Варлаам Улéйминский (XV в.), прп. (пам. 19 нояб., 11 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), основатель Улейминского во имя свт. Николая Чудотворца монастыря под Угличем.
Основным источником сведений о В. У. является «Угличский летописец» (2-я пол. XVIII в.), сохранивший фрагменты сказания о преподобном. Его родиной был Ростов. В 1457 г. В. У. отправился в паломничество, ради поклонения мощам свт. Николая Чудотворца побывал в Бари. Здесь В. У. явился свт. Николай и повелел купить на рынке свой образ, вернуться с иконой на Русь и поселиться там, где будет указано. В. У. исполнил повеление, приобрел образ за 3 серебреника и тотчас отправился в дорогу. 9 мая 1460 г., в праздник перенесения мощей свт. Николая Чудотворца, В. У. был в Угличе, спустя неск. дней направился в Ростов. Пройдя 12 км, В. У. оказался в лесу вблизи рек Улейма и Воржехоть, здесь он почувствовал усталость и сделал остановку; поставив икону между ветвей одной из сосен, преподобный уснул. Проснувшись, В. У. решил продолжить путь и неск. раз безуспешно пытался снять образ с дерева. Смущенный странник снова уснул, во сне ему явился свт. Николай и повелел поселиться на этом месте. В. У. исполнил волю святителя.
Крестьяне соседнего с. Дубровского и окрестных деревень вскоре узнали о подвижнике и чудотворной иконе и стали приводить к образу больных, получавших исцеление. Для В. У. местные жители поставили келью, а для чудотворного образа - часовню у дороги в Ростов. Через нек-рое время для поклонения чудотворной иконе прибыл правитель Углича, Бежецкого Верха и Звенигорода (с 1462) кн. Андрей Большой († 1493), 4-й сын вел. кн. Василия II Васильевича. По его приказу и по благословению свт. Трифона, архиеп. Ростовского, место, где находилась икона, было расчищено и ок. 1464 г. начато строительство деревянного Никольского храма. Вскоре вокруг храма возник мон-рь, Ростовский архиеп. Иоасаф (Оболенский; 1481-1488/89) назначил В. У. его строителем. Время кончины В. У. предположительно можно определить исходя из грамоты кн. Андрея Большого угличскому в честь Богоявления Господня (впосл. Покровскому) мон-рю, выданной между сер. 70-х гг. XV в. и 18 сент. 1491 г. Кн. Андрей пожаловал Богоявленскому мон-рю «свои земли, купленные в Гороцъком стану». Поскольку князь дал вклад в Богоявленский, а не в Николо-Улейминский мон-рь, к-рому покровительствовал при жизни его основателя, можно предположить, что к этому времени В. У. уже не было в живых. Косвенным подтверждением этому может служить тот факт, что ни в одной из княжеских жалованных, данных и разъезжих грамот посл. четв. XV - нач. XVI в. В. У. не упоминается (АСЭИ. Т. 3. № 77-83. С. 110-115 и др.). Представляется маловероятным отождествление В. У. с игум. Варлаамом, участвовавшим в погребении прп. Паисия Угличского († 6 июня 1504), поскольку известно, что в период паломничества в Бари в 1457 г. В. У. уже был старцем и вряд ли мог дожить до нач. XVI в.
В. У. был погребен под спудом в ц. Николо-Улейминского мон-ря. В угличской иконографии «Избранные святые» преподобный изображается с XVII в., что свидетельствует о его местном почитании после событий Смутного времени. Общецерковная канонизация В. У. подтверждена внесением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено по благословению Патриарха Алексия I и решением Свящ. Синода 10 марта 1964 г.