Агамá 1) [санскр. , м. р.,- священная традиция], название особой категории текстов, создававшихся с нач. I тыс. по Р. Х. и противопоставляемых текстам вед (шруги, нигама). А. как «знание, получаемое из авторитетного источника» входит в число «средств достоверного познания» (прамана), признаваемых философией йоги. А. в этом значении отчасти совпадает со смрити - «передаваемым по памяти», преданием (в отличие от вед; впрочем, иногда - как, напр., в философии ньяя - термин «А.» прилагается к ведам и ведийскому знанию). Тексты А., состоящие обычно из кратких изречений - сутр, относятся ко всем основным течениям индуизма: вишнуизму, шиваизму и шактизму. По содержанию А. могут быть теолого-философскими, йогическими и ритуальными. Наиболее употребительны из них А., содержащие всевозможные ритуальные предписания. Ряд А. имеет тантристский характер.
Я. В. Васильков
2) [санскр. , ср. р.], или тантра [ ], священные тексты в религиозно-философской традиции кашмирского шиваизма. А. являются прежде всего обобщением определенной мистической и ритуальной практики соответствующего направления внутри шиваизма и, как правило, связаны с конкретной школой или сектой, с конкретным именем того или иного тантристского учителя. В своем трактате «Тантра-алока» (Свет тантры) философ-шиваит Абхинавагупта выделяет 3 основных направления внутри кашмирского тантризма: «дуалистический» шиваизм (объектом почитания здесь выступал Шива вместе со своей возлюбленной Шакти), «дуалистический-недуалистический» шиваизм (основанный на поклонении Шиве в его ипостаси бога Рудры) и «недуалистический» шиваизм (ориентированный на почитание «устрашающей» ипостаси Шивы - Бхайравы). Соответственно, первое течение насчитывает 10 основных А., второе - 18, третье, наиболее влиятельное,- 4 А. По др. счету, существуют 28 «главных» тантристских текстов (сиддханта-А.) и более 200 «вспомогательных» (упагама) произведений. Так или иначе, все эти тексты, считающиеся божественным откровением, описывают различные формы мистико-эротической практики тантризма, к-рая указывает адепту путь к освобождению от сансарного круга перерождений. Первоначально шиваитский тантризм существовал преимущественно в своей дуалистической форме, обычно именуемой «шайва-сиддханта», в дальнейшем это направление оказалось почти полностью вытесненным на юг Индии, в Кашмире же начал преобладать недуалистический шиваизм. Адепты агамического направления «Бхайрава» почитали Шиву в его грозном, яростном аспекте; «освобождение» метафорически соотносилось здесь с состоянием яростного божественного опьянения и космического огня, пожирающего собой весь мир. Сторонники агамической секты «Каула» (название восходит к Кула - одному из имен Шакти, означающему родовое начало как таковое) поклонялись разрушительному, эротически-необузданному жен. божеству. В дальнейшем именно секта «Каула» послужила основой главных религ. направлений в рамках кашмирского шиваизма, т. е. направлений «Трика», или «[Почитание трех богинь] трезубца [Шивы]», «Крама», или «Нисхождение [божественных сил]», и «Пара», или «[Почитание] Верховной [Богини]». Эзотерическая религ. практика, основанная на текстах А., подняла почитание Шакти (особенно в ее ипостаси жестокой и смертоносной богини Кали) на уровень, существенно выходящий за пределы чисто внешней обрядности. Теперь сам тантристский ритуал понимается как процесс внутренней самореализации адепта.