[санскр. - беспредельно сияющий Будда], один из главных будд в махаяне и ваджраяне, имя к-рого впервые упоминается в сутрах I-II вв. Некогда он был бодхисаттвой по имени Дхармакара и дал обет (среди др. 48 обетов) создать «землю Будды» (буддха-кшетра), сосредоточив на этом все свое внимание. Созданная им небесная страна счастья (Сукхавати) по описаниям напоминает рай монотеистических религий, в ней верующие в Будду Амитабху, наделенные способностью наслаждаться духовно, возрождаются. В буддийской мифологической вселенной Сукхавати располагается на западе и относится к классу «чистых земель», т. е. к самому высшему разряду, к «преддверию» нирваны. Пребывающий здесь А. есть объект медитации, безмолвно обучающий адептов абсолютному единству сущего. В системе «пяти будд» и в искусстве А. изображается с телом красного цвета, сидящим на павлиньем троне, с чашей для подаяния в руках или лотосом. В его мифологическую семью входят два важнейших образа буддизма - Будда Шакьямуни (земное воплощение А.) и бодхисаттва Авалокитешвара (идеал махаянского сострадания). Основные сутры, сообщающие об А.,- большая и малая «Сукхавати-вьюха» (Описание страны счастья), а также «Амитаюр-дхьяна» (Сутра созерцания Амитаюс=А.) - стали каноническими текстами кит. школы Чистой земли (Цзинту-цзун) и япон. амидаизма.
Нагарджуна (II-III вв.) первым из махаянских мыслителей провозгласил А. спасителем (в «Даша-бхумика-вибхаше») и раскрыл его функциональную роль в Пути освобождения посредством т. н. Легкой практики, в отличие от строгого пути архатов доступной всем верующим. «Чтобы обрести буддство,- говорит Нагарджуна,- тебе (адресату послания) нужно все подчинить накоплению огромной добродетели. Тогда на период твоих бесчисленных рождений во всех мирах богов и людей ты сохранишь способности мастера йогической медитации и, родившись, подобно благородному Авалокитешваре, предпримешь усилия в помощь множеству мучающихся. После таких рождений ты избавишься от болезней, старости, привязанностей, ненависти и победителем войдешь в страну Будды. Там, подобно Амитабхе, станешь покровителем всей вселенной с бесконечно долгой жизнью. Излучая мудрость, нравственность, щедрость и являя на земле, небесах и в божественных мирах возвышенно-великолепную чистоту, тем самым доставишь восхищение, подлинную радость и счастье высоким и низким [существам], людям на земле и богам на небе» (Сухрил-лекха - Дружеское послание, 119-122, в пер. с тибет. языка В. П. Андросова).
С IX в. в Китае, Японии, Тибете и с XIV в. во Вьетнаме культ А. достиг пика популярности; его до сих пор почитают также во всех школах буддизма и их национальных ответвлениях. Согласно тибетскому учению о «живых перерожденцах» - панчен-ламах, они являются воплощениями А. Позднее в Тибете, а также в Монголии и в среде буддийских народов России этот культ отошел на 2-й план.