[франц. Bouyer] Луи Жан (1913, Париж - 22 окт. 2004, Там же), иером., франц. католич. богослов, библеист и литургист. Родился в протестант. семье. Учился в Париже и Страсбурге. До 1939 г. служил лютеранским пастором, но изучение церковной истории и святоотеческого богословия привело его к мысли о переходе в католичество. Он вступил в монашескую конгрегацию ораториан, а в 1944 г. был рукоположен во пресвитера. В 1942-1946 гг. Б. учился в Католическом ин-те в Париже, где получил степень д-ра теологии, защитив дисс. о прп. Антонии Великом. В 1946-1960 гг. занимал должность зам. профессора на кафедре аскетического и мистического богословия в том же ин-те. Регулярно читал лекции в ун-те Нотр-Дам (США). Долгое время был членом Международной теологической комиссии. В 1961 г. переехал в Нормандию и поселился в бенедиктинском аббатстве Сен-Вандрий. Последние годы в связи с тяжелой болезнью проживает в Париже.
Тематика работ Б. касается вопросов экзегетики, патрологии, догматики, сакраментологии, литургики. В круг интересов Б. в разное время входили средневек. схоластика и мистика (исследования о цистерцианцах, прп. Симеоне Новом Богослове), гуманизм (Т. Мор, Эразм Роттердамский), протестант. теология и англиканство (К. Барт, кард. Дж. Г. Ньюмен). Хотя Б. всегда был увлечен историческим прошлым, стремился по-новому осмыслить и воссоздать целостный образ каждой эпохи (3 тома «Истории христианской духовности»), но при этом он не оставался в стороне и от модных интеллектуальных течений своего времени: предостерегал от чрезмерного увлечения трудами П. Тейяра де Шардена, участвовал в полемике вокруг структурализма и новой герменевтики.
Написанный Б. очерк библейского богословия («О Библии и Евангелии») признается одной из наиболее значительных работ в этой области в XX в. Б. рассматривает ВЗ и НЗ как последовательные фазы Откровения, а ветхозаветное предание, сохранившееся в виде апокрифов и устных изречений, вошедших в состав иудейских сборников, как необходимое связующее звено между Заветами, свидетельствующее о непрерывности Свящ. Предания и единстве народа Божия. Б. выступает против общего для протестантов принципа опоры только на Свящ. Писание, являющееся, по словам Б., частью живой традиции, многообразие форм к-рой не нарушает фундаментальной целостности.
Экклезиологическая проблематика развивается Б. в кн. «Церковь Божия» (L' Église de Dieu: Corps du Christ et Temple de l'Esprit. P., 1970), в к-рой история ВЗ представлена как предыстория христ. Церкви.
С момента своего обращения Б. активно участвовал в движении за литургическое обновление и экуменический диалог, но при этом всегда старался отмежеваться как от радикального модернизма (Du protestantisme à l'Église. P., 1954), так и от «ревнителей первоначальной чистоты» (La Vie de la liturgie: Une critique constructive du mouvement liturgique. P., 1956). Уже в ранних работах (La mystère pascal. P., 1947; Le Rite et l'homme: Sacralité naturelle et liturgie. P., 1962) четко обозначилось главное направление его богословских исканий - возвращение к святоотеческой традиции, основанное на изучении Свящ. Писания. По мнению Б., глубокое познание Свящ. Писания возможно только через богослужение, через личное участие в литургии. Развивая сакраментальное богословие О. Казеля, Б. стремился дать историческое и богословское обоснование Евхаристии как средоточия христ. жизни (Mysterion: Du mystère à la mystique. P., 1986). Во многом благодаря его трудам литургические источники вновь приобрели богословский статус. Легкий, неакадемический стиль, рассчитанный на широкую аудиторию, быстро принес Б. успех, но постоянно вызывал острую критику в ученых кругах. Его самая известная работа - «Евхаристия» (переведенная на основные европ. языки; рус. перевод - машинопись в б-ках МДА и СПбДА) посвящена истории развития евхаристических молитв. Б. предлагает новую типологию богослужебных обрядов, большое внимание уделяя евр. молитвенным формулам-благословениям, к-рые, по его мнению, представляют собой основы христ. анафор.
Несмотря на то что идеи Б. оказали существенное влияние на реформы Ватиканского II Собора, а сам он поначалу с восторгом встретил появление Конституции «О Литургии» (The Liturgy Revived: A Doctrinal Comment. of the Conciliar Constitution on the Liturgy. Notre Dame, 1964), однако первые результаты реформирования заставили его перейти в жесткую оппозицию и выступить с обличительным памфлетом «Разложение католичества» (La Décomposition du catholicisme. P., 1968). В кн. «Liturgy and Architecture» (Notre Dame, 1967) он резко критиковал одно из наиболее заметных нововведений в римском обряде - служение мессы лицом к народу (versus populum).
Разочаровавшись в реформах, Б. сосредоточил свои усилия в области догматического богословия: в 70-90-х гг. им были написаны фундаментальные исследования-трилогии («Вечный Сын», «Невидимый Отец», «Утешитель» и «Космос», «Гносис», «София»).