[санскр. - благородный, - божественный, небесный], буддийский мыслитель III в., ученик и последователь Нагарджуны, представитель философско-религ. школы мадхьямика. Ему приписывают 23 сочинения, наиболее значительными из к-рых являются «Хаставалапракарана» и «Чатухшатака». В подавляющем большинстве своих трактатов, носивших характер полемики с индуистскими школами санкхья, вайшешика, а также с буддистами хинаяны, А. защищал центральную для мадхьямики идею пустоты. С т. зр. А., истинно сущее (парамартха-сат), или абсолютное, состояние сознания не может быть постигнуто рассудком и описано в соотносительных категориях, ибо оно вне рождения и смерти, вне мысли и языка, оно единственно реальное, а таковым может быть только пустота (см. Шуньята), к-рая стоит вне субъектно-объектных отношений познания. Всё производимое причинами и условиями несамостоятельно, пусто, ибо в нём нет самосущего (нихсвабхава). Если бы нечто обладало самосущим, рассуждал А., то оно воспринималось бы как существующее без причин и условий, но ничего подобного нет в мире, поскольку все явления включены в бесконечные и безначальные цепи каузальности. Всё явленное есть отсутствие собственной природы и наличие взаимозависимой изменчивости.
Буддисты тибет. традиции причисляют А. к «шести драгоценностям» буддийской философии наряду с Нагарджуной, Асангой, Васубандху, Дигнагой и Дхармакирти. В кит. буддизме работа А. «Шаташастра» является одним из основных источников школы Сань-лунь-цзун.