(Республика Башкортостан), субъект Российской Федерации. Территория: 143,6 тыс. кв. км. Столица: Уфа. География. Республика расположена в Предуралье и на склонах Юж. Урала, на севере граничит с Пермской и Свердловской областями, на востоке - с Челябинской обл., на юго-востоке, юге и юго-западе - с Оренбургской обл., на западе - с Татарстаном, на северо-западе - с Удмуртией. Крупнейшая река на территории Б.- Белая, приток Камы. Б. является составной частью Уральского экономического р-на, народно-хозяйственный комплекс включает в себя многоотраслевую промышленность и сельское хозяйство. Население: 4 млн 90,6 тыс. чел. (на 1 янв. 2002). Национальный состав: русские - ок. 39,5%, татары - ок. 29,5, башкиры - ок. 22%, др. национальности - чуваши, марийцы, удмурты, украинцы, белорусы. Административное устройство. В 1557 г. башкиры приняли российское подданство, до нач. XVIII в. территория совр. Б. входила в Уфимский, Верхотурский и Тобольский уезды. В 1700 г. была образована Уфимская пров. (с 1708 в составе Казанской губ.), в 1737 г. на территории Башкирского Зауралья создана Исетская пров. В 1744 г. на основе Уфимской и Исетской провинций была учреждена Оренбургская губ. В 1781 г. губернию упразднили, и новоучрежденное Уфимское наместничество включило в себя Оренбургскую и Уфимскую области. В 1796 г. наместничество было переименовано в Оренбургскую губ. (с 1797 центр - Оренбург, с 1802 - Уфа). В 1865 г. ее разделили на Оренбургскую и Уфимскую губернии. В 1919 г. была образована Башкирская АССР (центр - с. Темясово, с 1920 - г. Стерлитамак), в состав к-рой вошли отдельные уезды Оренбургской, Уфимской и Пермской губерний, Юмран-Табынская вол. Бузулукского у. Самарской губ. В 1922 г., после упразднения Уфимской губ., ее уезды также вошли в состав Башкирской АССР, центром к-рой стала Уфа. 12 июня 1990 г. была провозглашена Декларация о гос. суверенитете Б., 24 дек. 1993 г. принята новая Конституция Республики Б. Высший представительный и законодательный орган - Государственное Собрание (Курултай), к-рое имеет Палату представителей и Законодательную палату. 12 дек. 1993 г. в Б. избран Президент М. Г. Рахимов (в 1998 переизбран на 2-й срок). Высший орган исполнительной власти - Кабинет министров, к-рый подотчетен Государственному Собранию и Президенту Республики. 25 февр. 1999 г. принят Закон Республики Б. «О языках народов Республики Башкортостан», в к-ром закреплены гос. статус рус. и башкир. языков. В Б. 54 адм. района, 21 город. Наиболее крупные города - Уфа, Стерлитамак, Салават.
На 1 янв. 2002 г. в Б. было зарегистрировано 947 религ. объединений, к-рые имеют 630 молитвенных зданий, из них 250 были сооружены после 1990 г. На территории Б. преобладают ислам, к-рый исповедуют в основном башкиры и татары, и Православие, к-рого придерживаются русские, украинцы, белорусы, мордва, удмурты и чуваши. Представители др. конфессий и религ. движений немногочисленны. Религ. жизнь в Б. значительно активизировалась с принятием закона «О свободе совести и религиозных организациях в Башкирской ССР» от 20 июня 1991 г., в 2001 г. этот закон был приведен в соответствие с федеральными законами.
Рус. поселения и правосл. храмы на территории совр. Б. появились во 2-й пол. XVI в. В 1579 г. в Уфимском остроге (основан в 1574) была построена первая деревянная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. С 80-90-х гг. XVI в. известны Сергиев и Успенский муж. мон-ри в Уфе, Вознесенский муж. мон-рь на р. Усолка (совр. Гафурийский р-н), с XVII в.- уфимский в честь Рождества Христова жен. мон-рь. В кон. XVI-XVIII в. правосл. приходы края были подчинены Казанской кафедре, зауральская часть Б. в 1621 г. вошла в состав Тобольской епархии. В 1721 г. было создано Уфимское духовное правление, к-рое возглавил настоятель уфимского Успенского мон-ря. 27 сент. 1799 г. учредили Оренбургскую и Уфимскую епархию с центром в Уфе. В марте 1859 г. ее разделили на Оренбургскую и Уральскую, Уфимскую и Мензелинскую епархии (с 1928 Уфимская и Давлекановская, с 1942 Уфимская и Мензелинская, с 1945 Уфимская и Башкирская, с 1952 Уфимская и Стерлитамакская).
В наст. время территория Б. совпадает с границами Уфимской и Стерлитамакской епархии РПЦ, разделенной на 14 благочиннических округов. В янв. 2002 г. в Уфимской епархии существовали 156 приходов, 150 богослужебных зданий (из них - 67 храмов), 4 мон-ря (уфимский в честь Успения Пресв. Богородицы мужской, Табынской иконы Божией Матери женский (Гафурийский р-н), во имя Илии пророка мужской в с. Месягутово Дуванского р-на, Покровский муж. в с. Дедове Фёдоровского р-на). Клир епархии состоял из 179 священнослужителей.
Сведения о проникновении старообрядцев (в основном беспоповцев) на Юж. Урал относятся к кон. XVII в. Первые поселения старообрядцев возникли в Башкирском Зауралье, затем центром старообрядчества в крае стала Табынская крепость, с 40-х гг. XVIII в.- Челябинский у. Оренбургской губ. К сер. XVIII в. в Оренбургской губ. жили ок. 17 тыс. старообрядцев-беспоповцев. В сер. XIX в. на территории совр. Б. появились поповцы. Местами компактного проживания беглопоповцев был Белебеевский у., сторонников Белокриницкой иерархии - Белебеевский и Стерлитамакский уезды Оренбургской губ. К 1913 г. в Уфимской губ. жили ок. 38 тыс. старообрядцев. В 70-х гг. XX в. существовали 5 старообрядческих общин (4 беспоповцев и 1 беглопоповцев). К 2002 г. на территории Б. зарегистрированы 4 общины беспоповцев (Спасова согласия в Уфе, Салавате, Ишимбае и поморского согласия в Уфе) и 1 община беглопоповцев в с. Усень-Ивановское Белебеевского р-на. В Б. действуют незарегистрированные общины Белокриницкой иерархии, поморцев, федосеевцев, рябиновцев и странников.
(РПАЦ) имеет в Уфе «Церковь возрождения в честь Св. Троицы» (с 1997), к-рая входит в Суздальскую епархию РПАЦ.
Католики на территории совр. Б. появились в XVII в., после прибытия сюда на службу из Полоцка и Смоленска польск. и литов. шляхтичей. Во 2-й пол. XVIII в. в Оренбургскую губ. были сосланы пленные польск. конфедераты-католики, в XIX в.- участники польск. восстания, члены различных польск. патриотических групп. В 1863 г. в Уфе была открыта каплица, в 1890 г. освящен костел (закрыт в 1938). В 2002 г. в Б. действовали 4 католич. общины: в Уфе, Давлеканове, Октябрьском и в с. Алексеевка Благоварского р-на, где построен костел.
(ААЦ) имеет с 2001 г. в Уфе приход во имя св. Григория Просветителя, к-рый относится к Новонахичеванской и Российской епархии ААЦ.
Появились на территории совр. Б. во 2-й пол. XVIII в. С нач. XIX в. в Уфе существовала лютеран. кирха (закрыта в 1930). В 2002 г. в Б. действовали 4 лютеран. общины: в Уфе, Стерлитамаке, Октябрьском, с. Пришиб Благоварского р-на (в 1996 - 4, в 2000 - 6). Первые баптисты на территории совр. Б. появились в нач. XX в., когда в Белебеевском у. возникла колония переселенцев из Харьковской губ. Затем баптист. общины распространились в Уфимском и Стерлитамакском уездах, в Давлеканове и Уфе. К 1913 г. общая численность баптистов достигла 623 чел., к 1927 г.- ок. 2 тыс. чел. В 1945 г. общины Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов были зарегистрированы в Уфе, Стерлитамаке, дер. Шаровке Белебеевского р-на, в 70-80-х гг.- в Давлеканове, Бирске, Кумертау. В нач. 2002 г. евангельские христиане-баптисты Российского Союза, входящие в Региональное объединение Республики Б. (зарегистрировано в 1994), имели 22 общины (в Уфе, Стерлитамаке, Кумертау, Нефтекамске, Салавате); евангельские христиане-баптисты от Совета Церквей («инициативники», отделились от Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов в 1961) - 6 общин (в Уфе (2), Давлеканове, Белорецке, Нефтекамске, Бирске).
Христиане веры евангельской (пятидесятники) в нач. 2002 г. имели 30 общин (наиболее крупные - в Уфе, Благовещенске и Благовещенском р-не), входивших в Региональное объединение христиан веры евангельской Республики Б. (зарегистрировано в 1997). В Ассоциацию независимых христ. церквей христиан веры евангельской входит 9 объединений (наиболее крупные - в Ишимбае, Салавате, Нефтекамске, Стерлитамаке). В Б. зарегистрированы «Церковь в Уфе» (2000), к-рая относится к Ассоциации поместных церквей евангельских христиан, и «Союз христиан» (1995), входящий в Ассоциацию христианских церквей «Союза христиан» (центр - в С.-Петербурге).
Появился в зап. части совр. Б. в X в., в XIV в. он стал гос. религией Золотой Орды, власть к-рой распространялась на башкир, в XV в. происходила интенсивная исламизация края. Башкир. мусульм. духовенство в XV - cер. XVI в. подчинялось казанскому сеиту. Ко времени присоединения башкир к Русскому гос-ву ислам стал их основной религией, и одним из условий соглашения представителей башкир. племен о вхождении в состав Русского гос-ва было признание царским правительством права башкир жить по мусульм. обычаям. В 1788 г. в Уфе по указу имп. Екатерины II было учреждено Оренбургское магометанское духовное собрание во главе с муфтием, в своей деятельности руководствовавшееся своеобразным синтезом шариата и российского законодательства. В 1-й пол. XIX в. в Оренбургской губ. действовали 1258 мечетей, почти в каждой из них были мектеб и медресе. По переписи 1897 г., в Уфимской губ. жили 1 млн 98 тыс. 982 мусульманина (50,03% населения губернии). В кон. XIX - нач. ХХ в. были открыты джадидистские медресе (использовавшие методику звукового обучения грамоте - «усул-и-джадид»): «Хусаиния» в Оренбурге, «Расулия» в Троицке, «Галия» и «Гусмания» в Уфе и др.; в них наряду с религ. изучались светские дисциплины. В 1917-1923 гг. нормы ислама получили отражение в политической деятельности лидера башкир. национального движения А. З. Валидова и инициатора «мусульманского коммунизма» М. С. Султангалиева.
В 1917-1936 гг. на территории совр. Б. действовало самостоятельное Центральное духовное управление мусульман Башкирской АССР (ЦДУМ БАССР), к-рое конкурировало с Центральным духовным управлением мусульман РСФСР (ЦДУМ РСФСР). В 1926 г. в ведении ЦДУМ БАССР находились ок. 700 мечетей (в 1935 - 300), в ведении ЦДУМ РСФСР - 1718 (в 1935 - 700). В 1936 г. Башкирский муфтият был ликвидирован, высшее духовенство обоих мусульм. управлений было подвергнуто репрессиям. В 1941 г. в Башкирской АССР действовали 12 мусульм. общин. В кон. 80-х гг. ХХ в. началось восстановление старых и строительство новых мечетей, открытие медресе.
В наст. время в Уфе расположены Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ, учреждено 22 сент. 1788) и Духовное управление мусульман Республики Б. (ДУМ РБ, учреждено 21 авг. 1992). На 1 янв. 2002 г. в Б. действовали 609 мусульм. общин: 334 в подчинении ДУМ РБ, 271 в подчинении ЦДУМ, 4 в подчинении Духовного управления мусульман «Ассоциации мечетей» (центр - в Москве). В Б. мусульманам принадлежат 464 культовых здания, из них 310 мечетей (215 возведены после 1990), с 1991 г. действуют уфимский Исламский ин-т им. Р. Фахретдинова (ЦДУМ), медресе «Галия» и им. М. Султановой в Уфе, медресе в Белорецке (ДУМ РБ).
Был принесен на территорию совр. Б. в сер. XIX в. солдатами-евреями, взятыми в кантонистские школы, в дальнейшем численность иудеев увеличилась в связи с миграцией в край евреев. Евр. религ. общины действовали в Уфе, Давлеканове и пос. Иглино. Первый молельный дом для иудеев появился в Уфе в кон. XIX в., в 1915 г. на средства иудейской общины была построена синагога. В 70-х гг. XX в. иудейская община в Башкирской АССР прекратила существование. В наст. время в Уфе действуют 2 иудейские общины (возникли в 1993 и 2000), одна из к-рых относится к Федерации еврейских общин СНГ, др.- к Объединению религиозного современного иудаизма в России.
К нач. 2002 г. в Б. зарегистрировано 15 общин адвентистов седьмого дня: в Уфе, Благовещенске, Белорецке, Межгорье, Нефтекамске, Салавате, Стерлитамаке, Сибае, Октябрьском, Учалах, Янауле, Бирске, Ишимбае, дер. Казанке Архангельского р-на. В Б. адвентисты появились в кон. 70-х гг. ХХ в., в 2000 г. действовали 34 общины, в 2001 г.- 13. В 2002 г. к христианам веры евангельской «Общение Калвари» в Б. принадлежали 25 общин (наиболее крупные - в Уфе). Новоапостольская церковь имела в нач. 2002 г. 17 объединений (первые общины зарегистрированы в 1996), в 1997 г. в Стерлитамаке был создан Уральский региональный управленческий центр Новоапостольской церкви. С 1994-1995 гг. в Б. действует «Церковь Объединения» (муниты), в к-рую входят объединения «Карп» (студенческой молодежи) и «Женщины в борьбе за мир». Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны), входящая в Религиозную ассоциацию (центр - в Москве), имеет в Б. 1 орг-цию, к к-рой относятся 4 филиала (прихода) в Уфе, Октябрьском, Бирске, Благовещенске. В 2002 г. в Б. существовали 17 религ. общин Иеговы свидетелей (в 2000-2001 - 22 общины, появились в регионе в 1994-1995). Об-во «Сознание Кришны», действовавшее в Б. с сер. 90-х гг. ХХ в., в 2000 г. объявило о самороспуске.
В доисламский период истории у башкир получили распространение разнообразные политеистические верования: анимизм (поклонение духу гор, хозяину дома), фетишизм (культ камня), тотемизм (культ волка и журавля), зороастризм и тенгрианство. По сведениям араб. путешественника и писателя 1-й пол. X в. Ибн Фадлана, среди башкир встречались мусульмане и язычники, поклонявшиеся пантеону богов во главе с верховным небесным богом. В период, когда формировался союз башкир. племен, верховный бог Тенгрэ (см. ст. Тенгри) стал восприниматься как объединяющая духовная сила, подавляющая злых духов (внутренних и внешних врагов). Несмотря на распространение ислама, среди башкир сохраняются элементы древних языческих верований, мн. тюркоязычные мусульмане продолжают употреблять как идентичные понятия «Аллах» и «Тенгрэ».