[Санскр. ; пали ; букв.- «затухание, угасание, иссякание [топлива страстей], успокоение, прекращение [страдания]»], основная сотериологическая категория буддизма, обозначающая состояние, приобретаемое в результате освобождения от страдания (духкха) в феноменальном пребывании в сансаре и от действия «закона кармы»; 3-я «благородная истина» буддизма, высшая и конечная цель религ. усилия, достигаемая преимущественно посредством практик йоги.
Термин «нирвана» также употребляется в джайнизме и индуизме в значении, близком к понятию «мокша». Считалось, что Н.- состояние, к-рое можно определить только через отрицательные характеристики: отсутствие страданий, желаний, иллюзий, необусловленностью причинно-следственными связями мирского существования и т. д., хотя и в «Трипитаке» (никаях), и в позднейших текстах есть позитивные характеристики Н. Так, в буддийском памятнике «Вопросы Милинды» (ок. 100 г. до Р. Х.) в беседе между царем Милиндой (Менандром) и буддийским монахом Нагасеной дается такое описание Н.: «С лотосом, государь, есть у нирваны одно общее свойство, с водою два свойства, с противоядием - три свойства, с океаном - четыре свойства… Как лотос, государь, нирвана ни одним аффектом не запятнана… Как вода освежает, остужает лихорадку и утоляет жажду уставших, точно так же, государь, нирвана освежает, остужает лихорадку аффектов, и нирвана утоляет жажду иметь, жажду быть, жажду избыть… нирвана, как противоядие, спасительна для терзаемых ядом аффектов, кладет конец всем страданиям, нирвана - нектар бессмертия… Как в океане, государь, не заводится падаль, так же точно в нирване не заводится падаль аффектов, нирвана, как океан, велика и безбрежна, все вместе существа наполнить ее не могут, нирвана обитель великих святых - непятнаемых, сбросивших путы, обретших силу… Затем, государь, как океан весь расцвечен цветами бесконечно разнообразного множества волн, так же точно нирвана вся расцвечена множеством бесконечно разнообразных цветов ведения и свободы» и т. д. Разница в описаниях Н. объясняется дифференциацией адресатов, к-рым преподается дхарма; она называется принципом приспособления к уровню аудитории (упая каушалья).
По мере развития буддизма, формирования различных вариантов буддийского учения разрабатывались концепции Н. В раннем буддизме (тхера-ваде) Н. есть состояние просветления, которое можно обрести еще при жизни тела. Именно ее достиг бывш. царевич Сиддхартха Гаутама под деревом бодхи, когда стал Буддой. В этот момент он не только достиг освобождения, но и узрел, что страдание (духкха) - сущность феноменального бытия, причина страдания лежит в волнении дхарм колеса сансары (сансара-чакра), а Н. есть прерывание цепей сансары, и провозгласил путь, ведущий к Н. (4 «благородные истины»). После физической смерти тела он достиг полной Н., называемой «махапаринирвана».
С т. зр. объективного описания процессов в подлинном и неподлинном состояниях Н. есть процесс затухания безначального волнения элементов - дхарм. Как отмечал Ф. И. Щербатской, буддизм - уникальная религия, в к-рой отсутствуют «обязательные» для др. религий понятия Бога и души: здесь, по его словам, все существует «враздробь» и нет вечных субстанций. Н. также есть особая дхарма - необусловленная (асанскрита) и вечный покой, к которому стремится каждая «волнующаяся» дхарма в сансаре, образуя с др. дхармами комплексы, из к-рых конструируются все живые существа (т. н. обусловленные дхармы - санскрита дхармы). Также с помощью специальных дхарм - чистой «мудрости» и др.- достигаются и пути к освобождению. В «Абхидхармакоше» (Энциклопедии Абхидхармы) Васубандху (IV-V вв.) указывается на 3 вида Н.: пространство (акаша), трактуемое чаще как пространство психического опыта; Н., достигаемая умозрением (прати-санкхья-ниродха); Н., достигаемая праксисом - йогической психотехникой (апрати-санкхья-ниродха).
Проблема соотношения сансары и Н. привела к тому, что каждая из философских школ буддизма (вайбхашика, саутрантика, йогачара и мадхьямака) дала свою формулу этого соотношения. Парадокс состоит в том, что позиции буддийских школ относительно асубстанциального понятия Н. приходится описывать с помощью европ. философского языка, категорий «бытие», «небытие», «реальность», «нереальность». Различия между буддийскими философскими школами в понимании соотношения сансары и Н. были указаны в схематическом виде Щербатским: вайбхашики признают реальность как сансары, так и Н.; саутрантики, соглашаясь с реальностью сансары, отрицают реальность Н.; йогачары же и мадхьямаки отрицают реальность сансары, только первые из них признают Н. реальной, а вторые и ее считают нереальной. Положение мадхьямаки о нереальности сансары и Н. принято махаяной, в связи с чем появляется новая концепция Н. по сравнению с тхеравадой. Здесь подлинной реальностью провозглашается не безначальный поток дхарм (дхармы объявляются такой же иллюзией, как и их проявления в феноменальном мире), а Абсолют (Таттхата), безатрибутный и рационально непознаваемый. Абсолют отождествляется с Буддой в «теле дхармы» (дхарма-кая), он провозглашается вездесущим и изначально присутствующим в каждом существе. Н., или «буддовость», также отождествляется махаянистами с Абсолютом. Наличие в каждом Абсолюта, или качества Будды, обусловливает гарантированное достижение каждым Н., хотя путь к этому успокоению Абсолюта лежит через индивидуальные усилия каждой личности: «...спасая себя, индивидуум тем самым спасает все истинно-сущее, частью которого он является» (Розенберг. 1991. С. 193). Такая концепция Н. расширила понятие бодхисаттвы в махаяне как достигшего Н. Будды, вернувшегося в сансару спасать др. людей.
При рассмотрении в сравнительном аспекте метафизической характеристики Н. в буддизме и джайнизме вопрос о высшем личном боге снимается, поскольку концепция освобождения у буддистов и джайнов не имеет признаков субстанциальности, они отрицают и единого личного бога, и высшее безличное (божественное) всеединое - Ишвару, Брахмана, высший Параматман и др.; также в обеих этих религиях разработаны антитеистические аргументы - по инд. терминологии, ниришвара-вада. Фундаментальной причиной зависимости, причиной сансары и ее условием, т. е. антиподом Н., в буддизме объявляется авидья (незнание) как последнее звено в круговороте-цепи 12 нидан, или стадий впадения в полное страданий феноменальное бывание. Авидья - причина зависимости, существенно отличающаяся от идеи греха в монотеизме, имеет статус общеинд. архетипа; в буддизме же смысл авидьи видится в том, что это ложное самоотождествление сознания своего «я» («я» в буддизме также является ложной конструкцией и следует из учения об анатма-ваде - отсутствии индивидуальной души-атмана) с желаниями и жаждой «становления», которые неизбежно ведут к страданию. Потому достижение Н. в буддизме связано с высшим знанием (видья, праджня), уничтожающим авидью, к-рое составляет важную часть восьмеричного сотериологического пути, своеобразным «локомотивом» достижения религ. идеала, по крайней мере для искусных в йоге адептов. Такое «гностическое» содержание буддийской сотериологии согласуется с тем, что инд. идеалы Н. и мокши находятся «по ту сторону» добра и зла, или нравственного закона, включенного в цепь кармы - сансары. Будда вещает: «Я называю брахманом [мудрецом] того, кто здесь избежал привязанности и к доброму, и к злому, кто беспечален, бесстрастен и чист» (Дхаммапада. 1960. С. 128). Это показывает, что сотериологический идеал в буддизме находится вне сферы нравственности, хотя на пути достижения Н. невозможно обойтись без этических норм.