(† 70-е гг. XVI в.?), инок Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря, агиограф, гимнограф. О его жизни и творчестве известно из надписаний к созданным им житиям и канонам. Время творческой активности Г. может быть определено как кон. 50-х - нач. 70-х гг. XVI в. Исследователи, изучавшие труды Г., по-разному определяли период его творчества: ранее правления царя Иоанна IV Васильевича (А. Фёдоров), 2-я четв. XVI в. (В. О. Ключевский), сер. XVI в. (В. А. Колобанов, Р. П. Дмитриева); Колобанов отнес кончину Г. к периоду между 1563 и 1570 гг. Однако данные гипотезы противоречат датам, содержащимся в сочинениях Г., и не согласуются с тем обстоятельством, что не обнаружены никакие следы связи Г. с кругом книжников, сложившимся вокруг Московского митр. св. Макария (19 марта 1542 - 31 дек. 1563), неизвестны «признаки заинтересованности самого митрополита в работе суздальского агиографа» (Дмитриева. С. 170). Эти факты становятся понятны, если признать, что начало лит. деятельности Г. пришлось на время после окончания работы над составлением Великих Миней Четьих - кон. 50-х гг. XVI в. При этом нельзя отрицать, что творчество Г. во многом обусловлено оживлением в 40-50-х гг. XVI в. агиографической работы, во главе к-рой стоял Московский митрополит.
Творения Г. посвящены гл. обр. Суздальским подвижникам. Наибольшее распространение получило Житие прп. Евфросинии Суздальской, известное не менее чем в 66 списках XVI-XIX вв. Житие было создано предположительно на рубеже 50-х и 60-х гг. XVI в., поскольку содержит описание чуда «о раслабленом», датированного 1 мая 1558 г., свидетелем к-рого был автор (Клосс. С. 402-403). При создании произведения Г. использовал летописи, Житие черниговского кн. св. Михаила Всеволодовича, др. источники. Впосл. мон. Савватий увез рукопись Жития прп. Евфросинии в Стефанов Махрищский во имя Св. Троицы мон-рь. Между 1572 и 1576 гг. этот труд был там обнаружен Суздальским еп. свт. Варлаамом - повествование «О изобретении стихир, и канона, и жития княжны Евфросинии, без вести бывше много лет» вошло во 2-ю редакцию Жития преподобной, составленную свт. Варлаамом в 1579-1585 гг. Свт. Варлаам сообщает также о прославлении прп. Евфросинии, состоявшемся, по-видимому, осенью 1576 г. на Соборе (Клосс. С. 375-376). Ранее Г. написал службу прп. Евфросинии, встречающуюся в списке кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в.
Перу Г. принадлежат Пространная редакция Жития, а также служба прп. Евфимию, основателю суздальского Спасского мон-ря. Житие прп. Евфимия известно в 3 редакциях: краткой, созданной не позднее нач. 10-х гг. XVI в. (см.: Черторицкая Т. В. Новый список Жития Евфимия Суздальского: (Старые проблемы) // ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 232-237; Клосс. С. 353, 363-364), проложной (выделена Б. М. Клоссом), составленной на рубеже XVI и XVII вв. на основе краткой редакции, и пространной редакции, автором к-рой является Г. Лит. образцом для Г. послужила 4-я редакция Жития прп. Сергия Радонежского, написанная Пахомием Сербом, в Похвале прп. Евфимию имеются заимствования из пахомиевского Похвального слова прп. Варлааму Хутынскому. Наиболее полный вид Пространной редакции содержит описание 14 чудес прп. Евфимия. О неск. последних чудесах Г. пишет как непосредственный свидетель. В чуде «О Дмитрии Перепечине» упоминается архимандрит Спасо-Евфимиева мон-ря Михаил (1556-1559). Т. о., составление первоначального вида Пространной редакции можно отнести к кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в. Разновидность Пространной редакции, включающая более позднее чудо «О князе Василии Кривоборском», в к-ром назван архим. Иов (1572-1587), по-видимому, является более поздней переработкой (старшая рукопись данной разновидности Пространной редакции - РГБ. Ф. 113. № 628 - датируется нач. 80-х гг. XVI в.).
Служба прп. Евфимию («творение инока Григория тоя ж обители») содержит 2 канона (РГБ. Собр. Прянишникова. № 60. Л. 5-15). По словам Ф. Г. Спасского, в службе Г. «широко пользуется текстами других служб и в особенности службою прп. Сергию» (Спасский Ф. Г. Рус. литург. творчество. П., 1951. С. 195).
Г. также является автором произведений, посвященных святителям, чьи мощи покоятся в суздальском Рождественском соборе,- Жития и службы свт. Иоанну, при к-ром, как полагал агиограф, был основан Спасо-Евфимиев мон-рь, службы свт. Феодору. Колобанов сообщает о 4 списках Жития свт. Иоанна, содержащих 2 редакции текста: Пространную и Краткую. Житие предваряется большим вступлением. Завершает сонм Суздальских святых, прославленных Г., прп. Косма Яхромский. Созданное Г. Житие преподобного дошло в 5 списках, из к-рых один относится к XVI в. Житиям, написанным Г., присущи стилистические черты, характерные для памятников сер. XVI в.: риторичность, подражательность произведениям предшествующего времени вплоть до прямых заимствований.
Суздальский агиограф составил службу и Похвальное слово «новым чудотворцам» - Собору русских святых, пополнившемуся после канонизаций в 1547 и 1549 гг. Служба и Похвальное слово содержатся в рукописи кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в. В нек-рых списках службы хронологически последним именем является имя св. Василия Блаженного († 1557).
В докладе Поместному Собору Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. Б. А. Тураев отметил, что служба «новым чудотворцам» составлена Г. «по образцу службы всем преподобным, положенной на службу сырную, с прямыми заимствованиями с нее (например, седален по первом стихословии)» (цит. по: Афанасий (Сахаров). О празднике. С. 93). В службе «новым чудотворцам», где прославляются не только канонизированные святые, но и подвижники благочестия, представлен более полный, чем в Похвальном слове, список имен. Несмотря на то что составленная Г. служба «новым чудотворцам» не получила широкого распространения в рус. литургической традиции, она явилась прототипом более поздних редакций служб Собору русских святых вплоть до «Службы всем святым, в земли Российстей просиявшим», утвержденной на Поместном Соборе 1917-1918 гг. Служба Г. была опубликована старообрядцами в 1786 г., затем единоверцами в нач. XX в. (Служба всем святым Российским Чюдотворцем. М., 1911. Л. 1 - 23 об.), Похвальное слово в этих изданиях принадлежит не Г., а С. Денисову (см. Денисовы).
В качестве образца для Похвального слова Г. использовал «Слово о преподобных отцах в Сырную субботу» митр. Григория Цамблака, дополненное сюжетами из Киево-Печерского Патерика, др. древнерус. житий. От произведения Григория Цамблака Похвальное слово Г. отличается большей конкретностью в описании жизни святых, выраженной гражданской позицией, патриотизмом. Трудно согласиться с Дмитриевой, датировавшей Похвальное слово ок. 1547 г. Исследовательница обосновывает свою т. зр. тем, что Г. «отмечает как современник работу владимирских иноков Рождественского монастыря над «Повестью о житии Александра Невского»» (Дмитриева. С. 170). Г. упоминает в сочинении, по-видимому, Похвальное слово (3-ю редакцию Жития св. Александра Невского), написанное по поручению митр. Макария во владимирском Рождественском мон-ре между 1547 и 1552 гг., однако суздальский агиограф пишет об этом труде в прошедшем времени («владимерстии иноцы написаша достойно добродетели его» - цит. по: Макарий (Веретенников). С. 141). Несмотря на то что Г. в Похвальном слове повествует о святых с разной степенью подробности и мн. имен не упоминает, этот труд является первым памятником соборного прославления рус. святых.
Неверным является предположение Спасского о том, что Григорий, названный в акростихе службы блгв. кн. Всеволоду (Гавриилу) (составлена в кон. XVI - нач. XVII в.), и Г.- одно лицо (Спасский. Рус. литург. творчество. С. 143). Автором службы св. кн. Всеволоду является Григорий Топинский.
Условный «портрет» Г., исполненный пером, почти без поздней раскраски, находится в лицевой рукописи Жития прп. Евфросинии Суздальской сер. XVIII в. (ИРЛИ (ПД). Оп. 23. № 205. Л. 8 об.). Книжник (согласно надписи, «смиренноинок Григории») представлен в интерьере палаты, с пером в руке за письменным столом, на к-ром помещены раскрытая книга (текст: «Житие и жизнь преподобныя Евфросинии») и чернильный прибор, облачен в монашескую мантию и островерхий куколь, имеет узкую, раздвоенную на конце бороду средней величины. «Портрет» является копией гравюры из московского издания 1647 г., изображающей прп. Ефрема Сирина (Белоброва О. А. Изображение писателя XVI в. в Житии Евфросинии Суздальской // Она же. Очерки рус. худож. культуры XVI-XX вв.: Сб. ст. М., 2005. С. 81-85. Ил. 20).