Иван Сергеевич (Иоанн Ксаверий; 20.07.1814, Москва -8(20).07.1882, Париж), кн., пресвитер-иезуит, видный деятель рус. католицизма. Сын члена Гос. совета кн. С. И. Гагарина и В. М. Гагариной (урожд. Пушкиной). Получив домашнее воспитание, 15 мая 1831 г. Г. поступил на службу в Гос. коллегию иностранных дел и стал студентом ее московского архива. 1 сент. 1832 г. после сдачи экзамена произведен в актуариуса. 4 мая 1833 г. зачислен «сверх штата» в рус. миссию в Мюнхене, возглавляемую его дядей. В Мюнхене Г. совмещал дипломатическую деятельность с изучением правоведения и лит-ры, посещал лекции в Мюнхенском ун-те, познакомился с философом Ф. В. Й. Шеллингом и рус. поэтом Ф. И. Тютчевым. В 1836 г. Г. был отозван в С.-Петербург, где 19 янв. пожалован придворным званием камер-юнкера и 30 янв. назначен 3-м секретарем канцелярии в Департамент внешних сношений Мин-ва иностранных дел. В С.-Петербурге князь общался с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, П. А. Вяземским, во время визитов в Москву часто бывал у П. Я. Чаадаева, оказавшего большое влияние на взгляды Г., принимал участие в дискуссиях между западниками и славянофилами. В 1839-1840 гг. состоял членом кружка «Les Seize» (Шестнадцать), в к-рый входили М. Ю. Лермонтов, Ю. Ф. Самарин и др.
29 июля 1837 г. Г. был отправлен курьером в рус. дипломатическую миссию в Лондоне. С 13 апр. 1838 г. состоял «сверх штата» при рус. посольстве в Париже, 12 дек. того же года назначен 3-м секретарем Мин-ва иностранных дел с оставлением при посольстве, 7 мая 1840 г. назначен младшим секретарем рус. посольства в Париже. 16 апр. 1841 г. получил чин титулярного советника. В Париже князь посещал салон его перешедшей в католицизм родственницы С. П. Свечиной, где познакомился со мн. известными деятелями того времени: Ш. Ф. де Монталамбером, А. Ф. П. де Фаллу, аббатом Ф. Р. де Ламенне и др. Нек-рые парижские друзья Г. (Ф. Голицын, Н. Трубецкой и др.) были приверженцами католицизма и повлияли на возникновение у Г. религ. исканий. В это же время Г. начал изучать работы Ж. де Местра, к-рые способствовали формированию особых симпатий к иезуитам. В стремлении найти выход из духовного кризиса Г. обращается к правосл. полемическим произведениям, однако высказываемые в них антикатолич. доводы находит неубедительными. В письме к Самарину (февр. 1842) Г. писал о несостоятельности опровержений католич. вероучения, изложенных А. Н. Муравьёвым в соч. «Правда Вселенской Церкви о Римской и прочих Патриарших кафедрах», признаваясь впосл., что именно богословская слабость этой книги окончательно повлияла на его решение о переходе в католичество.
27 марта 1842 г. Г. получил назначение младшим секретарем рус. посольства в Вене. Перед отбытием в Вену 7 (19) апр. в часовне Свечиной в Париже католич. пресвитером-иезуитом Г. К. де Равиньяном Г. тайно был присоединен к католицизму. В июне того же года Г. в последний раз посетил Россию; в авг. 1843 г. подал прошение об отставке «по домашним обстоятельствам» и 10 авг. вступил в новициат иезуитского мон-ря Сент-Ашёль (близ Амьена, Франция). Находясь в новициате, 8 февр. 1845 г. Г. направил генеральному настоятелю иезуитов пресв. Й. Ротану 2 доклада - «Mémoire sur le schisme et la nationalité slave» (Записка о схизме и славянах) и «Mémoire sur le schisme des Russes» (Записка о русской схизме), в к-рых предлагал основать специальный схоластикат для подготовки миссионеров-иезуитов среди славян, организовать иезуитские коллегии для слав. народов в Австрии и основать миссии в Боснии и Болгарии для обращения в католицизм «славян-схизматиков», однако это предложение Г. не получило поддержки. С 1845 по 1849 г. Г. проходил курс богословских наук в иезуитской коллегии, по окончании к-рого был рукоположен во пресвитера и направлен преподавателем церковной истории в иезуитских коллегиях Бружелетта и Лаваля. В 1854 г. российские власти заочно осудили Г. вместе с И. М. Мартыновым и С. С. Джунковским, приговорив их к лишению всех прав состояния за самовольное пребывание за границей и переход в католичество. В том же году Г. посетил Рим, где лично представил новому генеральному настоятелю ордена иезуитов пресв. П. Бексу доклад «Notice sur l'action de Société de Jésus sur la conversion de l'Orient et notamment de la Russie» (Заметка о деятельности Общества Иисуса по обращению Востока и особенно России), предлагавший проект работы по католич. пропаганде среди слав. народов с помощью специальных культурно-религ. центров и издания католич. лит-ры. С одобрения Бекса Г. вернулся во Францию и в окт. 1855 г. вместе с рус. иезуитами Мартыновым и Е. П. Балабиным в Версале организовал Общество святых Кирилла и Мефодия (uvre des SS. Cyrille et Methode ), целью к-рого было изучение Православия, рус. духовности и культуры. В 1856 г. в Париже Г. была основана Славянская б-ка (позже перемещенная в пригород Парижа Мёдон, ныне ее фонды хранятся в Лионе), с 1857 г. совместно с пресвитером-иезуитом Ш. Даниелем он стал издавать ж. «Études de théologie, de philosophie et d'histoire», в первых номерах к-рого особое место уделялось богословским и историческим статьям о России и правосл. Востоке.
В 1856 г. Г. подготовил и выпустил в Париже соч. «La Russie sera-t-elle catholique?» (рус. пер.: О примирении Русской Церкви с Римскою (букв.- «Будет ли Россия католической?») / Пер. И. Мартынова. П., 1858; То же // Символ. 1982. № 8. C. 205-243). Книга явилась продолжением полемики Г. с Самариным и И. В. Киреевским в 40-х гг. XIX в. Выдвигая тезис о различии католицизма и польск. национальной идеи, Г. пытался доказать, что принятие католицизма Россией «не превратит ее в Польшу» и будет способствовать «обоюдновыгодному» возвышению России и Римско-католической Церкви: обращение России в католичество позволило бы католич. Церкви достичь Азии и Дальн. Востока, обратить в христианство Китай и Индию и тем самым нанести поражение исламу, в то время как Русская Церковь, сохранив при воссоединении с католицизмом свои древние обряды и устройство, обрела бы в лице Римского папы защитника от «притязаний светской власти». По мнению Г., если Россия не выберет путь католицизма, ее в ближайшем будущем будут ожидать неизбежный переворот или революция. Книга вызвала огромный резонанс как в правосл., так и в католич. среде. С правосл. стороны с критикой «бывшего соотечественника и единоверца, а ныне отступника Православия, живущего в чужих краях» выступили прот. И. К. Яхонтов, А. С. Хомяков, Муравьёв, Самарин и др. Резкая критика книги Г. была помещена в парижском правосл. ж. «L'Union chrétienne», в польск. католич. газ. «Сzas» и англ. «The Rambler». Идеи Г. нашли поддержку у И. С. Тургенева и оказали влияние на барона А. фон Хакстхаузена, организовавшего в Падерборне встречу Г. с католич. епископами, итогом к-рой стала организация «молитвенного движения за воссоединение Церквей».
С 1859 г. Г. активно участвовал в миссионерской работе на Ближ. Востоке, где им и франц. математиком О. Л. Коши было основано Об-во школ Востока (Œuvre des Écoles d'Orient), целями к-рого были организация и финансирование католич. школ и миссионерство среди мусульман и вост. христиан. Совместно с Балабиным Г. в качестве духовника сопровождал группу франц. паломников, посетивших в 1859 г. Сирию и Палестину. С 1862 г. Г. находился в миссиях в Газире и Бейруте, где преподавал церковную историю в католич. ун-те св. Иосифа и в иезуитских коллегиях. В 1862 г. им вновь была выдвинута инициатива создания особого отд-ния пресвитеров-иезуитов византийского обряда и организации рус. католич. миссии в Иерусалиме для проведения миссионерской работы среди рус. правосл. паломников. В 1864 г. из-за ухудшения здоровья Г. был вынужден вернуться во Францию. Он преподавал в Лавале (1864-1865), в Версале (1866-1870) и затем в Париже (до 1880), где в качестве духовника окормлял кружок бывш. выпускников иезуитских коллегий. Отпевание Г. по лат. обряду состоялось в парижской ц. Сент-Мадлен. Погребен на кладбище Монпарнас в Париже.
Г.- автор большого количества статей и полемических заметок, опубликованных в различных изданиях («Études», «Le Correspondent», «Contemporain», «Journal de Bruxelles», «L'Univers» и др.). С 1979 г. в ж. «Символ» регулярно помещались ранее не изданные статьи и письма Г., хранящиеся в фондах Славянской б-ки.
Г. также издавал труды др. писателей и мыслителей. В 1862 г. им впервые были изданы избранные произведения Чаадаева, в 60-70-х гг.- исторические анекдоты де Местра, мемуары папского нунция в С.-Петербурге архиеп. Дж. А. Аркетти, материалы по истории иезуитов в России и Белоруссии и др. Собранные Г. до 1836 г. рукописи Тютчева в 1874 г. были переданы И. С. Аксакову, подготовившему их издание в 1879 г.