Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КИПРИАН
33, С. 654-655 опубликовано: 8 августа 2018г.


КИПРИАН

(† ранее 60-х гг. XVI в., Николаевский Тропский мон-рь), прп., Тропский, Ярославский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), основатель Николаевского Тропского (Николо-Тропского) мон-ря (ныне дер. Николо-Тропа Рыбинского р-на Ярославской обл.). Происхождение, место, год рождения и мирское имя К. неизвестны. По позднейшему преданию, К. поселился в Пошехонском у., в лесу, на р. Золотухе (в 30 верстах к северо-востоку от г. Рыбинска), где ему чудесно явился образ свт. Николая Чудотворца. На месте явления образа К. основал Никольский мон-рь на Тропе.

Местное почитание К. началось, вероятно, вскоре после его кончины. По данным книги по межеванию дворцовых сел 1561 г., в Николо-Тропском мон-ре имелось 2 храма: холодный Никольский и теплый во имя вмц. Параскевы Пятницы. В 1561 г. в мон-ре проживало 11 чел. братии - игум. Феодосий и 10 старцев. По-видимому, уже в XVI в. возле мон-ря появилась Германова слобода (позднее с. Никольское, что на Тропе, ныне дер. Николо-Тропа). В 1561 г. в обители имелось неск. икон, связанных с К.: «Деисус на бели с пророки и с праздники на одной цке, да образ Пречитая Одигитрия на золоте полутора пяди, а у ней пять гривен серебряных; да образ Пречитые за престолом на бели полутора пяди; да образ Николы Чудотворца обложен басмы медяны, Пятница, а у него пять гривен сер(ебряных), венец золотой. А те образы началье старца Киприяна, дал их в дом Николе Чудотворцу» (Титов. 1892. С. 37). По данным описных книг, в 1750 г. в монастыре имелось 3 храма: каменный в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделом вмц. Параскевы Пятницы (построен между 1730 и 1750), деревянный шатровый Никольский и деревянный во имя св. покровителя К.- сщмч. Киприана, еп. Антиохийского. Рядом с храмами возвышалась отдельно стоящая деревянная колокольня с 6 колоколами. Мон-рь окружала деревянная ограда с 4 угловыми башнями. Рядом с монастырем, в лесу, находилась деревянная часовня, поставленная на месте явления К. образа свт. Николая.

Мощи К. покоились под спудом в ц. сщмч. Киприана, где находилась его гробница. В описных книгах 1750 г. сказано: «Во оной церкви гробница преподобного Киприана... деревянная, над ней образ Киприана преподобного, писан на краске, на нем покров бархатный черный, на покрове крест серебряный, копие и трость, шиты серебром» (Там же. С. 59-60). Образ К. также помещался на его гробнице: «Имеется на гробе написанный на дцке образ» (Там же. С. 64). Иконы К. до наст. времени не дошли. В сер. XVIII в. в монастыре имелись молитва и тропарь К.: «И у того же гроба на бумажке приклеенной на дщице имеющийся на стене оному Киприану преподобнический тропарь и молитва письменные» (Там же). По данным 1750 г., в мон-ре велись записи о чудесах и случаях исцелений от мощей К., но они сгорели 26 янв. 1730 г., когда пожаром была уничтожена теплая ц. Смоленской иконы Божией Матери.

К. почитался местным населением. Согласно рапорту настоятеля Николо-Тропского мон-ря игум. Иоакима в духовную консисторию от 1750 г., ежегодно 2 окт., на память сщмч. Киприана, «в том монастыре во оной церкви бывает молебщиков немалое число, и после литургии совершают по оном начальнике Киприане панихиды» (Там же. С. 65). Большим почитанием в мон-ре пользовался явленный К. образ свт. Николая. В описных книгах 1750 г. о нем сказано: «А тот образ, писаный на дцке малой, в вышину и ширину четырех вершков, вставлен в дцку же, на которой дцке написаны от жития Николая Чудотворца чудеса. Иной образ и чудеса имеются письма старинного, не поновлены, которому образу приходские и другие люди верующие на память чудотворца Николы и в прочие дни молебствуют» (Там же. С. 40-41).

В 1764 г. Николо-Тропский монастырь был упразднен, собор был обращен в приходский храм. После этого известий о гробнице К. не встречается. Можно лишь предполагать, что местное население продолжало чтить его память. В нач. XIX в. взамен прежнего был выстроен и в 1812 г. освящен каменный 5-главый храм, имевший 3 престола: в честь Смоленской иконы Божией Матери, во имя свт. Николая Чудотворца, во имя сщмч. Киприана, еп. Антиохийского. Храм был закрыт в 1935 г., сохранился до наших дней в руинированном виде.

Канонизация К. произошла при включении его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование которому было установлено в 1964 г. по благословению Ярославского и Ростовского архиеп. Никодима (Ротова).

Ист.: Список населенных мест: По сведениям 1859 г. СПб., 1865. Т. 50: Ярославская губ. С. 268; Титов А. А. Рукописи слав. и русские, принадлежащие действительному члену Рус. археол. об-ва И. А. Вахрамееву. М., 1892. Вып. 3. Прил. 1. С. 36-69.
Лит.: Крылов А. П. Историко-стат. обзор Ростово-Ярославской епархии. Ярославль, 1861. С. 532-533; Зверинский. Т. 3. С. 114-115; Голубинский. Канонизация святых. С. 331; Мон-ри и храмы земли Ярославской: Краткая иллюстр. энциклопедия. Рыбинск, 2001. Т. 3. С. 305.
В. В. Горшкова
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Основатели монастырей Русской Православной Церкви Собор Ростово-Ярославских святых (23 мая) Киприан († ранее 60-х гг. XVI в.), преподобный, Тропский, Ярославский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), основатель Николаевского Тропского (Николо-Тропского) монастыря
См.также:
АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
ВАРЛААМ УЛЕЙМИНСКИЙ (XV в.), прп. (пам. 19 нояб., 11 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)
ДОРОФЕЙ († 1622), прп. (пам. в неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Югский, Ярославский
ИГНАТИЙ Ломский, Сарский, Ярославский, Вологодский († кон. XVI в.), прп. (пам. 28 дек. и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ЛЕОНИД († 1549), прп., Пошехонский, Ярославский, основатель пустыни в честь Успения Пресв. Богородицы (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых)
АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)