Григорий Григорьевич (29.04(11.05).1810, С.-Петербург - 30.01.1893, Шательро, Франция), рус. кн., художник, архитектор, график, вице-президент АХ, член ученых об-в, коллекционер. Из семьи дипломата, с 1816 г. жил с родителями в Париже, с 1822 г.- в Риме, где брал уроки живописи у К. П. Брюллова. Учился в колледже Толомеи в Сиене (1822-1826), с 1829 г. состоял актуариусом при рус. посольстве в Париже. Посещая лекции по строительству и архитектуре в Сорбонне, музеи и мастерские художников, Г. увлекся офортом и книжной иллюстрацией (рисунки и гравюры этого периода хранятся в ГРМ и ГТГ). Накануне июльской революции 1830 г. во Франции Г. перебрался в Италию, в апр. 1832 г.- в С.-Петербург, где был определен в Азиатский департамент МИДа, в 1833 г. пожалован в камер-юнкеры. В 1834-1837 гг. Г. служил в рус. посольстве в К-поле, ездил в экспедиции по М. Азии для ознакомления с памятниками искусства и архитектуры, в 1837-1839 гг. служил при рус. посольстве в Мюнхене. В 1840 г. откомандирован на Кавказ, где участвовал в военных действиях, занимался введением нового гражданского устройства в Закавказье; с 1858 г.- генерал-майор. Награжден орденами св. Анны 3-й степени с бантом (1841), св. Станислава 3-й степени (1841), св. Владимира 4-й степени (1855), св. Владимира 3-й степени с мечами (1856).
В 30-40-х гг. Г. выполнил ряд книжных иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина («Руслан и Людмила», «Пиковая дама» и др., 1832-1833), В. А. Соллогуба («Тарантас», 1845). На Кавказе Г. был тесно связан с М. Ю. Лермонтовым, совместно с к-рым исполнил ряд акварелей («Валерик», «Схватка в горах», 1840, ГРМ). В 1848 г. был назначен в распоряжение главнокомандующего Кавказским корпусом гр. М. С. Воронцова, с тем чтобы «был употреблен в научном и артистическом отношении».
В 1848-1855 гг. жил в Тифлисе, принимал активное участие в культурной жизни Грузии. Г. реставрировал фрески собора в Мцхете, в 1853-1854 гг. укреплял старую живопись и выполнил новые росписи в визант. стиле в соборе Сиони (Успения Пресв. Богородицы) в Тифлисе, впервые в России применив энкаустический способ живописи (росписи утрачены в 1992-1993). Занимался реставрацией, в т. ч. Анчийского Спаса. По свидетельству П. Иоселиани, Г. реставрировал миниатюру с портретом Шота Руставели (XV в. (?), ГМИГ) из рукописи «Витязь в тигровой шкуре» (т. н. список Зазасеули - Кекел. Q-1082, XVII в.). Исследовал процесс влияния визант. искусства на груз. и арм. архитектуру. Его теоретические разработки нашли воплощение в архитектурных проектах, к-рые были использованы при сооружении военного собора и гимназической церкви в Тифлисе, церквей в Дербенте, Кутаиси, Шуше, Екатеринодаре, Алагире, оперного театра в Тифлисе (совместно с архит. Скудьери). Он создал графические портреты представителей груз. аристократии (М. К. Орбелиани, Д. А. Чавчавадзе, 40-е гг. XIX в., ГРМ), виды старого Тифлиса, пейзажи, картины на сюжеты из повседневного городского быта, серию этнографических зарисовок, живописные полотна («Сражение при Ахатли», 1841, ГРМ; «Свидание генерала Клюкке фон Клюгенау с Шамилем», 1849, ГТГ, и др.). За труды по художественной и строительной части Г. был награжден орденом св. Анны 2-й степени с имп. короной (1853).
С 1852 г. Г. состоял при президенте АХ вел. кнг. Марии Феодоровне. В 1859-1872 гг. вице-президент, с 1860 г. почетный член АХ. Участвовал в разработке нового устава АХ; проводил реформы в сфере образования (ввел курс истории изящных искусств); был инициатором создания класса правосл. иконописания, костюмного класса. По предложению Г. при АХ был создан музей визант. и рус. древностей, основу к-рого составили иконы и церковная утварь, конфискованные у старообрядцев и хранившиеся в Мин-ве внутренних дел, коллекция П. И. Севастьянова, собранная во время экспедиции на Афон, и коллекция Г., включавшая произведения раннего итал. Возрождения, копии с икон, фресок, памятников древности, сделанные Г. во Владимире, в Ярославле, в Ростове, в Суздале, в Костроме.
Г. принадлежат проект отделки, росписи, иконы для иконостаса (1859-1860) ц. свт. Николая в Мариинском дворце вел. кнг. Марии Николаевны (росписи восстановлены в 1979-1988 по эскизам Г.), часть росписи интерьера, иконы, эскизы светильников (до 1870) ц. Св. Троицы при дворце принца А. П. Ольденбургского в С.-Петербурге, росписи неск. церквей близ Карачарова Клинского у. Московской губ. (ныне Тверская обл.), эскиз интерьера и мозаики над главным входом Преображенской ц. в Баден-Бадене (1882), иконы для ц. Покрова на Боровой ул. в С.-Петербурге (1892), Ментонской ц. во Франции (1893).
Г. являлся действительным членом (1862), управляющим Отд-нием зап. и классической археологии (1864), помощником председателя РАО, действительным и почетным членом Об-ва поощрения художеств, в 1877 г. одним из членов - учредителей ОЛДП.
В 72-м - 90-х гг. XIX в. совершал путешествия по М. Азии, Италии, Сицилии, Египту. Основные исследовательские интересы Г. лежали в области изучения памятников визант. стиля. В отличие от др. ученых историю визант. искусства и его влияния на родственные культуры Г. представлял в виде стройной научной системы, связанной с историческими и политическими событиями того или иного периода. Рассматривал проблему национального в рус. искусстве, связанном с визант. традицией. Будущее рус. искусства Г. связывал с развитием русско-визант. стиля, призывая архитекторов обращаться к традициям и памятникам Владимира, Суздаля, Ростова, Ярославля, Костромы, Юрьева-Польского, Москвы. Он выпустил альбомы с воспроизведением миниатюр из визант. рукописей, мозаик равенских церквей, рельефов древнерус. храмов XI-XII вв., деревянной резьбы, отражавшие влияние Византии на рус. искусство.
В 1891-1893 гг. Г. жил во Франции; похоронен в имении Карачарово. В 1910 г. в С.-Петербурге состоялась юбилейная выставка произведений Г.