течение в индуизме, почитающее Ганапати (см. ст. Ганеша) в качестве верховного божества. Слоновоголовый Ганеша входит в общеиндуистский пантеон как бог, помогающий преодолевать препятствия, покровитель учености и искусств, предводитель свиты Шивы. Для Г. же Ганапати является воплощением Абсолюта (см. ст. Брахман), а все проч. божества - его второстепенными, вспомогательными формами.
Движение Г. возникло во 2-й пол. I тыс. по Р. Х., получило наибольшее распространение в Махараштре и на юге Индии. Из общеиндуистской священной лит-ры для последователей Г. особенно значимы Ганеша-пурана (XII в.) и Мудгала-пурана (XIV в.), содержащие мифы о подвигах Ганеши, ритуальные пособия и гимны; с XVII в. внутри традиции Г. создается много текстов на санскрите и маратхи. Анандагири (XIV в.) в Шанкара-дигвиджае упоминает 6 групп Г.; каждая из групп имеет особенности в ритуальной практике и почитает определенную форму божества (Махаганапати, Харидраганапати, Уччхиштаганапати и др.). Пик наибольшей популярности движения Г. пришелся на XVII-XIX вв., когда Г. удалось заручиться поддержкой маратхских правителей. Главные святыни расположены в окрестностях г. Пуны - это храмы и мурти (образы) Ганеши-Ганапати, сваямбху (необработанные камни) в виде слоновьей головы, а также места, связанные с жизнью почитаемых в традиции Г. святых.