Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НЬЮМЕН
52, С. 172-174 опубликовано: 19 апреля 2023г.


НЬЮМЕН

Кард. Дж. Г. Ньюмен. Фотография. 1887 г.
Кард. Дж. Г. Ньюмен. Фотография. 1887 г.

Кард. Дж. Г. Ньюмен. Фотография. 1887 г.

[Англ. Newman] Джон Генри (21.02.1801, Лондон - 11.08. 1890, Эджбастон, близ Бирмингема), блж. Римско-католической Церкви (пам. 9 окт.), кард.; брит. католич. деятель, богослов. Род. в семье лондонского банкира Дж. Ньюмена (ум. в 1824). По материнской линии Н.- потомок французских гугенотов, эмигрировавших в Англию в XVII в. Старший из 6 детей. Начальное образование получил в частной школе Илинг (Ealing School) в Лондоне. В марте 1816 г. на фоне экономического кризиса в Великобритании финансовое положение семьи осложнилось. В авг. того же года Н. серьезно заболел и вскоре под влиянием одного из учителей, пресвитерианского пастора У. Мейерса, пережил духовное обращение, начал изучать религ. лит-ру (в частности, «Историю Церкви Христа» Дж. Милнера (1794-1809) и др.).

В 1817 г. Н. поступил в Тринити-колледж в Оксфорде, в мае следующего года получил там стипендию на 9 лет. В Оксфорде Н. обратился к лит. творчеству, в 1818 г. опубликовал написанный совместно с университетским другом Дж. У. Боуденом антикатолич. роман в стихах «Канун дня св. Варфоломея» (St. Bartholomew's Eve). Несмотря на скромные результаты выпускных экзаменов по математике и древним языкам (1820), Н. был избран членом оксфордского Ориел-колледжа (1822). Там он испытал влияние историка и богослова (впосл. англикан. пастора) Т. Арнолда (1795-1842) и философа-логика Р. Уотли (1787-1863). Н. принял решение стать священнослужителем и в 1824 г. был рукоположен во диакона Англиканской Церкви, в следующем году - во пресвитера и назначен настоятелем (куратом) прихода св. Климента в рабочем районе на востоке Оксфорда. В 1824-1826 гг. при помощи Уотли Н. написал статьи о Цицероне, об Аполлонии Тианском, а также о чудесах в Библии для Столичной энциклопедии (Encyclopaedia metropolitana; выходила с 1817 при поддержке англикан. Лондонского еп. У. Хоули (1813-1828; архиепископ Кентерберийский в 1828-1848), к-рый задумал это издание как альтернативу Британской энциклопедии, по его мнению чрезмерно светской по содержанию). В 1826 г. Н. был назначен преподавателем (тьютором) Ориел-колледжа и ушел с прихода. В 1827-1828 гг. продолжавшиеся финансовые трудности в семье вызвали у него новый духовный кризис, усугубившийся после скоропостижной кончины младшей сестры. В этот период Н. обратился к углубленному изучению творений отцов Церкви. В 1828 г. он был назначен викарием университетской ц. Пресв. Девы Марии. Резко отрицательно отнесся к решению брит. правительства об эмансипации католиков (предоставлению им политических прав; 1829). В 1830 г. из-за разногласий с университетским начальством относительно функций тьюторов Н. был фактически освобожден от преподавания, что позволило ему полностью посвятить себя научным занятиям. В 1833 г. он опубликовал свое 1-е исследование по церковной истории - «Ариане IV в.» (The Arians of the Fourth Century), в к-ром выступил с критикой современного ему церковного либерализма. В дек. 1832 - июле 1833 г. совершил поездку по Средиземноморью: посетил Корфу (Керкиру) (где заинтересовался историей и совр. состоянием правосл. Церкви), Милан, Рим, Неаполь и Сицилию (там он вновь тяжело заболел). Во время трудного плавания из Палермо в Марсель Н. написал проникнутое верой в благость божественных установлений стихотворение «Веди, благостный свет» (Lead, Kindly Light; в 1834 опубл. в сб. «Lyra Apostolica»), впоследствии ставшее популярным религ. гимном.

Вернувшись в Англию, Н. наряду с Дж. Киблом (1792-1866) и Р. Фрудом (1803-1836) стал одним из основателей Оксфордского движения (трактарианизма), направленного против вмешательства гос-ва в дела Англиканской Церкви. Идеи Н. нашли отражение в издававшихся совместно с другими членами движения «Трактатах для нашего времени» (Tracts for the Times, 1833-1841; выходили анонимно, Н. принадлежит авторство 26 из 90 опубликованных трактатов), в серии статей, составивших затем сб. «Церковь отцов» (The Church of the Fathers, 1840), а также в проповедях, с к-рыми он выступал в ц. Пресв. Девы Марии (изд. в 1834-1842 под заглавием «Приходские проповеди» (Parochial Sermons)). В этот период Н. рассматривал англиканство как «средний путь» (via media) между радикальным протестантизмом, пренебрегающим догматами, и католицизмом, с его чрезмерной приверженностью традиции, подменяющей, по мнению Н., суть христ. вероучения. Обоснованию концепции «среднего пути» он посвятил кн. «Пророческое служение Церкви» (On the Prophetical Office of the Church. L., 1837). В работе «Лекции об оправдании» (Lectures on Justification. L., 1838) Н. уделил много внимания экзистенциально-психологическим аспектам личной религ. веры - воле, свободе, любви, разуму, знанию - и ее необходимой взаимосвязи с церковными таинствами.

Наряду с проповеднической и публицистической деятельностью Н. продолжал заниматься историей Церкви, в т. ч. переводил на англ. язык творения свт. Афанасия I Великого для собрания трудов отцов Церкви под общей редакцией др. влиятельного члена Оксфордского движения - Э. Б. Пьюзи (1800-1882). Обратившись в 1839-1840 гг. к изучению истории Вселенского IV Собора (451) и монофизитского раскола, Н. постепенно разочаровался в теории «среднего пути». В февр. 1841 г. он опубликовал «90-й трактат», в котором на основе анализа «Тридцати девяти статей» доказывал, что англикан. Церковь в большей степени следует считать католической, чем протестантской, отстаивал единство видимой и невидимой Церкви, соответствие церковных обычаев Свящ. Писанию, необходимость и важность таинств. Трактат вызвал бурную общественную реакцию, по требованию англикан. епископа Оксфордского Н. согласился прекратить издание трактатов. Впосл. ряд англикан. епископов осудили «90-й трактат». Резко отрицательно Н. отнесся к решению брит. правительства в 1841 г. создать в Иерусалиме совместное еп-ство с Евангелической церковью Пруссии (существовало до 1886). В нач. 1842 г. Н. переехал из Оксфорда в дер. Литлмор (на территории прихода университетской ц. Пресв. Девы Марии) и на время отошел от активной общественной жизни. Вокруг него сформировалась небольшая община единомышленников. В сент. 1843 г. он сложил полномочия викария университетской церкви и начал задумываться о возможности перехода в католицизм.

В 1844-1845 гг. Н. работал над своим наиболее известным богословским сочинением - «Эссе о развитии христианского учения» (Essay on the Development of Christian doctrine, 1845; 2-я ред.- 1878), в котором провозгласил «естественным» продолжением христ. Церкви апостольских времен именно католицизм (подробнее см. в ст. Догматического развития теория). 3 окт. 1845 г. Н. сложил полномочия члена Ориел-колледжа. 9 окт. того же года он официально присоединился к Римско-католической Церкви; церемонию провел в Литлморе итал. католич. богослов блж. Римско-католической Церкви Доминик Барбери, член католич. монашеской конгрегации Страстей Иисуса Христа.

Осенью 1846 г. Н. поехал в Рим, где познакомился с деятельностью католич. конгрегации ораториан. 30 мая 1847 г. он был рукоположен в католич. пресвитера и вскоре присоединился как новиций к ораторианам. После завершения новициата в нач. 1848 г. он возглавил новый англ. ораторий, основанный в имении Меривейл близ Бирмингема (с 1850 находился в Эджбастоне, пригороде Бирмингема). Анонимно Н. опубликовал философский роман с автобиографическими мотивами «Утрата и обретение» (Loss and Gain. L., 1848), описывающий историю обращения в католицизм студента Оксфордского ун-та. В 1849 г. от бирмингемского оратория отделилась община Ф. Фабера, на основе к-рой был организован ораторий в Лондоне. Н. с большим энтузиазмом встретил офиц. восстановление в Англии католической церковной иерархии (1850). В 1851 г. он прочел для членов бирмингемского оратория серию полемических публичных лекций - «Лекции о современном положении католиков в Англии» (Lectures on the Present Position of Catholics in England. L., 1851). На одной из них он обрушился с резкой критикой на Дж. Дж. Акилли, бывш. итал. монаха-доминиканца, к-рый был запрещен в служении за дисциплинарные проступки и начал заниматься активной антикатолич. пропагандой, в т. ч. и в Англии, куда его пригласил Евангелический альянс (ныне Всемирный евангелический альянс). Акилли обвинил Н. в клевете и смог выиграть судебный процесс (июнь 1852): Н. был приговорен к сравнительно небольшому штрафу (100 фунтов стерлингов). Однако, по оценкам современников, Н. остался моральным победителем в конфликте. В 1853 г. Акилли уехал в США, в 1859 г. был обвинен в прелюбодеянии и вскоре пропал без вести.

Начиная с 1852 г. Н. публиковал свои лекции по философии образования, к-рые он позднее переработал и объединил в кн. «Идея университета» (The Idea of a University. L., 1873; рус. пер.: Ньюмен Дж. Г. Идея университета / Пер. с англ.: С. Б. Бенедиктов; ред.: М. А. Гусаковский. Минск, 2006). В лекциях Н. рассматривал цели и сущность высшей академической школы с религ. т. зр., разрабатывая принципы взаимоотношений христ. богословия и светских наук, католич. веры и свободы научных исследований.

Осенью 1853 г., когда политическая обстановка на Ближ. Востоке обострилась и привела к Крымской войне (1853-1856), Н. прочитал в Ливерпуле цикл лекций об отношениях Османской империи с христ. миром (изд.: Lectures on the History of the Turks in its Relation to Christianity. L., 1854). В 1854 г. по приглашению ирл. католич. епископов Н. занял пост ректора Католического ун-та Ирландии в Дублине (официально открылся 3 нояб. 1854). Наряду с адм. и преподавательской деятельностью Н. регулярно публиковал статьи в созданной по его инициативе «Газете Католического университета» (Catholic University Gazette) (позднее статьи были изданы в виде сборника - Office and Work of Universities. L., 1856). С 1856 г. выступал с проповедями в университетской церкви (изд.: Sermons Preached on Various Occasions. L., 1857). В 1855 г. Н. (вновь анонимно) опубликовал свой 2-й роман - «Каллиста» (Callista), действие к-рого происходит в сер. III в., во время гонений на христиан при имп. Деции (249-251) в г. Сикка Венерия в Сев. Африке; одним из персонажей книги стал сщмч. Киприан, еп. Карфагенский. В 1857 г. из-за невозможности совмещать обязанности главы ун-та и главы оратория в Бирмингеме Н. подал в отставку с поста ректора. С марта по июль 1859 г. был редактором светского католич. ж. «Странник» (The Rambler), оставил эту работу из-за конфликта с Дж. Гиллоу, профессором католич. Ашо-колледжа (близ Дарема), по вопросу об участии мирян в жизни Церкви. Н. выступил с критикой того факта, что католич. догмат о непорочном зачатии Пресв. Девы Марии был сформулирован и обнародован буллой папы Римского Пия IX «Ineffabilis Deus» от 8 дек. 1854 г. (Denzinger. Enchiridion. N 2800-2804) без консультаций с мирянами. Противники Н. подали иск в рим. Конгрегацию пропаганды веры, однако дело не получило развития.

В 1864 г., после оживленной полемики в печати с известным писателем и англиканским пастором Ч. Кингсли, Н. решил опубликовать автобиографические заметки, над к-рыми работал с 1862 г. (Apologia pro vita sua. L., 1864; 2-е, испр. изд.- 1865). Книга имела большой успех не только среди англ. католиков: впосл. в англоязычной лит-ре произведение стало классическим образцом духовной автобиографии. В следующем году, во время болезни, Н. написал религ. поэму «Сон Геронтия» (The Dream of Gerontius. L., 1865; в 1900 положена на музыку композитором Э. Элгаром) - аллегорическую историю об умирающем человеке и о путешествии его души по загробному миру.

В кон. 60-х гг. XIX в., в период подготовки к Ватиканскому I Собору, Н. начал полемику с Г. Э. Маннингом, католич. архиеп. Вестминстерским (1865-1892), и др. англ. сторонниками ультрамонтанства по вопросу о непогрешимости папы Римского. Не отрицая в принципе эту идею, Н. считал решение о принятии формального догмата чрезмерно поспешным и несвоевременным. Он обращал внимание на то, что впервые в истории догмат провозглашается без существенного для этого повода. Тем не менее после Собора он не только не стал оспаривать его решения, но и опубликовал пространное возражение на памфлет бывш. премьер-министра У. Ю. Гладстона против принятого Собором догмата (формально сочинение Н. было адресовано герцогу Норфолку, одному из наиболее влиятельных католиков среди брит. аристократии - Letter to the Duke of Norfolk. L., 1875).

В своем последнем крупном произведении - апологетическом «Эссе в защиту грамматики согласия» (An Essay in Aid of a Grammar of Assent. L., 1870) - Н. попытался обосновать веру в Бога, опираясь на нравственное чувство и интуицию, выступил с критикой идей английских философов-эмпириков (Дж. Локка, Д. Юма, Дж. С. Милля). Религ. познание, согласно Н., не может строиться на строгих логико-формальных принципах силлогистических операций, в его основе лежит признание реальности Откровения и вероятности сверхъестественного опыта; оно требует как внимания к собственному внутреннему миру, совести, так и взаимодействия с божественной волей, что обусловливает сверхрациональное проникновение в суть (illative sence) и дает в результате определенность личного знания, в своей конкретности намного превосходящего силу ограниченных логических умозаключений (Ibid. P. 340-372; подробно см.: Aquino. 2004).

В дек. 1877 г. Н. был избран почетным членом оксфордского Тринити-колледжа. В 1878 г. в Оксфорде создано студенческое Об-во Ньюмена (в 2012 соединилось с образованным в 1990 Католическим об-вом Оксфордского ун-та).

Папа Римский Лев XIII (1878-1903) на консистории 12 мая 1879 г. возвел Н. в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии Сан-Джорджо-ин-Велабро. В последние годы жизни Н. занимался гл. обр. руководством бирмингемским ораторием, готовил к печати собрание своих сочинений (Uniform Edition of Works. L., 1868-1881. 36 vol.). С осени 1886 г. состояние его здоровья заметно ухудшилось; последний раз он отслужил мессу на Рождество 1889 г. Умер от пневмонии. Похоронен на католич. кладбище в Реднале, пригороде Бирмингема.

Личность Н. и его труды оказали заметное влияние на англ. католич. мыслителей и литераторов (Г. К. Честертона, Г. Грина, Дж. Р. Р. Толкина, Х. Беллока и др.). Мн. крупнейшие католич. теологи восприняли его идеи, в особенности концепцию догматического развития. После Ватиканского II Собора (1962-1965) богословские идеи Н. нашли отражение в офиц. учении Римско-католической Церкви. В 1991 г. папа Римский Иоанн Павел II (1978-2005) объявил Н. «достопочтенным». В 2008 г. для облегчения доступа верующих его останки были помещены в мраморный саркофаг в капелле бирмингемского оратория. 19 сент. 2010 г. на специальной церемонии в Бирмингеме папа Римский Бенедикт XVI (2005-2013) провозгласил Н. блаженным Римско-католической Церкви; память отмечается в день перехода Н. в католицизм.

Соч.: Works. L., 1889-1921. 38 vol.; Essays and Sketches. N. Y., 1948. 3 vol.; Prose and Poetry. L., 1957; Letters and Diaries. L., 1961-1977. 32 vol.
Лит.: Ker I. John Henry Newman: A biography. Oxf., 1988, 2009; idem. The Achievement of J. H. Newman. Notre Dame (Ind.), 1990; John Henry Newman: Reason, Rhetoric, and Romanticism. Carbondale (Ill.), 1991; Martin B. John Henry Newman: His life and work. L., 2000; Turner F. M. John Henry Newman: The challenge to Evangelical religion. New Haven; L., 2002; Aquino F. D. Communities of Informed Judgment: Newman's Illative Sense and Accounts of Rationality. Wash., 2004; Connolly J. R. John Henry Newman: A view of Catholic faith for the new millennium. Lawham, 2005; Сапрыкин Д. Л. Концепция образования и науки в «Идее университета» Дж. Г. Ньюмана // История науки в философском контексте. СПб., 2007. С. 236-311; The Cambridge Companion to J. H. Newman. Camb., 2009; Receptions of Newman / Ed. F. D. Aquino, B. J. King. N. Y., 2015; Костина А. К. Джон Генри Ньюмен и Оксфордское движение // Изв. Саратовского ун-та. Н. с. Сер.: История. Междунар. отношения. 2016. Т. 16. Вып. 1. С. 61-65.
С. Г. Мереминский
Ключевые слова:
Блаженные Римско-католической Церкви Святые Римско-католической Церкви Кардиналы Римско-католической Церкви Богословы католические Ньюмен Джон Генри (1801 - 1890), блаженный Римско-католической Церкви (пам. 9 окт.), кардинал; британский католический деятель, богослов
См.также:
БЕЛЛАРМИН Роберт (1542-1621), католич. св., учитель Катол. Церкви, кардинал, богослов
БОНАВЕНТУРА (Иоанн Фиданца; 1221–1274), западный богослов и философ
ИОАНН ДУНС СКОТ († 1308), средневек. философ и богослов, католич. священник, член монашеского ордена францисканцев; в католич. Церкви прославлен в лике блаженных (пам. зап. 8 нояб.)
АЙЛЕРАН МУДРЫЙ († 665), раннесредневековой ирландский богослов, экзегет, св. (пам. зап. 29 дек.)
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ
АЛЬФОНСО МАРИЯ ДЕ ЛИГУОРИ (1696-1787), итал. свящ., теолог, св. католич. Церкви (пам. зап. 1 и 2 авг.)
АМВРОСИЙ АУТПЕРТ († 784) , аббат и писатель, богослов, св. (пам. зап. 19 июля)
АНДЖЕЛА ИЗ ФОЛИНЬО (ок. 1248-1309), визионерка, блж. католич. Церкви (пам. зап. 4 янв.)
АНСЕЛЬМ (1033-1109), архиеп. Кентерберийский, богослов, католич. св. (пам. зап. 21 апр.)
АНТОНИЙ ПАДУАНСКИЙ (ок. 1195-1231), монах-францисканец, проповедник и богослов, учитель католич. Церкви св. католич. Церкви (пам. 13 июня)