения.

В 80-х гг. XIX в. адвентисты седьмого дня появились в нем. колониях в Донском окр., Астраханской и Саратовской губерниях. В нач. XX в. группы адвентистов действовали в Камышине, в слободе Николаевской, в колонии Кано Николаевского у., в с. Н. Добринка. В 1908 г. Саратовский губернатор разрешил ежегодные собрания адвентистов в Камышине и в 1909 г. в Царицыне. В нач. 1934 г. в Камышине появилась адвентистская община, просуществовавшая, видимо, недолго. В 1977 г. были зарегистрированы общины в Волгограде и в пос. Петров Вал. В нач. 90-х гг. в В. о. действовали 5 общин, к 2005 г. зарегистрировано 17 общин адвентистов.

Иудаизм

17 окт. 1888 г. в Царицыне открылась синагога, в 1911 г. в центре города построили хоральную синагогу, община просуществовала до кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. В 1993 г. в В. о. была зарегистрирована иудейская община. В наст. время насчитывается 9 иудейских общин. Они исповедуют ортодоксальный иудаизм (в подчинении Конгресса еврейских религиозных орг-ций и объединений России и Федерации еврейских общин России) и реформированный иудаизм.

Ислам

К сер. XIX в. в Царицыне действовали 2 мечети, в июне 1919 г. открылась 3-я. В 20-х гг. XX в. после закрытия этих мечетей мусульм. центром области стала мечеть в с. М. Чапурники (ныне Светлоярского р-на), к-рая действовала до 1941 г. и вновь открылась в мае 1946 г. В нач. 80-х гг. были зарегистрированы мусульм. общины в Волгограде, Палласовке, селах Маляевка и Бахтияровка Ленинского р-на, Латошинка Старополтавского р-на; началось строительство мечетей. В В. о. к 2005 г. зарегистрировано 17 мусульм. общин, действует Волгоградское региональное духовное управление мусульман, входящее в Центральное духовное управление мусульман России (центр в Уфе). Большинство мусульман области живут в Волгограде, Волжском, а также в Суровикинском, Светлоярском, Среднеахтубинском, Ленинском, Быковском, Палласовском, Старополтавском р-нах. Все местные орг-ции относятся к традиционному исламу - суннизму ханафитского мазхаба.

Буддизм

Буддизм на территории совр. В. о. появился в 1-й пол. XVII в., после того как в начале столетия калмыки-буддисты получили разрешение кочевать по незаселенным окраинам Российского гос-ва. Постепенно они расселились по рекам Яик (Урал) и Волга (в степях Н. Поволжья), дошли до Дона, где создали Калмыцкое ханство. В сер. XVIII в. правительство стало ограничивать самостоятельность Калмыцкого ханства, в результате бо́льшая часть калмыков переместилась на территорию Джунгарии. В нач. XX в. на территории совр. В. о. были известны отдельные приверженцы буддизма.

К 2005 г. в Волгограде зарегистрированы 2 буддийские общины, представляющие направления Карма Кагью (1992) и Гелугпа (2000). Руководство ими осуществляют центры в Элисте (Калмыкия).

Новые религиозные движения

Первые сведения о секте Иеговы свидетелей в В. о. относятся к 1955 г., нек-рые ее члены работали на строительстве Волжской ГЭС. К нач. 60-х гг. была создана община иеговистов, а в 80-х гг. они уже действовали (до 1990 без регистрации) в Ленинске, Суровикине, Волгограде, Михайловке и в Городищенском р-не. К 2005 г. в области были зарегистрированы 20 иеговистских общин.

В 1992 г. в Волгограде получило регистрацию «Общество сознания Кришны» (см. Сознания Кришны международное об-во). В нач. 90-х гг. в В. о. появились по одной орг-ции «Новоапостольской церкви», «Церкви Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны), «Церкви Христа на Волге».

Арх.: Архив отдела по связям и содействию религ. организациям аппарата Главы Администрации Волгоградской обл. (Волгоград); Архив уполномоченного Совета по делам религий при СМ СССР (Волгоград); Сообщение М. И. Агеева А. С. Пругавину о толстовцах в Дубовке. 15.01.1913 - РГАЛИ. Ф. 2167. Оп. 1. Д. № 36. Л. 1-3; Полевой дневник Волгоград-Дубовка. Июль 1996 - авг. 1997 г. Агеевой и А. Левашенко. С. 7, 9-12 (архив Е. А. Агеевой).
Ист.: Ведомость о числе раскольников и сектантов в епархии, по донесениям благочинных в 1912 г. Саратов, 1912. С. 28, 48-49; ПСРЛ. Т. 31. М., 1968. С. 206-233; Ответы К-польского Патриаршего Собора на вопросы Сарайского еп. Феогноста // ПДРКП. Стб. 136-138; Приложение к постановлению Волгоградской областной Думы «О постановке на гос. охрану памятников истории и культуры Волгоградской обл.» от 5 июня 1997 г. № 62/706; Редькина О. Ю., Савина Т. А. Гос-во и религ. организации Н. Волги и Дона в XX в.: Сб. док-тов и мат-лов: Кат. культовых зданий. Волгоград, 2002.
Лит.: Флегматов А., свящ. Историческая заметка о местном расколе в г. Камышине // Саратовские ЕВ. 1876. № 24. С. 380-384; № 25. С. 392-397; он же. Историческая заметка о местном расколе в посаде Дубровке // Там же. 1884. № 22. С. 587-597; Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII в. СПб., 1898. С. 22-27; Артамонов М. И. Труды Волжско-Донской археол. экспедиции. М., 1959; он же. История хазар. Л., 1962; Полубояринова М. Д. Рус. люди в Золотой Орде. М., 1978; Новосельцев А. П. Хазарское гос-во и его роль в истории Вост. Европы и Кавказа. М., 1990; Дубаков А. В. История РПЦ в Царицыне XVIII - нач. XIX в. // Христианство: Вехи истории: Мат-лы науч. конф., посвящ. 1110-летию со дня блаженной кончины св. равноап. Мефодия. Волгоград, 1996; он же. Церковные приходы в Царицыне в XVIII в. // Вопр. краеведения. Волгоград, 1998. Вып. 4/5. С. 56-59; Тимофеев П. Г. Хопёр: История, быт, культура. Калининград, 1998. С. 7, 26-29, 49, 62-66, 68-69; Позднякова О. Г., Садченков Ю. Т. Религии в междуречье Волги и Дона. Волгоград, 2000; Гос.-церковные отношения в России: свобода совести и ее реализация: Мат-лы науч.-практ. конф. Волгоград, 2001; Лиценбергер О. А. Римско-катол. Церковь в России. Саратов, 2001; Юнак Д. История церкви христиан адвентистов седьмого дня в России: 1886-1981. Заокский, 2002. Т. 1; Иванов С. А. Византийское миссионерство: можно ли сделать из «варвара» христианина? М., 2003. С. 146-149.
Ю. Т. Садченков
Ключевые слова:
География. Российская Федерация Страноведение. Российская Федерация Волгоградская и Камышинская епархия Волгоградской митрополии Русской Православной Церкви Волгоградская область, субъект Российской Федерации Религиозная ситуация на территории разных стран. Российская Федерация. Волгоградская область Христианство на территории разных стран. Российская Федерация. Волгоградская область
См.также:
АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ субъект Российской Федерации
АЛТАЙ (Республика Алтай), субъект Российской Федерации
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации
БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации
БУРЯТИЯ субъект Российской Федерации
ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации
ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ
ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ, входит в состав Центрального федерального округа
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ (Кабардино-Балкарская Республика), субъект РФ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ эксклавный субъект РФ в составе Северо-Западного федерального окр.
КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ в составе Центрального федерального окр.
КАМЧАТСКИЙ КРАЙ субъект РФ в составе Дальневосточного федерального округа