[санскр. - нисхождение], наиболее популярная индуистская модель проявления божественной сущности в мире, освоенная преимущественно вишнуизмом и означающая полное или частичное воплощение божества в зооморфных и антропоморфных формах с целью периодических восстановлений периодически деградирующего мирового порядка. Основная идея концепции А. выражена в «Бхагавадгите», где Кришна сообщает, что является в мир в каждый мировой период благодаря собственной силе мистификации ( ) «ради защиты добрых и разрушения злых, а также ради поддержки дхармы» (IV 7-8).
К сер. I тыс. по Р. Х. формируется представление о 10 основных А. Вишну: 1) Рыба (Матсья), спасшая от потопа прародителя людей Ману, его семью, семерых мудрецов-риши и Веды; 2) Черепаха (Курма), добывшая утраченные во время потопа сокровища из мирового океана, в их числе напиток бессмертия (амрита), «корову желаний» Сурабху и богиню Лакшми; 3) Вепрь (Вараха), убивший демона Хираньякшу, к-рый вновь погрузил землю в воды космического океана, и поднявший землю на своих клыках; 4) Человек-лев (Нарасинха), уничтоживший демона Хираньякашипу, к-рый преследовал своего благочестивого сына Прахладу, почитателя Вишну; 5) Карлик (Вамана), восстановивший власть над землей, воздушным пространством и небом, порабощенными демоном Бали, к-рый добился всемогущества своими аскетическими подвигами (сюжет восходит к ведийским космологическим представлениям); 6) Рама с топором (Парашурама), брахман, более 20 раз уничтожавший мужчин-кшатриев в месть за убийство его отца Джамадагни одним из царей; 7) Рама, знаменитый царевич Айдохьи, сын Дашаратхи, герой «Рамаяны» (ср. Махабхарата III 258-275), победивший на о. Ланка царя демонов Равану, к-рый похитил его супругу Ситу,- воплощение супружеской верности, воинского мужества и справедливого правления; 8) Кришна, еще более популярный герой из клана ядавов в Матхуре, спасшийся от своего дяди царя Кансы, прославившийся любовными утехами с женами и дочерьми пастухов, убивший Кансу, овладевший Матхурой, основавший новую столицу в Двараке (Саураштра), союзник и наставник пандавов, произнесший перед их решающим сражением с кауравами «Бхагавадгиту» на поле Курукшетре и погибший после междоусобиц в Двараке от стрелы охотника; 9) Будда - Вишну принимает образ основателя буддизма, дабы не допустить демонов-асуров к пользованию жертвенными долями богов, соблазнив их своим нечестивым учением, отрицающим веру в Веды и священные обряды; 10) Калкин-Вишнуяшас - Вишну буд. времени, к-рый явится в конце совр. мировой эпохи на белом коне с мечом в руке, чтобы покарать «варваров» и воссоздать землю для «дваждырожденных». Классический список А. в Пуранах (Бхагавата-пурана I 3. 1 и след.) насчитывает 22 воплощения Вишну. Из вишнуизма идея А. была частично заимствована и шиваитами.
Задача, заложенная в концепцию А.,- абсорбация чужих учений, авторитетов и культов в качестве частичных вариантов собственных. Этот искусный инклузивизм обнаруживается наиболее ярко при включении в число А. основателей буддизма и санкхьи и джайнского чакравартина. Хотя концепция А. нередко сближается с христ. догматом о Боговоплощении, различия между ними принципиальны: индуизму полностью чуждо сознание уникальности Боговоплощения и его ограниченность единственным человеческим образом, христианству - идея реинкарнаций, на к-рой основывается индуистская инкарнация, а также мистификационный характер последней. Любая А., даже самая «престижная», рассматривается в конечном счете в сравнении с инкарнирующим безличным Божеством как фантом, своеобразный костюм, используемый в определенных целях вселенским Актером. В нек-ром смысле учение об А. частично схоже с гностическим докетизмом.