[итал. Bari, лат. Barium], г. в Юж. Италии, адм. центр обл. Апулия, центр почитания свт. Николая, архиеп. Мирликийского. В наст. время в Б. находится кафедра архиеп-ства Б.-Битонто, архиепископ к-рого носит также титулы примаса Апулии, епископа Каносы и папского делегата базилики свт. Николая. Из 710 тыс. чел., проживающих в архиеп-стве, 600 тыс. исповедуют католичество (An. Pont. 2001. P. 82).
В рим. время (завоеван в 317 г. до Р. Х.) Б. был известен как стратегически важная гавань на Адриатическом м., находясь на ответвлении Аппиевой дороги, соединявшей Рим с вост. провинциями империи. При имп. Нероне (54-68 гг. по Р. Х.) Б. получил статус муниципия. После падения Зап. Римской империи (476) Б. был завоеван остготами, но после 552 г. отошел к Византии. В силу соседства с горами Гаргано, где, по преданию, в кон. V в. произошло явление арх. Михаила, город пользовался известностью в христ. мире. В кон. VII в. присоединен к лангобардскому герц-ству Беневент. В состав Византии Б. вернулся при имп. Льве III Исавре (717-741), но вскоре восстал против его иконоборческой политики. Местный правитель Феодор провозгласил независимость от империи, и Б. стал прибежищем мн. противников иконоборчества, с к-рыми иногда связывают появление скальных церквей в окрестностях города. В кон. VIII в. Б. вновь вынужден был признать власть лангобардского герц-ства Беневент. Начавшаяся в это время стабилизация сельского хозяйства и морской торговли была прервана араб. нашествием. В 840 г. Б. выдержал натиск вторгшихся из Африки арабов, но уже в 847 г. был захвачен эмиром Хальфуном, основавшим в Б. независимый эмират и распространившим свою власть на обширную территорию. Вскоре после того как в 871 г. город был отвоеван у арабов франк. имп. Людовиком II, он был подчинен визант. стратигом Отранто, стал его резиденцией и центром фемы Лонгивардия, а с 975 г.- резиденцией катепана, к-рому подчинялись все визант. владения в Италии. В XI в. с ростом значения как морского порта Б. стремился освободиться от контроля визант. властей. В 1009-1012 гг. восстание Мела, поддержанное лангобардской знатью и торговыми кругами Б., распространилось на всю центр. и юж. Апулию, что определило успех норманнского завоевания Юж. Италии. В 1041 г. норманны нанесли первое поражение византийцам: сначала Б. попал в руки Аргира, сына Мела, к-рый, заключив вскоре договор с византийцами, был назначен катепаном. Однако норманны, заручившись поддержкой герм. императора, основали в Апулии свое графство (1043). Разгромив в 1053 г. войско папы Льва IX и взяв его в плен, они, однако, резко изменили политику и провозгласили себя вассалами папы, к-рый в свою очередь признал за ними все захваченные территории. Одним из последних городов Апулии после трехлетней осады пал Б. (1071). Норманны подтвердили древние привилегии Б. и гарантировали его адм. самостоятельность. С 1131 г. город перешел под власть норманнских королей Сицилии. В 1154 г. при поддержке Византии, отвоевавшей неск. городов Апулии, Б. попытался оспорить власть норманнских правителей, но Вильгельм Злой, подавив восстание, сравнял город с землей, пощадив лишь базилику свт. Николая. Кафедральный собор св. Сабина, построенный византийцами (1035-1064), был превращен в руины и восстановлен лишь в 1170-1178 гг. «Золотым веком» Апулии, временем экономического и культурного расцвета Б., сохранившего первенство в регионе, стало правление герм. имп. Фридриха II Штауфена (1220-1250). Он основал в городе ярмарку, заложил новый порт, построил на остатках визант. и норманнских укреплений новую крепость (1233-1240). Самым ярким памятником стал восьмиугольный замок (Castel del Monte), возведенный недалеко от Б. (1240-1250). С правлением в Б. франц. династии Анжу с кон. XIII в. начинается период упадка. В сер. XIV в. город был вовлечен в борьбу между семьями Анжу и Дураццо. Будучи подарен миланской семье Сфорца в 1464 г., Б. пережил короткий период расцвета, особенно в 1-й четв. XVI в., когда здесь жила вдова Джан Галеаццо Сфорца, Изабелла Арагонская. В XVII в. произошли разрушительные восстания, чума 1656-1657 гг. унесла 12 тыс. жизней, сократив население до 3 тыс. жителей. Лишь в нач. XIX в., с правлением королей Жозефа Бонапарта и сменившего его Иоахима Мюрата, в Б., входившем в состав Неаполитанского королевства, начался период активизации городской жизни и демографического роста. В результате плебисцита 1860 г. Б. вошел в объединенное Итальянское королевство (с 1861). В наст. время Б.- 2-й после Неаполя торговый порт Италии.
Согласно преданию, создание христ. Церкви в Б. связывается с ап. Петром, назначившим епископом Мавра, позднее принявшего мученическую смерть при имп. Траяне. Первый достоверно известный еп. Б. Конкордий, присутствовавший на Римском Соборе при папе Иларии, упоминается под 465 г. В 530 г. еп. Петр принял из рук Патриарха К-польского Епифания митру архиепископа, имевшую, по-видимому, лишь символическое значение почетного дара, т. к. до VIII в. вся Юж. Италия находилась под церковной юрисдикцией папы. В сер. X в., став резиденцией визант. катепана, Б. был возведен в ранг архиепископии К-польского Патриархата; Б. были подчинены Каноса (совр. Каноса-ди-Пулья), Джовинаццо, Мольфетта, Руво (совр. Руво-ди-Пулья), Трани, Минервино (совр. Минервино-Мурдже), Лавелло, Полиньяно (совр. Полиньяно-а-Маре), Каттаро и неск. др. городов. Фактически Каносса была присоединена к Б. еще в 844 г., тогда же туда были перевезены мощи мучеников Руфина, Мемора и Сабина. Двойственное положение Б., заключавшееся в том, что лат. клир опирался в своей деятельности на поддержку папы Римского, греч.- на визант. власти, в окрестностях города сосуществовали бенедиктинский мон-рь и многочисленные греч. обители, сохранялось до норманнского завоевания. При норманнах Б. (с сер. XI в.) перешел под прямую юрисдикцию папы Римского, выйдя из подчинения Патриарху К-польскому. В 1069 г. папа Александр II признал архиепископский ранг кафедры Б.
Для возросшего потока рус. паломников, лишенных правосл. богослужений, в 1911 г. руководство ИППО приняло решение о строительстве странноприимного дома и учредило для этой цели Барградский комитет. Первоначальные средства были образованы за счет т. н. мирликийского капитала, предназначенного для строительства подворья в Мирах, к-рое было сорвано из-за жесткой позиции тур. администрации. Вдохновителем и первым жертвователем был имп. св. Николай II, председательницей и активной участницей Строительного комитета - прмц. вел. кнг. Елисавета (сохранились ее письма к царю), первым правящим архиереем - сщмч. митр. Петроградский Вениамин. Для покупки земли под подворье ИППО командировало в Б. сщмч. прот. Иоанна Восторгова. В 1913-1915 гг. в псковско-новгородском стиле были построены двухэтажный храм во имя свт. Николая с гостиницей для паломников (архит. А. В. Щусев). В те же годы ИППО возвело в С.-Петербурге Барградскую ц. (архит. С. С. Кричинский), доходы от к-рой шли на строительство в Б. и к-рая представляла собой почти точную копию храма в Б. (снесена в 1930). В 1937 г. с согласия правительства СССР и в результате ряда судебных разбирательств произошло отторжение принадлежавшего ИППО недвижимого имущества в пользу муниципальных властей Б. В мае 1998 г. для окормления местной русскоязычной общины, многочисленных паломников и для поддержания рабочих контактов с религ., гос. и общественными кругами Италии в Б. было образовано представительство МП (настоятель храма-подворья свящ. Владимир Кучумов). По благословению архиеп. Екатеринбургского и Верхотурского Викентия в мае 2002 г. в Екатеринбурге начато строительство ц. во имя свт. Николая, к-рая будет точной копией правосл. храма в Б. Проект храма в Б., построенного в нач. ХХ в. Щусевым, в 1998 г. был передан настоятелем католич. базилики свт. Николая екатеринбургскому архит. К. Ефремову. В храме планируется сделать 3 придела: во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского, новомучеников и исповедников Российских, среди них - имп. Николая II, принявшего мученическую кончину в Екатеринбурге, и всех святых (Православная газета (Екатеринбург). 2002. 15 мая). В 1986 г. в Б. был открыт экуменическо-патрологический ин-т «Св. Николай», где также находится центр изучения наследия святителя (Centro Studi Nicoliani).
Базилика свт. Николая. Была возведена в 1087-1105 гг. Надпись на ступенях главного алтаря «pater eustasius nunc decorando regit» (отец Евстазий ныне устроил, украсив) указывает, что при архиеп. Евстазии (1105-1123) храм уже имел внутренний декор. После разрушений, связанных с восстанием 1156 г., работы возобновились в 1160 г. В кон. XIII в. глубокие аркады боковых нефов заложили снаружи и открыли их внутрь, образовав капеллы (раскрыты в ходе реставрационных работ в 1928-1956). Базилика трехнефная (длина 39 м), трехапсидная, со сводчатым трансептом (31,5 м). Средокрестие было отделено от нефа тройной аркадой и венчалось сводом на тромпах (ныне утрачен). В крипту под трансептами и апсидами вела лестница из вост. ячеек боковых нефов, к-рая была перекрыта крестовыми сводами, опиравшимися на 28 мраморных колонн с резными капителями. Центральный неф под деревянной кровлей (высота 30,5 м), с простым клересторием, почти вдвое шире перекрытых крестовыми сводами боковых нефов (12,5 против 6,5 м).
Снаружи храм смотрится массивным прямоугольным блоком: 3 апсиды закрыты прямыми стенами с ложными аркадами; боковые нефы ритмизованы глубокими арками между контрфорсами. К зап. фасаду примыкают 2 башни, фасад разделен натрое пилястрами и подчеркнуто вертикален, центральное прясло выше, чем обе башни. Храм был обильно украшен скульптурным декором. Часть рельефов, капителей и карнизов (сейчас в музее храма) происходит из ранних визант. построек. Капители крипты отчасти сделаны в 1-й период строительства (1087-1089) и украшены растительной (листья и др.) и сюжетной резьбой в раннехрист. (павлины, вазы) и романской (львы с двумя туловищами; лисы, ловящие зайцев) традиции. Арочный главный портал (нач. XII в.?) украшен тонкой резьбой на тему Евхаристии, восходящей к раннехрист. и визант. традиции. Декор хора был исполнен ок. 1130 г.: престол и киворий с капителями и ангелами, головами орлов и баранов; епископский трон был выполнен не ранее сер. XII в. Портик главного портала поддерживает пара быков, в его центре изображена солнечная колесница с триумфатором, символизирующим Христа; фронтон венчает крылатый сфинкс, родственный древнеапулийской терракоте.В 1951 г. при реставрации базилики был открыт хранящийся в крипте саркофаг-реликварий с мироточивыми мощами свт. Николая. Саркофаг устроен в виде небольшого каменного оссуария, крышка к-рого имеет 3 уступа по краям и 3 лунки в центре, средняя - сквозная. Верхняя алтарная доска сплошная, боковая сторона стола имеет арочное отверстие-трансенну для сбора мира (Schettini F. La basilica di San Nicola di Bari. Bari, 1967).
В архитектуре и скульптуре базилики свт. Николая, первой галерейной церкви в Апулии, местная классическая визант. традиция соединилась с северороманскими элементами; заметно также влияние памятников Монте-Кассино (обл. Лацио) и долины р. По. В крипте алтаря находится запрестольный образ свт. Николая, дар серб. царя Уроша III, знак благодарности за чудесное возвращение ему зрения.
В сокровищнице базилики (в башне колокольни) собраны и выставлены в витринах многочисленные дары, среди к-рых такие святыни, как шип из тернового венца Спасителя, частицы мощей ап. Иакова Алфеева, ап. Иакова, брата Господня, равноап. Марии Магдалины, мч. Лонгина Сотника и др.
Базилика свт. Николая стала образцом для церквей XII-XIII вв. в Апулии, в первую очередь для перестройки городского собора Санта-Мария Ассунта. Он возводился с 1034 г. на месте раннехрист. епископской базилики как трехнефная колонная базилика с одной апсидой, трансептом и криптой, но после разрушений 1156 г. был перестроен по образцу базилики свт. Николая. Собор имеет купол с восьмигранным барабаном над средокрестием, прямоугольную вост. часть с 2 башнями и ложные галереи 2-го уровня в зап. части. 5 его порталов восходят к XI в. К этому же периоду относятся клиновидные капители с крылатыми львами и сфинксами и 3 панели с орлом, быком и крылатым львом. От XII в. сохранились пяты сводов галерей, декорация юж. трансепта и окон апсиды, повторяющих окна базилики свт. Николая. В XIII в. собор был украшен декорированными карнизами и капителями наружных галерей, в фасаде пробита роза окна с тяжелым карнизом с готическими монстрами и демонами. К эпохе Фридриха II относятся киворий (Альфан из Термоли) и ограда хора (Перегрино да Салерно); в картинной галерее Апулии в Б. (Pinacoteca provinciale) хранятся фрагменты 2 меньших кивориев (Ансерамо да Трани).
Известным памятником апулийской церковной скульптуры является т. н. трон из Б., вырубленный из единого блока мрамора (1350´ 550´ 600 мм). Его сиденье опирается на плечи 2 атлантов, а передний край поддерживают маленькие фигурки пилигримов в конических шапках и с посохами. Передняя часть сиденья украшена изображениями животных, заднюю поддерживают 3 полигональные колонки и 2 львицы, терзающие грешников. Вдоль края сиденья идет надпись: «Inclitus atque bonus sedet hac in sede patronus/presul barinus helias et canusinus» (Муж славный и добрый сидит здесь на престоле заступник/епископ Бари и Каноса Илия). Ее приписывали аббату Илии, относя создание трона к 1089-1105 гг. и считая его первым произведением романской скульптуры в Апулии. Позднее были предложены др. даты изготовления «прекрасного трона внутри церкви святого Николы»: 1098 г. (Porter), 1105 г. (De Francovich), сер. XII в. (Belli D'Elia). Общепринятой в наст. время является наиболее поздняя - ок. 1197 г. (Schwedhelm), основанная на сходстве трона со скульптурой в интерьере храма того же этапа: капителью тройного арочного темплона между нефом и трансептом, скульптурой юж. галереи и портика главного портала, капителью с 2 рабами из картинной галереи Апулии в Б. В маленьких фигурках на фасаде видят араб. эмиров или иных вост. правителей, заказчика и скульптора, персонификации паломников, привлеченных к новой гробнице святого, что представляется наиболее вероятным.