[Санскр. Nagarjuna - «змей-древо»] (II - нач. III в.), основатель Мадхьямики, 1-й религиозно-философской школы Махаяны, почитается как бодхисаттва; в традиции ваджраяны почитается как махасиддха (букв.- «обретший великое достижение»). В агиографических источниках Н. описывается как сверхъестественное существо, жизнь к-рого длилась 300-600 лет. Считается, что Н. род. в семье брахманов на юге Индии. В юности был учеником индуистского йогина, который научил Н. и его друзей становиться невидимыми. Юноши, обладавшие этой способностью, стали развлекаться с наложницами царского гарема, но вскоре царю удалось поймать всех невидимок, кроме Н. Юношей казнили, а Н. был так потрясен последствиями легкомыслия и привязанности к чувственным удовольствиям, что стал буддийским монахом, отправившись на север, в мон-рь Наланду. Плодом его размышлений было видение, определившее характер философского учения Н.: он увидел ступу, окруженную Буддами и бодхисаттвами. Н. открыл ступу и обнаружил внутри еще одну, точно такую же. Тогда он решил найти исходную ступу: открыв вторую, увидел внутри такую же третью, в ней - четвертую и т. д. до бесконечности. Тогда Н. понял, что никакой «первой ступы» (первосубстанции, первоосновы) нет и не может быть. Это понимание сделало его достойным обретения сутры праджня-парамиты, Запредельной Премудрости, скрытых за 500 лет до того Буддой у змеев-нагов. Н. спустился в подводный дворец царя шагов и нашел там сутры праджня-парамиты, медитация над к-рыми привела его к разработке философской системы Мадхьямики («Школа срединного пути»). Впосл. Н. стал настоятелем Наланды, однако в старости вернулся в родные места, куда его пригласил правивший тогда царь, пожелавший сделать Н. своим духовным наставником. Царь построил для него мон-рь, получивший позднее название Нагарджунаконда (его руины сохранились до наст. времени). Н. был мастером философской полемики и медитации, автором религиозно-идеологических и логико-диалектических произведений, в кит. и тибет. переводах сохранилось ок. 200 приписываемых ему трудов: от комментариев на буддийские сутры до руководств по алхимии, врачеванию, металлургии и т. д.
В европ. буддологии Н. считают автором «Муламадхьямака-карики» («Коренных строф о Срединности», кон. II в.). Этот трактат Махаяны входит в канонические буддийские собрания на китайском (Трипитака) и тибетском (Тенгьюр) языках. Санскр. текст сохранился только в составе «Прасаннапады» («Ясные строки») Чандракирти (VII в.), комментария на 447 строф (в 27 главах) произведения Н. Трактат представляет собой руководство для монахов-мадхьямиков по логико-полемическому мастерству. Каждая глава посвящена опровержению отдельных категорий - как общефилософских (причина и условия, самосущее, время, соединение и т. д.), так и собственно буддийских (страдание, Будда-Татхагата, 12 звеньев цепи взаимозависимого происхождения и т. д.). Доказывая внутреннюю противоречивость, недостоверность и абсурдность (прасанга) аргументации оппонентов, Н. применял метод «негативной диалектики» в апофатической манере и утверждал, что во взаимообусловленном мире нет ни одной самостоятельной сущности - ни Абсолюта, ни Будды, ни материи, ни др. первопричины, поэтому мир пуст (шунья), но и пустота пуста; все теоретико-познавательные средства (прамана) недостоверны, абсолютная истина (пара-мартха-сатья) ими непостижима и невыразима.
В полемическом трактате «Виграха-вьявартани» («То, что устраняет дискуссии», «Устранение разногласий»), к-рый составлен в метрической форме и состоит из 70 строф, развивается центральная доктрина Н.- учение о «пустотности», к-рое отождествляется с законом причинно-зависимого происхождения состояний существования индивида (пратитья-самутпада) и отсутствия у вещей собственной природы (свабхава). Здесь же критикуется учение об источниках знания (праманы) и приводятся основания критики противников «негативной диалектики» (к-рая должна отрицать, чтобы быть последовательной, и саму себя).
«Юктишаштика» (Шестьдесят стихов о [логической] когерентности) охватывает, несмотря на ограниченный объем, множество тем, начиная с пратитья-самутпады и заканчивая характеристиками «великих душ» (махатманы), к-рые уже достигли «освобождения» или приближаются к нему и к-рым противопоставляются те, кто привержен страстям и «заключен в клетку объектов».
В «Вайдалья-пракаране» (Малый трактат об обращении в пыль [ложных учений]) подвергается критике учение ньяи, прежде всего система 16 категорий (падартхи).
«Ратнавали» («Гирлянда драгоценностей»), стихотворный трактат из 5 глав по 100 стихов в каждой, посвящен этической, сотериологической и политической проблематике в философии Мадхьямики. В гл. 1-3 благосостоянию в этом мире противопоставлено высшее благо «освобождения». В гл. 4. изложена буддийская концепция царской власти, а также даются практические советы царю. Основными добродетелями царя должны быть первые «совершенства» (парамиты) пути бодхисаттвы: щедрость (дана), нравственность (шила) и терпение (кшанти). В гл. 5 проводится параллель между монархом и бодхисаттвой: первый символизирует совершенство земной власти, второй - духовное пробуждение. Среди преемников Н. выделяют Арьядеву (II-III вв.) и комментаторов его основного сочинения - Буддапалитe (V в.), Бхававивекe (VI в.) и Чандракирти (VII в.).
Аргументация Н. строилась на противодействии теоретико-познавательным схемам, в к-рых он видел лишь формы «умственной скверны» и считал, что освободиться от них гораздо труднее, чем от чувственных привязанностей.
К Н. восходит и ряд синкретических философских доктрин, напр. йогачара-мадхьямика-сватантрика Шантаракшиты (VIII в.) и его ученика Камалашилы, сыгравшего важную роль в распространении учения Н. в Тибете благодаря победе, одержанной им в 792 г. над оппонентом, представлявшим одну из кит. школ. Влияние Н. не ограничивается рамками буддизма: оно обнаруживается в Мандукья-карике Гаудапады (VI-VII вв.), предшественника Шанкары, который учил об иллюзорности мира явлений, различал 2 уровня истины и пользовался терминологией мадхьямиков, а также у самого Шанкары (VII-VIII вв.), несмотря на его полемику с доктринами мадхьямики. Своеобразное возрождение «негативной диалектики» Н. демонстрирует и 3-й крупный адвайта-ведантист Шрихарша в знаменитом полемическом трактате «Кхандана-кханда-кхадья» (XII в.).
Последователи Н., начиная с периода деятельности Кумарадживы, стали основателями известных махаянских школ и за пределами Индии. Кит. школа Саньлунь-цзун (школа 3 трактатов) была основана в VI в. мон. Цзи-цзаном (япон. секта Санрон-сю). Она развивала учение о 2 уровнях истины, о «пустотности» и о том, что сокровенное учение Будды не может быть передано понятийным языком (критика которого была осуществлена Н.). Для школы Тяньтай-цзун (япон. секта Тэндай-сю), основанной Чжии, представления Н. являются фундаментом учения, согласно к-рому хотя вещи и являются «пустыми», они имеют определенное временное существование, доказываемое фактом нашего восприятия их; существует еще 3-е начало, к-рое должно связывать эти 2 параметра их бытия. Значительно влияние учения Н. и на школу чань (дзен), наследие к-рого включает «коаны мадхьямики».
Традиция изучения и комментирования трудов Н. продолжается до наст. времени в тибетско-монгольском (в т. ч. российском) и китайско-япон. буддизме.