Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИЛ
51, С. 128-136 опубликовано: 23 января 2023г.


НИЛ

Иеросхим. Нил (Прихудайлов). Литография. Нач. XX в.
Иеросхим. Нил (Прихудайлов). Литография. Нач. XX в.

Иеросхим. Нил (Прихудайлов). Литография. Нач. XX в.

(Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 21.11. 1801, с. Васильевское Шуйского у. Владимирской губ.- 20.07.1870, Успенский скит Ниловой Сорской пуст.), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни (1837-1844; 1852), подвижник благочестия, духовный писатель, иконописец. Сохранились автобиографические записки Н. (КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 4, 1858 г.), его письма, дневники. На основе автобиографии подвижника и собственных воспоминаний келейник Н. иеродиак. Герасим (Никитин; впосл. схиигум. Нил; 1833-1913) в 1877 г. составил «Записки...» о своем духовнике (Там же. Ед. хр. 5). По поручению прп. Иакова (Поспелова), архимандрита Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, духовный писатель А. Ф. Ковалевский составил жизнеописание Н. (ныне рукопись хранится: КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 6. 326 л.). В письме к архим. Иакову от 24 окт. 1883 г. Ковалевский писал: «Преотрадное занятие дали Вы мне на зиму (1883 г.- Е. Р.) присылкою рукописей и материалов для биографии старца Нила… записки о. Герасима превосходны, любуюсь ими и увлекаюсь их святою простотою и ясностию. Автобиография старца вся в них, и это очень меня облегчило, ибо я плохо разбираю почерк самого старца и с трудом одолеваю смысл его писаний» (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 2114. Л. 20 об.).

Кроме присланных ему документов и материалов Ковалевский включил в очерк воспоминания архим. Иакова, статс-дамы Т. Б. Потёмкиной и др. людей, знавших подвижника. Работу над жизнеописанием Н. писатель завершил к маю 1884 г. (опубл.: Ковалевский. 1884, 1897). Все документы он вернул в Кириллов мон-рь (ныне хранятся в РГАДА и КБМЗ, автобиография и «Записки…» переданы в Кирилло-Белозерский музей в 1997 г. жителями г. Кириллова Т. В. и К. С. Церковницкими). Составленное Ковалевским жизнеописание одобрил архим. Иаков; в письме кирилловскому настоятелю от 28 мая 1884 г. автор радостно заметил: «Вы одобряете мое изложение; слава Богу, умудрившему меня…» (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 2114. Л. 27 об.).

Николай был последним, 7-м ребенком (не считая детей, умерших во младенчестве) в семье крепостного гр. Шереметева. Впосл. подвижник вспоминал: «Родитель мой Иван был прост и небогат, но крайне благочестив, боголюбив и богат в знании истинном и крайне любитель упражнения в Святом Писании» (КБМЗ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 4. Л. 2). До конца жизни Н. помнил об отце и хранил его книги, о чем свидетельствуют записи, сделанные на книгах: «Собрание сие есть трудов в Бозе почившего родителя моего Иоанна званием Прихудайлова...», «грешный во плоти сын Нил, иеросхимонах недостойный» (РНБ. Кир.-Бел. 1360. Л. 2 об.; указана в кн.: Шевченко. 2005. С. 755); «из числа келейных книг всехгрешнейшаго Никона Сухаго, недостойнаго иеромонаха и знаменосца Нила пустыни преподобнаго Нила Сорскаго чудотворца, досталась мне еще после покойнаго родителя моего, а переплетена в 1850-м году месяца ноября…» (КБМЗ. СК 523 (Слова прп. Макария Египетского), верхний форзац). Иван Прихудайлов состоял в переписке с прп. Паисием (Величковским), в доме Прихудайловых бывали ученики старца Паисия, иноки Флорищевой в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни, странники. В 4 года Николай научился читать, в 6 лет «изучил всю псалтирь... и столь твердо, что мог читать без затруднения всякую книгу» (КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 4. Л. 6 об.). Когда мальчик овладел грамотой, старший брат Власий стал обучать его иконописанию. После смерти Василия 7-летнего Николая отдали на год в соседнее село в обучение иконописцу. Указывая на младшего сына, его мать Анна говорила детям: «Вы, что! А этот… нам только и будет кормилец!» Однако она умерла, когда мальчику исполнилось 8 лет.

Уже в отрочестве Николай осознал свое избранничество: «...многократно избавлен был промыслом Божиим от разных смертных приключений: первое - от потопления, второе - от падения с высоких зданий, от котораго разбивался и замертво принесен был своими. Многажды и от тяжких болезненных недугов восстановлен был милосердием Спасителя моего» (Там же. Л. 6). В дневниковых записях за 1819 г. есть воспоминание о том, как Николай отправился на праздник Успения Пресв. Богородицы во Флорищеву пуст. и заблудился поздно вечером в «большом боровом лесу». Он провел 2 ночи под проливным дождем и от «усталости и стужи и боязни был почти во отчаянии жизни» (РНБ. Ф. 1271: Собр. КИХМ. № 35. Л. 50 об.). Юноша усердно молился Богородице и нашел обратную дорогу домой. Поступив в февр. 1821 г. в Кривоезерский Свято-Троицкий мон-рь Костромской епархии, Николай в февр. 1822 г., выполняя обет, данный в лесу, написал Тихвинскую икону Божией Матери, список чудотворного образа.

Получив вольную у Шереметевых, он 26 мая 1822 г. был определен послушником Кривоезерской пуст. и 18 февр. 1823 г., в 1-ю субботу Великого поста, пострижен в рясофор. 25 дек. того же года, в праздник Рождества Христова, удостоился пострига в мантию с именем Никон (в честь Киево-Печерского прп. Никона Сухого). Его духовником в то время был игум. Феодосий (Крюков). Для Н. игум. Феодосий навсегда остался примером настоятеля обители, к-рому он старался подражать. Игумен хорошо знал древние знаменные распевы, пел на клиросе; он ввел в мон-ре общежительный устав, построил каменный храм с 2 приделами; при новом настоятеле число братии увеличилось до 100 чел. После его кончины в 1827 г. мон. Никон записал в дневнике: «Преставился достопамятный игумен Феодосий, ревностный пастырь, много попекшийся о благосостоянии обители и о устроении оныя и братии» (Там же. Л. 51 об.).

31 авг. 1824 г. мон. Никон был рукоположен во диакона. В качестве послушания игумен благословил молодого иеродиакона совершать богослужения в приписной Надеевской Никольской пуст., находившейся на расстоянии 90 верст от мон-ря. Великим постом, когда в лесу еще лежал глубокий снег, монах пошел из мон-ря в пустынь в кожаных ветхих и весьма тесных сапогах (другие он попросить в мон-ре не решился). Уже в начале пути иеродиак. Никон в кровь стер ноги и решил взять у своего спутника иером. Павла благословение идти босым. Тот после долгого размышления дал согласие. Чудесным образом Н. избежал обморожения. Его духовником в Надеевской пуст. стал прп. Тимон (Фёдоров), ученик прп. Серафима Саровского. 9 мая 1828 г. еп. Костромской и Галичский Самуил (Запольский) рукоположил мон. Никона во иерея. В 1829 г. новый игум. Кривоезерского мон-ря Макарий благословил его на постоянное жительство в Надеевской пуст. Здесь на средства родственников иером. Никон построил себе келью. Вскоре он был назначен строителем пустыни и оставался им на протяжении 8 лет. В Надеевской обители иером. Никон построил каменный храм в честь Успения Пресв. Богородицы, колокольню и др. здания; «украсил храмы иконами своих трудов, много приобрел... священной утвари и ризницы и, вообще, после старца Тимона, много послужил к внутреннему и внешнему благоустройству этой обители» (Нилосорский иеросхим. Нил. 1910. С. 306-307). Однако в период настоятельства иером. Никона резко ухудшились его отношения со старцем Тимоном, к-рый добивался независимости Надеевской пуст. от Кривоезерского мон-ря. Ситуацию усугубил случай с келейником, о к-ром подвижнику было тяжело вспоминать даже в конце жизни. Пользуясь излишней доверчивостью иером. Никона, его келейник от имени настоятеля собрал значительную сумму денег у родных и знакомых Никона и скрылся из обители. После этого происшествия иером. Никон передал настоятельские обязанности старцу Тимону и стал жить уединенно.

Прп. Иоанн, ученик прп. Григория Декаполита. Роспись ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в Ниловой пуст. 1863–1866 гг. Мастер иеросхим. Нил (Прихудайлов)
Прп. Иоанн, ученик прп. Григория Декаполита. Роспись ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в Ниловой пуст. 1863–1866 гг. Мастер иеросхим. Нил (Прихудайлов)

Прп. Иоанн, ученик прп. Григория Декаполита. Роспись ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в Ниловой пуст. 1863–1866 гг. Мастер иеросхим. Нил (Прихудайлов)

Некая странница Татьяна Павловна, посещавшая Надеевскую пуст., рассказала подвижнику о 3 мон-рях Русского Севера, удобных для пустынножительства, в их числе были Нилова Сорская пуст., Успенский мон-рь прп. Гурия Шалочского и Александров Ошевенский монастырь. Написав названия обителей на бумаге, Никон положил записки перед келейной иконой и молитвенно просил Богородицу указать ему место спасения. Он извлек записку с названием Ниловой пуст., к-рую с тех пор называл своим Богоданным жребием. Та же странница рассказала об иером. Никоне настоятелю Кириллова Белозерского мон-ря архим. Иннокентию (Рудневу), и последний пригласил подвижника посетить его обитель. В 1836 г. Никон, исполняя давний обет, отправился на богомолье к Тихвинской иконе Божией Матери, на обратном пути из Тихвина заехал в Кириллов. Архим. Иннокентий предложил ему стать настоятелем Ниловой Сорской пуст. После долгих сомнений и чудесного явления прп. Нила Сорского, разрешившего их, иером. Никон дал согласие: «Я принял на себя управление пустынею, хотя еще не был переведен из Костромской в Новгородскую епархию» (КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 4. Л. 11 об.). 24 янв. 1837 г. Никон был официально назначен строителем Сорской пуст. «Убогие ея храмы, священная гробница ея основателя - преподобнаго Нила - духовно пленили собою боголюбивую душу отца Никона» (Нилосорский иеросхим. Нил. 1910. С. 314). Иером. Никон ввел в обители общежительный устав; церковная служба совершалась ежедневно знаменным распевом. Новый настоятель запретил употребление вина на трапезе. За 3 года в обители были построены новые деревянные братские кельи, трапезная, келарня и др. хозяйственные службы, а также гостиница для паломников. Вокруг Ниловой пуст. возвели деревянную ограду с надвратным храмом в честь Покрова Пресв. Богородицы. Близ колодца и пруда прп. Нила Сорского настоятель поставил часовню и келью, в которой любил уединяться для безмолвия и молитвы. По свидетельствам современников, у старца был дар духовного рассуждения и прозорливости, к-рый привлекал в пустынь паломников. Во время поездки в С.-Петербург он приобрел немало благотворителей для пустыни, в их числе была статс-дама Т. Б. Потёмкина. В 1840 г. Никон начал ходатайствовать перед священноначалием о строительстве в Ниловой пуст. каменного собора. Его поддержал кирилловский архим. Иннокентий (Руднев), который 11 марта того же года сообщал в Синод, что ц. Третьего обретения честной главы св. Иоанна Предтечи так мала, «что гробница преподобного занимает половину сея церкви и небольшое в ней может вместиться 20 человек, равно и пристроенный к оной во имя Покрова Пресвятой Богородицы теплый придел» (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 1548. Л. 9). По указу Синода от 16 мая 1841 г. разрешение было получено. 17 мая 1842 г. состоялась торжественная закладка храма, по случаю которой настоятель произнес «Слово» (КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 9. Л. 37-42 об.). При строительстве собора срыли, а местами разровняли холм, насыпанный первыми насельниками пустыни; древние церкви Сретения Господня и св. Иоанна Предтечи разобрали.

Во время строительных работ в Сорской пуст. рядом с местом погребения прп. Нила были обнаружены нетленные мощи. Иером. Никон хранил их в своей келье, чтобы положить под спуд в новом соборе. Однако иером. Израиль, поселившийся в пустыни в 1840 г. и ставший доверенным человеком настоятеля, написал на него донос в Новгородскую духовную консисторию, в к-ром обвинял Никона в растратах монастырских денег, укрывательстве мощей и неблагоговейном отношении к святыне. В доносе говорилось, что во время разборки Иоанно-Предтеченской ц. иером. Никон ночью тайно раскопал мощи прп. Нила и спрятал их в своей келье, где показывал их иером. Израилю. В авг. 1842 г. следственная комиссия в составе кирилловского архим. Рафаила, священников Кирилловского духовного правления Виктора Белецкого и Александра Сердобольского констатировала: «...в скитской келье у управляющего иеромонаха Никона действительно найден ими серебренный ковчежец и в нем череп главы с присохшею как будто бы плотию, имеющий ощутительное благовоние, а после тут же принесли из другой кельи и еще несколько косточек, издающих так же благовоние, по собрании всех в одно место оной ковчежец нами заперт, запечатан тремя казенными печатями, отнесен в ризницу…» (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 1548. Л. 3). О состоянии места погребения прп. Нила комиссия составила следующее свидетельство от 2 окт. 1842 г.: «…то место, где предположительно почивают святыя мощи, разрыто и выровнено, и на том самом месте строится холодная каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, и место сие отстоит разстоянием со всех сторон более сажени неприкосновенным от копания для бута рвов, и как заключить можно, что разрыто иеромонахом Никоном по сознанию его самого, и несколько при уравнении бугра слабой земли нарыто на то место, где ныне поставлена временная ис покрашеннаго теса гробница на правой стороне новостроющейся Церкви под предназначенною за клиросом аркою» (Там же. Л. 25 об.- 26). На допросе настоятель рассказал следующее: во время строительных работ, в сент. 1841 г., «неизвестный крестьянин принес ко мне косточку, особаго от других вида, от которой я ощутил благовоние, почему я запретил рабочим то место копать, и в ту же ночь пошел я один и вырыл не более как в три верха глубиною своими руками означенные косточки, которыя принятыя в ковчежец и ощущая от них благоухание, сохранял с благоговением» (Там же. Л. 24 об.- 25). «Маленькие косточки от головного черепа» иером. Никон хранил в шелковом мешочке, как святыню, во время болезни «надевал сей на шею и получал облегчение». Он отрицал, что почитал обнаруженные «косточки» как мощи прп. Нила. Однако комиссия установила, что мощи были завернуты в «бумажные обвертки» с надписями о их принадлежности прп. Нилу Сорскому. Иером. Израиль, недовольный ходом следствия, писал доносы имп. Николаю I Павловичу в обход Новгородской консистории и Синода. В секретном указе консистории от 14 нояб. 1844 г., полученном кирилловским архим. Ефремом 24 нояб., предписано найденные «косточки» тайно после панихиды погрести «близ гробницы преподобного Нила Сорскаго в установленной глубине, не оставив на поверхности земли никаго особеннаго могильнаго признака» (Там же. Л. 84). Уже 28 нояб. 1844 г. архим. Ефрем отправил рапорт в консисторию об исполнении указа. Согласно тому же указу, Н. переводили в Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери монастырь, ему запрещалось на год носить монашеское одеяние и совершать богослужения. 27 нояб. того же года он покинул пустынь. В братстве Иверской обители иером. Никон должен был оставаться до своей кончины. Такую епитимию он получил «за безрассудную ревность» и «безотчетную привычку во всем находить святыню». «И это все было утверждено не только Св. Синодом, но и самим императором!» - записал Н. в «Автобиографии», вспоминая свое отчаяние в те дни. По указу консистории иером. Израиль «за беспокойную гордость и сварливость, несвойственную монашескому сану», за «низкие средства» и «бездоказательные изветы» на настоятеля Кириллова мон-ря архим. Ефрема и митр. Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского Серафима (Глаголевского) был сослан в Моденский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь «в труды» под строгий надзор настоятеля «для смирения и научения покорности» (Там же. Л. 78-78 об.). Впосл. Ковалевский, к-рому кирилловский архим. Иаков (Поспелов) прислал для ознакомления материалы следственного дела о мощах, не хотел включать рассказ об этих событиях в жизнеописание Н.; в письме к настоятелю от 28 марта 1884 г. он заметил, что «вообще все дело о святых мощах преп. Нила такого свойства, что, по мнению моему, распространяться о нем не следует» (КБМЗ. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 2114. Л. 30). По свидетельству биографа, иером. Никон своим возвращением в Нилову пуст. был обязан Потёмкиной: «На счет того, кто выпросил старца из Иверского монастыря из заточения в Нило-Сорскую пустынь, я слышал правдивый рассказ от покойницы Татьяны Борисовны Потемкиной, что это она лично у государя Николая Павловича выпросила и что при ней он приказал бывшему тогда обер-прокурору Синода Протасову возвратить старца в Нило-Сорскую пустынь» (Там же. Л. 21, письмо от 24 окт. 1883). 14 нояб. 1847 г. последовал указ Синода о возвращении иером. Никона в Нилову пуст. 29 нояб. того же года по указу Новгородской консистории его перевели в братство Сорской обители под бдительный надзор настоятеля. По указу Новгородской консистории от 28 февр. 1852 г. ему вновь было вверено управление мон-рем. Однако на посту настоятеля он оставался недолго - до 1 авг. того же года. 16 нояб. 1852 г. он был пострижен в схиму и наречен по своему желанию Нилом в честь прп. Нила Сорского. Накануне, 15 нояб. 1852 г., была освящена ц. в честь Третьего обретения честной главы св. Иоанна Предтечи, поставленная на месте поселения прп. Нила Сорского. Храм был собран из строительного материала древних церквей пустыни. Схимник поселился в Иоанно-Предтеченском скиту у колодца прп. Нила. Три года подвижник жил совершенно один, без келейника, служил литургии в Предтеченском храме, потом из-за немощи и болезней вычитывал только посильное келейное правило. В 1855 г. в скиту Н. посетил А. Н. Муравьёв, оставивший воспоминания об этой встрече: «Я видел его лет за двадцать пред сим в северной столице, когда еще в полной силе возраста приезжал он ходатайствовать о самобытности своей пустыни: как изумился я, когда теперь отпер двери уединенной церкви согбенный годами и совсем иссохший старец, в одежде схимнической…» (Муравьёв А. Н. Рус. Фиваида на Севере. М., 1999. С. 342). По свидетельству келейника, Н. был строгим постником: питался один раз в день сухарями, размоченными в воде, молоко разрешал себе только на сырной и Светлой седмицах, в праздники Рождества Христова, Богоявления и Успения Пресв. Богородицы. Во время Великого поста он затворялся в келье и не принимал никого. Подвижник не посещал баню, носил черные длинные рубашки, заменявшие ему подрясник, обычно ходил босым, обувь надевал только на церковные службы.

Как старец, обладавший даром духовного рассуждения, Н. был известен за пределами Сорской пуст. К нему часто приезжал прп. Иаков (Поспелов), бывший в 1857-1866 гг. настоятелем Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Христова монастыря и благочинным белозерских обителей; «последний откровенно говорил с ним, пользовался его советами и указаниями и нередко выслушивал от него даже обличения своим немощам» (Нилосорский иеросхим. Нил. 1910. С. 333). Архим. Иаков неоднократно приглашал Н. в Новоезерский мон-рь и предлагал прислать за ним лошадей, однако старец все время отказывался. Однажды он неожиданно приехал в обитель и рассказал архим. Иакову, что ему явился во сне монах и сказал: «Я, Кирилл Новоезерский… ты желал посетить мою обитель, но по сие время этого не исполнил. Вот я сам пришел звать тебя к себе. Иди, теперь для этого время самое благоприятное» (Там же. С. 334). Проснувшись, старец в легком холщовом балахоне и босой немедленно отправился в обитель. По дороге его встретила помещица Рындина, ехавшая из Белозерска в свое имение. По ее словам, «старец весь продрог, дрожал всем телом, окоченевшим от холода, и еле мог говорить». Помещица уговорила его сесть в свой возок и привезла в Новоезерский мон-рь. Здесь Н. сразу пошел в храм поклониться мощам прп. Кирилла. По словам старца, преподобный, встав из раки, сказал ему: «Вот я и ты спасены, но в обители моей много беспорядков!» Выслушав рассказ Н., архим. Иаков, недавно назначенный настоятелем, признался старцу, что нек-рые монахи ведут нетрезвый образ жизни. «Вижу и понимаю теперь, зачем призвал вас сюда преподобный Кирилл»,- сказал настоятель, пообещав повлиять на монахов (Там же. С. 336). Во время пребывания Н. в Новоезерском мон-ре обитель посетили благотворительницы, помещицы Лесковы. Архим. Иаков пригласил их в настоятельские покои, однако Н. отказался к ним выйти. После отъезда гостей старец строго сказал настоятелю: «На будущее время не принимайте женщин в своих келлиях, чтобы тем не подавать дурного примера своей братии». Архимандрит обещал впредь не допускать женщин в мон-рь. По желанию архим. Иакова в Новоезерской обители был сделан фотографический портрет старца (опубл.: Там же. С. 278). Письма Н. архим. Иакову посвящены практике исихастской молитвы. Он советовал заниматься «умным деланием» 2-3 часа в сутки, уединившись «в темном месте», но более всего - ночью (КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 9. Л. 50-50 об.). Монахам старец рекомендовал больше времени проводить в келье, «ибо келлия инока есть пещь вавилонская, в коей он пребывает неопалим и сподобляется узреть не чувственно, но духовным умозрением Бога и не узреть только, но и иметь в сердце внутри, во внутренней своей клети» (Там же).

27 сент. 1857 г. в Ниловой пуст. был освящен новый каменный соборный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В своем «Слове», составленном по случаю освящения храма, Н. обратился в молитве к прп. Нилу Сорскому, подвиги которого преобразовали лесную пустынь «в духовно-таинственный рай» (КБМЗ. Рк 24. Л. 8 об.- 9; опубл. с сокращениями: Творения прп. Нила Сорского. Кириллов, 2008. С. 202-206). Выбор посвящения собора в честь Тихвинской иконы несомненно принадлежит Н. и связан с исполнением давнего обета, данного им в «боровом лесу». В то же время и пустынь была переименована в Тихвинскую; в честь древнего праздника обители - Сретения Господня - освятили один из престолов нового храма. Н. неоднократно подвергался критике за перестройку пустыни. Общее мнение выразил И. Ф. Тюменев, оставивший описание пустыни, к-рое завершил словами: «...возобновлена она далеко не в том виде, в каком желал ее видеть преподобный» (Тюменев. 1898. С. 243). Однако Н. считал, что лучшим памятником прп. Нилу Сорскому будет каменный собор над местом его погребения. Как установила Е. Э. Шевченко, Н. пытался дописать «Чудо второе о явлении царю Иоанну Грозному» прп. Нила Сорского. Он вставил в этот текст свои рассуждения о том, почему преподобный запретил царю строить в пустыни каменный храм: «Аз же мню, яко не мнее и сего ради не благоволи Бог и угодник его от царя сего построенной быти церкви, или храму, понеже сей, аще и благоверен бе, но премногия крови неповинныя пролия и многия великия святыя мужи умучи и умертви...» (Шевченко. 2005. С. 184). Т. е., согласно интерпретации Н., прп. Нил запретил каменное строительство царю потому, что тот был того недостоин. Эта вставка не понравилась цензору, кирилловскому архим. Варлааму (Денисову), к-рый поперек листа написал, что доводы Н. «не убедительны» (Там же. С. 168).

29 янв. 1857 г. Н. был награжден бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте в память об окончании Крымской войны (1853-1856). В 1861-1862 гг. на средства Н. и пожертвования богомольцев над св. воротами Ниловой пуст. построили каменную ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Интерьер храма был украшен масляной живописью, рисунок «знаменил» Н. На стене лестницы, ведущей в церковь, были помещены портреты: строителя Кирилло-Новоезерского мон-ря архим. прп. Феофана (Соколова) и Н. с надписью: «Ктитор сего св. храма, свыше на сие быв зван, всеубогий, грешный, немощный старец Нил иеросхимонах…» (Тюменев. 1898. С. 240). На вост. стороне св. врат художники изобразили Покров Пресв. Богородицы, на западной - Спасителя с припадающими коленопреклоненными святыми Нилом Сорским и Николаем Чудотворцем.

В 1860 г. в 50 м к югу от Предтеченского скита, на месте чудесного явления Спасителя, Н. устроил более уединенный Успенский скит. На строительство Покровской ц. и Успенского скита Н. истратил более 10 тыс. р своих сбережений. Стараниями подвижника в скиту были возведены деревянный 2-этажный храм в честь Успения Пресв. Богородицы и 2 часовни, к-рые он назвал «Гроб Господень» и «Гефсимания». Часовни Н. украсил росписью. Подвижник посадил сад, огород и выкопал 2 небольших пруда. Скит был обнесен деревянной оградой со св. воротами и башенками по углам. Всенощные в скиту продолжались до 12 часов по уставу афонских монастырей. Вход женщинам в скит строго запрещался. Однажды ворота забыли запереть, и женщина-паломница, ничего не знавшая о запрете, вошла на территорию скита. Внезапно она упала на землю и стала кричать от сильной боли. На крик вышел Н., накрыл ее своей мантией и помолился. Женщина встала и совершенно здоровой вышла за ворота скита. На вопросы паломниц старец обычно отвечал в записках, которые передавал через своего келейника. Несмотря на уединенную жизнь в скиту, Н. оказывал большое влияние на духовную жизнь мон-ря: «Всякие споры, всякую вражду и неудовольствия среди братии умел он всегда вовремя искоренить, не дать им разгореться до душегубительного пожара» (Ковалевский. 1884. С. 134). Иноки Ниловой пуст. неоднократно становились свидетелями прозорливости старца. Однажды в скит пришел мон. Феодор, исполнявший послушание в монастырской гостинице. Н. налил в бутылку св. воды и, передавая ее монаху, сказал: «Там у тебя есть одна больная женщина, так ты дай попить ей и умыться этой водой». На это мон. Феодор возразил, что никакой женщины в гостинице нет. «Придешь - увидишь»,- был ответ. Когда монах вернулся в гостиницу, он увидел, что на полу бьется в конвульсиях женщина, другие стоят вокруг и не могут ей ничем помочь. После того как больную умыли водой, переданной Н., она пришла в себя. В другой раз подвижник отказался молиться об упокоении некоего Михаила и не принял милостыню, сказав, что тот жил в грехе прелюбодеяния. Однажды в скит привезли лампадное масло от благотворительницы Марии Косьминой из с. Парского Костромской губ. Старец неск. раз переспросил, «хорошо ли, не пылко ли» оно. На что келейник утвердительно ответил, не понимая причины расспросов. Старец неск. раз прочитал молитву и, взяв масло, ушел в келью. Как выяснилось впосл., в с. Парском случился сильный пожар, на улице, где жила Косьмина, уцелел только ее дом. Н. вел полемику с последователями старообрядчества, посещавшими его скит, и способствовал их возвращению в лоно канонической Церкви.

Последние годы жизни Н. провел в Успенском скиту. По свидетельству келейника, он ежедневно причащался Св. Христовых Таин. В его келье на полу стоял приготовленный гроб; на крышке находился панихидный крест и чаша с кутьей. При гробе старец служил литии.

Н. был погребен у алтаря Успенской ц. в могиле, к-рую сам для себя приготовил за неск. лет до кончины; отпевание совершил прп. Иаков (Поспелов). На могилу подвижника положили черную мраморную плиту с надписью, на ней были указаны даты рождения и смерти, поступления в мон-рь, пострижения в монашество, рукоположения, пострижения в схиму. На плите стоял крест из белого мрамора, перед к-рым теплилась неугасимая лампада. У креста хранились кадило, епитрахиль и поручи старца, использовавшиеся при служении панихид. Иеродиак. Герасим в записках свидетельствует об исцелениях бесноватых у могилы подвижника. Память о Н. хранилась в Ниловой пуст. В 1914 г. сорский инок Иоанн (Калинин) писал в книге о Н.: «Слишком 40 лет, как преставился блаженный подвижник, но труды и подвиги его не забыты здесь и самое имя его насельниками обители произносится с чувством священного благоговения и глубокого уважения» (цит. по кн.: Рассказ о Е. В. Тихоновой. М., 2002. С. 229). Успенский скит был разрушен в 30-х гг. XX в., сохранились валунные основания храма и отводные канавы, позволяющие точно очертить границы бывш. скита.

Е. В. Романенко

Н.- иконописец

Спас Нерукотворный. Роспись с ангелами ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в Ниловой пуст. 1863–1866 гг. Мастер иеросхим. Нил (Прихудайлов)
Спас Нерукотворный. Роспись с ангелами ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в Ниловой пуст. 1863–1866 гг. Мастер иеросхим. Нил (Прихудайлов)

Спас Нерукотворный. Роспись с ангелами ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в Ниловой пуст. 1863–1866 гг. Мастер иеросхим. Нил (Прихудайлов)

В Кривоезерском мон-ре после рукоположения во диакона Н. поновил чудотворную Иерусалимскую икону Божией Матери, написанную в 1709 г. бывш. изографом Оружейной палаты мон. Корнилием (Кириллом Улановым; впосл. схим. Карион) (см.: Чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, находящаяся в Троицкой Кривоезерской пуст.: (Костр. губ., Макарьевского у.) // Костромские ЕВ. 1889. Ч. неофиц. № 10. С. 218-228; Комашко Н. И. Иконы «Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская)» письма Кирилла Уланова // Визант. мир: Искусство К-поля и нац. традиции: Сб. ст. / Отв. ред.: М. А. Орлова. М., 2005. С. 663-668; Кочетков. Словарь иконописцев. 2009. С. 668-676, 858-859). Икона была точной копией Иерусалимского образа из Успенского собора Московского Кремля (местное празднование в мон-ре совершалось 20 июля). Иером. Никон создал неск. списков Иерусалимской иконы из Кривоезерской пуст. 14 окт. 1824 г. в Галиче игум. Феодосий преподнес Иерусалимский образ работы иером. Никона имп. Александру I Павловичу (РНБ. Ф. 1271. № 35. Л. 51). Согласно дневниковым записям Н., списки Иерусалимской иконы он выполнил также в 1825, 1827, 1828, 1830 гг. (2 последние иконы написаны для Высокогорского мон-ря в Арзамасе). По словам подвижника, список 1825 г. он выбрал в качестве келейной иконы. «Эта святая икона,- вспоминал Н.,- всюду была неразлучна с моим недостоинством, а во время испытания моего в Иверском монастыре… это было единственное мое пристанище и успокоение утомляемому волнами скорбей, это пластырь сердцу и душе» (Творения прп. Нила Сорского. Кириллов, 2008. С. 198-199).

8 нояб. 1850 г. иером. Никон отправил свою келейную икону на Афон через афонского мон. Иринея (в схиме Евфимий), собиравшего в России пожертвования на Пантелеимонов мон-рь. В обители икону получили в 1852 г. В письме от 12 дек. 1852 г. подвижник рассказал братии Пантелеимонова мон-ря о чуде, к-рое предшествовало отправке иконы. В тонком сне он увидел, как поднимается на каменистую вершину Св. Горы, в трудном восхождении ему помогал прп. Нил Сорский; внезапно у врат храма путники увидели «близ самого входа сидящую на престоле необыкновенно прекрасную Жену». Богородица повелела Н. послать Ее икону в Пантелеимонов мон-рь. После отправки иконы, по словам подвижника, сбылись все его ожидания: «1) скит Нило-Сорский сделан самостоятельным; 2) церковь на месте жительства преподобного Нила, во имя святаго Предтечи, стоявшая чрез 10 лет не освященною, освящена; 3) мое давнее желание во святую схиму и пребывание при храме Предтечи, где была келья преподобного Нила, чудным образом исполнилось» (Там же. С. 200). Иерусалимскую икону письма Н. поместили в Покровском храме Пантелеимонова мон-ря над царскими вратами в киоте (здесь она находится и в наст. время); на всенощных бдениях в Богородичные праздники и в воскресные дни, по окончании вечернего богослужения, киот с иконой опускается к молящимся на широкой бархатной ленте; перед св. образом читается Акафист Пресв. Богородице. Празднование в честь Иерусалимской иконы в Пантелеимоновой обители совершается 12 окт., для чего была составлена «Полная бденная служба Пресвятей Владычице нашей Приснодеве Богородице Марии, пречистаго ради и благодати причастного образа Ея Иерусалимскаго, иже над святыми враты Покровского храма» (Ковалевский. 1890. С. 28). На иконе, покрытой жемчужной ризой и серебряным окладом, изображена Пресв. Дева с Богомладенцем на правой руке, Иисус Христос правой рукой благословляет именословно, в левой держит свиток. На полях иконы представлены в рост святые Богоотцы Иоаким и Анна, на окладе внизу - картуш с текстом молитвы. На обороте иконы находятся 3 дарственные надписи и портрет Н. со свитком в руке, на к-ром написано: «Помяни мя, о Владычице Богородице, во жребии Твоем, раба Твоего Никона!» (вероятно, это изображение является автопортретом подвижника).

В 1928 г. монахи Пантелеимонова мон-ря отправили список Иерусалимской иконы в Данию тяжело болевшей имп. Марии Феодоровне. После ее смерти (13 окт. 1928) образ передали в правосл. храм во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Копенгагене. 10 марта 1995 г. икона стала мироточить и ныне известна как «Плачущая Копенгагенская икона Божией Матери». В 2006 г., при переносе останков имп. Марии Феодоровны в Россию, в дар собору Петропавловской крепости был передан список копенгагенской иконы (иконописец Бирта Нильсен). Др. список той же иконы работы Нильсен был подарен в 2015 г. Золотниковской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни. 21-29 окт. того же года состоялся крестный ход с Иерусалимским образом в Суздаль, Золотниковскую пуст., Палех, Юрьевец, Троице-Сергиеву лавру.

После отправки Иерусалимской иконы на Афон келейной иконой Н. стал Кипрский (вероятно, Киккский) образ Божией Матери его собственного письма. Эта икона, по словам старца, неоднократно спасала его от пожара и разбойников. Еще при жизни подвижника она была украшена на средства благодетеля серебряным окладом. С этой иконы Н. сделал еще один список, к-рый находился в алтаре Петропавловского придела над жертвенником. Согласно описанию инока Иоанна (Калинина), по углам средника иконы были изображены 4 евангелиста, на полях справа - прав. Анна и прп. Иоанн Лествичник, слева - прав. Иоаким и ап. Лука (по преданию, написавший Киккскую икону). На нижнем поле иконы были написаны тропари: «Богородице Дево, радуйся», «Честнейшую херувим», «Все упование мое…» (Иоанн (Калинин). 1913. С. 25). После преставления Н. келейная Кипрская икона стала одной из святынь Ниловой пуст. В 1913 г. она хранилась за правым клиросом Сретенского храма в стеклянном футляре, на образе находился серебряный позолоченный крест с мощевиком, в к-рый были вложены часть ризы Господней и частица св. мощей прп. Нила Столобенского. За левым клиросом Сретенского храма размещалась Тихвинская икона работы Н. Ризу и киот для этой иконы выполнил рясофорный послушник Иван Семенович (Шапошников).

Иконы, созданные Н., находились не только в Ниловой обители. Для Надеевской пуст. иером. Никон написал храмовый образ Успения Пресв. Богородицы, на собранные им средства он украсил икону серебряной позолоченной ризой с драгоценным убором изображений Спасителя и Богоматери. В 1845 г., пребывая под запрещением в Валдайском Иверском монастыре, иеромонах сделал 3 списка Иверской иконы Божией Матери. Один из них он отправил в Нилову пуст. для строившегося каменного собора, который предполагалось освятить в честь Успения Пресв. Богородицы (КБМЗ; опубл.: Подписные и датированные произведения. 2017. С. 272-277. Кат. 94). Этот список с некоторыми изменениями воспроизводит иконографическую программу копии чудотворной иконы, сделанной на Афоне и доставленной в Валдайский мон-рь в 1656 г. Пресв. Богородица представлена по пояс на коричневом фоне, благословляющий Богомладенец восседает на Ее левой руке, в верхних углах - архангелы Гавриил и Михаил. Пречистая Дева облачена в богатые одежды вишневого цвета с «золотопробельными» разделками. В левой руке Младенец горизонтально (а не вертикально, как на чудотворной иконе) держит свиток. По сторонам нимба Пресв. Богородицы между клеймами с надписями художник нарисовал розы. На полях иконы изображены 11 апостолов и прп. Нил Сорский (нижняя полуфигура на правом поле), в углах иконы - евангелисты. На нижнем поле находится авторский текст из 12 строк, рассказывающий об истории появления Иверской иконы в России и о создании и посвящении данного списка, «мерою и подобием против чудотвор. образа».

В 1852 г., после пострига в схиму, Н. написал ростовой прямоличный образ прп. Нила Сорского (КБМЗ; см.: Подписные и датированные произведения. 2017. С. 282-283. Кат. 97). На иконе прп. Нил изображен в схимнических одеждах, с покрытой куколем головой, на фоне лесной пустыни. В левой руке святой держит развернутый свиток; перстом правой руки он указывает на слова, написанные на свитке. Художник поместил здесь фрагмент текста «Предания» прп. Нила Сорского. Образ размещался между алтарями в ц. Сретения Тихвинского собора и пользовался большим почитанием. Перед иконой, по свидетельству Н., «в зимнее время все почти богомольцы служат молебны и после молебна благоговейно лобызают» икону (КБМЗ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 5. Л. 14). Подвижник писал также небольшие иконы прп. Нила Сорского в подарок и на заказ. Одна из них была создана по просьбе оптинского старца прп. Макария (Иванова). Впосл. этот образ хранил прп. Варсонофий (Плиханков), передавший его в конце жизни в храм во имя свт. Льва Катанского в Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь (Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 2008. Т. 2. С. 440).

Образ с 4 иконами в окладах, заключенными в одну раму с избранными святыми на полях, происходит из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (1853, КБМЗ; см.: Подписные и датированные произведения. 2017. С. 284-285. Кат. 98). На оборотах нижних икон, свт. Иоанна Златоуста и Казанского образа Божией Матери, есть записи о поминании с указанием имени Н.: «Iоана О зравiи и Схимника Нил[а]»; «Сiю икону писа схимникъ Нилъ 1853 Году…». Т. к. памятники не отреставрированы, нельзя рассматривать их сейчас как пример авторского почерка Н., но они свидетельствуют о том, что художник создавал не только храмовые образы, но и миниатюрные по размерам вкладные иконы.

Поскольку сохранившееся наследие Н. невелико и нек-рые иконы являются копиями древних изображений, трудно в полной мере охарактеризовать художественную манеру иконописца. Первые уроки иконописи он получил еще в детстве, поэтому можно связать истоки его творчества с традиционным по стилю искусством мастеров иконописных сел Владимирской губ. (одним из них была Шуя). В частности, на это указывает использование некоторых сюжетов - образов евангелистов на полях (ап. Луку он изобразил во время написания иконы), типичных в первую очередь для художников Палеха. Колористическое решение икон работы Н., выполненных в темной оливково-синей или коричнево-вишневой гамме, и его письмо ликов восходят, очевидно, к раннему искусству владимиро-суздальских иконников, получившему распространение на рубеже XVIII и XIX вв. Приглушенный ахроматический колорит произведений Н. связан также с тем, что ему приходилось учиться на древних образцах - копировать и поновлять покрытые темной олифой иконы. Образ прп. Нила Сорского 1852 г. создан мастером на основе хранившихся в обители изображений прп. Ефрема Сирина. В целом произведениям Н. присущи такие особенности: ориентация на образцы XVII-XVIII вв.; интерес к сложным композициям и введение дополнительных сюжетов и подробных надписей; контраст темного колорита и яркого золота, использование «золотопробельной» моделировки одеяний, фактурной имитации жемчуга и драгоценных камней и др. Даже при копировании мастер творчески подходил к художественному образу, добавляя или изменяя детали (так, на Иверской иконе Божией Матери вместо фигуры одного из 12 апостолов он поместил на полях изображение прп. Нила Сорского, нарушив иконографическую целостность образа), включая авторские тексты и декоративные элементы. Современники рассматривали Н. как последователя «греческой иконописи».

Скорее всего именно Н. поновил образ прп. Ефрема Сирина 1-й трети XVII в. (КБМЗ) из одноименного храма Ниловой пуст.: совпадает манера написания букв в надписи на иконе прп. Ефрема и в «летописи», выполненной на нижнем поле Иверской иконы работы Н. По свидетельству Муравьёва, в 1853 г. образ прп. Ефрема Сирина находился в Предтеченском скиту, где Н. показывал его писателю. На нижнем поле иконы сделана надпись: «Сi Дрѣвн  Ста Iкона, писанна стр[оенi] пр(д). Нила Сор: Ч(д)о. и наход[и]лась намесною во храме сег Прпбнаго». Под ней на другой строке следует подпись, к-рую реставраторы оставили нераскрытой; первые слова не прочитываются, далее едва проступает некая группа букв, к-рую реставраторы прочитали как «знаменилъ». Обращает на себя внимание то, что буква «Н» в предполагаемом слове «знаменил» является прописной, она значительно больше, чем следующие за ней «и» и «л». Скорее всего эта буква начальная в имени поновителя - «Нилъ». Учитывая, что Н. часто сокращал слова, эту группу букв можно прочитать: «знаменил Нилъ». Не исключено, что Н. поновлял и др. иконы, находившиеся в Ниловой пуст., в частности в Предтеченском скиту (КБМЗ).

Известны также рисунки Н.: в рукописи «Слов прп. Исаака Сирина» он выполнил изображение преподобного (РНБ. Ф. 1271. № 9. 1846 г.; Шевченко. 2005. С. 756). Иеродиак. Герасим оставил в своих записках свидетельство о том, как старец писал иконы. Перед тем как приступить к созданию образа, особенно большого размера, подвижник усиливал пост и молитву. Когда икона была готова, он ставил ее в своей келье и звал келейника на всенощное бдение. Праздничная служба совершалась тому святому, чье изображение было на новой иконе. Утром подвижник служил Божественную литургию и водосвятный молебен, во время которого освящал образ. К нач. XX в. в Предтеченском и Успенском скитах находилось много икон, написанных подвижником: Киккская, Тихвинская 1838 г. и др. В 90-х гг. XX в. неск. икон работы Н. хранились в частном собрании прот. Валентина Парамонова († 12 сент. 1994), бывшего в 1982-1994 гг. настоятелем Воскресенского храма на Ваганьковском кладбище в Москве (священник был уроженцем г. Кириллова, в 50-х гг. XX в. служил в храмах Кирилловского р-на, Белозерска, Череповца, см.: Стрельникова. 2002. С. 178-181). Впосл. иконы были похищены.

Е. В. Романенко, Я. Э. З.

Гимнографические и агиографические труды Н.

Как заметил Ковалевский, Н. «при подвигах духовных отличался и просвещением духовным, был весьма начитан, хорошо владел пером, имел дар учительный, любил составлять молитвословия и песнопения церковные». В 1827 г. он составил бденную службу Иерусалимской иконе Божией Матери и записал на нотном стане кондак иконе (РНБ. Ф. 1271. № 19). Согласно собственноручно составленному списку Н. создал следующие службы: святым и праведным Богоотцам Иоакиму и Анне (бденную), преподобным Паисию Великому (бденную), Василию Новому (полиелейную), Никону Печерскому (Сухому) полиелейную)), святителям Димитрию Ростовскому (бденную), Нифонту (полиелейную), а также стихиры и кондаки прп. Иоанну Дамаскину. Кроме того, он был автором акафистов празднику Рождества Христова, праведным Богоотцам Иоакиму и Анне, Иосифу Обручнику, прп. Паисию Великому, святителям Иоанну Златоусту, Димитрию Ростовскому. Подвижник написал 2 канона Пресв. Богородице и канон празднику Успения Пресв. Богородицы, «Молитвы Пресвятой Богородице на всяк день седмицы, умилительныя», «Молитвы ко Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице о испрошении молитвы», «Молитву Богоотцем Иоакиму и Анне», «Молитву ко Господу Иисусу Христу, благодарение повседневное» (Там же. № 35. Л. 65). Н. составил сборник молитв и акафистов (Там же. № 36). В рукописи РНБ. Ф. 1271. № 9, 1846 г. его рукой написаны стихи. Служба прп. Антонию Дымскому из собрания Кирилловского музея. № 4 написана или переписана Н. (атрибуция: Шевченко. 2005. С. 755-756). Н. написал акафист и службу прп. Нилу Сорскому (канон имеет акростих: «Грѣшный Никон Нилу богоносному пѣснь поетъ усердно»; опубл. по рукописи РНБ. Ф. 1271. № 19: Шевченко. 2004. С. 169-174). Служба прп. Нилу Сорскому была отредактирована архим. Кириллова Белозерского мон-ря Варлаамом. В письме архим. Иакову (Поспелову) от 15 июля 1857 г. Н. сообщает о написании им акафиста прп. Кириллу Белозерскому. Он просил настоятеля исправить «погрешения» в тексте (КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 9. Л. 57).

В списках XIX в. известно Житие прп. Нила Сорского. По предположению Г. М. Прохорова, опубликовавшего Житие по рукописи РНБ. НСРК. Q 98 (филигрань «1824»), текст составил Н. в 1-й четв. XIX в. (Преподобные Нил Сорский, Иннокентий Комельский: Сочинения / Ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2005. С. 404-405). Однако это предположение следует признать ошибочным, поскольку в Нилову пуст. иером. Никон прибыл только в 1836 г. По наблюдениям Шевченко, опубликовавшей Житие по списку РНБ. Ф. 1271: КИХМ. № 31 (бумага 30-х гг. XIX в.), оно бесспорно написано иеросхим. Нилом в 40-х гг. XIX в. (Шевченко. 2004. С. 168). Списки из собраний НСРК и КИХМ текстологически очень близки, имеют минимум разночтений. Однако в Симоновском собрании РГБ хранится еще один список (РГБ. Ф. 886. № 10. Л. 2 об.- 15 об.), представляющий собой, вероятно, первоначальный вариант Жития, впосл. отредактированный архим. Варлаамом и Н., что отразилось в списках НСРК и КИХМ, поэтому вопрос об авторе Жития нуждается в дополнительных исследованиях. К тому же Ковалевский, указавший на то, что Н. составил акафист и службу прп. Нилу Сорскому, ничего не написал о нем, как об авторе Жития.

Подвижнику принадлежат тексты слов и поучений. Основное собрание их находится в КБМЗ. В б-ке афонского Пантелеимонова мон-ря хранится рукопись «Слова на память преподобного Нила Сорского» (Каталог рукописей, печ. книг и арх. мат-лов Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Афон, 2013. Ч. 1: Славяно-рус. рукописи, хранящиеся в б-ке и архиве мон-ря. С. 434. № 786. (Рус. Афон XIX-XX вв.; 7). Кроме церковных служб и молитв, написанных Н., известны «Главизны, или Душеспасительные размышления подвижника иеросхимонаха Нила»», представляющие собой сборник выписок из творений св. отцов, а также «Духовные стихотворения иеросхимонаха Нила» (ныне в РНБ). В течение всей жизни Н. собирал келейную б-ку: в ее составе книги с упоминаниями Кривоезерского мон-ря, Надеевской пуст., Троицкой ц. в с. Васильевском, Успенского скита Ниловой пуст. Это рукописные, старопечатные книги и книги гражданской печати. «Полное собрание псалмов Давыда. Собранные по порядку Псалтыри А. Решетниковым. Т. 1» (М., 1811) было подарено Н. его братом Алексеем 6 дек. 1821 г., в день его именин, «в знак чувствительнаго сердца» (КБМЗ. ГК-66). «Книгу блаженного Августина о подвиге христианина, содержащую в себе правило веры и наставления жизни» (СПб., 1787) в 1840 г. иером. Никону подарил архим. Иннокентий (КБМЗ. ГК-209). Ее подвижник считал «преполезной и душе назидательной». Почти все книги подписаны: «Наследователь сея богодухновенныя книги… многогрешный и сугубомногонемощной недостойный - увы! - звания человеческого! … а не только христианского - паче же иноческого и иерейского! - Никон многобедный… молю помянуть мое окаянство в молитвах своих» (Там же. СК-493). Иногда Н. дарил книги обители, 17 окт. 1852 г. он вложил «в число казенных книг… в пользу братии» книгу «Преподобных отцов Варсанофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошение учеников» (Там же. № 8740). Книги творений св. отцов Антония Великого, Симеона Нового Богослова, Ефрема Сирина, Макария Великого, принадлежавшие Н., испещрены пометками: «зри», «зри, страшно зело». На чтение творений св. отцов Н. ежедневно отводил ок. 3 часов. Одной из пометок отмечена цитата из «Увещаний» прп. Антония Великого: «Хотящему бо спастися нет ни единаго препятствия, разве точию нерадение и уныние души» (Там же. СК-493. Л. 5). К 2018 г. книги из келейной б-ки Н. хранятся в КБМЗ и РНБ (Ф. 1271. № 4, 9, 14, 31, 35, 36; см.: Шевченко. 2005. С. 755-758).

Н. почитается как подвижник благочестия и создатель чудотворного списка Иерусалимской иконы Божией Матери. В 2000 г. иноки Шартомского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря установили памятный крест на месте Кривоезерского монастыря, затопленного в 1955 г. при строительстве Горьковского водохранилища. На катере у креста был совершен молебен в честь Кривоезерской Иерусалимской иконы, а также лития имп. Александру III, имп. Марии Феодоровне, схиигум. Кариону (Уланову), Н. и братии Кривоезерской обители.

Арх.: Памятная книжка грешнаго мон. Никона // РНБ. Ф. 1271: Собр. КИХМ. № 35; Формулярный список о службе Нило-Сорской пуст. иеросхим. Нила, 1869 г. // КБМЗ. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 4; Записки иеродиак. Герасима // Там же. Ед. хр. 5, 1877 г.; Жизнеописание иеросхим. Нила // Там же. Ед. хр. 6; Поучения, молитвы иеросхим. Нила (1820-1860-е гг.) // Там же. Ед. хр. 7; Слова, письма иеросхим. Нила (1829-1860) // Там же. Ед. хр. 9; Дело о секретном расследовании попытки управляющаго Нило-Сорской пуст. иером. Никона объявить кости, найденные при постройке фундамента для церкви, св. мощами Нила Сорскаго // РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 1548. Л. 3-80.
Ист.: Служба прп. Нилу Сорскому // Прп. отца нашего Нила Сорскаго Предание ученикам своим о жительстве. СПб., 1852; Предание о жительстве скитском прп. Нила Сорского. Служба и акафист прп. отца нашего Нила, Сорскаго чудотворца. М., 1997; Минея (МП). Май. Ч. 1. С. 248-269.
Лит.: Ковалевский А. Ф. Подвижник Нило-Сорской пуст. иеросхим. Нил. М., 1884, 18973; он же. Сказание о св. чудотв. иконе Пресвятой Богородицы Иерусалимской, обретающейся на св. горе Афонской в Рус. Пантелеимоновом мон-ре. Афон; М., 18902. Серг. П., 1997. С. 107-111; Тюменев И. Ф. Поездка в Нилову-Сорскую пуст. // ИВ. 1898. Т. 74. № 10. С. 228-244; Сказание о св. чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Иерусалимскою, находящейся в Русском Пантелеимоновом мон-ре // Вышний Покров над Афоном. М., 19092. С. 107-111; Нилосорский иеросхим. Нил и его сподвижники // ЖПодв. 1910. Июль. С. 279-379; Иоанн (Калинин), инок. Нило-Сорская пуст. и ее подвижники. Кириллов, 1914; Романенко Е. В. Первый скит России: Страницы истории XV-XX вв. // К свету. М., 1997. Вып. 15: Край Кирилла Белозерского. С. 83-87; она же. Иконография Нила Сорского: Традиции почитания // Рус. агиография: Исслед. Мат-лы. Публ. СПб., 2017. Т. 3. С. 159-175; Смирнова А. В. Книги из Нило-Сорской пуст. в собр. КБМЗ // Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 2001. Вып. 4. С. 117-118, 121-122, 124. Примеч. 19; Стрельникова Е. Р. Прот. Валентин Парамонов // Рассказ о Е. В. Тихоновой / Сост.: А. Е. Фёдоров. М., 2002. С. 178-181; Шевченко Е. Э. Служба и Житие прп. Нила Сорского, сост. в сер. XIX в. иеросхим. Нилом (Прихудайловым) // Рукописная книга Др. Руси и слав. стран: От кодикологии к текстологии. СПб., 2004. С. 166-186; она же. История создания Жития прп. Нила Сорского // Рус. агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 744-760; Прп. Нил Сорский и основанная им пустынь: К 500-летию со дня преставления святого: Кат. выст. Кириллов, 2008. С. 30-31. № 35; С. 43. № 59; С. 50. № 74; С. 51. № 75, 76; С. 52-53. № 77-79; Подписные и датированные произведения церк. искусства: Кат. выст. / Сост.: М. Н. Шаромазов. Кириллов, 2017. С. 10-11, 272-277, 282-285. Кат. 94, 97, 98.
Е. В. Романенко
Ключевые слова:
Нилова Сорская во имя Сретения Господня мужская пустынь Иеросхимонахи Русской Православной Церкви Настоятели монастырей Русской Православной Церкви Агиографы русские Духовные писатели русские Подвижники благочестия Гимнографы русские Иконописцы русские Нил (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801 - 1870), иеросхимонах, настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни
См.также:
АЛЕКСЕЕВ Иоанн Алексеевич († 1801 или 1803), свящ., духовный писатель
АВРААМИЙ АЛАТЫРСКИЙ († 1837), настоятель алатырского в честь Святой Троицы мужского монастыря
АЛЕКСИЙ ПЕТЕРБУРГСКИЙ (Шестаков Алексий Константинович; 1754-1826), иеросхим.
АНАТОЛИЙ (Мартыновский Августин Васильевич; 1793-1872), архиеп. Могилевский и Мстиславский
АРСЕНИЙ АФОНСКИЙ (Алексей; 1775-1846), иеросхим., старец
ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне
ГРИГОРИЙ († 70-е гг. XVI в.?), инок, гимнограф, агиограф
ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
ИГНАТИЯ (Пузик Валентина Ильинична; 1903 - 2004), схим., фтизиатр, духовная писательница, гимнограф
ИЛАРИОН (Кириллов Иван Андреевич; 1776 - 1851), архим., настоятель Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы и тихвинского Большего в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рей, духовный писатель
ИЛИЯ (1-я пол. XVI в.), новгородский иером., свящ. домовых владычных церквей, агиограф и гимнограф, миссионер, вероятно, архиепископский нотарий
ИОНА [Плишка, Малый] († после 1606), агиограф, гимнограф
ИРОДИОН (Кочнев; † после 1545), игум. Александрова Свирского в честь Св. Троицы монастыря, агиограф
МАРКЕЛЛ (Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария
МОИСЕЙ игум. киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря (не ранее 1189 - нач. XIII в.), древнерусский писатель
НИКОДИМ (Кононов Александр Михайлович; 1871-1919), сщмч. (пам. 22 окт., 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Белгородский, духовный писатель, агиограф
ПАХОМИЙ ЛОГОФЕТ († после 1484), известный древнерус. книжник, составитель и редактор
АБРАМОВЫ Михей Иванович (1830-1912?) и Иван Михеевич (1869-30-е гг. ХХ в.), иконописцы