[Лат. Augia; нем. Reichenau], муж. бенедиктинское аббатство в честь Пресв. Девы Марии и ап. Марка на о-ве Райхенау на Боденском оз. (к западу от г. Констанц, земля Баден-Вюртемберг, Германия), один из крупнейших средневек. нем. мон-рей. Реконструкция обстоятельств, в которых был основан Р., затруднена из-за отсутствия аутентичных документальных источников. Сведения, представленные в агиографических памятниках и хрониках IX-XI вв., противоречивы и в целом малодостоверны. Наиболее ранний текст, содержащий информацию о начальном периоде истории Р.,- поэма «О видениях Веттина» (De visionibus Wettini; 825-826), написанная Валафридом Страбоном († 849), монахом, а впосл. аббатом Р. (838-840, 842-849). В поэме приводится перечень первых 10 аббатов и указывается число лет, к-рое каждый из них занимал этот пост. Согласно этому сочинению, 1-м аббатом был св. Пирмин, возглавлявший мон-рь 3 года (Visio Wettini Walahfridi // MGH. Poet. T. 2. P. 304). О происхождении 1-го настоятеля и об обстоятельствах возникновения обители ничего не сказано. У исследователей имеются сомнения в достоверности данных поэмы, поскольку Валафрид мог специально подобрать числа, имеющие символическое значение (в т. ч. указание на то, что Р. был основан ровно 100 лет назад) (Derschka. 2016. S. 2). В Житии св. Пирмина (BHL, N 6855; изд.: Vita et miracula Sancti Pirmini // MGH. SS. T. 15. P. 17-31), написанном несколько позже (ок. 830) в мон-ре Хорнбах в Пфальце, где был похоронен этот святой, приводится более подробный рассказ об основании Р. Знатный алеманн по имени Зинлац (Синлац), по неясным причинам отправившийся странствовать, познакомился с еп. Пирмином и пригласил его проповедовать у себя на родине. С разрешения папы Римского (по имени не назван) и франк. кор. Теодориха IV (721-737) св. Пирмин приехал к Зинлацу и попросил у него необитаемый остров, с к-рого изгнал змей и др. ядовитых гадов. Спустя 3 года святому пришлось покинуть остров из-за враждебности алеманнского дукса Лантфрида, к-рый считал св. Пирмина ставленником своих врагов, франков. Преемником св. Пирмина на посту аббата стал его ученик Хеддон (Ɨ 776). В Житии заметно влияние лит. источников (напр., Жития прп. Павла, составленного блж. Иеронимом Стридонским) и агиографических клише, что ограничивает его ценность как исторического источника. Иное предание приводится в Житии св. Майнарда (Мегинарта), написанном, вероятно, в Х в. в Р. Согласно этому Житию, некий пресв. Зиндлеоц основал монашескую общину (habitacula monachorum) на о-ве Зиндлеоцесавгия (на алеманнском диалекте «остров Зиндлеоца»), а затем по распоряжению знатного алеманна Бертольда пригласил туда св. Пирмина с товарищами (MGH. SS. T. 15. P. 445). Житие датирует эти события правлением франк. кор. Пипина Короткого (751-768).
Для позднейших источников, происходящих из Р., характерен синтез обеих традиций. Согласно «Хронике» мон. Германа Расслабленного из Р. (сер. XI в.), в 724 г. алеманнские князья Бертольд и Неби привели «аббата и хорепископа» св. Пирмина к «дуксу Карлу» (майордому Австразии и Нейстрии Карлу Мартеллу), к-рый подарил святому о-в Авгию, где тот, изгнав змей, основал мон-рь. В 727 г. Теодебальд, сын дукса Готфрида, враждебно относившийся к Карлу Мартеллу, изгнал св. Пирмина, к-рый назначил преемником Хеддона и удалился в Эльзас (Hermanni Augiensis Chronicon. An. 727 // MGH. SS. T. 5. P. 98). Несмотря на хронологические нестыковки (согласно другим источникам, деятельность алеманнских князей Бертольда и Неби относится ко 2-й пол. VIII в.), эта версия стала основой для позднейших повествований о начальной истории аббатства Р.
В сер. XII в. Удальрих, монах и ризничий Р., сфабриковал 2 грамоты, якобы изданные Карлом Мартеллом (в одном из этих документов он анахронично назван императором) и адресованные герц. Лантфриду и гр. Бертольду. Карл Мартелл сообщал, что берет под покровительство прибывших из Галлии аббата Пирмина и монахов и дарит им остров (назван Sindleizzisauua или Sindleozzesauua), а также 5 соседних вилл из королевских владений (фиска) для строительства мон-ря, к-рый будет жить по бенедиктинскому уставу (Der Text der Reichenauer «Gründungsurkunden» / Hrsg. I. Heidrich // Die Gründungsurkunden der Reichenau. 1977. S. 82-88). В целом исследователи признают вполне вероятным возникновение мон-ря в 1-й трети VIII в., хотя невозможно достоверно восстановить конкретные обстоятельства, а также роль в этом событии св. Пирмина и некоего Зинлаца (или Зиндлеоца), по имени которого первоначально назывался остров. Согласно одной из версий, основание Р. могло быть частью политики Карла Мартелла по распространению франк. влияния на земли алеманнов. По др. версии, инициатива в устройстве мон-ря принадлежала местной знати, и лишь в IX в. монахи Р. сфабриковали предание об изначальной связи своей обители с династией Каролингов. Согласно выдвинутой недавно гипотезе, предание об изгнании св. Пирмином змей могло быть аллегорическим изображением конфликта вокруг острова, на к-ром жила неортодоксальная христ. община (возможно, арианского толка). Сравнение еретиков со змеями и др. ядовитыми гадами было распространенным топосом в христианской лит-ре (Derschka. 2016. S. 9-32).
После смерти в 730 г. дукса Лантфрида (он, вероятно, погиб в битве против франков) единоличным правителем Алеманнии остался его брат Теодебальд, признававший зависимость от Меровингов. Согласно «Хронике» Германа Расслабленного, в 731 г. при аббате Хеддоне по 12 монахов из Р. отправились в новые мон-ри в Мурбахе (ныне Мюрбак, Эльзас), Нидеральтайхе (Бавария) и Пфеферсе (ныне кантон Санкт-Галлен, Швейцария), при этом в самом Р. осталось тоже 36 монахов. В 732 г. дукс Теодебальд изгнал Хеддона, но в том же году при поддержке Карла Мартелла аббат вернулся в Р. Спустя 2 года Карл предложил Хеддону занять епископскую кафедру г. Аргенторат (ныне Страсбур (Страсбург), Франция), и тот назначил своим преемником в Р. мон. Кебу († 734). После смерти аббата Кебы его преемником стал мон. Арнефрид, одновременно назначенный на епископскую кафедру Констанца (736-746). Совмещение постов епископа Констанцского и аббата Р. сохранялось и при преемниках Арнефрида - Сидонии (746-760) и Иоанне II (760-782, с 759 был также аббатом мон-ря Санкт-Галлен), к-рые, согласно «Хронике» Германа Расслабленного, тоже были монахами Р. (Hermanni Augiensis Chronicon. An. 746, 759 // MGH. SS. T. 5. P. 99). Более вероятно, однако, что Арнефрид, Сидоний и Иоанн не были монахами этой обители, а лишь осуществляли контроль за Р. в качестве епископов Констанцских. Установление епископского контроля над мон-рями было важным элементом церковной политики Каролингов (под власть Каролингов Алеманния перешла после победы майордома св. Карломана над дуксом Теодебальдом и казни в Каннштатте значительной части местной знати (746)). Согласно записям в «Поминальной книге» (Liber memorialis) аббатства Р., в сер. VIII в. мон-рь пользовался поддержкой алеманнской знати, в нем подвизались ок. 100 монахов.
После скоропостижной смерти Валафрида (18 авг. 849 он утонул при переправе через р. Луару, исполняя дипломатическое поручение кор. Людовика II Немецкого) начался период относительного упадка духовной и интеллектуальной жизни в Р. Уменьшилась численность братии (ок. 850 в монастыре подвизались 134 чел., в 876 - 124 чел., а ок. 940 - 96 чел.). Тем не менее во 2-й пол. IX-Х в. материальное положение мон-ря оставалось прочным, ему по-прежнему покровительствовали правители Восточнофранкского королевства. Аббатство владело землями в Швабии, Тюрингии, на севере совр. Швейцарии. Монахами Р. были королевские архикапелланы Лиутберт (870-882, 887; архиепископ Майнцский в 863-889) и Лиутвард (882-887; епископ Верчелльский в 880-901/2). На основании записей в «Поминальной книге» исследователи предполагают, что в нач. 70-х гг. IX в. в Р., возможно, нек-рое время держали в заключении равноап. Мефодия и его спутников, осужденных осенью 870 г. на синоде баварских епископов (освобождены в 873 или 874). В 878 и 884 гг. мон-рь посещал кор. Карл III Толстый (876-887, император с 881). Брат Лиутварда Хадольт, епископ Новары (882-891), ок. 885 г. учредил в Р. особую церемонию (plenum senrvitium pro anima imperatoris), совершавшуюся в годовщину коронации императора (MacLean S. Kingship and Politics in the Late Ninth Century: Charles the Fat and the End of the Carolingian Empire. Camb., 2003. P. 145-146). В 888 г. Карл III, свергнутый племянником Арнульфом Каринтийским (король в 887-899, император с 896), был похоронен в Р. Еще один монах Р., Хаттон († 913), стал ближайшим советником Арнульфа, который назначил его аббатом Р. (как Хаттон III, с 888), Элльвангена (889-905), Лорша (900-913), Вайсенбурга (с 891), а также архиепископом Майнцским (с 891). Хаттон III играл важную роль на Соборах во Франкфурте (892) и Трибуре (895), сопровождал кор. Арнульфа в поездке на коронацию в Рим (895-896). В вост. части о-ва Райхенау аббат Хаттон III построил целлу (т. н. Верхняя целла; нем. Oberzell) с ц. вмч. Георгия (по др. версии, храм был возведен еще в 1-й пол. IX в., при аббате Хаттоне I, и лишь перестроен при Хаттоне III). Вероятно, тогда же перестроили зап. фасад монастырского собора. В 887 или 888 г. Хаттон III написал для католич. св. Рихарды Швабской, бывш. жены имп. Карла III Толстого, Житие прп. Верены Золотурнской. Прп. Верена почиталась в мон-ре Цурцах (ныне Бад-Цурцах, кантон Аргау, Швейцария), принадлежавшем Рихарде Швабской. После ее смерти (ок. 900) Цурцах перешел во владение Р. (до 1265, когда был продан епископу Констанцскому). После пресечения в Восточнофранкском королевстве династии Каролингов (911) Хаттон III поддержал претензии на престол Конрада Франконского (король в 911-918), что привело к его конфликту с Генрихом, герц. Саксонским (кор. Генрих I Птицелов в 919-936). Историк Видукинд Корвейский (ок. 925 - после 973), близкий к Саксонской династии, даже обвинял Хаттона III в подготовке покушения на Генриха и утверждал, что в наказание за вероломство он был убит молнией (Видукинд Корвейский. Деяния саксов. I 22 / Ред.: Г. Э. Санчук. М., 1975. С. 140).
Несмотря на полученные от Римских понтификов привилегии, в т. ч. право избирать аббата из насельников мон-ря, кор. Генрих II (1002-1024, император с 1014) после смерти аббата Верингера (1000-1006) назначил его преемником Иммона, аббата Горце (984-1006) и Прюма (1003-1006), одного из лидеров движения за реформу монашества и сторонника строгой аскезы. Его политика вызвала недовольство монахов Р., по их просьбе в 1008 г. Генрих II заменил Иммона на аббата Бернона (1008-1048), воспитанника мон-рей Прюм и Флёри (среди прочих он учился у Аббона из Флёри (Ɨ 1004)). При аббате Берноне мон-рь Р. пережил новый расцвет. Аббат неоднократно ездил в Италию, сопровождая королей Генриха II и Конрада II (1024-1039, император с 1027), посещал Рим (1014, 1021/22, 1027) и аббатство Монте-Кассино (1022). Он смог урегулировать конфликт в Р. и укрепить его материальное положение. Он начал восстановление собора, в 1006 г. пострадавшего от пожара. Новое здание (в основном сохр. до наст. времени) было освящено 24 апр. 1048 г. в присутствии имп. Генриха III (1046-1056). Бернону принадлежат сочинения по теории музыки, богословию (трактат «Об осуждении чернокнижия, или Вызывания демонов»), а также Житие св. Удальрика, еп. Аугсбургского (BHL, N 8362). Учеником Бернона был католич. блж. Герман Расслабленный (1013-1054). Он происходил из знатного швабского рода, с детства страдал от тяжелого неврологического заболевания, сопровождавшегося частичным параличом (вероятно, боковой амиотрофический склероз). С 7 лет Герман воспитывался в Р. и заслужил славу выдающегося ученого: он составил «Хронику» (от Рождества Христова до 1154), написал ряд сочинений по математике (в т. ч. об использовании абака), астрономии («Об использовании астролябии», «О предсказании солнечных и лунных затмений»), теории музыки (предложил собственную систему «интервальной нотации»). Герман - автор дидактической поэмы «О восьми главных грехах». Также он составил собственную редакцию т. н. исторического мартиролога. Ему принадлежит авторство 2 секвенций (в т. ч. Ave praeclara maris stella), спорным остается вопрос о принадлежности ему антифонов «Мать-кормилица Спасителя» (Alma Redemptoris Mater) и «Радуйся, Царица» (Salve Regina), вошедших в католич. богослужение.
Со 2-й пол. XI в. уменьшается значение Р. как интеллектуального центра, стал заметен упадок монашеской дисциплины. Во многом это было связано с общим для Зап. Европы процессом социального замыкания бенедиктинских монастырей, куда стали принимать гл. обр. представителей местной аристократии. Эккехард II фон Нелленбург (1071-1088), убежденный сторонник григорианской реформы, после своего избрания в 1073 г. аббатом Р. был утвержден в должности папой Римским Григорием VII (1073-1085). С 1077 г. Эккехард II принимал активное участие в междоусобной войне в Германии, поддерживая избранного римской партией антикороля Рудольфа Швабского против кор. Генриха IV (1054-1105, император с 1084). В 1077-1081 гг. аббат Р. вел боевые действия против монастыря Санкт-Галлен, который возглавлял аббат Ульрих фон Эппенштейн (1077-1121; с 1086 одновременно был патриархом Аквилеи), ставленник Генриха IV. Военные действия ухудшили экономическое положение Р. и не позволили воспользоваться полученной Эккехардом II в 1075 г. привилегией о восстановлении ярмарки в Алленсбахе. Аббат Удальрих II фон Дапфен (1088-1123) примирился с Генрихом IV, к-рый в 1100 г. издал привилегию об открытии ярмарки в Радольфцелле (поселение на сев.-зап. берегу Боденского оз., основано в 826 Ратольдом, еп. Веронским (между 799 и 803 - 840), другом аббата Хаттона I, как целла Р.). Основные усилия аббат Удальрих II направил на защиту независимости мон-ря от епископов Констанцских. Хотя аббат Р. был утвержден в должности папой Римским Урбаном II (1088-1099) на Соборе в Пьяченце (1095), понтифик подтвердил, что на мирян и клир аббатства Р. распространяется юрисдикция епископа Констанцского. Для обоснования монастырских привилегий при Удальрике II в Р. началась масштабная кампания по фабрикации документов (практика подделки документов продолжалась в Р. на протяжении XII в.). Отношения Р. с аббатством Санкт-Галлен нормализовались после заключения нового соглашения о взаимном поминовении (1145).
Последним аббатом Р., сыгравшим заметную роль в политической жизни Свящ. Римской империи, был Дитхельм фон Кренкинген (1169-1206), с 1189 г. занимавший также епископскую кафедру Констанца. Он был одним из советников имп. Фридриха I Барбароссы (1155-1190), в 1183 г. участвовал в подготовке Констанцского соглашения с городами Ломбардии. Позднее Дитхельм входил в окружение младшего сына Фридриха I Барбароссы - герц. Филиппа Швабского (в 1198-1208 герм. антикороль). В 1197 г. Филипп, собиравшийся в поход в Италию, поручил ему управление Швабским герц-ством. В 1201-1204 гг. за поддержку партии Штауфенов Дитхельм был отлучен папой Римским Иннокентием III (1198-1216) от Церкви. Аббат оказывал покровительство цистерцианцам (в т. ч. за счет имущества Р.), в 1206 г. он отказался от всех церковных должностей и удалился в цистерцианское аббатство Залем (близ Констанца).
В XIII-XIV вв. значение аббатства Р. уменьшалось, все более сложным было экономическое положение мон-ря, усугубленное сильным пожаром 1235 г. Попытки возродить монашеское общежитие, предпринятые в 1258 г. аббатом Санкт-Галлена Бертольдом фон Фалькенштейном (был назначен коадъютором Р.) и в 1306-1343 гг. аббатом Дитхельмом фон Кастелем, не имели успеха. В 1367 г. все монастырское имущество было передано кредиторам, гл. обр. родственникам аббата Эберхарда фон Брандиса (1349-1379). В нач. XV в. в Р. жили аббат и 2 насельника (domini claustrales), ни один из к-рых не имел пресвитерского сана. Службы совершали наемные викарии.
Период аристократической закрытости закончился после того, как папа Римский Мартин V (1417-1431) назначил аббатом представителя незнатного рода Фридриха фон Вартенберга-Вильденштайна (1427-1453). Он за 2 года привлек в мон-рь более 10 новых насельников, некоторых из них отправил на учебу в Вену. Возрождалась литургическая жизнь, были перестроены рефекторий и дормиторий, монастырские строения обнесли оградой. В 1477 г. вост. часть собора была перестроена в готическом стиле. Аббат Фридрих уделял много внимания монастырской б-ке, укрепил экономическое положение Р. Усилия по возрождению мон-ря не получили продолжения при его преемниках. С посл. трети XV в. за контроль над Р. боролись Габсбурги, епископы Констанцские и Тевтонский орден. На рубеже XV и XVI вв. по инициативе аббата Мартина фон Вейссенбурга (1492-1508) пресв. Галл Эхем (ок. 1445-1522), учившийся в ун-тах Фрайбурга-им-Брайсгау (1461-1463) и Базеля (1468-1469), написал на нем. языке хронику мон-ря Р. до 1453 г.- один из важнейших источников по истории обители. После смерти аббата Мартина фон Вейссенбурга Гуго фон Хохенланденберг, еп. Констанцский (1496-1529, 1531-1532), получил от папы Римского Юлия II (1503-1513) буллу от 22 сент. 1508 г. о присоединении к своим владениям монастырских земель и зданий (в самом аббатстве к тому времени оставалось лишь 2 монаха). Из-за противодействия Габсбургов реализация этого решения растянулась на неск. десятилетий. Лишь в февр. 1540 г. аббат Маркус фон Кнёринген окончательно отказался от своей должности в пользу епископа Констанцского. В 1541-1542 гг. имп. Карл V (1519-1555) утвердил светскую юрисдикцию епископа над монастырем Р.
На острове была создана община из 12 монахов (гл. обр. из бюргерской среды) во главе с приором, назначавшимся епископом. Они получали фиксированное содержание. Ок. 1605-1610 гг. еп. Йоханн Якоб Фуггер (1604-1626) построил новый комплекс монастырских зданий к югу от собора, учредил фонд для обучения монахов. Попытки приоров Лазаруса Липпа (1585-1590) и Маркуса Гриссера (1648-1653) восстановить самостоятельность мон-ря не увенчались успехом, как и просьбы о присоединении к швабской или швейцарской конгрегациям ордена бенедиктинцев. Еп. Франц Конрад фон Родт (1750-1775), столкнувшись с враждебным отношением со стороны монахов, добился от папы Римского Бенедикта XIV (1740-1758) бреве об упразднении конвента. 30 марта 1757 г. монахи были выдворены с острова и отправлены в др. мон-ри. На острове была создана миссия из 12 монахов, имевших священнический сан, к-рые осуществляли пастырскую работу и управляли небольшой школой. На практике число членов миссии почти всегда было меньше, наряду с монахами в нее входили регулярные каноники, а с 1772 г. также секулярные клирики. В 1799 г. в связи с наступлением франц. войск в ходе войны 2-й коалиции (1798-1802) миссия была распущена, ее члены покинули остров.
В 1803 г. Констанцское еп-ство было упразднено, его территория, в т. ч. и Р., вошла в состав курфюршества (с 1806 - великого герцогства) Баден. В 1809 г. монастырский собор получил статус приходской церкви. Некоторые монастырские постройки были снесены: церкви св. Иоанна (1812) и св. Адальберта (1832), капеллы святых Еразма и Ираклия (1838), св. Пирмина и др. В 1838-1839 гг. остров был соединен дамбой с материком. В 80-90-х гг. XIX в., после того как на берегу озера, напротив острова, была построена железнодорожная станция, а на самом острове реставрирован собор и открыты росписи в церквах св. апостолов Петра и Павла и вмч. Георгия, бывшее аббатство стало популярным местом туризма. Попытки возродить монашескую жизнь в Р. в 1-й пол. ХХ в. не имели успеха. В 2001 г. на острове поселились 2 монаха-бенедиктинца, в июне 2004 г. при ц. св. апостолов Петра и Павла была официально открыта целла св. Бенедикта в юрисдикции аббатства Бойрон. В 2000 г. монастырь Р. включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Как и др. герм. мон-ри, основанные в каролингскую эпоху, Р. на протяжении IX в. приобрел мощи мн. святых, гл. обр. из Италии. Согласно монастырским анналам, в 829 или 830 г. в Р. были привезены реликвии святых Валентина (или Валента) и Синезия (или Центсия) (Annales Augienses. I. An. 829 // MGH. SS. T. 1. P. 67). Из др. источников известно, что это сделал Ратольд, еп. Веронский, алеманн по происхождению, к-рый с разрешения аббата Р. основал на побережье Боденского оз. небольшой мон-рь, куда удалился на покой в 840 г. В Х в. эта история была переосмыслена (по одной версии, в 30-х гг., по другой - в 3-й четв. Х в.). Согласно составленному одним из монахов Р. сказанию «О чудесах евангелиста Марка» (BHL, N 5285; изд.: Ex miraculis S. Marci // MGH. SS. T. 4. P. 449-452 (фрагменты); Klüppel. 1980), еп. Ратольд приобрел мощи ап. Марка у некоего венецианца, однако, приехав в Р., выдал их за останки св. Валента. Мощи пребывали в Р. в небрежении, пока апостол не явился во сне Гебхарду, еп. Констанцскому († 875). Начиная с посл. четв. Х в. аббатство стало крупнейшим центром почитания ап. Марка на нем. землях (подробнее о становлении почитания см. ст. Марк, ап.). При аббате Витиговоне после освящения во имя св. Марка нового зап. хора собора апостол стал почитаться как один из главных покровителей Р., наравне с Пресв. Девой Марией. В день памяти ап. Марка (25 марта) в Р. прибывали паломники, в их числе были императоры Генрих V (в 1121), Карл IV (в 1353) и Максимилиан I (в 1492). При аббате еп. Генрихе фон Клингенберге (1296-1306) на средства Елизаветы Каринтийской († 1313), жены герм. кор. Альбрехта I Австрийского, для мощей был изготовлен новый реликварий из серебра и бронзы с евангельскими сценами и изображением чудес евангелиста. Почитание ап. Марка на острове, в т. ч. процессии с мощами 25 марта, не прекратилось и после упразднения мон-ря (1799-1803).
Согласно Валафриду Страбону, имп. Лотарь I в 838 г. привез в Р. мощи мч. Ианнуария (MGH. Poet. T. 2. P. 415-416). Однако в кратком сказании, написанном в Р., вероятно в посл. трети IX в., сообщается, что мощи мч. Ианнуария и его товарищей Прокла, Евтихия и Акутия, пострадавших при имп. Диоклетиане в г. Нола в Кампании, привез в Р. в 871 г. некий алеманн, служивший кор. Людовику II Немецкому. В рукописях не ранее XI в. сохранился и др. вариант того же сказания. В нем дата была изменена на 874 г., а имена святых - на мц. Фортунату и ее братьев Карпония, Евариста и Присициана (Translationes S. Iannuarii et S. Fortunatae in Augiam // MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 472-473). В 1780 г. Максимилиан Кристоф фон Родт, еп. Констанцский (1775-1799), предпринял обследование мощей и обнаружил 2 фрагмента берцовой кости мч. Ианнуария и частицы мощей святых Прокла, Евтихия и Акутия. 13 мая 1781 г. реликвии 3 святых были возвращены в г. Поццуоли в Италии, традиционно считающийся местом их мученичества.
В 896 г. аббат Хаттон III привез из Рима в Р. главу вмч. Георгия, подаренную ему папой Римским Формозом (891-896). Основную часть реликвии он поместил в новой церкви в честь великомученика (Нижняя целла), частицу также передал в собор мон-ря. Первоначально реликвии покоились в каменном саркофаге в крипте ц. вмч. Георгия, в 1308 г. были перенесены в ее главный алтарь.
Ок. 925 г. мон-рь приобрел реликварий с землей с Голгофы, впитавшей Кровь Господа, а также с частицами плата с Его Кровью и Честного Креста. Согласно сказанию, написанному во 2-й четв. X в. (BHL, N 4152; изд.: Klüppel. 1980. S. 152-164), Азан (Хасан), «префект Иерусалима», тайный христианин, передал имп. Карлу Великому множество реликвий, связанных со Страстями Христовыми. Император распределил их по разным мон-рям. Хунфрид, «герцог Реции», получил ампулу с Кровью Христовой, к-рую поместил в основанный им мон-рь в Шенисе (ныне кантон Санкт-Галлен, Швейцария). При праправнуке Хунфрида реликвия была перенесена в Цурцах, откуда попала в Р. При аббате Алавихе I (в 40-х гг. Х в.) к собору с востока была пристроена капелла в честь Крови Господней в виде ротонды, возможно спроектированная в подражание храму Гроба Господня в Иерусалиме (демонтирована в XV в. при перестройке хоров в готическом стиле). Ныне хранящаяся в Р. реликвия представляет собой позолоченный серебряный крест-энколпион визант. работы. На лицевой стороне помещено изображение Распятия, на оборотной стороне - надпись на греч. языке от имени некоего игум. Илариона Цирифона. На основании стиля изображения и надписи крест датируют временем между IX и XII вв.; род Цирифонов фигурирует в визант. источниках с нач. Х в. (Charalampakis P. A Contribution to Byzantine Prosopography. 2. The Tzirithon Family // Βυζαντινά Σύμμεικτα. Αθήνα, 2018. Vol. 28. P. 55-56). Почитание Крови Господней играло важную роль в духовной жизни Р. Во время Тридцатилетней войны (1618-1648) реликвию перевезли в цистерцианский мон-рь Гюнтершталь, чтобы спасти обитель от разграбления швед. войсками, в 1737 г. вернули в Р. Ежегодные процессии с реликвией в понедельник после Пятидесятницы были возрождены в 1738 г. В 1739 г. на средства еп. Иоганна Франца Шенка фон Штауффенберга был изготовлен новый реликварий-алтарь, в 1746 г.- монстранца в барочном стиле (ювелир Ф. А. Вех из Констанца).
Вскоре после мученической кончины еп. Адальберта Пражского (997) по распоряжению имп. Оттона III частицы его мощей отвезли в главные центры империи, включая и Р. Почитание св. Адальберта, демонстрировавшее связь с королевским двором, имело важное значение для мон-ря. Ок. 1000 г. началось строительство церкви в честь этого святого; в нояб. 1049 г. папа Римский Лев IX (1049-1054) освятил храм. Церковь св. Адальберта была снесена в 1832 г., судьба мощей неизвестна. В 1001 или 1002 г. в Р. была написана секвенция в честь святого.
Согласно «Хронике» Галла Эхема (рубеж XV и XVI вв.), основу монастырской б-ки заложил св. Пирмин, подаривший обители 50 книг. Его преемники продолжили пополнение книжного собрания. Считается, что аббат Петр (782-786) привез из Рима ряд кодексов, в т. ч. парадную Псалтирь на греч. языке (не сохр.). Книги в б-ку дарили и вступавшие в мон-рь клирики (Lehmann. 1918. S. 234-238). Одним из таких вкладов в б-ку была копия «Толкования на Матфея» блж. Иеронима Стридонского, написанная во 2-й пол. VIII в., вероятно в Италии, частично как палимпсест поверх стертых текстов VI-VII вв. (в т. ч. поверх фрагментов галликанской Псалтири и «Мессы Мона», см. ст. Галликанский обряд). Манускрипт находился в Р. уже при аббате Иоанне (760-782) (в наст. время хранится в: Karlsruhe. Bad. Landesbibl. Aug. Perg. 253). Сохранились несколько итал. рукописей, вероятно привезенных в Р. удалившимся сюда на покой в 799 г. еп. Эгиноном Веронским: сочинения еп. Исидора Севильского (Ibid. 57), свт. Григория I Великого (Ibid. 200, 240), блж. Иеронима Стридонского (Ibid. 181), а также иллюминированный Гомилиарий Алана из Фарфы (Кодекс Эгинона; Berlin. SB. Philipps. 1676). О знакомстве в Р. с ирл. монашеской традицией свидетельствует ряд литургических рукописей, к-рые служат важными источниками для реконструкции кельтского обряда: фрагменты Сакраментария (VIII в.; Karlsruhe. Bad. Landesbibl. Fragm. Aug. 17, 18), алфавитный гимн «Archangelum mirum magnum», приписываемый аббату мон-ря Тамлахт (Таллахт) Маэл Руану (нач. IX в.; Ibid. Aug. Perg. 221. Fol. 192), календарь (между 835 и 842; Ibid. 167) и др.
С посл. четв. VIII в. можно уверенно говорить о деятельности скриптория в Р. До сер. IX в. в Р., как и в Санкт-Галлене, был распространен особый тип письма, т. н. алеманнский минускул, несколько отличавшийся от классического каролингского минускула. Переписывание книг было тесно связано с литургической реформой, направленной на исправление и унификацию богослужения (см. в ст. Каролинги). Так, монахи Гримальд и Таттон, ок. 817 г. отправленные аббатом Хаттоном I на обучение в основанный Бенедиктом Анианским мон-рь Инден, переписали там Устав св. Бенедикта (см. в ст. Венедикт Нурсийский), предположительно с манускрипта, к-рый в кон. VIII в. прислали ко двору Карла Великого из Италии. Свою копию, к-рая является наиболее ранним из известных к наст. времени списком устава, они отправили в Р. (St. Gallen. Stiftsbibl. Sang. 914; по др. версии - это сделанная в Санкт-Галлене копия с рукописи Гримальда и Таттона). О тесных связях Р. и Санкт-Галлена в 1-й пол. IX в. свидетельствует и тот факт, что Госберт (Готсберт), аббат Санкт-Галлена (816-837), заказал монахам Р.- Веттину и Валафриду Страбону - 2 версии Жития св. Галла (816-824 и 833-834).
Ключевой фигурой в деятельности скриптория и организации б-ки в Р. был мон. Регинберт († 846). К наст. времени исследователями выявлено более 20 полностью или частично переписанных им книг, в нек-рых из них он оставил колофоны с упоминанием своего имени, в т. ч. стихотворные. Мон. Регинберт поддерживал контакты и обменивался книгами с аббатом Лупом из Ферьера (ок. 841 - ок. 862) и др. известными библиофилами. Ученик Регинберта Валафрид Страбон по его просьбе написал один из первых известных историко-литургических трактатов «О происхождении и развитии некоторых вещей, относящихся к церковному служению» (840-842; De ecclesiasticarum rerum exordiis et incrementis // PL. 114. Col. 919-966). Регинберт принимал участие в составлении плана «идеального мон-ря», сделанного для Госберта, аббата Санкт-Галлена (St. Gallen. Stiftsbibl. Sang. 1092). На плане, возможно лишь отчасти отражающем реальное устройство Р., к апсиде собора с севера примыкает помещение скриптория, над которым размещена б-ка. Регинберт составил опись книг монастырской б-ки - один из самых ранних библиотечных каталогов в Зап. Европе (821/2, датирован 8-м годом правления Людовика Благочестивого). Каталог был выполнен в форме свитка, который хранился в Р. до кон. XVIII в., но впосл. был утрачен. Текст впервые напечатали в 1803 г. по копии (не сохр.), сделанной в 1630 г. Иоганном Эгоном, приором Р. (1627-1643) и автором биобиблиографического соч. «О знаменитых мужах монастыря Авгия» (De viris illustribus monasterii Augiae). Кроме того, частичная копия каталога сохранилась в рукописи сер. IX в. из мон-ря Мурбах, с к-рым у Р. было соглашение о молитвенном братстве. Основная часть описи разделена на тематические группы: книги Свящ. Писания, упорядоченные по авторам труды по экзегетике, богословию и истории Церкви (блж. Августина, блж. Иеронима Стридонского, свт. Григория Великого, свт. Льва I Великого, сщмч. Киприана Карфагенского, свт. Амвросия Медиоланского, еп. Исидора Севильского, Беды Достопочтенного, Алкуина и др.), юридические тексты (отдельно светское право и церковные каноны), книги по медицине, литургические тексты, жития святых (2 раздела: «De vita partum» и «De passionibus sanctorum»), книги по грамматике и стихосложению, глоссы. В особый раздел, не имеющий заглавия, были включены исторические сочинения (еп. Григория Турского, Эйнхарда), карта мира в форме свитка, поэзия на нем. языке (De carminibus Theodiscae) и устав для каноников. Далее приведены перечни книг, переписанных в Р. при аббатах Эрлебальде и Руадхельме, подаренных или проданных монастырю различными священниками, а также список манускриптов, к-рые Регинберт переписал сам, велел переписать или получил в дар при аббатах Вальдоне, Хаттоне I, Эрлебальде и Руадхельме (Lehmann. 1918. S. 244-262). Согласно каталогу, к 821/2 г. в Р. хранилось более 400 книг (только в основной части каталога перечислены 415 томов), т. е. б-ка мон-ря была одной из самых значительных во Франкской империи.
Во 2-й пол. IX в. был составлен еще один каталог б-ки. Он выполнен в форме простого списка (первоначально в виде свитка; сохр. копия XIV в.) и содержит меньше подробностей, чем опись Регинберта. Там перечислено ок. 350 томов, при этом в отличие от более раннего каталога представлено довольно много произведений античных языческих авторов: Саллюстия, Овидия, Витрувия, Персия, Ювенала, Юстина, Стация, Сенеки, Гигина и др. (Ibid. S. 262-266). Однако сами рукописи до наст. времени не дошли.
О деятельности скриптория в позднекаролингский период сохранилось меньше сведений. Возможно, именно в Р. во 2-й пол. IX в. был создан историко-географический труд, содержащий ценные сведения о Вост. Европе,- «Баварский географ». В 925 г. из-за угрозы нападения венгров в Р. временно были перевезены книги из мон-ря Санкт-Галлен.
В оттоновскую эпоху (2-я пол. Х - 1-я четв. XI в.) Р. стал крупнейшим центром создания парадных иллюминированных рукописей. Ок. 969 г. по заказу Геро, архиеп. Кёльнского (969-976), был изготовлен манускрипт c богослужебным Евангелием (Кодекс Геро; Darmstadt. Hessische Landes- und Hochschulebibliothek. 1948), содержащий 7 полностраничных иллюстраций (4 изображения евангелистов; Христос во славе; писец Анно (Аннон) передает рукопись архиеп. Геро; архиеп. Геро вручает рукопись ап. Петру; жены-мироносицы у Гроба Господня). В стилистике иллюстраций заметно подражание каролингским образцам, но есть и оригинальные черты: большая монументальность фигур и меньшая реалистичность. В выполненном тем же писцом богато иллюминированном Петерсхаузенском Сакраментарии (ок. 980; Heidelberg. Universitätsbibliothek. Sal. IX b) прослеживается влияние визант. искусства. В миниатюре с изображением Пресв. Богородицы или аллегории Церкви, возможно, содержатся отсылки к образу имп. Феофано, супруги имп. Оттона II. Тем же временем датируются Евангелие из мон-ря Пусе (Paris. Lat. 10514), а также Псалтирь (Cividale del Friuli. Museo Archeologico Nazionale. 136) и служебное Евангелие (Trier. Stadtbibl. 24), выполненные для Эгберта, архиеп. Трирского (977-993). Псалтирь позднее принадлежала Гертруде Польской, жене киевского кн. Изяслава (Димитрия) Ярославича (1054-1068, 1069-1073, 1077-1078). В Киеве в посл. четв. XI в. в рукопись добавили 5 миниатюр визант. работы. Ряд рукописей был выполнен в Р. для императоров Оттона III и Генриха II: Евангелие Лиутхара (ок. 996; Aachen. Domschatzkammer. S. n.), Евангелие Оттона III (ок. 1000; Monac. Clm 4453), Бамбергский Апокалипсис (содержит также евангельские чтения; ок. 1001-1010; Bamberg. Msc. Bibl. 140), Перикопы Генриха II (ок. 1007-1012; Monac. Clm 4452). По-видимому, членам имп. семьи предназначались рукопись с толкованиями на книги ВЗ (Песнь Песней, Книга прор. Даниила и отрывки из др. пророков) с глоссами на древневерхненем. языке (ок. 1000; Bamberg. Msc. Bibl. 22) и Евангелие из кафедрального собора Бамберга (ок. 1000-1020; Monac. Clm 4454). Помимо миниатюр большую художественную ценность представляют и сохранившиеся переплеты кодексов (в Перикопах Генриха II, Евангелии Оттона III, Евангелии из Бамбергского собора). В 2003 г. 10 иллюминированных рукописей оттоновского времени из Р. были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Несмотря на трудности, которые мон-рь переживал в позднее средневековье и раннее Новое время, большая часть б-ки сохранялась в Р. до нач. XIX в. Основная часть рукописей (более 400 манускриптов, в т. ч. более 250 пергаменных) в нач. 1804 г. была перевезена в Карлсруэ, столицу Бадена (ныне хранятся в б-ке земли Баден-Вюртемберг). Еще ок. 25 манускриптов, увезенных ранее из Р., находятся в др. европ. б-ках, из них 6 - в б-ке бенедиктинского аббатства Санкт-Пауль-им-Лафантталь (Австрия), куда они попали из мон-ря Санкт-Блазиен в Шварцвальде (в 1760 из Р. их забрал Мартин Герберт, аббат Санкт-Блазиена). Еще 3 рукописи (в т. ч. «Поминальная книга») ныне хранятся в Центральной б-ке в Цюрихе; их увез в мон-рь Райнау в 1787 г. мон. Мориц Хохенбаум ван дер Меер, составивший по поручению епископа Констанцского опись б-ки Р.