Илья Евграфович (6.07.1870, Уфа - 21.07.1947, Москва), московский архитектор, художник, представитель стиля модерн, историк архитектуры. Род. в семье ремесленника, владельца скобяной лавки. После окончания Уфимской гимназии учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1887-1890, не закончил), одновременно работал в мастерской архит. А. С. Каминского. Завершил архитектурное образование на строительном отд-нии Цюрихского политехнического ин-та (1891-1894). Там же познакомился с купцом И. А. Морозовым, для текстильной фабрики к-рого сделал неск. орнаментальных рисунков. В годы учебы в Швейцарии изучал историю европ. архитектуры, сотрудничал с Обществом швейцарских зодчих в Базеле.
В 1894 г., после возвращения в Москву, работал в строительной конторе Московского купеческого об-ва, руководил постройкой зданий Московской духовной консистории; работал в мастерской А. Е. Вебера, в 1895-1896 гг.- в мастерской Ф. О. Шехтеля, затем открыл собственное архитектурное бюро. В 1896 г. примкнул к художественному кружку С. И. Мамонтова, в 1898-1899 гг. сотрудничал с керамическими мастерскими «Абрамцево». В 1900 г. получил свидетельство Техническо-строительной комиссии МВД на право производства работ по гражданскому строительству и дорожной части. Совместно с худож. К. А. Коровиным проектировал в неорус. стиле павильоны для Всемирной выставки в Париже (1900, не сохр.). В 1900-1905 гг. архитектор Иверской общины Красного Креста. Вместе с И. А. Фоминым и Шехтелем Б. был инициатором выставки «Архитектура и художественная промышленность Нового стиля» (Москва, 1902), во многом способствовавшей распространению стиля модерн в застройке Москвы.
Б.- архитектор московских старообрядческих храмов Воскресения Христова и Покрова Божией Матери в Токмаковом пер., 17 (1907-1908). Им же были построены церкви Покрова Божией Матери (Успенско-Покровская старообрядческая община белокриницкого согласия) в М. Гавриковом пер., 29 (1911-1912), свт. Николая на М. Андроньевской ул. (1910) в Москве, а также Захарьинская ц. в Богородске (совр. Ногинск) (1911-1912), перестроен собор в г. Шуя (1912). Фасады большинства храмов, возведенных по проектам Б., были украшены майоликой мастерских «Абрамцево», в пластике построек заметно влияние новгородской архитектуры. Из гражданских сооружений по проекту Б. построены в Москве приют на Госпитальной ул. (1906), особняк на Пречистенской наб., 3.
Б. был организатором «Кружка любителей искусств» по изучению эпохи ампира (1908), устроителем разд. «Москва в эпоху Отечественной войны» на юбилейной выставке в память войны 1812 г., одним из создателей «Исторической выставки архитектуры» (1913), где были впервые представлены чертежи Д. И. Жилярди и А. Г. Григорьева, найденные им в Императорском Российском Историческом музее.
После 1917 г. Б. занимался организационной и историко-архитектурной работой. С 1918 г. член коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР. В течение 2 лет возглавлял Комиссию по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, в состав к-рой входили Ю. А. Олсуфьев, свящ. Павел Флоренский. В 1919 г. Б. стал первым руководителем музея «Старая Москва». В 1919-1921 гг. был директором Управления художественных музеев в Уфе. В кон. 20-х - 30-х гг. Б. вернулся к активной архитектурной практике, разработав и осуществив перестройку ряда музейных зданий и учреждений в Москве и в др. городах. В 1945-1946 гг. участвовал в восстановлении Путевого дворца в Твери (архит. Казаков). Работал в архитектурных подразделениях различных гос. учреждений, а также в Главном управлении охраны памятников архитектуры и в Музее русской архитектуры.
Б.- автор ряда историко-архитектурных исследований по зодчеству Москвы, в т. ч. первой монографии о творчестве архит. М. Ф. Казакова. В 30-х гг. написал мемуары, в к-рых отразилась художественная и культурная жизнь Москвы нач. XX в.