Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СЕВАСТИАН
62, С. 226-228 опубликовано: 24 октября 2025г. 


Содержание

СЕВАСТИАН

Прп. Севастиан Сохотский. Икона. 1855 г. Мастерская В. М. Пешехонова (частное со-брание) Фото: Я. Э. Зеленина
Прп. Севастиан Сохотский. Икона. 1855 г. Мастерская В. М. Пешехонова (частное со-брание) Фото: Я. Э. Зеленина

Прп. Севастиан Сохотский. Икона. 1855 г. Мастерская В. М. Пешехонова (частное со-брание) Фото: Я. Э. Зеленина
(† ок. 1500?), прп. (пам. 26 февр., 18 дек., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Сохотский, Пошехонский, основатель Севастианова в честь Преображения Господня мон-ря (ныне урочище Сохоть Пошехонского р-на Ярославской обл.). В «Книге глаголемой описание о российских святых» приведена условная дата преставления святого: «Преподобный священноинок Севастиан, иже бысть начальник Преображенскаго монастыря, иже бысть на Соготи реце Пошехонский чудотворец, преставися в лето 7000». Житие святого неизвестно, однако предания, упомянутые в краеведческой лит-ре XIX в., свидетельствуют о том, что некие записи о святом в древности все-таки существовали. По откровению свыше С. основал обитель в лесистой безлюдной местности на р. Сохоть. Здесь он построил ц. в честь Преображения Господня. Все время святой проводил в молитвах и трудах: «...носил воду, рубил дрова, молол жито, помогал пекущим хлебы, прял волну и плел вервие» (А. В. 1890. С. 116). Пищей его были хлеб и вареные овощи без масла; подвижник пил только воду, за к-рой до глубокой старости ходил на реку. С. учил братию питаться от труда своих рук и самим обрабатывать землю. Память С. указана под 17 дек. («Святого старца Севастиана началника Сохотской пустыни в Рамановском уезде 1500»), 18 дек. («И преподобнаго отца нашего Севастияна старца началника Сохотской пустыни в Романовском уезде в 1500-м»), 15 янв. («Ст. священноинока Севастиана началника Преображенскаго монастыря Пошехонскаго») и 26 февр. («Ст. старца Севастиана началника пустыни на реце Соже в Пошехонском уезде 1500») в «Полном месяцеслове» буд. выговского киновиарха Ф. П. Бабушкина (2-я пол. 10-х гг. XIX в.). Под 9 янв. память «преподобного Севастиана Сохотского» указана в святцах Н. А. Кайдалова (РГБ. Ф. 231/V. Карт. 2. Ед. хр. 14. Л. 71 об.). С XIX в. известна молитва С., в к-рой он прославляется как «первейший пустыни просветитель, иноческаго в ней жития законоположитель и основатель обители...» (опубл.: Соколов. 1861. С. 171).

В 1725 г. Севастианова пуст. была приписана к череповецкому Воскресенскому мон-рю: вероятно, поэтому возникло предание о том, что святой был пострижеником этой обители. В числе монастырской братии тогда значилось 5 чел., все строения были деревянными, обители принадлежало 12 четв. пашни. В 1764 г. мон-рь упразднили, впосл. Преображенский храм сгорел. Усердием местных жителей над местом погребения С. была построена деревянная часовня, обшитая тесом. В центре находилась деревянная гробница святого, украшенная позолоченной резьбой. Над ракой возвышалась сень с шелковыми занавесями, крепившаяся на столбах. У изголовья гробницы стоял подсвечник, под к-рым находилось отверстие в полу: здесь богомольцы брали песок с могилы святого, почитавшийся целебным. В часовне находился 2-ярусный иконостас, в к-ром поместили иконы из сгоревшего храма. По ходатайству петербургского купца П. Д. Денисова, уроженца Пошехонского края, указом Синода от 6 нояб. 1854 г. было разрешено строительство храма во имя прп. Севастиана Сохотского на месте часовни. На эти цели купец пожертвовал 5814 р. серебром. 9 янв. 1856 г. по благословению архиеп. Ярославского и Ростовского Нила (Исаковича), игум. Пошехонского Адрианова мон-ря, Иннокентий освятил новый храм. В письме Ярославскому архиепископу Денисов с удовлетворением сообщал: «Там, где почти не было ни одной живой души, где слышался унылый гул да оглушительный свист ветра, теперь при благовестии стройнаго звона колоколов стекается особенно в воскресные и праздничные дни значительное количество народа...» (А. В. 1890. С. 117). Дополнительно купец построил на свои средства дом для причта и богомольцев, а также проложил дорогу от г. Пошехонья. Новый храм был приписан к Адрианову монастырю: 2 раза в год, в праздник Преображения и в день памяти С., его посещал иеромонах этой обители для совершения богослужения. В 1884 г. в Севастиановой пуст. поселились 3 рясофорные послушницы из рыбинского Софийского мон-ря во главе с мон. Августиной. Община была зарегистрирована указом Синода от 13 дек. 1885 г.; ей выделили участок земли с лесом и угодьями размером в 91 дес. 900 кв. саж. Кроме того, пошехонский купец Ф. Фёдоров пожертвовал 398 дес. земли и построил деревянный келейный корпус. В 1886 г. на средства ярославского купца М. М. Литова в обители поставили деревянный храм в честь Преображения. Определением Синода от 25 сент.- 10 нояб. 1889 г. община была преобразована в жен. общежительный мон-рь (О возведении Севастиановской жен. общины. 1889). 9-10 дек. того же года обитель посетил архиеп. Ярославский и Ростовский Ионафан (Руднев), к-рый отслужил молебен перед ракой С., а также совершил всенощное бдение и литургию. В 1898 г. ц. во имя прп. Севастиана Сохотского перенесли в Успенский скит, устроенный в 4 км к северу от мон-ря, на высоком берегу р. Сохоть. В том же году в обители на месте перенесенного храма заложили фундамент нового 5-главого собора. Его закладка была приурочена к коронации имп. Николая II Александровича и имп. Александры Феодоровны. Храм построили по проекту инженера А. Ф. Федосеева, в янв. 1906 г. освятили главный престол в честь Рождества Пресв. Богородицы и во имя прп. Севастиана Сохотского, сев. придел - во имя свт. Николая Чудотворца и вмц. Александры, а в июне того же года освятили юж. придел в честь Рождества прор. Иоанна Предтечи. В 1919 г. монастырь был закрыт, его община преобразована в приход, монахини стали членами трудовой артели. В 1930 г. приход и артель ликвидировали, богослужения прекратились, собор был разрушен. В 2015 г. над мощами святого построили деревянный храм в честь Преображения Господня.

Ист.: Описание о российских святых. С. 136; О возведении Севастиановской жен. общины в Ярославской епархии в общежит. жен. мон-рь // ЦВед. 1889. № 48. С. 420-421.
Лит.: Соколов А. Сохотская Спасо-Преображенская Севастианова упраздненная муж. пуст. // Ярославские ЕВ. 1861. № 18. Ч. неофиц. С. 170-174; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 496-497; Православная жен. Севастианова община на месте бывш. Севастиановой пуст., в Пошехонском у. Ярославль, 1886; А. В. Прп. Севастиан и Севастианова пуст. // ПрибЦВед. 1890. № 4. С. 115-120; Зверинский. Т. 1. С. 225. № 424; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 388; Голубинский. Канонизация святых. С. 196; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 714-715; Романова А. А. «Полный месяцеслов» Ф. П. Бабушкина // Рус. агиография: Исслед., мат-лы, публ. СПб., 2017. Т. 3. С. 503, 507, 513, 562.
Э. П. Р.

Иконография

О ранних изображениях С. сведений не имеется. Известные его иконы относятся ко 2-й пол. XIX - нач. XX в. и встречаются крайне редко. Наиболее ранняя из них написана в 1855 г. в С.-Петербурге в мастерской В. М. Пешехонова в связи со строительством в упраздненной обители в 1854-1856 гг. деревянного храма над мощами С. на средства с.-петербургского купца П. Д. Денисова (частное собрание). Согласно подписи, образ был вложен в новопостроенную церковь Денисовым и пошехонским купеческим сыном А. У. Пермяковым (возможно, его зятем). Патрональные святые представлены на боковых полях образа. Поясной фронтальный образ С. отличается уникальным изображением вверху Св. Троицы, которое на других его иконах не встречается; перстосложение благословляющей руки двуперстное, на свитке текст: Пс 39. 2-3. По иконописным подлинникам XVIII-XIX вв. (под 17 дек.), преподобный «подобием рус, брада аки Василия Великаго, ризы монашеския, и в схиме»; в нек-рых подлинниках указывается «брада аки Зосимина» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 41-42; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 211). Одна из особенностей его иконографии - текст надписи на свитке: «Терпите, братие, лютыя скорби и беды, да избудете вечныя муки» (по преданию, преподобный часто поучал этой фразой монастырскую братию).

Прп. Севастиан Сохотский. Икона. Кон. XIX в. (ц. Успения Пресв. Богородицы Тетеринской пустыни) Фото: Я. Э. Зеленина
Прп. Севастиан Сохотский. Икона. Кон. XIX в. (ц. Успения Пресв. Богородицы Тетеринской пустыни) Фото: Я. Э. Зеленина

Прп. Севастиан Сохотский. Икона. Кон. XIX в. (ц. Успения Пресв. Богородицы Тетеринской пустыни) Фото: Я. Э. Зеленина
Большинство известных икон С. написаны после образования в 1889 г. Сохотского Преображенского жен. мон-ря. В новом монастырском соборе находился большой ростовой прямоличный образ святого рубежа XIX и XX вв., где он был изображен на фоне пейзажа на берегу р. Сохоть (в 2004 передан А. М. Флеером в ц. ап. Иоанна Богослова Леушинского подворья в С.-Петербурге). В монастырской иконописной мастерской создавали паломнические образы святого, обычно имеющие на обороте надпись: «Труды сохотских инокинь» - и выполненные в компромиссной манере, соединяющей живописные и традиц. приемы письма. На них С. представлен в рост фронтально или в развороте влево в молении образу «Преображение Господне» (иконы из частных собраний). Известны и поясные образы святого (Тетеринская Успенская жен. пуст.), а также его парные изображения с др. местным подвижником, прмч. Адрианом Пошехонским (ок. 1897, собрание К. Эберхарда, Германия). В 1911 г. в мастерской Е. И. Фесенко в Одессе изготовлена хромолитография, где святой представлен на фоне елового леса и стоящего справа деревянного храма.
Прп. Севастиан Сохотский. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (частное собрание) Фото: Я. Э. Зеленина
Прп. Севастиан Сохотский. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (частное собрание) Фото: Я. Э. Зеленина

Прп. Севастиан Сохотский. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (частное собрание) Фото: Я. Э. Зеленина

В Соборе рус. святых С. показан, напр., в левой группе преподобных на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР). Нетрадиц. изображение С. в куколе встречается в композиции с подвижниками XVI в. в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 70-х гг. XIX в.- 1888 г., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010), а также на иконах мон. Иулиании (Соколовой) «Все святые, в земле Русской просиявшие» (1934, 50-е гг. XX в., Троице-Сергиева лавра), «Ярославские чудотворцы» (фотография иконы из альбома игум. Марка (Лозинского), 1970), в составе комплекса подготовительных рисунков годовой минеи с образами рус. святых (1959-1962, частное собрание). В наст. время в Рыбинской епархии создаются новые ростовые и поясные иконы С.

Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 41-42; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 211; Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed. N. Aldošina. [Jyväskylä], 2000. P. 45; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 11, 228, 231-239; Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 102; Christie's: Icons and Artefacts from the Orthodox World: Auction, London, Monday 11 June 2007. L., 2007. P. 84-85. N 116; Рус. святые: Кат. выст. / Авт.-сост.: М. Н. Шаромазов, О. В. Силина. Ярославль, 2014. С. 110-111, 256. Кат. 17; Jackson's: World Treasures: Important Russian, Asian, European and American Fine Art: Auction: June 3-4 2014. [Cedar Falls,] 2014. N 2; Рус. святые: Избр. иконы из колл. Ф. Комарова. М., 2016. С. 295-297. Кат. 55.
Н. И. Комашко
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Основатели монастырей Русской Православной Церкви Собор Ростово-Ярославских святых (23 мая) Севастиан († ок. 1500?), преподобный (пам. 26 февр., 18 дек., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Сохотский, Пошехонский, основатель Севастианова в честь Преображения Господня монастыря
См.также:
АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)
ДОРОФЕЙ († 1622), прп. (пам. в неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Югский, Ярославский
ИГНАТИЙ Ломский, Сарский, Ярославский, Вологодский († кон. XVI в.), прп. (пам. 28 дек. и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ЛЕОНИД († 1549), прп., Пошехонский, Ярославский, основатель пустыни в честь Успения Пресв. Богородицы (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)
АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIв. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)
АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)