Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГРИГОРИЙ
12, С. 560-562 опубликовано: 12 июля 2011г.


ГРИГОРИЙ

(1778?, К-поль - 23.12.1821, там же), лампадарий и протопсалт Великой ц., греч. мелург и писец. Cогласно преданию, Г. род. в день смерти доместика и лампадария Петра Пелопоннесского, что воспринималось как знак преемственности предшествовавшей греч. певч. традиции. Его отец, Георгий, был священником, поэтому Г. получил прозвище Левит. В юности Г. самостоятельно изучал арм. язык и пение, затем отец направил его на К-польское подворье Синайского мон-ря вмц. Екатерины для обучения греч. грамматике и музыке. Г. осваивал арабо-персид. муз. традицию под рук. тур. композитора И. Деде Эфенди, совершенствовался в греч. церковной музыке у Георгия Критского и протопсалтов Великой ц. Иакова Пелопоннесского и Петра Византийского. Не позднее 1811 г. Г. стал лампадарием, в 1819 г.- протопсалтом к-польской патриаршей церкви.

Начиная с 1814 г. Г. в сотрудничестве с хартофилаксом Хурмузием и Хрисанфом из Мадита (все трое, традиционно называемые «тремя учителями», работали в 4-й патриаршей школе церковного пения в 1815-1821) занимался разработкой и распространением реформированной версии визант. нотации, получившей название «нового метода», продолжив, т. о., дело протопсалта Великой ц. Иоанна Трапезундского (сер. XVIII в.). Вместе с Хурмузием Г. занимался переводом в новый вид нотации традиц. корпуса песнопений - как совр. версий, так и творений мелургов более раннего времени (в т. ч. Петра Берекета) из Пападики, Стихираря и Ирмология в виде экзегесисов (ἐξηϒήσεις) - «развернутых» транскрипций (см. также ст. Греция, разд. «Церковное пение»). Эти экзегесисы сохранились в автографах и рукописных копиях, а также вошли в издания, подготовленные в 30-х гг. XIX в. Феодором Папапарасху Фокейским, и в более поздние (см. библиографию).

Известны следующие автографы Г.: Анфология, написанная в 1816 г. совместно с иеродиак. Феоклитом (Pantel. 906; Ψάχος. Παρασημαντική. Σ. 48. Σημ. 55) и послужившая основой для изд. «Пандекты» (1850-1851), Калофонический Ирмологий 1816 г., задуманный как 5-й т. Анфологии (Ψάχος. Ibid.), собрание творений Петра Берекета в 2 томах, 1818-1819 гг. (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 744 et 754), Стихирарь в 3 томах (без Пентикостария, недатированный; Ibid. 746, 755 et 745), сборник, включающий автографы Г. (Ibid. 753. Fol. 173-196v), и др. (в т. ч. Ibid. 751, 752 и 760). Согласно описанию М. Хадзиякумиса, автографами Г. являются также Анфология (Lesb. Leim. 375, 1819 г.), Ирмологий Петра Пелопоннесского (Ibid. 337, 1816-1819 гг.), Анфология Стихираря Athen. Merlier. 23, Анфология Athen. Merlier. 10, Анфология Новой Пападики Athen. Merlier. 9 и Доксастарий Lesb. Leim. 338 (последние 4 рукописи датируются 1816-1820).

Сборники экзегесисов Г. дошли также в списках 1-й пол. XIX в.: 2 версии Анастасиматария Петра Пелопоннесского - с кратким мелосом (Lesb. Leim. 302, ок. 1820 г.; Athen. Ioan. N. Hierodiac. (Cypr.), 1829 г.) и c пространным мелосом (совместно с Хурмузием; Athen. Paidousi. 4, 1816-1919 гг.), Ирмологий Петра Пелопоннесского (совместно с Хурмузием; РНБ. Греч. № 740, 1-я треть XIX в., № 738, 1-я пол. XIX в.), Краткий Ирмологий Петра Византийского (совместно с Хурмузием; Athen. Paidousi. 3, 1811 г.; Lesb. Leim. 457, 1816-1820 гг.; Aegio. Taxiarch. 6, 1825 г.), Калофонический Ирмологий 1816 г. (Athen. Merlier. 22, 1825 г.; Aegio. Taxiarch. 7, 1825 г.), Анфология в 4 т. (Hieros. Patr. Nova coll. 6; Patra. Omplou. 2, 1819 г.; CPolit. Patr. S. n., 1816-1819 гг.; Cypr. Archiep. 4 et 10, 1818 г.; Monast. S. Androu. 36, 1818 г.). В рукописях встречаются и отдельные экзегесисы Г.: Ϫύναμις на Господские праздники 1-го плагального гласа и Кресту 2-го гласа (Aegio. Taxiarch. 5, 1811 г.; CPolit. K. Ananiadou. 3, 1811 г.), осмогласник «Богородице Дево» Петра Берекета (CPolit. K. Ananiadou. 3) и др.

Собственные мелодические версии песнопений Г. написаны в различных греч. певч. стилях. Ему принадлежит ряд напевов прокимнов вечерни: «Господь, воцарися» на 2-й глас (РНБ. Греч. № 742, XIX в.), «Се ныне благословите» на 2-й плагальный (6-й) глас Ϫι (БАН. РАИК. № 64, сер. XIX в.; РНБ. Греч. № 742, № 739, 1-я пол. XIX в.), «Господь услышит мя», «Милость Твоя, Господи», «Боже, во имя Твое» и «Боже, заступник мой» на 2-й глас (РНБ. Греч. № 742), «Кто Бог велий» на глас βαρὺς Γα (Aegio. Taxiarch. 9, 1820-1830 гг.; БАН. РАИК. № 41, 1830-1850 гг., № 64; РНБ. Греч. № 739), «Бог наш на небеси и на земли» на глас βαρύς (7-й) Γα (РНБ. Греч. № 742), Великого четверга «Помощь моя от Господа» на 2-й глас (РНБ. Греч. № 742), Великой субботы «Воскресни, Боже» на глас βαρύς Γα (РНБ. Греч. № 742, 739).

Г. дополнил Ирмологий катавасий Петра Пелопоннесского ирмосами Лазаревой субботы «Сотвори державу» 1-го гласа и «Воду прошед» 4-го плагального (8-го) гласа Γα=Νη, Благовещения Пресв. Богородицы «Седяй в славе» 4-го гласа (λέϒετος) Βου и Воздвижения 4-го плагального гласа (Lesb. Leim. 337; Aegio. Taxiarch. 8, 1827 г.; РНБ. Греч. № 740).

Для периода пения Постной Триоди Г. распел тропари по 50-м псалме «Покаяния отверзи» (Athen. Merlier. 9; Aegio. Taxiarch. 9; Athen. Ioan. N. Hierodiac. (Cypr.); РНБ. Греч. № 742), Пс 136 на 3-й глас (написан по просьбе митр. Молдавии Вениамина - РНБ. Греч. № 739; БАН. РАИК. № 41), тропари великопостных часов (РНБ. Греч. № 742; БАН. РАИК. № 64), кондак Великого канона «Душе моя, душе моя» на 2-й плагальный глас (БАН. РАИК. № 41, 64) и ирмос «Безсеменнаго зачатия» (БАН. РАИК. № 41), тропари «Се Жених» и «Егда славнии ученицы» на 4-й плагальный глас (Patra. Omplou. 2, 1819 г.; Athen. Merlier. 9; БАН. РАИК. № 41; РНБ. Греч. № 742), седальны понедельника, вторника, среды и субботы Страстной седмицы (БАН. РАИК. № 52, 47; РНБ. Греч. № 740, 738), ирмосы канонов Великой среды «На камене веры мя утверди» на 2-й глас Πα (РНБ. Греч. № 740) и Великого пятка «К Тебе утренюю» на 2-й плагальный глас Βου (РНБ. Греч. № 740, 738).

Из неизменяемых песнопений вечерни и утрени Г. распел полиелей «Раби Господа» на 3-й глас (Aegio. Taxiarch. 9), краткие пасапноарии перед чтением Евангелия на утрене на 2-й глас (Athen. Merlier. 9; Lesb. Leim. 233, 1819 - ок. 1824 г.; Aegio. Taxiarch. 9; Athen. Ioan. N. Hierodiac. (Cypr); РНБ. Греч. № 742), стихи 50-го псалма (Aegio. Taxiarch. 9; Athen. Ioan. N. Hierodiac. (Cypr)), в т. ч. Пс 50. 7 на 2-й глас (РНБ. Греч. № 742), великое славословие на гласы 1-й плагальный (5-й) Πα πεντάφωνος, 2-й плагальный с βαρύς, βαρὺς Ζω, βαρύς, τετράφωνος Κε, πρωτόβαρυς Ζω, 4-й плагальный (2 версии) (CPolit. K. Ananiadou. 3, Patr. S. n., 1816-1819 гг.; Lesb. Leim. 272, 1816-1819 гг.; Aegio. Taxiarch. 9; Athen. Ioan. N. Hierodiac. (Cypr); РНБ. Греч. № 742, 739; БАН. РАИК. № 65, 1820, № 41), воскресный отпустительный тропарь и богородичен 1-го гласа (Athen. Merlier. 16, ок. 1820 г., 17, 1820-1830 гг.), богородичны «Всесвятая Богородице» 2-го плагального гласа (РНБ. Греч. № 742) и «Красоте девства Твоего» 3-го гласа Ϫι (РНБ. Греч. № 739).

Для литургии Г. написал 3 осмогласных цикла херувимских (μέϒιστα, μεσαῖα, ἁπλᾶ τῶν Κυριακῶν; Lesb. Leim. 375; Athen. Merlier. 10; Paidousi. 5, 1823 г.; БАН. РАИК. № 41, 47, кон. XVIII - нач. XIX в.; ОЛДП. О. № 155/3B, кон. XVIII в.; РНБ. Греч. № 742, 739), отдельные краткие версии херувимских для седмичных дней 2-го, 3-го и 2-го плагального гласов - в дополнение к 5 гимнам Петра Пелопоннесского (Lesb. Leim. 375, 272; Athen. Merlier. 10, 11, 1832 г.) и еще одну херувимскую на глас 4-й λέϒετος (см.: Καραϒκούνης. 2003), стих «Возлюблю Тя, Господи» на целование во Христе на глас βαρὺς Γα (РНБ. Греч. № 742), осмогласный цикл воскресных причастнов (Athen. Paidousi. 5; РНБ. Греч. № 742, 739), причастны «Творяй ангелы» на 4-й глас (БАН. РАИК. № 41), «В память вечную» на 1, 2, 3-й, 1-й плагальный и 2-й плагальный гласы, «Чашу спасения» на 2-й, 4-й, 2-й плагальный, βαρύς, 4-й плагальный гласы (БАН. РАИК. № 47, 41; РНБ. Греч. № 739), «Во всю землю» на 4-й плагальный глас Νη (РНБ. Греч. № 739), «Радуйтеся, праведнии» на 4-й плагальный глас (БАН. РАИК. № 41; РНБ. Греч. № 739), «Тело Христово» на гласы 2, 3, 4-й, βαρύς и 4-й плагальный (CPolit. K. Ananiadou. 3; Lesb. Leim. 272; БАН. РАИК. № 65, 41, 47; РНБ. Греч. № 739), 8 версий «Достойно есть» (на 1-й глас - Athen. Merlier. 20, 1825-1830 гг.; РНБ. Греч. № 742, 739). Судя по надписанию в рукописи Athen. Paidousi. 4 («мелос экзегетов»), Г. участвовал в составлении блаженн 8 гласов.

Для архиерейского богослужения Г. составил распевы Εἰς πολλὰ ἔτη на 2-й глас (Aegio. Taxiarch. 9), Τὸν δεσπότην на 4-й глас (БАН. РАИК. № 65) и «Препояши меч твой» на глас βαρύς (CPolit. Patr. S. n., 1816-1819 гг.; Lesb. Leim. 272; Aegio. Taxiarch. 9; РНБ. Греч. № 742).

Г. также принадлежат распевы «Господи, помилуй» на гласы βαρύς и 2-й (Lesb. Leim. 375; Aegio. Taxiarch. 9) и кратима гласа βαρύς (Athen. Merlier. 22; Aegio. Taxiarch. 7; СПбГУ. MS E II 80, 1825-1835 гг.; БАН. РАИК. № 36, 2-я четв. XIX в.).

Помимо церковных песнопений Г. написал неск. песен в арабо-персид. стиле.

Изд.: Ταμεῖον ᾿Ανθολοϒίας. Κ-πολις, 1824. Τ. 2. Σ. 177-185, 239-241, 301-307, 406-410; Εἱρμολόϒιον Πέτρου Πελοποννησίου μετὰ τοῦ Συντόμου Πέτρου Βυζαντίου. Κ-πολις, 1825. Σ. 124-129, 134-150; Ταμεῖον ᾿Ανθολοϒίας / ᾿Εκδ. παρὰ Θ. Π. Θωκέως. Κ-πολις, 18342, 18373. 2 τ.; Εἱρμολόϒιον καλοφωνικόν / ᾿Εκδ. παρὰ Θ. Π. Π. Θωκέως. Κ-πολις, 1835; ᾿Αναστασιματάριον Σύντομον μελοποιηθὲν παρὰ Πέτρου Λαμπαδαρίου τοῦ Πελοποννησίου / ᾿Εκδ. παρὰ Θ. Π. Θωκέως. Κ-πολις, 1839. Αθῆναι, 18532; Πανδέκτη τῆς ἱερᾶς ἐκκλησιστικῆς ὑμνωδίας τοῦ ὅλου ἐνιαυτοῦ / ᾿Εκδ. ὑπὸ ᾿Ιωάννου Λαμπαδαρίου και Στεφάνου Α´ δομεστίκου. Κ-πολις, 1850-1851. 4 τ.
Лит.: Παπαδόπουλος Γ. Ι. Συμβολαὶ εἰς τὴν ἱστορίαν τῆς παρ' ἡμῖν ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς. ᾿Αθῆναι, 1890. Σ. 329-335; idem. ῾Ιστορικὴ ἐπισκόπησις τῆς βυζαντινῆς ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς ἀπὸ τῶν ἀποστολικῶν χρόνων μέχρι τῶν καθ' ἡμάς (1-1900 μ. Χ.). Αθῆναι, 1904; Ψαχος Κ. ῾Η Παρασημαντικὴ τῆς Βυζαντινῆς Μουσικῆς. ᾿Αθῆναι, 1917. Σ. 46-48; Patrinelis C. G. Protopsaltae, Lampadarioi and Domestikoi of the Great Church during the Post-Byzantine Period (1453-1821) // Stud. in Eastern Chant. L., 1973. Vol. 3 / Ed. by M. Velimirovič. P. 141-170; Στάθης. Χειρόϒραφα; idem. ῾Η ἐξήϒησις τῆς παλαιᾶς βυζαντινῆς σημειοϒραφίας. ᾿Αθῆναι, 1978. (῞Ιδρυμα Βυζαντινῆς Μουσικολοϒίας. Μελέται; 2); idem. An Analysis of the Sticheron «Τὸν ἥλιον κρύψαντα» by Germanos, Bishop of New Patras: (The Old «Synoptic» and the New «Analytical» Method of Byzantine Notation) // Stud. in Eastern Chant. Crestwood (N. Y.), 1979. P. 177-227; Χατζηϒιακουμής. Χειρόϒραφα Τουρκοκρατίας. Τ. 1. Σ. 282-286; idem. Χειρόϒραφα ἐκκλησιαστικῆς μουσικῆς (1453-1820). Αθῆναι, 1980; Romanou K. A. A New Approach to the Work of Chrysanthos of Madytos: The New Method of Musical Notation in the Greek Church and the «Μέϒα θεωρητικὸν τῆς μουσικῆς» // Stud. in Eastern Chant. Vol. 5 / Ed. by D. Conomos. Crestwood (N. Y.), 1990. P. 89-100; Герцман Е. В. Греч. муз. рукописи Петербурга. СПб., 1996-1999. Т. 1-2; Angelopoulos L. L'importance de l'étude et de l'enseignement de Simon Karas sur l'indication et l'inventaire des signes de la chironomie (geste manuel): Intrerpretation orale de la tradition écrite. Athène, 1998; Τσιαμούλης Κ., ᾿Ερευνίδης Π. Ρωμήοι σύνθητες τῆς Πόλης (17ος - 20ος ἀι.). Αθῆναι, 1998; Lingas A. Gregorios the Protopsaltes [‘the Levite'] // NGDMM. 1998. Vol. 10. P. 374-375; Χαλδαιάκης Α. ῾Ο πολυέλεος στὴν Βυζαντινὴ καὶ μεταβυζαντινὴ μελοποιΐα // ῞Ιδρυμα Βυζαντινῆς μουσικολοϒίας̇ Μελέται. ᾿Αθῆναι, 2003. Τ. 5 / ᾿Εκδ. Γ. Στάθης. Σ. 468-471; Καραϒκούνης Κ. ῾Η παράδοση καὶ ἐξήϒηση τοῦ μέλους τῶν Χερουβικῶν τῆς βυζαντινῆς καὶ μεταβυζαντινῆς μελοποιΐας // Ibid. 2003. Τ. 7 / ᾿Εκδ. Γ. Στάθης. Σ. 596-603.
Дискогр.: Στάθης Γ. Θ. Γρηϒόριος Πρωτοψάλτης ὁ Βυζάντιος (1778-1821): ἡ ζωὴ καὶ τὸ ἔρϒον του / ῞Ιδρυμα Βυζαντινῆς Μουσικῆς. 1977. T. 102.
Э. П. М.
Ключевые слова:
Мелурги греческие Григорий (1778? - 1821), лампадарий и протопсалт Великой церкви, греческий мелург и писец Лампадарии Протопсалты Греческих Православных Церквей Писцы греческие
См.также:
ГЕОРГИЙ РЕДЕСТСКИЙ НОВЫЙ (1833 - 1889), протопсалт Великой ц., греч. мелург
ДАВИД СКОПЕЛИТ иером., греч. мелург, писец (1-3-я четв. XVIII в.)
ДАНИИЛ († 1789), протопсалт Великой ц., мелург, учитель пения
ДИМИТРИЙ ЛОТ ХИОССКИЙ (ок. 1733 - после 1811), протопсалт Смирнской митрополии (1768-1788), мелург и кодикограф
ЕПИСКОПОПУЛЫ Антоний (отец) и Венедикт (сын) (XVI - нач. XVII в.), греч. кодикографы, протопсалты, мелурги, исследователи церковной музыки
ИОАНН РЕДЕСТСКИЙ протопсалт, греч. мелург (XVIII в.)
КОНСТАНТИН ИЗ АНХИАЛА протопсалт, греч. мелург кон. XVII в.
АГАПИЙ ПАЛИЕРМ († 1815), (Хиосский), греч. мелург
АНАСТАСИЙ РАПСАНИОТ Ларисский (2-я пол. XVIII в.), греч. мелург
АНАТОЛИЙ АГИОРИТ (1-я пол. XVIII в.), иером., греч. писец и мелод