(Толмачёв Василий Максимович; 1808, г. Венёв Тульской губ.- 26.04.1862, Афон), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне (см. Андрея апостола скит). Род. в купеческой семье. Рано потерял отца и вынужден был работать приказчиком в Москве, где познакомился с Василием Вавиловым, своим будущим сподвижником иеросхим. Варсонофием Афонским. Имел 2 младших братьев Ивана и Александра, Иван впосл. стал ктитором основанной В. обители. Первым духовником В. был архим. Кирилл из афонского Иверского мон-ря, проживавший на Никольском подворье в Москве. От него В. впервые услышал об афонских подвижниках. В 17 лет вместе с Василием Вавиловым В. тайно покинул родительский дом и ушел в Белобережскую брянскую муж. пустынь, в то время возглавляемую игум. Моисеем. Через 4 года оба были пострижены в рясофор. Старец Серапион, в послушании у к-рого находились духовные братья, убедил игум. Моисея благословить отправить их на Афон.
3 июня 1829 г. В. и Варсонофий прибыли в Иверский мон-рь, где встретили своего духовника архим. Кирилла, с помощью к-рого поселились в Никольской келье на территории этой обители. Позже они перешли в Преображенскую келью того же мон-ря, где и прожили до 1836 г. Главным средством для пропитания и расширения кельи была красильня, к-рую устроили иноки, хорошо освоившие это ремесло в миру. Белобережские старцы неск. лет подвизались под рук. старца-болгарина Харалампия, прожившего на Афоне 72 года († 1841) и имевшего власть над бесами. Он никого не брал в ученики, сделав исключение для рус. иноков.
В 1834 г. иеросхим. Арсений Афонский постриг В. и Варсонофия в схиму по афонской традиции. Вскоре по указанию Арсения иноки перешли в более обширную келью Св. Троицы при мон-ре Ставроникита. По настоянию старцев Арсения и Харалампия в апр. 1836 г. В. был рукоположен во иерея еп. Христодулом. В это время братия Ильинского скита изгнала нового игумена, известного подвижника иером. Павла, ставшего впосл. первым духовником рус. братства в Пантелеимоновом мон-ре. Игуменом скита и духовником рус. иноков стал иеросхим. Арсений, с к-рым перешли в скит В. и Варсонофий. Продолжавшиеся нестроения укрепили В. и Варсонофия в намерении создать новую рус. общежительную обитель. Этой обителью стал скит ап. Андрея, основанный в 1841 г. на месте заброшенной кельи Серай, принадлежащей мон-рю Ватопед. На эту келью В. и Варсонофию указал афонский блж. Яни со словами: «Вот Серай, скит руссов и москов». Однако окончательное формирование скита затянулось на неск. лет. Огромную поддержку новой рус. обители оказал камергер имп. двора А. Н. Муравьёв. Поставление В. во игумена состоялось 22 окт. 1849 г. Весной 1850 г. В. привез из К-поля подтверждение того, что Серай официально считается скитом. Посильную помощь оказывал скиту брат В., московский купец И. М. Толмачёв.
Новую обитель преследовали раздоры: неск. раз братия хотела покинуть В., но одному из насельников во сне явилась Пресв. Богородица с приказом никому не уходить из обители. В. подвергался обвинениям в любоначалии, сребролюбии, в растрате средств, получаемых из России, в том, что он устраивает пиры с приближенными. Он неоднократно пытался сложить с себя обязанности игумена, чтобы избежать наветов, однако, уступая уговорам, оставался на этой должности.
Не имея достаточно земли, скит существовал благодаря помощи из России. В. направил туда для сбора пожертвований молодого иером. Феодорита, буд. игумена. В. был сторонником общежительного устава, к-рый в то время действовал только в нек-рых афонских обителях. Попечением игумена скит постепенно приобретал новые территории. У В. возникли разногласия с почитаемым на Афоне и в России духовником Нифонтом, к-рый покинул мон-рь, забрав по афонскому обычаю свой вклад, но игумен уговорил его остаться духовником братии. Тяжелым испытанием для скита стала Крымская война, прервавшая на время общение с Россией. В 1857 г. В. был награжден наперсным крестом и архимандритской мантией, что вызвало новую вспышку гнева его недоброжелателей в С.-Петербурге.
В. прожил на Афоне 33 года, 13 из них был игуменом. По воспоминанию современников, В. имел чистосердечный и простой нрав, часто сам готовил трапезу для гостей скита, но при этом оставался строгим аскетом и в тяжелые времена на неск. дней затворялся в келье для молитвы. Был тонким ценителем церковной музыки. На Афоне В. пользовался уважением как у русских, так и у греков. О его кончине получили извещение 2 подвижника, независимо друг от друга видевшие полную луну и множество звезд, спустившихся на Андреевский скит. В отпевании участвовали архиепископ и 60 священнослужителей, глава тур. администрации в течение 40 дней приходил на могилу В. Сохранилось неск. свидетельств о чудесах, совершившихся по молитве В. Однажды, в день памяти прп. Антония Великого (17 янв.), когда в скит пришло большое число паломников, обнаружился недостаток вина; игумен, помолившись перед иконой преподобного, велел разливать вино, однако в сосуде его содержание не убавлялось. Согласно монастырскому преданию, по молитве В. исцелились 2 вора, к-рые забрались в скит за орехами, собранными братией, и, наполнив мешки, ослепли. Сам В. дважды был чудесно исцелен с помощью скитской иконы «Скоропослушница Афонская». Незадолго до смерти В. сподобился явления прп. Афанасия Афонского. В др. видении он получил извещение о будущем процветании скита, увидев множество овец на дворе скита, в то время как над ним сияла икона Спасителя. По афонскому обычаю, останки В. были извлечены из могилы через 3 года после кончины. Их янтарный цвет и благоухание свидетельствовали о святости подвижника.
Вскоре после смерти игумена в России прославилась главная скитская икона Божией Матери «В скорбех и печалех утешение», обитель стала известна в России, и у нее появились многочисленные попечители. Переписка В. с братом Иваном, о. Феодоритом и нек-рыми др. корреспондентами, частично опубликованная в Летописи Андреевского скита, представляет не только историческую, но и нравственно-духовную ценность.