[санскр. ] , один из высших богов в индуизме, составляющий вместе с Брахмой и Шивой т. н. божественную триаду - тримурти. В инд. традиции имя В. толкуется как «проникающий во все», «всеобъемлющий» (от корня vi - входить, проникать), существует мнение и о неиндоевроп. происхождении имени В.
В ранней ведийской лит-ре В. занимает сравнительно скромное место: он упомянут в неск. гимнах Ригведы и лишь один гимн (I 154) посвящен ему целиком. В гимнах прославляются 3 шага В., к-рыми он измерил земные сферы. Уже в древнеинд. традиции эти шаги были истолкованы как движение солнца: от восхода через зенит к закату или через 3 мира. С мотивом «трех шагов» связаны постоянные эпитеты В.- Уругайя (Широкошагающий) и Тривикрама (Трижды шагнувший). В более поздних текстах этот мотив «трех шагов» получает развитие в сюжете об одной из аватар: в облике карлика Ваманы В. приходит за милостыней к узурпировавшему все 3 мира царю демонов Бали; тот соглашается уступить карлику столько земли, сколько он сможет отмерить 3 шагами; тогда В.-Вамана обращается в великана и покрывает 3 шагами все пространство (МБх. III 270 и сл.; Рам. I 29; Ваю-пур. II 36 и др.). В Ведах В. часто выступает как младший партнер Индры (отсюда имя Упендра - младший Индра) в мифе о борьбе против демона Вритры. Этот миф сохраняется и в более поздних мифологических сюжетах, но В. постепенно обретает главную роль (отсюда имя Атиндра - более великий, чем Индра).
В брахманах круг мифов, связанных с В., расширяется, В. совершает подвиги на благо угнетенных и притесняемых, к нему обращаются боги за помощью. В эпосе В. (либо его главные аватары - Кришна или Рама) становится центральным персонажем. Происходит постепенное отождествление целого ряда образов: В. и божества Нараяны, а также В. с Рамой, Кришной и др. антропоморфными и териоморфными персонажами, из к-рых складывается система аватар В.-Нараяны (см. Аватара). Из 18 главных пуран 6 посвящены В. («Вишну-пурана», «Нарадия-пурана», «Бхагавата-пурана», «Гаруда-пурана», «Падма-пурана», «Вараха-пурана»), но и в остальных, формально посвященных Брахме или Шиве, В. и его аватары занимают большое место. В пуранах разрабатывается концепция тримурти, согласно к-рой онтологически единые Брахма, В. и Шива имеют функции соответственно создателя, хранителя и разрушителя мироздания. Однако большинство вариантов этой концепции отводит В.-Нараяне высшее место в триаде, провозглашая его Абсолютом, источником, основой и сутью бытия. Подобные представления есть уже и в эпосе (напр., МБх. XII 17, XII 48). В одном из вариантов мифа о потопе (МБх. III 186-187) мудрец Маркандея, спасенный В. (к-рый в облике прекрасного юноши сидит на ветвях баньянового дерева), проникает в чрево божества и видит там всю вселенную: землю, небеса, людей, богов и т. д. Т. о., мир предстает как форма существования В. Согласно др. варианту мифа о потопе (МБх. III 194), В. в конце каждого мирового цикла (см. ст. Юга) вбирает в себя вселенную и погружается в сон, возлежа на тысячеглавом змее Шеше, плавающем по мировому океану. Когда В. просыпается и замышляет новое творение, из его пупа вырастает лотос, а из лотоса появляется Брахма, к-рый и осуществляет непосредственно акт творения мира.
Из др. мифов, связанных с В., следует назвать миф о пахтанье мирового океана, предпринятого богами и их противниками - асурами под водительством В.-Нараяны. В этом мифе В. превращается в гигантскую черепаху, служащую опорой для горы Мандары, к-рую боги используют в качестве мутовки; он же отнимает у демонов добытую амриту (напиток бессмертия), приняв облик прекрасной женщины, и играет решающую роль в последовавшей затем битве богов и асуров. Мотив торжества над злом и принятия для этой цели определенного облика составляет основное содержание мифов об аватарах В. (см. БхГ IV 7-8). Во всех своих проявлениях В. олицетворяет энергию, благоустрояющую космос. В различных мифологических и религ.-философских системах (напр., в вишнуизме) эта энергия, именуемая В., предстает во множестве обликов: от неописуемого абсолюта до личностного бога, к к-рому человек может испытывать сильную эмоциональную привязанность (бхакти). В Ведах В. наделен неопределенно антропоморфными чертами: он описывается как воинственный юноша большого роста. В сложившейся позднее иконографии В. обычно изображается возлежащим на змее Шеше или стоящим в полной боевой экипировке. В одной из 4 рук он держит чакру (букв.- круг, диск), специфическое оружие наподобие бумеранга, обладающее сверхъестественной силой, в др. руке - раковину, в 3-й - булаву (палица), в 4-й - лотос или лук. Цвет кожи В. темно-синий, одежды - желтый, как и у его аватар Рамы и Кришны, но в Махабхарате встречаются утверждения, что кожа В. принимает разный цвет в зависимости от юги. Супруга В.- Лакшми. Обычное местопребывание В.- райская обитель Вайкунтха, на вершине мифической горы Меру (МБх. III 160, 17-26). Его ездовое животное (вахана) - царь птиц Гаруда. В. имеет много различных имен, связанных или с его свойствами и атрибутами, или с мифическими подвигами его самого и его аватар. В Махабхарате есть раздел под названием «Гимн тысяче имен Вишну» (XIII 149). Среди наиболее важных имен В.: Хари (букв.- рыжевато-коричневый, но толкуется как избавитель), Говинда (пастух), Кешава (благоволосый), Мадхусудана (убийца демона Мадху), Мурари (враг демона Муры), Пурушоттама (лучший из людей или высший дух).