[Франц. Labbé] Филипп (10.07.1607, Бурж, Франция - 16 или 17.03.1667, Париж), пресвитер ордена иезуитов; франц. историк, богослов, филолог, географ, видный представитель эрудитской эпохи развития европ. науки. В 1623 г. Л. вступил в орден иезуитов, получив там возможность реализовать свои таланты в научной сфере. Занимался изучением лит-ры, богословия, философии и риторики. Преподавал в Кане, Бурже, в иезуитской коллегии Клермон в Париже, где c 1661 г. занимал пост профессора теологии. С 40-х гг. XVII в. почти ежегодно публиковал монографии и брошюры. Наряду с Д. Пето считался лучшим представителем иезуитской научной школы во Франции. Известны ок. 80 работ Л. Большинство из них освещают вопросы изучения греч. языка, истории религии, Церкви и древностей Франции. Л. принадлежит также авторство неск. гимнов Христу и Пресв. Богородице. Значительное число мелких заметок на латыни по различным вопросам - от истории лит-ры до схоластики - составили обширный архив и были опубликованы после смерти иезуита. Л., как и мн. ученые его времени, пользовался покровительством франц. королевского двора и лично кор. Людовика XIII, интересовавшегося христианскими древностями. В 1645 г. под рук. Л. в королевской типографии Лувра было начато издание фундаментального свода византийских исторических трудов - Сorpus Historiae Byzantinae (известен также как «Парижский корпус» - Corpus Parisinum). Нек-рые из визант. произведений публиковались впервые («Хронография» Феофана Исповедника, хроники Георгия Синкелла, Михаила Глики и др.), т. о. представлялась возможность взглянуть на историю Византии как на самостоятельный раздел истории христианского мира. В соответствии с политической идеологией Франции своей эпохи Л. видел в Византии достойный образец для развития монархической государственности. В издании «Парижского корпуса» вместе с Л. принимали участие лучшие ученые XVII в., в т. ч. П. Пуссен, Ж. Гоар, Ф. Комбефис, Ш. А. Фабро, Ш. Дюканж. Выпуск 42 томов был завершен в 1711 г. и до появления более совершенных изданий в XIX в. «Парижский корпус» сохранял значение главного свода византийских источников. В трактате «О создателях византийской истории» (De Byzantinae historiae scriptoribus. P., 1648) Л. обобщил различные взгляды на визант. историографию и хронистику. Важнейшим достижением в исследовании истории Церкви стало предпринятое им. 18-томное издание древнегреч. и лат. документов Вселенских и Поместных Соборов древней и средневек. Церкви (Sacrosancta concilia ad regiam editionem exacta. P., 1671-1672). В ходе работы над этим сводом Л. в числе проч. материалов впервые опубликовал сведения почти о 30 ранее не исследовавшихся Соборах Западной Церкви. После смерти Л. издание завершил его сотрудник ученый-иезуит Г. Коссар. Свод документов Соборов Л. наряду с изданием Ж. Ардуэна (Hardouin J. Conciliorum collectio regia maxima. P., 1714-1715) лег в основу единственного полного рус. перевода Деяний Вселенских Соборов, к-рый публиковался в КазДА с 1859 г. Отдельный труд Л. посвятил Тридентскому Собору Римско-католической Церкви (Sacrosancti et oecumenici Tridentini concilii… canones et decreta. P., 1667). Признан и вклад Л. в классическую филологию; кн. «Основы греческого языка» (Tirocinium Linguae Graecae. P., 1648) выдержала более 10 переизданий. Л. посвятил ряд трудов хронологии мировой истории, стремясь согласовать сведения из Свящ. Писания с данными из истории античного мира (Concordia sacrae et profanae chronologiae annorum 5691 ab orbe condito ad hunc Christi annum 1638. P., 1638; Les tableaux methodologiques de la geographie royalle: Historiae sacrae prodromus. P., 1646; Concordia chronologica: Тechnica et historica. P., 1670). Л. составил ряд указателей древних рукописей, библиографических каталогов (Nova bibliotheca manuscriptorum. P., 1653; Bibliotheca anti-Ianseniana. P., 1654; Sanctorum Patrum theologorum scriptorumque ecclesiasticorum utriusque testamenti bibliotheca chronologica. P., 1659; Bibliotheca bibliothecarum. P., 1664).