Юрий Александрович (27.10.1878, С.-Петербург - 14.03.1938, Бутовский полигон НКВД, Московская обл.), историк и теоретик средневекового искусства, музейный деятель, реставратор. Происходит из графской ветви рода Олсуфьевых. По окончании юридического фак-та С.-Петербургского ун-та (1902) занимался историко-краеведческой и общественной деятельностью (председатель Тульского отдела Об-ва защиты и сохранения памятников искусства и старины, участвовал в подготовке серии книг «Памятники искусства и старины Тульской губернии», работал в Московском археологическом ин-те, вел археологические раскопки на Куликовом поле). Жил в родовой усадьбе Красные Буйцы (ныне Богородицкий р-н Тульской обл.). В 1908-1917 гг. возглавлял Комитет по строительству храма-памятника во имя прп. Сергия Радонежского на участке, выделенном семьей О. на Куликовом поле (архит. А. В. Щусев, иконы для храма написали В. А. Комаровский и Д. С. Стеллецкий, утварь изготовил Ф. Я. Мишуков (см. ст. Мишуковы)). Стараниями Софьи Владимировны, жены О., при храме была устроена жен. монашеская община и организована мастерская шитья. В 1915-1917 гг. командирован Всероссийским земским союзом на Кавказ в качестве главы Закавказского фронтового комитета.
С марта 1917 г. по совету оптинского старца прп. Анатолия (Потапова) О. поселился в Сергиевском посаде (в 1919-1930 г. Сергиев, ныне Сергиев Посад) и до конца жизни занимался спасением церковного художественного наследия, его музеефикацией и реставрацией. С осени 1918 г. активно включился в административную и исследовательскую работу сначала в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, которая была промежуточным учреждением на пути превращения мон-ря в музей (с 28 окт. 1918 - зам. председателя, с осени 1919 по март 1920 - председатель), после учреждения музея в 1920 г. работал в нем на различных должностях (с 1920 - внештатным экспертом по древнерус. живописи и миниатюре, с 1925 - зав. отделом «Эмали, скани, чернь, финифть, резьба по дереву, металлу и кости», с 1926 - хранителем древнерус. живописи, с 1927 был членом правления музея). Вместе со свящ. П. А. Флоренским О. произвел инвентаризацию ризницы Троице-Сергиевой лавры с полным научным описанием предметов. Выступил инициатором издания и автором первых каталогов собрания икон, рукописей, предметов декоративно-прикладного искусства (некоторые тексты О., напр. описание икон из иконостаса Троицкого собора, до сих пор считаются непревзойденными по научной полноте, см.: Вздорнов. 2006. С. 189). Вел наблюдения за реставрацией архитектуры, росписей, икон (в т. ч. в кон. 1918 - нач. 1919 составил протокол о раскрытии иконы «Св. Троица» письма прп. Андрея Рублёва). Организатор выставок (напр.: 1924. Искусство XIV и XV вв.). В 1920 г., опасаясь поругания мощей прп. Сергия Радонежского, вместе с архим. прмч. Кронидом (Любимовым), со свящ. Павлом Флоренским и с др. единомышленниками тайно изъял из раки и спрятал у себя дома честную главу преподобного (возвращена в 1946; Андроник (Трубачёв), игум. Судьба главы прп. Сергия // ЖМП. 2001. № 4. С. 36-37). В янв.-марте 1925 г. находился в Бутырской тюрьме под арестом по обвинению в антисоветской деятельности. В мае 1928 г. в связи с угрозой повторного ареста был вынужден вместе с семьей уехать из Сергиева и жить в дальних поселках Подмосковья. В 1928 г. по приглашению И. Э. Грабаря стал сотрудником Центральных реставрационных мастерских в Москве (в 1931-1934 - зав. секцией реставрации памятников древнерусской живописи). Участвовал в подготовке 1-й зарубежной выставки шедевров древнерус. искусства (1929-1932). После ликвидации реставрационных мастерских в 1934-1938 гг. был зав. секцией реставрации древнерус. живописи в ГТГ. Провел огромную работу по раскрытию, изучению и спасению памятников иконописи и храмовой росписи. Участвовал в многочисленных полевых экспедициях, посетив ок. 30 городов и мон-рей, исследовал состояние сохранности и осуществил расчистку настенных росписей в храмах Новгорода (напр., росписи нач. XV в. в Сковородском мон-ре), Ст. Ладоги, Пскова, Ростова, Ярославля, Вологды, Костромы. Констатировав недостатки реставрационной техники 10-х гг. XX в., разрабатывал и испытывал новые способы укрепления красочного слоя для живописи разного времени. Помимо музейной работы и реставрационной практики занимался теоретическими исследованиями: онтологией иконного образа, вопросами стиля и художественных школ в древнерус. живописи. Неоднократно обращался в исследованиях к иконе «Св. Троица» прп. Андрея Рублёва, которую рассматривал как «лучшее произведение лучшей эпохи» и «воплощенную идею прп. Сергия». Полагая, что художественный язык иконы лишен случайности, особое внимание уделял проблеме устойчивых особенностей формообразования, характерных для иконописи различных периодов. Арестован 24 янв. 1938 г., расстрелян 14 марта, реабилитирован в 1989 г.