[санскр. bodhi - sattva букв. - существо, стремящееся к просветлению], в буддийской мифологии и философии человек (или к.-л. др. существо), к-рый, находясь в круге сансары, достигает высшего состояния, позволяющего ему стать буддой, но отказывается от этого во имя спасения др. живых существ.
Концепция Б. неск. различна в хинаяне и махаяне. В хинаяне путь Б. прошли только будды уже закончившихся мировых периодов (разные буддийские школы называют число таких будд от 5 до 24), а также будда нынешнего мирового периода Шакья-Муни и буд. мирового периода Майтрея, к-рый продолжает пребывать в состоянии Б., пока не наступит его время. В махаяне путь Б. доступен монахам, мирянам, а также существам, обитающим на земле и в др. мирах, их число бесконечно. Б. проходит 10 стадий духовного роста, обретая в результате 10 видов власти (над собственной жизнью, умом, поведением, осознанным буд. рождением, наклонностями, деяниями, овладевает Законом, сверхъестественными способностями, медитацией, знанием) и 10 видов силы (терпения, интуиции, отречения, сосредоточения, добродетели, практики, а также врожденной, аналитической, созерцательной и умственной). Высший нравственный подвиг Б. состоит в добровольном отказе от перехода в состояние и ранг будды для того, чтобы оказывать помощь в обретении спасения всем живым существам. Сам не становясь буддой, он помогает др. стать им. Б. могут воплощать те добродетели, к-рыми они наделены в мифологии: Авалокитешвара - сострадание, Манджушри - мудрость. В центральноазиатской (тибет., монг., бурят.) форме буддизма возник особый институт воплощения Б. в конкретную историческую личность (царя, главы буддийской школы, настоятеля мон-ря), в лит-ре их называют «перерожденцами» и «живыми богами». Так, все 14 далай-лам, к-рые, последовательно сменяя друг друга, возглавляли школу Гелуг, считаются воплощениями Б. Авалокитешвары. Со временем была выработана особая система поиска таких «живых богов», сыгравшая немалую роль в политической истории Центр. Азии.