[Япон. Nichiren-shû], япон. буддийская школа, основанная в XIII в. Нитирэном, принадлежит к направлению махаяны, термин фиксируется с сер. XIX в. Традиционно обозначалась как Хоккэ-сю (школа лотоса). Нитирэн (при рождении Дзэннитимаро, 1222-1282, месяц и день рождения неизв., но традиция канонизировала дату 16 февр.) род. в рыбацкой дер. Коминато в у. Тодзё пров. Ава на вост. побережье Японии. По одной из версий, его отцом был управляющий феодальным поместьем (кэнсю), но Нитирэн писал о себе, что был сыном прибрежного чандалы (санскр. неприкасаемый). В 1233 г. он принял монашество с именем Дзэсёбо в школе Тэндай (кит. Тяньтай; основана в VI в. Чжии на «линии передачи» от Нагарджуны; распространена в Японии в IX в. усилиями япон. монаха Сайтё), одной из традиц. школ япон. буддизма, отличавшихся ритуализмом. С 1239 г. в течение 15 лет странствовал по мон-рям, изучая буддийские тексты и учения различных школ. В 1253 г. на горе Киёсуми провозгласил собственное учение и принял имя Нитирэн (Солнце-Лотос), тем самым апеллируя не только к Лотосовой сутре, но и к богине солнца Аматэрасу Оомиками, к-рую считал своей покровительницей. Изгнанный из родного мон-ря, он обосновался на окраине сёгунской столицы Камакура, где приобрел первых учеников. В 1260 г. Нитирэн в соч. «Трактат об установлении справедливости и спокойствия в стране» (Риссё анкоку рон) обратился к правительству с критикой др. буддийских учений. В 1261-1263 гг. находился в ссылке на п-ове Идзу. В 1268 г., в условиях угрозы монг. нашествия, предложил запретить буддийские секты Японии, к-рые не почитали в качестве высшего авторитета Лотосовую сутру. В 1271-1274 гг., после попытки казнить Нитирэна, прерванной согласно его автобиографии, небесными знамениями, пребывал в ссылке на о. Садо; центр секты в столице был уничтожен. В 1274 г., по окончании неудачных переговоров с правительством, покинул Камакуру; на горе Минобу к западу от горы Фудзияма основал мон-рь, в к-ром жил последние годы и умер. Осенью 1282 г. назначил 6 преемников, создавших впосл. независимые «линии передачи» учения. Похоронен на горе Минобу. Названный великим праведником (дай-сёнин), Нитирэн почитается в Н. как воплощение бодхисаттвы Вишистачаритры (санскр.- Высшие Деяния; япон.- Дзёгё), в Нитирэн-сёсю и движении Сокагаккай - как воплощение Будды Шакьямуни. Важные трактаты: «Об открывании глаз» (Каймокусё, 1272), «О постижении сути святыни» (Кандзин хондзонсё, 1273), «О выборе времени» (Сэндзисё, 1275), «О признательности за благодеяние» (Хоонсё, 1276).
Не отвергая основоположений школы Тэндай, Нитирэн считал себя реставратором истинных взглядов Сайтё. При этом он создавал новую доктрину, ссылаясь на то, что время Сайтё было временем теории, а теперь наступило время практики. Опорой для таких притязаний было нараставшее в Японии с конца эпохи Хэйан (794-1185) представление о текущем историческом периоде как «веке конца закона», предшествующем завершению данного цикла мирового бытия. Этот век был предсказан, по убеждению Нитирэна, в «Сутре о цветке лотоса чудесной дхармы» (Лотосовая сутра, санскр. Саддхарма-пундарика-сутра, япон. Хо-рэнгэ-кё; была написана до III в.), к-рая стала последним откровением Шакьямуни. В соответствии с традицией школы Тэндай Нитирэн усматривал суть Лотосовой сутры в тезисе о взаимопроникновении всех миров, единстве и многообразии всех явлений в каждом мгновении сознания. Это учение, соответствующее махаянской трактовке Будды как абсолюта, помогало обосновать важные для япон. буддизма идеи об изначальной просветленности каждого существа и тождестве сансары с нирваной: «Моя Чистая Земля никогда не будет разрушена, но всем кажется, что она горит, что [ее] наполняют печали и различные страдания». Однако Нитирэн опирался и на другие положения сутры, из которых основными были: учение о «Пути одной колесницы», отрицающее индивидуальные способы освобождения; учение об «уловках» - отличных от интеллектуального постижения способах, при помощи которых «Будда искусно проповедует... и сердца слушающих успокаиваются подобно морю»; самопрославление Лотосовой сутры как «царя над всеми сутрами»; предсказание о распространении ее «в злой век грязной кальпы» и гонении на проповедников; утверждение спасительности произнесения даже малой части сутры.
Развитие этих положений обусловило главные черты проповеди Нитирэна, сочетающей начитанность в буддийских текстах с максимальным упрощением предписаний, причем главное отличие от амидаизма составил объект молитвенной концентрации: вместо Будды Амиды Нитирэн выдвинул в качестве «истинно почитаемого» заглавие Лотосовой сутры (даймоку), провозгласив спасительность мантры «Наму мё-хо-рэнге-кё» (Слава сутре лотоса чудесной дхармы). Объектом общественного и домашнего поклонения стала мандала с начертанием этой формулы, для общинной религ. жизни были предусмотрены места единения (кайданы), включая центральное, к-рое планировалось освятить как главный культовый центр страны. Культ предусматривал упрощенные процедуры принятия монашества и формы посвящения мирян. Женщины могли достигать просветления, как и мужчины. Нарушение «5 запретов» - убийство, воровство, прелюбодеяние, ложь и употребление одурманивающих средств, по учению Нитирэна, не уничтожало «плодов» защитника дхармы. В той или иной степени подобные доктрины характерны и для др. учений камакурского периода. Призывая к регулированию общественной морали по образцу конфуцианской этики, Нитирэн допускал ослабление буддийского нравственного кодекса в связи с новой трактовкой закона кармы, согласно к-рой последствия дурных деяний легкопреодолимы при помощи рецитации сакральных формул. С теоретической т. зр. действенность даймоку тоже относится к «уловкам» Будды. Понимая это, в трактате «Об истинно-почитаемом» Нитирэн определял даймоку как «лекарство», упомянутое в 16-й гл. Лотосовой сутры: «К тем, кто не знает [учения] «в одном [мгновении] мысли - три тысячи», у Будды возникает сострадание, [он] заворачивает это сокровище в пять знаков и побуждает несмышленых детей склонить головы».
Спровоцировав гонения резкостью проповеди (метод сякубуку (япон. препирательство, букв. «ломать и повергать»), к-рый состоит в обосновании ложности всех др. буддийских учений), Нитирэн обращался к 13-й гл. той же сутры о преследовании ее проповедников со стороны «заботящихся о собственной выгоде» как к пророчеству, тем самым вызывая энтузиазм в своих сподвижниках. Полемика Нитирэна с др. школами может быть понята только в связи со спецификой япон. буддизма того времени, все они выстраивали свои учения на общей доктринальной основе исходя из 2 целей, актуальных в эпоху смуты: обретения каждым адептом уверенности в просветлении и спасения страны от обрушившихся на нее стихийных и политических бедствий. Обеих целей предполагалось достичь посредством одной и той же практики, мистической и магической одновременно, причем новые школы отличались минимализмом и доступностью ритуала, что соответствовало их обращению к широким кругам мирян. Стоя на тех же позициях («страна процветает благодаря дхарме, дхарма почитается людьми»), Нитирэн настаивал, что ритуалы др. школ не уменьшают бедствий, следов., не будучи действенны в одном, они не должны быть действенны и в другом - в достижении просветления, и приходил к выводу, что именно пренебрежение последним откровением Будды является причиной ускоренного разрушения страны. Угрозу вторжения монголов в 1268 г. Нитирэн воспринял как исполнение предсказания, сделанного им ранее на основе текстов 4 разных сутр о признаках «злого века», а чудесное избавление от угрозы (флот хана Хубилая был дважды уничтожен тайфуном) - как следствие проводимых им ритуалов. Однако, не получив поддержки правительства, которая включала офиц. заказ молебнов, Нитирэн не смог проверить на практике действенность своей мантры в масштабах страны, что делало его малоуязвимым для критики. Обвиняя во всех бедствиях 4 основные школы (Сингон «ведет страну к гибели», моления Амиде низводят «в вечный ад», Дзэн - школа «небесных демонов», Риссю - «государственные преступники»), Нитирэн призывал казнить их проповедников как не оправдавших доверия правительства.
В «Трактате о лечении болезней» (Дзибё сё) Нитирэн указывает на 2 подхода к учению Тэндай: как к «принципу» - к философскому учению и как к «делу», методу и образу действия - спасению страны и ее населения от бедствий «века конца Дхармы» через распространение веры в спасительную силу Лотосовой сутры. Время перехода от «принципа» к «делу» определяется 5 знаниями: «учение» (кё) - знание всех видов учений и понимание невозможности спасения посредством только хинаяны; «способности» (ки) - проповедники дхармы должны знать способности слушателей к пониманию их слов и с учетом этого строить свои проповеди; «время» (дзи) - знание «века», в к-ром пребывает в данный момент человеческий мир; «страна» (коку) - проповедники дхармы должны знать особенности страны, в к-рой они распространяют дхарму, и в зависимости от этого выбирать подходящие методы обращения в буддийскую веру; «порядок» (дзё) - знание того, какой вид буддийского учения уже распространен в данном регионе, какие идеологии преобладают («искусные средства, касающиеся идеологий»). Человек, обретший 5 знаний, станет «учителем страны Японии». Нитирэн считал себя единственным, кто достоин этого титула, и провозгласил себя воплощением бодхисаттвы Высших Деяний - одного из упомянутых в сутре слушателей Шакьямуни.
После смерти основателя храм Куондзи на горе Минобу стал центром движения, однако ученики Нитирэна не признали притязаний Никко, 1-го настоятеля, на обладание исключительной «линией передачи» и изгнали его. Никко переселился к подножию горы Фудзияма, где построил храм Тайсэкидзи, впосл. ставший центром «Истинной школы Нитирэна» (Нитирэн-сёсю) и местом хранения главной мандалы с его автографом (го-хондзон), уникальность к-рой не признаётся др. школами. В 1294 г. школа проникла в Киото, где получила широкое распространение в ремесленно-торговых слоях. В 1532 г. в ходе вооруженных столкновений Н. в Киото одержала победу над амидаистами, но в 1536 г. последовал разгром движения со стороны вооруженных отрядов школы Тэндай. В кон. XVI в. последователи Лотосовой сутры были лояльны по отношению к гос-ву и участвовали в преследовании христиан (напр., полководец Като Киёмаса). В период Эдо (1603-1868) учение Н. было одним из официально признанных. Реставрация Мэйдзи, несмотря на первоначальную враждебность к буддизму, не ослабила позиции школы, но подтолкнула ее адептов к национализму как форме идеологического приспособления.
В нач. ХХ в. Н. оформляется как националистическое течение, основатель к-рого Танака Тигаку (1861-1939) утверждал, что «император, наследник богов, есть воплощение истинного пути и суть Лотосовой Сутры». В 1930 г. мирянами из Нитирэн-сёсю было создано Об-во изучения изначальной ценности (Сокагаккай) - движение, сделавшееся после войны инструментом всемирного распространения Н. в форме, близкой к Нью-Эйдж. В 1962 г. членами Сокагаккай основана лево-консервативная политическая партия Комэй сэйдзи рэнми (с 1964 Комэйто, Партия чистой политики). В 1998 г., после слияния с партией Нового мира, Комэйто перешла на правоцентристские позиции. С 1999 г. она поддерживает правящую Либерально-демократическую партию, являясь 3-й по влиянию парламентской силой в стране.
Праздники в Н. распределены по датам общебуддийского народного и сектантского календаря (в письме к Акимото 1271 г. Нитирэн привязал 5 сезонных фестивалей к 5 иероглифам даймоку). К последним относятся 28 апр., когда Нитирэн «открыл» даймоку, и день его кончины 13 окт. (О-эсики, букв. «Церемониальное собрание»). Ритуал включает в себя кроме рецитации мантры и подношений также чтение разделов Лотосовой сутры.
Из-за раздробленности совр. «нитирэнизма» его статистика разноречива; по данным проф. А. Н. Игнатовича (2002), Н. насчитывала ок. 4600 храмов, ок. 8 тыс. священников и ок. 6 млн последователей.