Авалокитéшвара [санскр. - владыка, взирающий на существа милостиво, в др. прочтении - владыка, внимающий мольбам страдающих существ], в буддизме махаяны (Великой колесницы) просветленное существо, давшее обет, достигнув просветления, не уходить в нирвану и не становиться буддой, чтобы здесь из сострадания (каруна) к живущим оказывать помощь в пути освобождения от страданий. В сутрах А.- олицетворение идеала сострадания и Делатель будд (буддха-кара), ибо он способствует обретению этого высшего духовного состояния, ему иногда приписываются и функции творения мира, что нехарактерно для буддизма. Будды Великой колесницы пребывают в нерушимом покое, представляя объекты созерцания, бодхисаттвы являются деятельной стороной горних сил, «сыновьями будд».
А. относится к семье Будды Амитабхи и известен был в Индии своими 32 формами воплощения, в т. ч. в виде главных божеств индуизма - Брахмы, Вишну, Шивы, Ганеши. Культ А. складывался с I в., когда ему стали воздвигать храмы, ваять его образ то в человеческом облике с лотосом в руке (обязательный атрибут), то 4-, 6- и 1000-руким, 11-ликим (или 11-главым). Руки символизируют готовность содействовать каждому просящему, для чего нужно произнести должным образом мантру: «Ом мани падме хум» (Ом, жемчужина в лотосе, славься). Голова же его раскололась на 11 частей, с лицом на каждой из них, затем сросшихся.
Огромна популярность этого образа в странах т. н. сев. буддизма. Китайцы зовут его Гуань-ши-инь, корейцы - Кваным, японцы - Каннон. Мифология А. дополнилась функциями местных божеств. Поскольку они чаще были женскими, отвечая за чадолюбие, помощь роженицам и т. п., постольку и бодхисаттва изображается женщиной. В гималайских странах и Тибете А. именуют Ченрези (spyan ras gzigs), его культ был первым в этих местах, он стал их покровителем, а Тибет - святой страной А. Здесь он получил многие новые формы воплощения, особенно важны его живые «перерожденцы» - духовные главы буддийских школ, возрождающиеся уже неск. веков. Далай-ламы гелугпы и кармапы школы кагью - вот самые известные лики А. современности.
Прославляется этот образ в Монголии и у народов России, придерживающихся буддизма, к-рые называют его Арья-Боло (-Бала, -Була) или Хоншим. Почитание его среди тибетцев и монголов не уступает почитанию Будды. Ибо в ваджраяне (Алмазной колеснице), к-рой следуют эти народы, сказано, что этот бодхисаттва является главным на земле в период между нирваной Шакьямуни Будды и рождением Будды Майтреи в будущем. Ему приписывается здесь 108 форм воплощения.