Догэ́н (1200, Киото - 1253, там же), основатель япон. школы сото-дзэн (кит. цаодун). Согласно канонической версии, род. в аристократической семье, рано осиротел и в 7 лет был отдан на воспитание в монастырь Энрякудзи на горе Хиэйдзан, принадлежавший школе тэндай. Не удовлетворившись учением тэндай, Д. покинул мон-рь и стал учеником Эйсая (1141-1215), основателя школы, а после его смерти обучался у его ученика Мёдзэн (1184-1225). В 1223 г. Д., недовольный чрезмерным эклектизмом риндзай-дзэн, отправился в Китай, рассчитывая найти в кит. мон-рях «подлинный дзэн». После 2 лет странствий по стране Д. стал учеником дзэн-мастера Жуцзина (1163-1228) и получил подтверждение того, что его можно считать последователем этого учения. В 1227 г. Д. вернулся в Японию и активно проповедовал сото-дзэн. В 1236 г. он основал храм Косёдзи неподалеку от Киото. Недовольные ростом популярности Д. тэндайские монахи добились от правительства ссылки Д. в сев.-вост. пров. Этидзен (совр. префектура Фукуи), где в 1244 г. он основал храм Эйхейдзи, и поныне являющийся центром сото-дзэн.
Основные принципы своего учения Д. изложил в трактате «Сёбо Гэндзо» (Хранилище истинного глаза дхармы; 1223-1235), в наиболее авторитетной редакции содержащем 95 глав. «Сёбо Гэндзо» написан не по-китайски, как было принято среди япон. буддистов того времени, а по-японски, что делало учение доступным для более широкой аудитории. Д. критиковал учения тэндай, сингон, нитирэн, дзёдо, осуждал слепую веру и пассивное ожидание милостей от Будды. От учеников Д. требовал опоры на собственные силы (дзирики). «Просветление» (сатори) для Д. было не внезапной «вспышкой» сознания, а конечной целью, к к-рой адепт должен стремиться на протяжении всей жизни. Д. подчеркивал особую важность медитации в позе лотоса (дза-дзэн), а также принципиальную неразделимость практики (сюгё), к-рую он фактически отождествлял с монастырским уединением, и процесса постижения истины. Д. строжайшим и подробнейшим образом регламентировал правила поведения монахов в мон-ре, запрещал любые контакты с внешним миром и посещение др. буддийских храмов. После смерти Д. правила в Эйхейдзи были смягчены. Ближайшие ученики Д. не столько создавали новые тексты, сколько комментировали сочинения учителя. Хотя Д. признавал лишь вспомогательную роль письменных буддийских текстов и осуждал чрезмерное увлечение дзэнских монахов изящной словесностью, он оставил не только религиозно-философские трактаты, но и стихи (как на кит., так и на япон. языке). Как поэт Д. получил признание лишь в эпоху Эдо (XVII-XIX вв.). Одно из его япон. стихотворений стало хрестоматийным: «Цветы - весной, / Кукушка - летом, / Осенью - луна, / Чистый и холодный снег - зимой» (перевод Т. П. Григорьевой).