Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИРОДИОН
Т. 26, С. 665-666 опубликовано: 8 апреля 2016г.


ИРОДИОН

(Кочнев; † после 1545), игум. Александрова Свирского в честь Св. Троицы монастыря, агиограф. И. был пострижен в монашество прп. Александром Свирским († 1533) в Свирском мон-ре, затем рукоположен во иерея. И. являлся одним из ближайших учеников преподобного, свидетелем последних лет его жизни. Когда прп. Александр задумал возвести в обители каменную ц. во имя Св. Троицы, то он послал старца И. и еще 2 учеников в Москву к вел. кн. Василию III Иоанновичу (1505-1533) с просьбой направить в обитель строительную артель. Перед кончиной прп. Александр передал Новгородскому архиеп. св. Макарию прощальную грамоту, в которой писал о своих возможных преемниках: «А есть, государь, у Живоначалные Троици во обители, в нашей пустынке, 4 священники, и аз приказываю, государь, Богу да тебе: которого, государь, ты благословишь в тех 4 священникех, то им игумен» (АИ. Т. 1. С. 195). В Житии святого названы имена этих старцев: Исаия, Никодим, Леонтий и И. (Житие. 2002. С. 64). И. стал настоятелем Александрова Свирского мон-ря между 1533 и 1545 гг. (сведения об игуменстве И. в обители ограничиваются известием в Житии преподобного). По-видимому, И. не был непосредственным преемником прп. Александра, до него игуменами мон-ря были Исаия и Никодим (Строев. Списки иерархов. Стб. 992). Возможно, И. участвовал в Московском Соборе 1547 г., на к-ром было постановлено «праздновати новым чудотворцом в Руской земли», в т. ч. 30 авг.- «новому чудотворцу Новгородскому преподобному игумену Александру Сверскому» (ААЭ. Т. 1. С. 203).

В 1545 г. по повелению митр. св. Макария и Новгородского архиеп. Феодосия И., бывший тогда игуменом Свирского монастыря, написал Житие прп. Александра. При составлении Жития И. использовал то, что слышал от основателя обители - «от честных и святолепных уст блаженнаго», а также свидетельства близких учеников преподобного, «от исперва добре жительствовавших» с прп. Александром (Житие. 2002. С. 2). В начале и в заключительной части Жития И. сообщает о себе скупые биографические сведения.

Житие прп. Александра Свирского было включено свт. Макарием под 30 авг. в Успенский список Великих Миней-Четьих, составленных в 1552 г. (ГИМ. Син. № 997; см.: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. М., 1892. Ч. 2. Стб. 441). Данная редакция Жития включает описание 10 посмертных чудес преподобного. В нек-рых списках к Житию примыкает описание явления И. митр. Макария и прп. Александра («Сказание о явлении преподобнаго отца нашего Александра, Свирского чюдотворца, и иже с ним во святых отца нашего Макария, митрополита Московского и всеа Росии, како приидоша церковь свящати святаго Николы»). «Сказание...» встречается и как самостоятельное произведение (напр., РГБ. Ф. 256. № 364. Л. 322-323 об.; помещено после Жития свт. Макария Московского). Творение И. пользовалось большой популярностью, послужило лит. образцом для ряда житий рус. святых и сохранилось во множестве списков, в т. ч. лицевых.

В. О. Ключевский дал положительную оценку «обширному и обильному любопытными подробностями труду» И. (Ключевский. Древнерусские жития. С. 262-263). И. А. Яхонтов выявил в произведении свирского игумена многочисленные заимствования из Житий преподобных Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского, Кирилла Белозерского, написанных иером. Пахомием Логофетом, которому, по мнению Яхонтова, И. подражал. Были выявлены и др. использованные И. источники. Л. К. Гаврюшина отмечает, что в Житии прп. Александра содержатся выписки из Жития свт. Саввы Сербского. Н. В. Пак высказала аргументированную т. зр., согласно которой при написании гл. «О приходе к преподобному Александру Андрея Завалишина» И. воспользовался Житиями вмч. Евстафия Плакиды и прп. Онуфрия Великого. А. В. Пигин и К. М. Запольская доказали наличие заимствований из др. визант. памятников - Жития прп. Пахомия Великого и описания Чуда арх. Михаила в Хонех. Несмотря на многочисленные лит. заимствования, исследователи считают труд И. важным историческим источником, отмечая неравноценность свидетельств Жития для разных периодов биографии прп. Александра.

Ф. Г. Спасский высказал предположение, что И. был также автором службы прп. Александру, переработанной в 1643 г. в связи с открытием мощей святого (Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество. П., 1951. С. 197). По мнению архим. Макария (Веретенникова), 2-й канон святому несомненно написан И., что подтверждается наличием в каноне заимствований из служб тем святым, из житий к-рых И. делал выписки при составлении Жития прп. Александра.

Соч.: Житие, чудеса и служба преподобного и богоносного отца нашего Александра, Свирского чудотворца. М., 1888 3; Минея (МП): Авг. Ч. 3. С. 294-316; Житие и чудеса прп. Александра Свирского. СПб., 1995; Житие Александра Свирского: Текст и словоуказ. / Ред.: А. С. Герд. СПб., 2002 [публ. Жития по списку РНБ. Погод. № 874].
Лит.: Востоков А. Х. Описание рус. и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 526; Яхонтов И. А. Жития святых севернорус. подвижников Поморского края как ист. источник. Каз., 1881. С. 37-87; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 23-26; Смирнова Э. С. Об одном лит. сюжете в живописи кон. XVI в. // ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 365-373; Дмитриев Л. А. Житийные повести рус. Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 266-267; он же. Иродион // СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 440-442 [Библиогр.]; Макарий (Веретенников), архим. Прп. Александр Свирский, «новый чюдотворец»,- рус. подвижник XVI в.: К 450-летию со дня кончины // БТ. 1982. Сб. 23. С. 321-336; Гаврюшина Л. К. Из истории сербско-рус. лит. связей: Житие Саввы Сербского и рус. агиографы XVI в. // ССл. 1985. № 1. С. 76-81; она же. Жития прп. Сергия Радонежского и свт. Саввы Сербского в рус. агиографии XVI в. // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы 2-й междунар. конф. Серг. П., 2002. С. 208-222; Дмитриева Р. П. Агиографическая школа митр. Макария: (на мат-ле нек-рых житий) // ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 208-213; Сказание о Валаамском монастыре / Исслед., текст, пер. с древнерусского, коммент.: Н. А. Охотина-Линд. СПб., 1996. С. 101-102, 111-112; Пак Н. В. К проблеме источников Жития Александра Свирского: Переводные Жития // КЦДР: Севернорус. мон-ри. СПб., 2001. С. 145-151; Пигин А. В., Запольская К. М. К вопросу об источниках Жития Александра Свирского: Житие Пахомия Великого и Чудо архистратига Михаила «иже в Хонех» // ТОДРЛ. 2004. Т. 55. С. 281-288.
Архим. Макарий (Веретенников), Э. П. Р.
Ключевые слова:
Монашество Русской Православной Церкви (муж.) Игумены Русской Православной Церкви Настоятели монастырей Русской Православной Церкви Агиографы русские Александров Свирский в честь Святой Троицы мужской монастырь (Санкт-Петербургской и Ладожской епархии) Иродион (Кочнев; † после 1545), игумен Александрова Свирского в честь Святой Троицы монастыря, агиограф
См.также:
АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых)
ДОСИФЕЙ († после 1514), игум. Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, агиограф
ЕВГЕНИЙ (Трофимов Ефим; 1868 - 1918), архим.
ИАКОВ Соловецкий, Костромской († после 1607), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе мон-рь)
ИСАИЯ II (Путилов Иона Иванович; 1786-1858), игум., настоятель Саровской пуст.
АВКСЕНТИЙ († 1857), игум., настоятель Глинской Рождество-Богородицкой пустыни
АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых)
АЛЕКСАНДР РОСТОВСКИЙ (Алексий; † 1616), инок, ученик прп. Иринарха Ростовского, автор его жития
АМФИЛОХИЙ (Яковлев Андрей; 1748-1824), иером.
АМФИЛОХИЙ ГЛУШИЦКИЙ († 1452), игум., прп. (пам. 12 окт. и в Соборе Вологодских святых)
АНДРОНИК (Трубачёв Александр Сергеевич; род. в 1952), игумен, агиолог
АНТОНИЙ игумен Соловецкого мон-ря, прп. (пам. в Соборе Новгородских святых и в Соборе Соловецких святых)