(† 1549, Адрианов Пошехонский мон-рь (ныне в дер. Андрианова Слобода Пошехонского р-на Ярославской обл.)) , прп. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Пошехонский, Ярославский, основатель пустыни в честь Успения Пресв. Богородицы (см. Адрианов Пошехонский в честь Успения Пресв. Богородицы женский монастырь). Основным источником сведений о святом является Житие («Житие и подвизи преподобных отець наших игумена Андреяна и старца Леванида, началников честныя обители Успения Пресвятыя Богородицы в Пошехонии, зовомая Андреянова. Списано бысть житие святых тое же обители многогрешным игуменом Алексеем»), известное в 2 редакциях в большом числе списков XVI-XIX вв. Первая редакция (нач.: «Бысть некий черноризец рекомый Бестуж...») составлена игум. Успенского мон-ря Алексием (1570-1573); ее автору было неизвестно местонахождение мощей прмч. Адриана, обретение к-рых состоялось в 1626 г. Самый ранний список датируется кон. XVI в. (РНБ. Погод. № 861. Л. 969-981 об., сборник-конволют XVI-XVII вв.). Вторая редакция (нач.: «Сие благословенное древо, преподобномученик Адриан, произрасте в богоспасаемом граде Ростове...»), созданная после обретения мощей прмч. Адриана, представляет собой переработку и сокращение 1-й; редактор исключил остросюжетные эпизоды и яркие бытовые подробности, язык повествования приобрел более книжный характер.
Согласно Житию, послушник Л. подвизался в Корнилиевом Комельском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы монастыре. 13 сент. 1540 г. он по благословению игумена мон-ря, прп. Лаврентия, удалился из обители вместе с иеродиак. Адрианом (см. Адриан Пошехонский, прмч.), чтобы «создать новый дом Богородицы». Место для обители на берегу р. Вотха (Ветха) в Пошехонье было указано неким «черноризцем Бестужем», вызвавшимся проводить иноков в «пустыню непроходимую». Монахи обрели на дереве икону Успения Пресв. Богородицы (по др. версии, они принесли образ с собой и укрепили его на большом дубе; см. в ст. Успения Пресв. Богородицы икона, разд. «Адриановская»). После обретения иконы Бестуж таинственно исчез, а Л. и Адриан приступили к обустройству мон-ря. Когда они удалились, чтобы найти место, удобное для строительства кельи, к берегу пристали местные рыбаки, увидевшие икону на дубе. Один из них попытался взять образ, но был отброшен неведомой силой. Пораженные чудом жители оставили под деревом хлеб и рыбу и удалились. По возвращении монахов Л. обнаружил под иконой неведомые дары и показал их старцу Адриану (этот эпизод Жития впосл. стал самостоятельным 18-м Чудом в 1-й редакции). Спустя 3 года монахи отправились в Москву, где свт. Макарий выдал благословенную и безданную грамоты на устройство обители, рукоположил прп. Адриана во иерея и поставил игуменом обители. 17 (31?) мая 1543 г. была заложена деревянная Успенская ц. с трапезной. Иноки устроили 3 кельи, в 4-й находилась поварня и пекарня. Женщин в обитель не допускали. Преподобные установили правило толкования Евангелия за богослужением: «единъ чтетъ, а второй разсуждаетъ» (Житие и страдание. 1873. № 4. С. 31). После сообщения о преставлении Л. в Житии следует рассказ о нападении на мон-рь жителей с. Белого и о мученической кончине игум. Адриана 5 марта 1550 г. («И в год по преставлении преподобнаго старца Леонида, лета 7058, марта в 5 день»).
Как основателя мон-ря Л. стали почитать не сразу. В Месяцеслов Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. внесена память только «преподобнаго Андреяна началника Андреяновы пустыни» (РГБ. МДА. № 201. Л. 335 об.) без указания имени Л. На одной из икон Л. представлен вместе с прмч. Адрианом в молении перед образом Успения Пресв. Богородицы, расположенным между ветвями дерева (ГТГ, XVII в.). В «Перечне святых Вологды» XVIII в. упомянуты уже оба основателя мон-ря: «Преподобныи отцы Андреян и Леонид строители Успенскаго монастыря Пошехонскаго...» (РНБ. Мих. Q 532. Л. 212). Имя святого отмечено в некоторых списках «Книги глаголемой Описание о российских святых»: под 27 авг.- в «Перечне всех российских чудотворцов» (РНБ. ОЛДП. Q 862. Л. 112, XVIII в.- ЭК ИРЛИ. ПД) и др. Память прмч. Адриана «и спостника его преподобнаго Леонида» под 17 марта включена в Иконописные подлинники XVIII-XIX вв.: РНБ. Тит. № 4765. Л. 156, XVIII в.; РНБ. Тихан. № 402. Л. 105-105 об., XVIII в.; № 413. Л. 94 об., XIX в. и др. В иконописном подлиннике Г. Д. Филимонова память святого указана также под 17 марта. Запись об основателях Пошехонского монастыря под 5 марта содержится в Четьих-Минеях еп. Ермогена (Добронравина): «Адриан, ученик преп. Корнилия Комельского, и старец Леонид в 1540 г. с благословения игумена Лаврентия удалились в пустыню...» (РНБ. Собр. СПбДС. № 25/3. Л. 109-109 об., XIX в.- ЭК ИРЛИ. ПД). Месяцесловная запись под названием «Житие преподобнаго Леонида Пошехонского» (нач.: «Достоблаженный сей муж родися 155-го года Новгородской области Пошехонского уезда») под 20 мая включена в «Патерик новгородских чудотворцев» иером. Паисия (Кривоборского) (РНБ. АНЛ. А-9. Л. 93-93 об., 1831 г.- ЭК ИРЛИ. ПД).
В 1699 г. мон-рь полностью сгорел. В 1718 г. освящен новый каменный Успенский собор. В 1918 г. обитель закрыли, на ее территории разместился совхоз. В 20-30-х гг. XX в. был разрушен Успенский собор и почти полностью - Богоявленский храм. 7 марта 2000 г. мон-рь возобновлен как женский, осенью 2006 г. решением Синода преобразован в мужской. Канонизация святого подтверждена включением его имени в состав Собора Ростово-Ярославских святых, установленный в 1964 г.
На иконе 1-й трети XIX в. (53,5×44,3 см), происходящей из кладбищенской Успенской ц. на окраине г. Пошехонья (построена на средства прихожан в 1822 на месте деревянной церкви (1773)), прп. Адриан и Л. изображены справа на берегу реки, рядом с ними безбородый юноша, миловидностью облика напоминающий ангела,- упомянутый в Житии «черноризец Бестуж», который привел монахов на место будущей обители (нимб в виде тонкой белильной линии есть только у прп. Адриана; в надписях над головами указаны имена обоих преподобных). Слева - высокий дуб, в кроне которого стоит икона - отражение текста Жития прп. Адриана о том, что св. отцы на дерево «поставивше образ Успения пресвятыя Богородицы, его же из монастыря с собою принесости» (Житие и страдание св. прпмч. Адриана игумена, Пошехонского чудотворца // Ярославские ЕВ. 1873. Ч. неофиц. № 4. С. 27-29) (по др. версии, икона была обретена на дереве). На 2-м плане, возле дуба, расположены строения мон-ря: крепостные стены и башни с надвратной колокольней, а также церкви - Успенская слева (не сохр.) и Богоявленская справа. Изображение мон-ря на этой иконе, видимо, появилось позднее; его отличают суховатая графичность и скупая цветовая гамма. Показанные в мелком масштабе 2 человека с неводом в реке и один возле дуба - упомянутые в Житии рыбаки, к-рые положили перед иконой «хлеб и рыбу великую из ятых тогда рыб» (Там же), изображенные на ветке дерева.
Та же иконография известна еще по 2 иконам преподобных Адриана и Л.- из собрания Ф. Р. Комарова (Ярославль, 1-я пол. XIX в.) и в Богоявленском храме пошехонского Успенского монастыря (2-я пол. XIX в.; 59,5×45,5 см; вмонтирован мощевик). Композиции икон близки: отсутствует изображение «черноризца Бестужа», река показана не на переднем плане, а позади дерева, постройки мон-ря заключены в ограду, развернутую в перспективном плане; с нимбом также только прп. Адриан, а на иконе из собрания Комарова образ Л. не имеет даже подписи.
Икона из Успенской ц. представляется наиболее оригинальной переработкой текста Жития в иконографию (несмотря на первоначальное отсутствие на ней изображения мон-ря). Иконописец стремился не только дословно, но и живо передать рассказ. Напр., эпизод с рыбаком, оставившим на дереве рыбу и хлеб, он превратил в маленькую сценку: рыбак слезает с дерева, держась за его ветку обеими руками, причем одна из веток уже им сломана и лежит на земле. На иконе из собрания Ф. Р. Комарова образ того же рыбака был модифицирован в изображение коленнопреклоненного отрока с молитвенно сложенными на груди руками, умильно взирающего на икону.
В Богоявленской ц. Успенского мон-ря находится созданная до 2006 г. икона (50×40 см, помещена в раму и киот), на к-рой соборно представлены Пошехонские святые: Севастиан, Леонид, Адриан, Анна и Петр. В написании ликов прослеживается авторская манера письма. Жесты рук разнообразны, фигуры удлиненные, поставлены плотно друг к другу, нимбы яркие, золоченые. На 2-м плане - ансамбль мон-ря кон. XIX в.
Иконы с единоличным образом Л. в наст. время не обнаружены.