[санскр., тибет. karma bka'-brgyud-pa, традиция передачи наставлений действия, школа преемственности действия; также kam-tsang kagyu (камцан кагью), традиция передачи наставлений из Кампо-Гангра], подшкола линии кагью (см. ст. Кагьюпа) в тибет. буддизме. Принадлежит к т. н. новым школам (тибет. gsar-ma), к-рые появились во время распространения 2-й волны буддизма в Тибете; существует в письменной и устной традициях на территории Тибетского автономного р-на КНР (ТАР), с 1974 г.- в странах Зап. Европы и Америки.
По одной версии, «карма», производное от санскр. «карман», означает целостность и полноту всех деяний Будды; по другой - восходит к названию монастыря Карма-Данса (Карма-Гон, также Карма-Лхадинг, 1147 г., Чамдо). Глава школы носит титул «гьялва кармапа» (санскр., тибет.- «действующий победитель»). Это перерождение (тибет. «тулку») Ченрези (санскр., тибет. Авалокитешвары) - бодхисаттвы Милосердия. Институт тулку стал составной частью др. школ, в т. ч. гелугпы. Тулку являются бодхисаттвами - теми, кто, достигнув просветления, остаются в сансаре помогать живым существам, являя особые знания и способности: ясность ума, феноменальную память сакральных текстов, сострадание, стремление к передаче знаний и др. Их опознавали на основе предсмертных указаний кармапы и действий малолетнего претендента. Кармапа известен также как «держатель черной короны» (тибет. shva nag-pa - черношапочный), т. к. главная регалия школы - головной убор - черная корона (митра), пожалованная ханом Мункэ (1208-1259) Кармапе II. По преданию, корона сплетена из волос миллиона дакинь (небесных фей), она используется в особых церемониях действующими кармапами. В наст. время регалия находится в мон-ре Румтек (Сикким, Индия). В иерархии глав буддийских школ Тибета кармапа занимает 3-е место после далай-ламы и панчен-ламы.
Источником устной передачи учения К.-к. считается Будда Ваджрадхара. Догматика К.-к. строилась на опыте Дюсум Кхьенпы (1110-1193) (тибет. dus gsum mkhyen-pa - «познавший 3 времени») - основателя К.-к., достигшего понимания 2 главных направлений буддийской философии - читтаматры и мадхьямики (тексты Асанги, Нагарджуны, Чандракирти и Арьядевы), а также мадхьямики-Прасангики. В традиции материнской школы он, как и его учитель Гампопа, полагал текст Махаяна-уттара-тантра-шастры, составленной Бхагаваном Майтреей, главным в традиции махамудры. Гампопа даровал ему знания по основополагающим практикам (нёндро) кадампы, обучал философским буддийским дисциплинам, посвятил и ввел в традицию Хеваджра-тантры, в практики самадхи и випашьяны, и отдал ему право передавать внутренние поучения традиции кагью, а также систему махамудры согласно устным наставлениям Гампопы. Речунгва преподал ему 6 йог Наропы. Дюсум Кхьенпа основал 3 монастыря: в Кхаме, Чамдо и Центр. Тибете, что значительно укрепило положение школы. Дюсум Кхьенпа стал Кармапой I, предсказание о появлении тулку содержится в Самадхи-раджа-сутре и Ланкаватаре-сутре. Дюсум Кхьенпа в письменном завещании предсказал, что через 10 лет после смерти он переродится как Карма Пакши (1204-1283). С его именем связывают обычай повторять мантру бодхисаттвы «Ом мани падме хум» (О драгоценность в цветке лотоса!). Став наставником хана Мункэ в Каракоруме, Карма Пакши (Кармапа II) получил в дар «черную шапку» и титул «государственный наставник» (кит. «гоши»); перевел на монгольский язык с тибетского и санскрита трактаты «Бодхичарьяватара» Шантидэвы, «Сутра Золотого блеска», «Драгоценная сокровищница» Сакья-пандиты. Кармапа II реставрировал мон-рь Карма-Данса, а для мон-ря Цхурпху (Цурпу) создал знаменитую статую Будды.
Ранджунг Дордже (1284-1339), Кармапа III,- автор сочинений «Различение сознания и изначального осознавания» и «О сущности Татхагаты». В последнем трактате он утверждал, что природа будды изначально присутствует во всех существах: «Если поле дисциплины, семена услышанного, также вода, удобрение, тепло и влага размышления и медитации сходятся вместе, тогда плод - состояние будды - легко созревает». В 1318 г. Кармапа III разработал астрологическую систему (тибет. «цурци») для мон-ря Цхурпху, объединив астрологию и астрономию для расчета тибет. календаря, к-рый используется в традиции до наст. времени. В числе его учителей - Лама Кумараджа, последователь школы ньингмапа, к-рый вводил ученика в доктрину «Сокровенной сущности», переданной Падмасамбхавой и Вималамитрой. Кармапа III соединил в своих поучениях 2 ветви: «великую печать школы кагью» и «великое совершенство школы ньингма», написав трактат «Глубокий внутренний смысл» - комментарий, посвященный сущности внутренних йога-практик Ваджраяны. Он принимал участие в церемонии освящения и интронизации имп. Тогон Тэмура (1338-1370) и находился при нем до своей смерти. Ему принадлежат труды по тантрам и комментарии к Праджняпарамита-сутре.
Ролби Дордже (1340-1383), Кармапа IV, так же как и его предшественники, обучался у последователей ньингмы, поддерживал отношения с юаньским имп. двором, получив приглашение от Тогон Тэмура, проповедовал в Китае. Возвращаясь в Тибет, в Цонгкхе благословил мальчика (в будущем Цзонхава - основатель школы гелуг). Ролби Дордже прославился как поэт и художник. Основал монастырь Шадзонг-Ритро; с его именем связывается создание изображения Будды Шакьямуни с предстоящими Манджушри и Майтреи, к-рое можно было выносить во время праздничных процессий из мон-ря.
Дежин Шегпа (1384-1415), Кармапа V, по приглашению имп. династии Мин Юнло (1402-1424) отправился в Китай (1403) для проповеди в имп. семье. Император подарил Кармапе 700 мер серебра, пожаловал титул «великая драгоценность - царь веры» (кит. «дабао фаван»; санскр. «махаратна дхармараджа»), а также черную корону из парчи, украшенную драгоценными камнями (во время одного из ритуалов Юнло увидел корону над головой учителя). Кармапа V создал ритуал черной короны для следующих воплощений. По возвращении в Цхурпху (1410) он восстановил мон-рь, поврежденный землетрясением. Кармапы поддерживали связь с двором кит. императоров до конца царствования династии Мин. Политические изменения в Китае и Тибете прервали эти отношения.
Тонгва Денден (1416-1453), Кармапа VI, согласно предсказаниям, род. неподалеку от мон-ря Карма-Данса. Он стремился к единению верующих и монашествующих и созданию монастырских ун-тов (Shedra) в традиции кагью в Тибете и других странах Гималайского региона. Кармапа VI опознал Чойкьи Гелцена (1377-1448) как воплощение Тай Ситу Ринпоче II.
Чойдрак Гьяцхо (1454-1506), Кармапа VII, автор многочисленных трактатов по винайе, по философии мадхьямики, по тантре, комментариев к трудам Дигнаги и Дхармакирти. Веря в то, что золочение образа Будды Шакьямуни поможет ему как преемнику заповедей К.-к., Кармапа VII отправлял в Индию золото. Он полагал, что повторение мантры Авалокитешвары («Ом мани падме хум») защищает от болезней и неприятностей; способствовал строительству мостов и дорог, защищал животных (ввел запрет на охоту и рыбную ловлю).
Микьо Дордже (1507-1554), Кармапа VIII, вошел в историю тибет. культуры как мастер живописи. С его именем связывается утверждение художественного стиля карма-гадри, к-рый возник еще при Кармапах V и VI. Кармапе VIII принадлежат комментарии к Виная-сутре и Праджняпарамита-сутре, он составил медитационную практику «Гуру-йога 4 времен суток», одну из важнейших медитаций школы К.-к., и написал соч. «Светоч анализа традиции, утверждающий мадхьямику пустоты другого» - трактат, посвященный проблематике жентонг (воззрение, показывающее то, как абсолютная природа реальности свободна или же пуста от чего-либо другого, кроме собственной природы). В числе его учеников - Шамар V (1525-1583), Паво Цуклак Тренгва (1504-1566), Тулку Паво II, ученый, историк и мистик.
Вангчук Дордже (1556-1603), Кармапа IX, посещал монастыри гелугпы, сакьяпы, инициировал создание изображения Будды Шакьямуни на шелке для монастыря Цхурпху. Путешествуя по Тибету, он проповедовал, восстанавливал разрушенные и возводил новые мон-ри, определял пути паломников к священным местам (Чакрасамвара в Цари), также проповедовал в Бутане, построил монастырь в Румтеке. Он был автором кратких комментариев к Виная-сутре, Абхидхармакоше, мадхьямике, Праджняпарамита-сутре, а также 3 значительных сочинений по махамудре. Прославились его трактаты по системам медитации в махамудре, в т. ч. «Океан истинного смысла», содержащий систему подготовительных упражнений (нёндро) к практике махамудры, и «Махамудра, рассеивающая тьму неведения».
Чойинг Дордже (1604-1674), Кармапа X, обладал незаурядным даром художника. Он много путешествовал по Тибету, несмотря на неспокойную политическую обстановку и активные военные действия, к-рые вели представители Далай-Ламы V и Гушри-хана, стремясь взять под свой контроль весь Тибет, включая пров. Цанг. Гражданская война привела к тому, что Чойинг Дордже покинул Тибет. Он путешествовал по Бутану, Юньнани, Бирме и Непалу, возводил мон-ри. В Тибет вернулся через 20 лет, когда школа К.-к. утратила главенствующее положение в тибет. буддизме.
Йеше Дордже (1676-1702), Кармапа XI, род. в Мечуке (Кхама); получил полное образование в традиции школ ньингма и кагью; в числе его учителей - Тертон Минджур Дордже, известный мастер этих школ. Он реконструировал и восстановил монастырь Цхурпху, разрушенный монгольскими войсками. Один из его учеников - Тэво Ринпоче, Карма Тэнзин Таргье,- играл значительную роль в сохранении мира и согласия между тибет. школами гелуг и кагью, служил Далай-Ламе V.
Джангчуб Дордже (1703-1733), Кармапа XII, род. в трудные для Тибета времена в семье, происходившей из клана потомков царя Трисонга Децена. В борьбе Тибета с джунгарскими монголами погибло много людей, мон-ри были разграблены. Он посетил Непал, где, по преданию, предотвратил эпидемию, потом отправился в Индию и посетил Кушинагару, на обратном пути побывал в окрестностях Джомолунгмы (Чомоканкара) и Кайласа. Получив от имп. Юн Чжена (1722-1736) приглашение посетить Китай, Джанчуб Дордже возвратился в Лхасу и умер по дороге в Пекин, заразившись оспой. В числе его учеников - Ситу Чёкьи Джунгне, знаток грамматики и сакрального искусства.
Дудул Дордже (1733-1797), Кармапа XIII, получил полное образование в традиции школ ньингма и кагью. Его учителями были Чёкьи Джунгне, Ситу Панчен VIII (1700-1774), к-рый наставлял своего ученика в традиции К.-к., а позднее совершил и обряд интронизации. Дудул Дордже стал главой школы в 31 год, освоил «Хеваджра-тантру», «Океан дакинь», философию мадхьямики, абхидхарму, Виная-сутру. Он сочетал образ жизни ученого и йогина, его любовь к животным вызывала восхищение окружающих. Кармапа XIII жил просто: вещи и деньги отдавал нуждающимся; оплачивал строительство мн. центров Дхармы, издательские работы. Его останки поместили в ступу, изготовленную из серебра, и установили ее в Цхурпху; создали также серебряную статую Дудул Дордже.
Тхегчог Дордже (1798-1868), Кармапа XIV, пребывал в Карма-Данса и Цхурпху, где был интронизирован, постигал жизнеописания Падмасамбхавы (инд. учитель буддийской тантры VIII в.), совершал паломничества к буддийским местам поклонения, в частности к Кайласу и на оз. Манасаровар, а также в Цари; проповедовал и создавал центр медитации Друпде-Самтенлинг.
Кхакхьяб Дордже (1871-1922), Кармапа XV, получил от Джамген Кхонгтрула Ринпоче поучения и посвящения школы кагью, обеты бодхисаттвы, введение в Калачакру и устную традицию. Он отремонтировал главные строения в тронном мон-ре Цхурпху, возвел храм в честь Лхамо, богини-защитницы Лхасы, основал мон-рь. Проповедовал в Бутане и наставлял в махамудре раджу Бутана, учил и давал посвящения по всему Тибету, сохранил множество редких текстов, перепечатывая их. В отличие от предыдущих Кармап Кхакхьяб Дордже женился и стал отцом 3 сыновей.
Ранджунг Ригпе Дордже (1924-1981), Кармапа XVI, 4 года обучался в мон-ре Цхурпху, совершенствуясь в медитации постижения сутр, мантр, махамудры и 6 йог Наропы. Он получил, т. о., все знания традиции кагью, следуя своему учителю Сакье Трицзину. В 23 года Кармапа XVI был посвящен в монахи, а также получил и объяснения высших поучений К.-к., и все основные наставления в традициях главных школ тибет. буддизма. Кармапа XVI проповедовал в Тибете, Бутане, Непале, Сиккиме, Индии (учредил Благотворительный фонд Кармапы) и в отдельных регионах Китая. Он был первым кармапой-проповедником в Канаде, США, Европе и с 1974 г. инициировал открытие центров образования и медитации кагью на Западе. Чокьи Ньима Ринпоче, его ученик, по настоянию Кармапы XVI открыл школы для зап. практикующих: в 1981 г. основал в Непале Ин-т буддийского образования Рангджунг Еше, где проводились международные симпозиумы, посвященные буддизму. В 1997 г. в состав ин-та вошел буддийский колледж, в к-ром студенты со всего мира могут получить формальное буддийское образование. Позднее при ун-те в Катманду был создан Центр буддийского образования, где можно получить ученую степень бакалавра и магистра.
Традиция деления, исторически заложенная в основу школы кагью, привела к кризисной ситуации, когда были признаны 2 Кармапы XVII: Тринле Тхае Дордже (род. в 1983) пребывает в Международном ин-те Кармапы в Нью-Дели, Ургьен Тринле Дордже (род. 1985) находится в мон-ре Гьюто, неподалеку от Дхарамсалы (Дхармсалы).
Существование кармической связи между бодхисаттвой Авалокитешварой и его духовным отцом, Буддой Амитабхой, послужило одной из причин появления 2-го перерождения в истории тибетского буддизма и также в К.-к. Существование поста регента в отсутствие кармапы, в обязанности которого помимо прочего входит опознание буд. тулку, в иерархии школы завершилось появлением тулку Опаме (тибет.), или Амитабхи (санскр.),- Будды Бесконечного Света с титулом Шамарпа, или «красношапочный». Кхайдуб Драгпа Сенге (1282-1349) в К.-к. считается Шамарпой I. В знак признания Ролби Дордже, Кармапа IV, подарил ему красную корону, копию черной короны. Короны являются символами «деятельности на благо существ» и идентичности 2 линий в К.-к. Традицию К.-к. красношапочную составляют 14 перерождений Шамарпы. Полагают, что эти символы не означают противостояния между черношапочным и красношапочным ламами. Сложившаяся иерархия вошла без изменений в структуру школы гелуг, где далай-лама - воплощение Ченрези (только иной его ипостаси), а панчен-лама - Опаме.
Мн. учителя К.-к. создали свою догматику и методику обучения, обращаясь к опыту наставников школы ньингма, совмещая в медитативной практике направления дзогчен атийога (ньингма) и махамудра (кагью), как это присуще сочинениям Ранджунг Дордже, вошедшим в «Собрание трактатов школы мадхьямака-жентонг» (издано в монастыре Румтек с комментариями Джамгона Конгтрула Лодре Тхае). Наставления учителей К.-к. близки к философским работам школы джонанг, акцентировавшим особое внимание на позитивных качествах природы будды, учения жентонг. Кармапа IX прославился текстами о системах медитации в махамудре. Цеванг Норбу передавал учение джонанг мн. учителям как кагью, так и ньингма, в частности Чёкьи Джунгне, Ситу Панчену VIII, известному ученому, знатоку грамматики и знаменитому художнику - основателю мон-ря Палпунг (Кхам, 1727). В свою очередь он передал знания джонанг Джамгону Конгтрулу Йонтен Гэцхо (1813-1899) - автору многотомного собрания сочинений, в к-рое входит и «Светоч уверенности», где он представил введение в тибет. тантры и описал методы, присущие К.-к.: «Результат благотворного деяния - счастье, результат пагубного деяния - страдание, и иначе быть не может. Эти результаты не могут взаимозамениться: когда сеешь гречиху, то и пожинаешь гречиху, когда сеешь ячмень, то и пожинаешь ячмень».
кагью и ее подшкол есть на всей территории Тибета. В их числе - Даглха-Гампо, построенный Гампопой в 1122 г.; Данса-Тхел (Денсатхил), построенный Пхагмо Трупой в 1158 г.; Дрикунг-Тхил (Дихун, Бригунг), построенный Миньягом Гомрингом в 1179 г.; Таглунг (Даглунг), возведенный Тхангпой Трашипалом в 1180 г.; Ралунг, заложенный Цангпой Гьяре в 1189 г., и др. Мон-рь Цхурпху в 70 км от Лхасы основал Кармапа I в 1159 г., с 1189 г. он стал тронным мон-рем кармап в Тибете (ныне отреставрирован). Был почти полностью уничтожен в 1966 г., во время культурной революции. В 1980 г. Кармапа XVI начал его восстановление. В Цхурпху был интронизирован Ургьен Тринле Дордже, Кармапа XVII, получавший там традиц. буддийское образование и продолживший дело своего предшественника по восстановлению мон-ря. Ныне мон-рь Цхурпху - главная резиденция кармап в Тибете. Мон-рь Карма-Данса - один из наиболее известных ун-тов-мон-рей; он прославился собранием рукописей на санскрите, предметами сакрального искусства. Во времена Кармапы VII кн. Пельджор Цанпо (1426-1476), чья резиденция находилась в Гьянце (Гьянгдзе), принял участие в церемонии освящения большой ступы Кумбум (1474). Мон-рь Янгпачен также принадлежит школе К.-к., но является местопребыванием Шамарпы ринпоче. Столь же значимыми являются обители Ривоче (построена Сангье Вонтрагпой), Сангнгаг-Чолинг (построена Падмой Карпо), Палпунг (построена Ситу Чокьи Нангвой в 1727). Мон-ри кагью отличались от мон-рей др. школ тем, что наряду с монахами в них проживали миряне, практиковавшие буддийскую медитацию. Продолжая традиции кадам, школа создала образовательные центры, где светские лица могли изучать основы философии и практики. Центром К.-к. в изгнании является монастырь Румтек, основанный еще Кармапой IX. Новый монастырь в Румтеке стал офиц. резиденцией кармапы за пределами Тибета и центром изучения церемоний и практики буддизма.
В истории тибет. сакрального искусства К.-к. известна созданием собственного стиля живописи карма-гадри (тибет. karma sgar-bris), школа живописи активно развивалась благодаря Кармапе VIII. Ему принадлежит характеристика «3 драгоценностей гадри-стиля»: форма и рисунок согласно инд. канонам; цветовая гамма и текстуры, свойственные кит. живописи; композиция и ландшафты в тибет. манере. Кармапа черношапочный изображается как двурукий бодхисаттва Авалокитешвары с телом красного цвета. Будда Амитабха воплощается в облике Шамарпы, представляя активную деятельность, направленную на достижение живыми существами благополучия. Кармапы принимали участие не только в создании мон-рей, но и в оформлении их интерьеров. Кармапа V распорядился расписать фресками неск. мон-рей и заказал танки в непальском стиле. В нач. XVI в. было создано большое количество изображений Белой Тары, Майтреи и др. персонажей. Это было время, когда осуществилось взаимопроникновение художественных особенностей, снявших различия между инд., непальской и кит. школами.
Проповедником традиции К.-к. как одной из форм необуддизма стал датчанин Оле Нидал (тибет. имя Карма Лоди Чжамцо; род. в 1941), ученик Кармапы XVI, основатель Центров Алмазного пути (или Ваджраяны) школы кагью, который проповедует европеизированный вариант К.-к. в России и на постсоветском пространстве. В России 1-й «Буддийский центр школы карма-кагью» был зарегистрирован в Ленинграде (ныне С.-Петербург) в 1991 г. Все российские центры (ок. 80) входят в Российскую ассоциацию буддистов школы карма-кагью (регистрация в 1993) (др. название - «Международная ассоциация буддистов школы Карма Кагью»). Высший орган ассоциации - Конференция представителей центров. Совет представителей центров, постоянным членом к-рого является Лама Оле Нидал, работает в промежутках между конференциями. Объединение имеет изд-во «Алмазный путь», а также выпускает ж. «Мир кагью».
В тибет. исторической лит-ре К.-к., как и др. подшколы, существует в пределах традиции кагью (см. ст. Кагьюпа). Совр. тибет. исследователи изучают историю школы и раннюю учительскую линию передач (Ngagpa Jampa Thaye. 1990; Khenpo Konchog Gyaltsen. 1990; Khenchen Thrangu Rinpoche. 2002; Lobsang P. Lhalungpa. 2004). В соч. Карма Тринле «История Кармап» содержатся жизнеописания 16 воплощений Кармапы (рус. пер.: История Кармап в Тибете / Предисл.: Лама Оле Нидал. М., 2009). В соч. Тулку Тхондупу Ринпоче «Развитие буддизма в Тибете» представлены все буддийские школы Тибета, в т. ч. и кагью с подшколами, с указанием известных деятелей, основных учений, главных мон-рей.
Интерес европ. исследователей отражен в докладах XI тибетологического семинара (Mahamudra and the Bka-brgyud Tradition: Proceedings of the 11th Seminar of the Intern. Association for Tibetan Studies. Königswinter 2006, 2011): принципы почитания учителя в традиции кагью (Sobisch J.-U. Guru-Devotion in the Bka brgyud pa Tradition: The Single Means to Realisation // Ibid. P. 211-258); изучение наследия Кармапы VII (Mathes K.-D. The Collection of «Indian Mahamudra Works'» (phyag chen rgya gzhung) Compiled by the Seventh Karma pa Chos grags rgya mtsho // Beiträge zur Zentralasienforschung. Halle (Saale), 2011. Bd. 25: Maha mudra and the bka(?)lsquo;-brgyud Tradition. P. 89-130; Burchardi A. The Role of Rang rig in the Pramana-based Gzhan stong of the Seventh Karmapa // Ibid. P. 317-344), Кармапы VIII (Rheingans J. The Eigth Karmapa's Answer to Gling drung pa // Ibid. P. 345-386). В кн. Оле Нидала «Великая печать: Пространство и радость безграничны. Взгляд Махамудры буддизма Алмазного пути» (СПб., 2010) было введено в научный оборот соч. Кармапы III, связанное с проблематикой махамудры. Изучением истории кармап занимался Х. Ричардсон (Richardson. 1998). Совр. ситуация с 2 претендентами на титул Кармапы XVII нашла отражение в журналистском расследовании М. Брауна (Танец 17 жизней: Невероятная и правдивая история 17-го Кармапы Тибета. М., 2008) и работе Т. Ленерта (Жулики в рясах. СПб., 2004).
Об анализе истории и философии школы К.-к. в работах российских исследователей см. в ст. Кагьюпа.