Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГАНЕША
10, С. 409-410 опубликовано: 26 октября 2010г.


ГАНЕША

[cанскр.  ,  ], один из важнейших и наиболее популярных богов индуизма (особенно его тантрических форм), почитаемый также в джайнизме и нек-рых направлениях буддизма. Г. имеет много эпитетов, характеризующих его внешность, статус и функции: Экаданта (С одним бивнем), Ламбодара (С большим животом), Вакратунда (С изогнутым хоботом), Ганапати (Предводитель ганов - группы полубогов, составляющих свиту Шивы), Винаяка (Устранитель препятствий), Вигхнешвар (Владыка препятствий), Сиддхидата (Дарующий успех) и др.

Г.- амбивалентное божество, поскольку он является одновременно устранителем и создателем препятствий; он способен содействовать как успеху, так и поражению. Г. почитается как воплощение мудрости, покровитель торговли, учености, искусств, словесности и письма: согласно легенде, Г. записал текст «Махабхараты» под диктовку ее мифологического создателя, Вьясы, концом своего отломанного бивня. Г. и по форме, и по значению ассоциируется со священным слогом ом. Г. чествуют первым из богов в начале всякого дела - перед принесением жертв, перед проведением театрального представления, перед началом любой работы. Он почитается в основном как божество, откликающееся на просьбы и воздающее людям за приносимые обеты. Считается, что Г. помогает адептам разобраться в себе, исполняет желания, дарует рождение сыновей. Множество священных текстов, художественных произведений и разнообразной индуистской лит-ры начинается с восхваления Г.

Г. часто встречается в изобразительном искусстве - в скульптуре и живописи - в антропозооморфном виде; иногда его изображают также в схематических, почти геометрических формах. В качестве нерукотворных образов Г. почитаются необработанные камни с угадывающимися контурами фигуры и изгибом хобота. Существует четкое различие изображений Г. в зависимости от того, в какую сторону повернут его хобот: если вправо, то такое изображение называется «ниргун ниракар» (не имеющее свойств, бесформенное), почитается особо священным, содержится в храме и к нему не обращаются с просьбами в отличие от тех образов Г., у к-рых хобот повернут влево. Иконографическое описание Г. содержится в «Брихат-самхите» Варахамихиры (нач. VI в.). Г. обычно изображается с телом человека, большим животом и головой слона, 1 отломанным бивнем, 4 руками. Он держит петлю, топорик, стрекало или трость, чашу со сластями или с драгоценностями, отломанный бивень или книгу. По телу Г., к-рое часто выкрашено в красный или оранжевый цвет (реже в черный), вьются змеи. Его ездовое животное (вахана) - крыса или мышь.

Мурти (образ) Г. помещают над дверями, при входе в дом, в домашних алтарях, в придорожных святилищах, в храмах, отдельно и в группах с др. богами. Особенно популярны парные изображения Г. с Лакшми, богиней удачи и счастья (символ процветающего дома), и с Сарасвати, богиней знания и искусств (символ обучения, благословения на передачу знания). В храмах Г. часто изображается со свитой - скульптурной группой наваграха (образы 9 планет инд. астрологии) и саптаматрика (7 матерей - жен. мифологические персонажи). С изображениями Г. по всей Индии связываются чудеса, в частности выделение пота (в храме Ахмаднагара) и поглощение жертвенной пищи.

С Г. связан ряд мифологических сюжетов, к-рые описываются в лит-ре пуран (в разд. «Ганапати-кханда» «Брахмавайварта-пураны», а также в «Вараха-пуране», «Гаруда-пуране», «Шива-пуране», «Линга-пуране», «Сканда-пуране», «Агни-пуране», «Брахма-пуране» и др.). Г. посвящены 2 малые пураны - «Ганеша-пурана» (XI-XIV вв.) и «Мудгала-пурана» (XIII-XVI вв.), а также философский текст XVI-XVII вв. «Шри Ганапати Атхарваширша» (или «Ганеша-упанишада»); эти труды связаны с почитателями Г.- сектой ганапатья. Существует множество мифов о происхождении Г. Согласно наиболее популярному, Парвати, сняв грязь с тела и соединив ее с ароматическими веществами, слепила фигуру человечка и поставила его сторожить вход в свою умывальню. Шива, желая войти, вступил с ним в схватку и отрубил голову. Для умилостивления разгневанной супруги Шиве пришлось обезглавить первое попавшееся существо (им оказался слон) и приставить его голову Г. По др., более редким пураническим сюжетам, Г. родился как сын Шивы и Парвати, после того как те совокупились в образе слонов; или Г.- прекрасный юноша, возникший из сияния, вышедшего изо лба Шивы, но проклятый Парвати и получивший голову слона и толстое тело; или сын демоницы Малини, выпившей напиток, в к-рый Парвати подмешала грязь со своего тела. Во мн. случаях появление слоновьей головы у Г. описывается как исправление ошибки. Подчеркивается сообразительность и удачливость Г.: напр., в одном из мифов, поспорив с младшим братом Скандой, кто быстрее обойдет вокруг мира, Г. победил, совершив омовение и обойдя вокруг Шивы и Парвати - своих божественных родителей, персонифицирующих вселенную.

Противоречив его брачный статус: на юге Индии Г. часто почитается как брахмачарин (соблюдающий целибат), и в то же время известны 2 его супруги - Сиддхи (Успех) и Буддхи (Разум), или по др. версии - Риддхи (Удача, Способности), и 2 сыновей - Кшема (Процветание) и Лабха (Приобретение); в XX в. появился также культ его дочери - Сантоши Ма (Матери, несущей удовлетворение), к к-рой обращаются с просьбами о здоровье и об удачном браке.

Культ Г. сложился в сер. I тыс. по Р. Х. в ходе синтеза элементов разного происхождения. Прообразы Г., возможно, имеются уже в ведических текстах, в частности в образе слоноликого бога Дантина в «Майтраяни-самхите» Яджурведы и в Тайттирийя-араньяке. Однако культ Г. не является ведическим или брахманическим. Нек-рые черты внешности Г.- 3-й глаз, змея в виде пояса и змеи, вьющиеся по телу, экстатический танец, атрибуты в руках, а также нек-рые аспекты мифологии - связывают его с Рудрой (Шивой). Помимо шиваизма др. важным источником культа Г. стало бытовавшее в Индии с древнейших времен почитание слона. Ряд исследователей (Дхваликар, Нараян) предполагают, что на становление культа Г. оказала влияние индо-греч. традиция, а также местные доарийские представления о демонических существах - винаяках и якшах, известные с VII-V вв. до Р. Х.

Один из первых храмов Г., датируемый V-VI вв., находится в сел. Калам (Кадамбапура) в Махараштре. К IX-X вв. Г. превратился в одного из важнейших культовых богов, а затем в нек-рых направлениях индуизма он стал рассматриваться как Верховное, трансцендентное божество - персонификация Абсолюта. В XVIII в. Г. приобрел статус иштадевата (избранного божества) правителей Пуны и в его почитании появились нек-рые национальные и гос. черты. Особенно почитаются 8 храмов, посвященных Г. (аштавинаяка), расположенных на территории шт. Махараштра, среди к-рых важнейшим считается храм Маюрешвары в Моргаоне.

Г. посвящены четвертые лунные сутки каждой половины месяца (чатуртхи), к-рые особенно отмечаются в месяц бхадрапада (авг.-сент.). Эта практика (Ганеша-чатуртхи) известна в Зап. Индии с XIII в.; начиная с 1894 г. благодаря усилиям Бала Гангадхара Тилака и партии Индийский национальный конгресс это празднование получило массовый характер в Махараштре, а затем и по всей Индии.

Лит.: Getty A. Ganeśa: A Monograph on the Elephant-Faced God. New Delhi, 19712; Courtright P. B. Ganeśa: Lord of Obstacles, Lord of Beginnings. N. Y.; Oxf., 1985; Ganesh: Studies of an Asian God / Ed. by R. L. Brown. Albany; New Delhi, 1992; Krishan Y. Ganeśa: Unravelling an Enigma. Delhi, 1999; Глушкова И. П. Общеинд. бог Ганеша // Древо индуизма. М., 1999. С. 283-312.
С. И. Рыжакова
Ключевые слова:
Мифология древнеиндийская Индуизм. Пантеон Ганеша, один из важнейших и наиболее популярных богов индуизма, почитаемый также в джайнизме и некоторых направлениях буддизма
См.также:
ГАНГА крупная река Северной Индии; священная река в индуизме; богиня ведийской и индуистской мифологии
АГНИ важнейший божественный образ Ведийской религии
АДИ-БУДДА первобудда в буддизме ваджраяны
БАЛАРАМА в индуистской мифологии старший брат Кришны
БРАХМА индуистское божество
БРАХМАНЫ группа древнеинд. священных текстов, ритуальный и мифологический комментарий к Ведам