[лат. Corbeia Nova; нем. Corvey], бывш. бенедиктинский монастырь первомч. архидиак. Стефана и мч. Вита (до 1792 имперское аббатство). Расположен на р. Везер, в 2 км к северо-востоку от г. Хёкстер (земля Сев. Рейн-Вестфалия, Германия).
Ок. 810 г. двоюродный брат Карла Великого (800-814) св. Адальхард I (Адальгард; † 826), аббат Корби (780/1-814), игравший важную роль при дворе императора, предпринял попытку основать дочерний мон-рь с целью христианизации региона, завоеванного в ходе войн с саксами, в к-рых участвовал брат Адальхарда св. Вала († 836). По просьбе Адальхарда местный аристократ Теодрад выделил для мон-ря землю в Хетисе (это место отождествляют с совр. Нойхаус-им-Золлинг; по др. версии, Хетис находился у скал Экстернштайне близ совр. г. Хорн-Бад-Майнберг - Teudt. 1936; Matthes. 1982). Однако основание дочерней обители было отложено, т. к. Карл Великий назначил Валу регентом при кор. Италии Бернарде (812-818). После смерти Карла Адальхард, Вала, их брат Бернхарий и сестра Гундрада попали в опалу, т. к. имп. Людовик Благочестивый (814-840) опасался интриг с их стороны. Адальхард был вынужден отправиться в мон-рь Нуармутье, а Вала принял монашество в Корби и вскоре стал препозитом при аббате Адальхарде II (814-821) (см.: Ganz. 1991. P. 25-26). На имперском съезде в Падерборне (815) Адальхарду II удалось убедить Людовика Благочестивого и еп. Хатумара в необходимости основать обитель в Хетисе. Первым настоятелем К. стал Хукберт (епископ Мо в 823-853). Монахами монастыря являлись представители саксонской знати. При обители была создана школа для мальчиков по образцу школы, существовавшей в Корби. В первые годы монашеская община испытывала экономические трудности (Translatio S. Viti. 3). Ситуация изменилась в 821 г., после возвращения из ссылки Адальхарда I, к-рый вновь стал аббатом Корби и предоставил монахам К. денежную помощь. Тем временем Адальхард II получил согласие императора на перенос мон-ря на новое место, расположенное близ Хёкстера, к-рый являлся частью королевского домена (по-видимому, эта идея принадлежала препозиту К. Адальберту). 6 авг. 822 г. монахи разметили землю для монастырских зданий, а 25 авг. епископ Падерборна освятил место для строительства и дал обители название Нов. Корби. Монастырская церковь, строительство которой завершилось в 844 г., как и одна из церквей аббатства Корби, была посвящена св. Стефану. После того как Хукберт занял епископскую кафедру Мо, аббатом К. стал св. Адальхард I (Ibid. 4).
На основании 2 грамот имп. Людовика Благочестивого от 27 июля 823 г. все владения Корби, находившиеся в Саксонии, переходили К. Подтверждалось право монахов, живших по бенедиктинскому уставу, избирать настоятеля (Die Kaiserurkunden. 1867. H. 1. S. 30). Аббатству, насельники которого должны были молиться за императора, был дарован судебный имммунитет (Ibid. S. 25-28). Вскоре после перенесения мон-ря на новое место имп. Людовик пожертвовал ему мощи св. Стефана, а также Евангелие (Ganz. 1990. P. 28). В 826 г., после смерти Адальхарда I, аббатом Корби и К. стал св. Вала, избрание которого было утверждено императором (Translatio S. Viti. 3). Тем не менее Вала не скрывал своего критического отношения к вмешательству Людовика в церковные дела. Во время конфликта имп. Людовика со старшим сыном, кор. Италии Лотарем I, причиной к-рого послужило стремление императора обеспечить наследство сыну от 2-го брака Карлу Лысому за счет старших братьев, св. Вала дважды (830 и 833) участвовал в восстаниях на стороне Лотаря. В 831 г. Людовик Благочестивый сместил аббата и отправил его в ссылку (Radbert's Epitaphium Arsenii / Hrsg. E. Dümler. B., 1900. S. 74-75). После второго восстания Вала отправился в Италию, где был назначен настоятелем аббатства Боббио.
В 836 г., при аббате Варине († 856), в К. из аббатства Сен-Дени близ Парижа были перенесены мощи мч. Вита (Ibid. 4; см.: Appleby. 1996; Van Landschoot. 1996), что сделало монастырь крупным паломническим центром. Благодаря пожертвованиям королевской семьи и представителей саксон. знати К. стал одним из богатейших мон-рей Германии. Людовик Благочестивый передал во владение аббатства Хёкстер, Эресбург (территория совр. Марсберга) и Меппен, а Юдифь († 843), 2-я жена императора, даровала К. крест, украшенный драгоценными камнями. В 833 г. аббатство получило право чеканки монет. Кор. Людовик II Немецкий (843-876) пожаловал мон-рю Хамельн и Хеммендорф (близ совр. г. Роттенбург-ам-Неккар), а также подчинил ему бенедиктинское аббатство Фисбек. Передача К. Фисбека и Меппена открывала путь на северо-восток и была связана с активной миссионерской деятельностью мон-ря в Гамбурге и Скандинавии, начало которой было положено еще в 1-й пол. IX в. Так, с обителью был связан св. Ансгар, архиеп. Гамбургский и Бременский в 858-865 гг., до начала миссии в Скандинавии возглавлявший школу мон-ря. В миссии также участвовал преемник Ансгара по кафедре и автор его Жития св. Римберт (865-888), принявший монашество в К. Кроме того, в IX в. мон-рю было дано право сбора десятины в диоцезе Оснабрюка.
К нач. XI в. дисциплина в обители ослабла. Строгого соблюдения монахами бенедиктинского устава добивался Валон († 1024), возглавлявший К. в 1011-1016 гг. Он был сторонником монашеской реформы, центром которой являлось аббатство Горце. Однако действия настоятеля привели к тому, что большая часть монахов покинула обитель. Меры, направленные на укрепление дисциплины в монастыре, принимал убежденный сторонник григорианской реформы аббат Марквард (1082-1107), который стал ориентироваться на реформу, проводившуюся в бенедиктинском аббатстве Хирзау (ныне территория г. Кальв, земля Баден-Вюртемберг), в результате чего К. принял клюнийские обычаи (consuetudines; см. Клюнийская конгрегация). В период споров об инвеституре насельники монастыря заняли сторону папы Римского Григория VII (1073-1085) в конфликте с имп. Генрихом IV (1084-1105). Со временем значение К. возрастает: выходцы из мон-ря возглавили ряд саксон. обителей.
Со 2-й пол. XI в. на монетах, чеканившихся в К., начинают изображать аббатов монастыря. Монетные дворы появляются также на территориях, принадлежащих аббатству (в частности, в Эресбурге, Меппене, Фолькмарзене), однако в XIV в. их деятельность прекращается. Лишь в Хёкстере чеканка серебряных, медных и золотых монет продолжалась (с небольшими перерывами) почти до конца существования мон-ря. Новый расцвет К. относится ко времени аббата Вибальда (1146-1158), к-рый занимался активной строительной деятельностью в обители. Он сумел увеличить доходы аббатства, а также заказал для мон-ря ряд дорогих рукописей, среди к-рых - т. н. Liber vitae (Поминальная книга), созданный в скриптории аббатства Хельмарсхаузен (ныне территория г. Бад-Карлсхафен) и содержащий список настоятелей К. с момента его основания. В этот период обитель приобрела статус имперского аббатства, однако после смерти Вибальда монастырь уже не играл прежней роли в политической и церковной жизни. При аббате Видукинде (1189-1205) К. переживает очередной расцвет, однако уже при его преемниках начался спад экономической активности мон-ря (ему способствовал пожар 1242 г.), ставший очевидным в XIV-XV вв.
В результате имперской реформы 1500 г. К. стал частью Вестфальского имперского окр. Аббат мон-ря как имперский князь входил в состав рейхстага Свящ. Римской империи. В соответствии с имперским матрикулом 1521 г. мон-рь был обязан выставлять небольшой воинский контингент (2 всадников и 9 пехотинцев), а также выплачивать налог в размере 120 гульденов. При аббате Франце фон Кеттелере (1504-1547) обитель присоединилась к Бурсфельдской конгрегации, целью к-рой была реформа бенедиктинских мон-рей в Германии. Кроме того, настоятель пытался улучшить материальное положение аббатства, но его усилия были прерваны Реформацией. С сер. XVI в. принадлежавшие К. территории, включая Хёкстер, находились под совместным управлением аббата и городского совета, в составе к-рого были протестанты.
Предпринятая аббатом Дитрихом IV фон Берингхаузеном (1585-1616) очередная попытка обновления монашеской жизни в К. в духе идей Контрреформации не имела значительных последствий. Тридцатилетняя война (1618-1648) стала самым сложным периодом для аббатства: большая часть построек была повреждена.
Поскольку аббатами монастыря традиционно становились выходцы из знатных семей, а в 1661 г. подходящего кандидата среди монахов не было, администратором К. стал Мюнстерский князь-епископ Кристоф Бернхард фон Гален († 1678); при нем была построена новая монастырская церковь в стиле барокко. В XVIII в. на территории, принадлежавшей мон-рю, проживали 12 тыс. чел., а его годовой доход составлял 100 тыс. талеров. Тем не менее число монахов постепенно снижалось и к 80-м гг. XVIII в. составило 13 чел. В 1792 г. благодаря усилиям аббата Иоганна Карла Теодора фон Брабека К. с подвластными территориями был преобразован в церковное княжество, упраздненное в ходе секуляризации в 1803 г. Затем владения К., равно как и аббатство Фульда, были переданы принцу Вильгельму V Оранскому (1748-1806). С 1807 г. бывш. монастырские земли относились к королевству Вестфалия, после упразднения которого король Пруссии передал их ландграфу Гессен-Ротенбургскому Виктору Амадею (1779-1834), принявшему в 1815 г. титул «князь фон Корвей». После его смерти К. достался племяннику князя Виктору фон Ратибору (1818-1893); в наст. время монастырь принадлежит его потомкам. В 1984 г. Франц Альбрехт фон Ратибор передал часть зданий К. в собственность фонда «Монастырь Корвей». В 2014 г. ансамбль К. получил статус объекта культурного наследия ЮНЕСКО.
В период Тридцатилетней войны мн. книги были утеряны; большая часть сохранившихся манускриптов в наст. время находится в Академической б-ке архиеп-ства Падерборн; среди них - т. н. Евангелиарий из Корвея (ок. 840; Ms. Hux. 21a). Новая б-ка, построенная при аббате Максимилиане фон Хоррихе (1714-1721), была закрыта во время секуляризации 1803 г., книги переданы в различные хранилища. В XIX в. на территории бывшего аббатства была создана частная княжеская б-ка, фонд к-рой насчитывает 74 тыс. томов. Значительную часть коллекции составляют издания XVIII-XIX вв. на англ., нем. и франц. языках. Важный вклад в формирование б-ки внес нем. поэт А. Г. Гофман фон Фаллерслебен (1798-1874), в последние годы жизни исполнявший обязанности библиотекаря в К. К наст. времени проведена значительная работа по оцифровке книг из б-ки аббатства.
Самое раннее здание в К.- монастырская ц. св. Стефана и мч. Вита, построенная во 2-й четв. IX в. Церковь не сохранилась, но ее облик был реконструирован на основе археологических раскопок 2-й пол. XX в., сохранившегося рисунка кон. XVI в. и плана, выполненного незадолго до сноса. Она представляла собой простую трехнефную базилику с прямоугольной алтарной частью; в крипте, находившейся под хором, хранились мощи мч. Вита. Длина и ширина главного нефа составляли 29,25 и 9,85 м соответственно. В связи с увеличением числа паломников церковь существенно расширили: был сооружен трансепт с апсидами в рукавах, хор продлен к востоку и завершен апсидой, окруженной деамбулаторием, к к-рому примыкала внешняя крипта в виде 3 параллельных галерей. В боковых галереях находились алтари, центральная вела в крестообразную в плане капеллу (см.: Gai. 2010). Первоначально церковь имела вытянутый атриум, равный ей по площади. В 873-885 гг. на его месте был построен вестверк (зап. фасадная часть церкви) - один из самых известных памятников каролингской архитектуры. На здании имеется надпись, по-видимому, относящаяся ко времени строительства: «Civitatem istam tu circumda, Domine, et angeli tui custodiant muros eius» (Господи, огради сей град, и ангелы Твои да хранят стены его). Первоначально фасад вестверка был фланкирован 2 башнями, а над основным объемом возвышалась 3-я, более массивная. После перестройки при аббате Вибальде (1146-1158) остались лишь 2 боковые башни, к-рые надстроили и соединили по верху фасада арочной галереей, предназначенной для размещения колоколов. По инициативе аббата Дитриха IV фон Берингхаузена (1585-1616) к фасаду были пристроены 3 капеллы, отходящие от амбулатория. Вестверк - единственное сохранившееся раннесредневековое здание в К. Обветшавшая церковь была разобрана в 1665 г., после чего на том же месте началось строительство однонефной церкви в стиле барокко, к-рая была освящена в 1674 г. В 1727 и 1790 гг. к ней были пристроены капеллы в честь прп. Венедикта Нурсийского и Пресв. Девы Марии.
Средневек. здания К. были утрачены во время Тридцатилетней войны и последующей перестройки монастырского комплекса. Первоначально кельи, школа и ряд других сооружений могли находиться севернее церкви, хозяйственные же постройки располагались к югу от нее. В период активной строительной деятельности, пик которой приходится на время аббата Флоренца фон дем Фельде (1696-1714), сложился новый ансамбль монастырских зданий в стиле барокко. Доминанта нового комплекса - вестверк с башнями, увенчанными шпилями; с севера к церкви примыкают трехэтажные жилые корпуса, организованные вокруг 2 внутренних дворов; на внешних углах поставлены 2 декоративные башни, имеющие сложные завершения. Эти корпуса занимают сев.-вост. сегмент территории монастыря. В них находились жилые помещения, капелла мч. Вита, а также предназначенный для приемов т. н. Императорский зал с портретами 20 императоров, в т. ч. Карла Великого и Людовика Благочестивого; впосл. здесь была размещена княжеская б-ка (сохранилось барочное убранство интерьеров). В юго-зап. сегменте, справа от аллеи, ведущей к зап. фасаду храма, с внешних сторон периметра расположены двухэтажные хозяйственные корпуса. Зап. граница монастырской территории обозначена линией корпусов с 2 невысокими башнями, завершения к-рых аналогичны башням жилой части комплекса.