[англ. Kingsley] Чарлз (12.06.1819, Холн, графство Девон - 23.01.1875, Эверсли, графство Гэмпшир), англикан. священник, писатель, один из самых известных представителей англ. христианского социализма. Отец К., Чарлз Кингсли, происходил из аристократической семьи и до 32 лет вел типичный для аристократов того времени образ жизни, почти полностью растратив свое состояние. Брак с дочерью Н. Лукаса, богатого землевладельца, писателя и ученого с о-ва Барбадос, Мэри позволил ему поправить финансовое положение. Он отправился в Кембридж, где в Тринити-колледже получил теологическое образование, затем принял сан и служил викарием в Холне. К., названный в честь отца, был старшим из детей.
В 1824 г. семья переехала в Барнак (графство Кембриджшир), в 1830 г.- в Кловелли (графство Девон). В возрасте 4 лет К. начал сочинять стихи и писать проповеди, подражая отцу, а позднее достиг больших успехов в переводах с латыни. В 1831 г. К. вместе с братом Гербертом отправился в подготовительную школу Найта в Клифтоне, близ Бристоля, и стал свидетелем т. н. Бристольских беспорядков, сопровождавшихся погромами и пожарами. События осени 1831 г. оставили глубокий след в душе К. Он был напуган происшедшим, на всю жизнь получил отвращение к любым насильственным действиям и надолго сохранил предубеждение в отношении людей из низших классов общества.
В 1832 г. К. начал обучение в школе в Хелстоне (графство Корнуолл), где проявил интерес к зоологии, ботанике, геологии, а также к живописи и лит-ре. Много времени он уделял самостоятельному изучению Свящ. Писания. В 1836 г. отец К. получил приход в Челси и семья переехала в Лондон. К. поступил в Кингс-колледж, увлекся изучением трудов античных философов и неоплатоников. В Лондоне, где в то время проживало 20% населения Великобритании, К. увидел ужасающие условия жизни рабочих в трущобах; отсутствие необходимых санитарно-гигиенических условий приводило к эпидемиям холеры и др. опасных заболеваний. Условиями жизни людей не интересовались ни государство, ни англикан. Церковь; только каждый 10-й рабочий посещал богослужения, да и то нерегулярно. В этот период К. практически не интересовался социальными вопросами.
В 1838 г. он был зачислен в колледж св. Магдалины в ун-те Кембриджа, закончил первый год обучения лучшим студентом и получил специальную стипендию. Однако у К. начался духовный кризис, порожденный упадком религ. жизни в стране и кризисом внутри англикан. Церкви. Он забросил учебу - охотился, занимался греблей, боксом, посещал вечеринки, пристрастился к табаку, хотя уже страдал заболеванием легких. В 1839 г. К. познакомился с Фрэнсис Элизабет (Фанни) Гренфелл, своей будущей женой (брак был заключен в июле 1844). В 1841 г. он преодолел духовный кризис при помощи Фанни и благодаря сочинениям Т. Карлейля, о к-рых позднее писал, что они дали ему уверенность в том, что человек способен постичь истину. Неожиданно для семьи и друзей К. решил принять сан. Идеи Карлейля помогли ему создать для себя образ идеального священника. Необходимым условием для служения он считал чувство благоговения перед Богом и любовь к людям. К. полагал, что священник в совр. мире должен играть ту же роль, что и пророк в ВЗ,- руководить поклонением Богу и быть духовным вождем народа, возвещая в доступной форме Божественное Откровение.
Окончив ун-т, К. в февр. 1842 г. принял духовный сан и получил место приходского священника в деревне Эверсли в Гэмпшире, где и прожил всю жизнь, совершая поездки в Лондон и за границу. В 1847 г. он опубликовал поэму «Священная трагедия», посвященную св. Елизавете Венгерской. Поэма принесла К. известность и воспринималась как апология любви и брака, направленная против католич. прославления аскетизма и безбрачия.
После революционных событий 1848 г. во Франции политическая ситуация в Великобритании резко обострилась. В марте 1848 г. произошли массовые беспорядки в крупных англ. промышленных городах. Они показали реальную возможность революционного взрыва в Великобритании и привели в смятение англ. общество. К., Ф. Д. Морис и Дж. М. Ладлоу объединили вокруг себя людей, придерживавшихся различных политических взглядов, но единых в своем желании отвести угрозу революции. Для пропаганды своих взглядов они начали выпускать газ. «Политика для народа» (Politics for the People), в к-рой призвали задуматься над тем, что революция может принести стране.
«Политика для народа» выходила с 6 мая по 29 июля 1848 г., и, хотя в ней публиковались статьи на различные темы, о христианском социализме не упоминалось ни разу, а о социализме только в контексте событий во Франции. Большинство статей в газете принадлежали перу К. (псевдоним - Пастор Лот) и Ладлоу (псевдоним - Джон Таунсенд), они затрагивали широкий круг проблем, т. к. под политикой авторы понимали не только парламентскую борьбу, но и жизнь нации в целом. Кроме чартизма (движения за всеобщее избирательное право) и классовой борьбы в газете обсуждались вопросы эмиграции, санитарной реформы, лит-ры, искусства.
К. интересовался взаимоотношениями внутри англ. общества и много писал об этом. Он воспринимал революцию как явление неестественное, нарушающее поступательное развитие страны, как результат всеобщей озлобленности, нравственной деградации и духовного упадка общества. Корни политических беспорядков кроются в обнищании и рабском положении большинства трудящихся. К. с нескрываемым презрением относился к предпринимателям, к-рые, по его мнению, алчны и стремятся нажиться на страданиях ближнего, и возлагал большие надежды на аристократов, к-рых считал воплощением чести и гордостью англ. нации, они могли передать народу веками накопленные знания, культуру и традиции. В старой Англии царила гармония в отношениях между классами; промышленный переворот нарушил ее, заставив тысячи крестьян оставить свои дома и отправиться работать в города, где они страдали от нищеты, голода и болезней. Негативное отношение к промышленникам должно было сблизить интересы лендлордов и рабочих. Благодаря аристократам в англ. парламенте было принято большинство законов, затрагивающих положение рабочих (напр., о 10-часовом рабочем дне), но взять рабочих под свою опеку и воспринимать их как «истинных братьев и сыновей», как призывал еще Карлейль и разделявший его идеи К., стремились лишь единицы. К. в отличие от мн. своих современников полагал, что основной источник тяжелого состояния общества кроется не в экономических кризисах, а в упадке нравственности. XIX век стал эпохой глобальных изменений, спровоцированных чередой научных и социальных революций. К. проводил параллель между I и XIX веками: в I в. человечество выбирало между язычеством и христианством, в XIX в.- между христианством и атеизмом.
Реагируя на выступления чартистов, К. писал, что формальные избирательные права не изменят жизнь людей к лучшему и не избавят от бедности. Из «Шести пунктов» чартистов К. и его друзья соглашались лишь с необходимостью выплаты жалованья членам парламента, отвергая всеобщее избирательное право, ежегодное переизбрание парламента и отмену имущественного ценза для депутатов. Анализируя лозунг всех революционных выступлений со времен Великой Французской революции «Свобода, равенство, братство», К. отмечал, что христианство изначально придерживалось этих принципов, ибо Господь наделил Свою Церковь «Библией, провозглашающей свободу, Крещением, символизирующим равенство, и Святым Причастием, олицетворяющим братство» (цит. по: Новиченко. 2001. С. 77).
29 июля 1848 г. газ. «Политика для народа» перестала издаваться в связи с финансовыми трудностями. К. продолжал служить приходским священником в Эверсли и к кон. 1848 г. закончил писать 1-й социальный роман «Дрожжи» (Закваска), опубликованный затем в ж. «Фрейзерс мэгазин». К. рассказал о хорошо известной ему жизни англ. деревни и показал равнодушие лендлордов, разорение мелких фермеров, бедственное положение батраков, беспомощность пасторов и упадок сельских приходов. Летом 1849 г. в Англии вспыхнула эпидемия холеры, К. и его друзья, Ладлоу, врач Ч. Р. Уолш, химик Ч. Б. Мансфилд, пытались организовать помощь пострадавшим районам, инициировать проведение санитарной реформы, чтобы обезопасить страну от повторных эпидемий, но не нашли поддержки ни у Церкви, ни у гос-ва. Это стало переломным моментом для К., и он от теоретических рассуждений решил обратиться к практической социальной деятельности. В этот период термины «социализм» и «кооперация» часто воспринимались как синонимы, ибо социализм рассматривался не как программа или политическое направление, а как критика существующей организации общества с позиций коллективизма, т. е. социализм был антитезой индивидуализму. В поле зрения друзей К. оказалась деятельность французских социалистов и создание рабочих ассоциаций. В дек. 1849 г. К., Морис и Ладлоу впервые назвали себя христианскими социалистами. Тогда же К. опубликовал эссе «Дешевая одежда и мерзкая» о тяжелой жизни лондонских портных, поставленных на грань выживания конкуренцией с крупными мануфактурами. 22 янв. 1850 г. начала работу Рабочая ассоциация портных на Касл-стрит и был создан Совет попечителей Об-ва содействия рабочим ассоциациям, в к-рый вошел и К. Деятельность совета была направлена на поддержку создания ассоциаций разорившихся мелких ремесленников, объединявшихся для совместного труда и реализации продукции (всего было создано 12 ассоциаций). С февр. начали выходить «Трактаты о христианском социализме» (Tracts on Christian Socialism). К. написал роман «Элтон Локк: Портной и поэт» (Alton Locke: Tailor and Poet. L., 1850. 2 vol.), посвященный тяжелой жизни портных. Осенью 1850 г. Общество содействия стало выпускать еженедельник «Христианский социалист» (The Christian Socialist), в котором кооперация рассматривалась как богоугодное занятие, основанное на христианских заповедях, имевшее целью не накопление богатства, а повышение благосостояния общества. Благодаря деятельности Общества содействия в 1852 г. парламент принял Закон об индустриальных и о сберегательных об-вах, в результате чего кооперация была официально признана гос-вом. К. и его ближайшие соратники посчитали, что их миссия выполнена. Формально об-во прекратило свое существование в 1854 г., а практически - в 1852 г., когда К., Морис и Ладлоу вышли из его состава. С этого времени К. стал заниматься только проповеднической и лит. деятельностью и по-прежнему служил в приходе в Эверсли. В 1853 г. написал исторический роман «Ипатия, или Новые враги в старом обличье», посвященный судьбе женщины-философа Ипатии, растерзанной фанатиками в Александрии. В романе К. выступил против англ. католиков и лидеров Оксфордского движения, к-рые, по его мнению, черпали вдохновение в жизни монахов и считали аскетизм идеалом жизни не только для духовенства, но и для мирян. В 1855 г. был опубликован историко-патриотический роман К. «Вперед, на Запад!» (Westward Ho!) о елизаветинском времени и победе над испан. Великой армадой. К написанию романа К. подтолкнули обострившиеся отношения между Великобританией и Францией, но роман оказался востребован в обществе из-за начавшейся Крымской войны, к-рую К. принял с энтузиазмом. Он написал памфлет «Храбрые слова для храбрых солдат и матросов» (Brave Words for Brave Soldiers and Sailors») (1855), распространявшийся среди англ. солдат в Крыму.
В 1860 г. по приглашению принца-консорта Альберта Саксен-Кобург-Готского К. стал его духовником, а после смерти принца в 1861 г.- духовником кор. Виктории (1837-1901). С 1860 по 1869 г. он был профессором новой истории Кембриджского ун-та. К 1863-1865 гг. относится заочная дискуссия между К. и Дж. Г. Ньюменом, одним из лидеров Оксфордского движения, принявшим в итоге католичество (1845). Начавшись с обсуждения целибата священнослужителей, она перешла к более глобальной теме - пути развития христианства в целом. К. защищал позицию англикан. Церкви, а Ньюмен обвинял ее в излишнем либерализме, указывал на серьезный кризис веры в англ. обществе и ратовал за возвращение англикан в лоно Римско-католической Церкви. Под влиянием этих событий в 1865 г. Ньюмен написал «Апологию собственной жизни», ставшую одной из самых читаемых книг в XIX в. в Великобритании. К. не чувствовал себя побежденным. Когда ему предложили ответить на «Апологию...», он отказался. Однако дискуссия с Ньюменом помогла К. начать продвижение по карьерной лестнице, несмотря на то что он не раз открыто демонстрировал свои социалистические взгляды. В 1870-1873 гг. К. был каноником Честерского собора, с 1873 г.- каноником Вестминстерского аббатства. В 1871 г. совершил путешествие в Вест-Индию. В 1874 г. посетил с лекциями США, где резко ухудшилось его здоровье. После возвращения в Англию К. тяжело заболела его жена Фанни, за которой он преданно ухаживал, несмотря на ухудшение собственного состояния. Фанни выздоровела, а К. скончался в янв. 1875 г. от тяжелой формы пневмонии и был похоронен в Эверсли, где жил и проповедовал больше 30 лет.
К. не систематизировал свои теологические взгляды в специальных трактатах, он высказывал их в проповедях, статьях или романах. Исходным моментом его убеждений были представления о Боге. Он полагал, что в соответствии с Библией Бог является источником жизни и вселенской любви: Он есть добро и справедливость. К. верил в то, что Бог создал мир «ради Своего удовольствия и по Своим высшим законам, а человек лишь частица Его» (цит. по: Новиченко. 2001. С. 41). Бог изначально озаботился судьбой человечества, ибо Он послал на землю Иисуса Христа, даровав тем самым прощение и возвестив о создании Царства Божия (Там же. С. 42). Судьба человека полностью зависит от того, насколько он осознает предопределенное ему свыше. Царство Божие находится внутри человека, потому что в души и сердца людей вселился Св. Дух. Сущность Царства Божия К. определяет как творение Всевышнего.
Законы, управляющие нацией и каждым человеком на Земле, независимо от того, знает он об их существовании или нет, могут быть познаны им через веру в Спасителя. Для пояснения устроения Царства Небесного К. сравнивает его с обычным гос-вом, в к-ром при честном правителе существуют справедливые законы, повиноваться к-рым необходимо, т. к. они установлены на благо людей. Тот, кто их нарушает, вредит в первую очередь самому себе. Т. о., главный закон Царства Христова - обязанность повиноваться установлениям Творца. К. пишет о том, что Царство Божие уже пришло (из романа «Элтон Локк»: «Называйте его Церковью, Евангелием, цивилизацией, свободой, демократией, ассоциацией - как вам будет угодно, но я называю его так, как повелел создатель - Царствием Божьим»). Толкуя слова Христа, взятые из пророчества Исаии: «Господь помазал Меня проповедовать лето Господне благоприятное...» (Ис 61. 1-2), К. напоминал прихожанам одно из установлений ВЗ о юбилейном годе, когда все находившиеся в кабале отпускались на волю и всякая проданная земля возвращалась первоначальным владельцам, поэтому общественная система, основанная на неравенстве, на обогащении немногих и превращении большинства в крепостных, поденщиков и нищих, ибо у них отнята часть принадлежавшей им собственности, противоречит понятию Царства Божия, вечной истине и божественной справедливости. Войти в Царство Божие можно, приняв крещение, которое приобщает ко Христу. Если к Царству будет стремиться какая-либо нация, то, исполнив все божественные заветы и духовные законы, она обретет и материальные блага: богатство, здоровье, культуру. Т. о., если нация возвысится духовно, она разрешит экономические и социальные проблемы. Господь постоянно учит человека, хотя и дал ему свободу, понадеявшись «на его лучшие чувства и достоинства». Св. Дух приучает людей к любви, радости, миру, терпению, доброте, великодушию, вере, бескорыстию, кротости, милосердию, справедливости и чистоте (Новиченко. 2001. С. 44). Те, кто примут крещение и последуют увещеваниям Св. Духа, достойны войти в Царство Христово. Для того чтобы объяснить, почему Царство, уже сейчас существующее на Земле, почти невидимо современникам, К. разработал концепцию греха, он писал: «Мы живем в Царствии Христовом. Господь обучает нас всему праведному. Законы в наших сердцах, но чада не следуют примеру Отца, нарушают Его заповеди», поэтому «Царствие Божие на Земле, но не с ними...». Особо К. отметил, что Бог никогда не наказывает за ослушание, люди сами обрекают себя на муки. Т. о., получается, что существует идеал общественной жизни, ниспосланный Богом, но люди в силу своего невежества, несовершенства и греховности не могут постичь священные законы бытия, поэтому воцарились на Земле хаос и несправедливость. К. сетовал на испорченность нации, к-рая начала поклоняться вместо Бога т. н. законам природы и оказалась неблагодарной по отношению к своему Творцу. Каждый последующий грех делает человека все менее счастливым. Т. о., все беды и страдания - это прямой результат утраты веры. Диавол, поощряя корыстолюбие, ненависть, жадность, ложь и жестокость, намеренно убеждает людей в их греховности. К. считал, что грех можно искупить: человек должен заслужить прощение у Бога. Он полагал, что, хотя люди и достойны наказания и им приходится расплачиваться за все свои преступления не только в будущей, но и в этой жизни, наказание за грехи не бесконечно. Господь карает, чтобы вернуть заблудшего на путь истинный, Он дает ему шанс исправиться. К. не сомневался в милосердии Бога и был уверен в Его готовности принять любого раскаявшегося. Человек рождается с потребностью верить в Бога, потому что он является Его творением, «родственная связь всегда проявляется неясным ощущением единства» (Там же. С. 46). К. делает вывод, что, хотя человеку, как существу греховному, свойственно заблуждаться и даже сомневаться в могуществе Божием, он готов обратиться к Нему за помощью и прощением. От греха духовного человека может избавить истинная вера, но, по К., остаются еще грехи плоти и ума. Чтение Библии и молитвы помогают человеку укрепиться в вере. С помощью Свящ. Писания человек становится более мудрым, сильным и праведным. Посредством Библии Господь наставляет на истинный путь, но только истинно уверовавший способен постичь смысл божественных посланий.
К. полагал, что Бога возможно постичь 3 способами: по Его деяниям, по Его воплощениям (Давид, Моисей, Христос и др.) и по Его творениям (природа, человек, Вселенная). Духовное, физическое и умственное возрождение человека позволит вступить в Царство Христово, где всех объединяет Св. Дух. «Господь каждому определил свое место, показал, что нужно делать, дал силу выполнить работу, но способа не определил» (Там же. С. 47). Идея прогресса, с т. зр. К., заложена в разнообразии. Так, человек, постигший тайны к.-л. мастерства, должен посвятить в них соседа. Это разумный способ общения и духовного обогащения людей. Важно увидеть достоинства ближнего и возлюбить его, как брата, распахнуть ему сердце и стать равноправным членом Царства Христова, где все свободны и все решения принимаются сообща (Там же. С. 48). К. превратил идею Царства Божия на Земле в идеал христ. общественного устройства, к-рый подразумевал коллективизм, братскую любовь, высокую нравственность и духовность. Главное отличие людей от др. живых существ, по К., заключается в том, что людей учит Сам Господь, от них требуется покорность, терпение и настойчивость в усвоении знаний. Не только Библия создана для научения человека, «Бог влияет на человека через Церковь, священников, добрых друзей, книги, Библию, горести и несчастья, радости и удачи, Он управляет нашими умами даже при выполнении повседневной работы» (Там же). Богу подвластны все люди, независимо от того, верят они в Его существование или нет. Однако уверовавшие, постигая божественные истины, обретают способность понимать мир. Они преображаются благодаря любви к ближнему и вере, Отец «направляет их на путь истинный и дарует силы творить добро» (Там же. С. 49). Богу угоден блудный сын, осознавший свои проступки и добровольно покорившийся Отцу. «Если он вернется... то будет прощен» (Там же). В то же время не каждому верующему даруется познание божественных истин. К. полагал, что Господь различает людей религиозных и благочестивых. Критерием «ложной религиозности» для К. было следующее положение: когда люди мало думают о Боге, но постоянно говорят о религии. Разъясняя его, он писал, что те, кто говорят о религии, как правило, имеют в виду всех людей. Благочестивый человек, размышляющий о Боге, пытается разобраться в первую очередь в себе.
Только от Бога зависит, насколько талантливым родится ребенок. Однако для К. способности к науке и искусствам вовсе не являются истинными дарами Господа, ибо любой человек при определенном усердии может достичь многого в этих областях. Настоящие дары Господа - это «сила и мужество, мудрость и благоразумие, ясный, мощный ум, физическая красота, любовь, великодушие и сострадание» (Там же. С. 50). К. уделял большое внимание человеку и устройству общества. Он считал, что людям изначально свойственны коллективные действия в определенных обстоятельствах: напр., и варвары и христиане инстинктивно стараются молиться вместе (Там же). Он различал неск. уровней коллективизма: семья, приход и национальная Церковь. Уверенность К. в существовании истинного человеческого братства и взаимопомощи привели его к осознанию необходимости социальных реформ. Он очень высоко ценил нравственные нормы и полагал, что главным смыслом пребывания человека на земле является добродетель («...человек предназначен не для партий, положения в обществе, способностей, обязанностей, а для праведной жизни» (Там же. С. 51). Сила человека заключается в совершении добрых дел, в страдании за них, но не в отмщении злом за зло. Он требовал от Церкви активной социальной политики, участия в образовательных программах и сострадания к простым людям. «Христианство в нашем XIX в. становится холодным и беспомощным, отрекаясь от своей социальной роли, т. е. отмежевываясь от социализма, заключая себя в четырех стенах часовен и храмов и отказываясь смело вступить в мир для победы и утверждения божеских начал в торговле и промышленности, в каждом акте повседневной жизни» (Там же. С. 238). С т. зр. К., Бог повелел людям трудиться над совершенствованием реального мира, а не избегать его. К. определил социализм как «науку человеческого партнерства и закон социального управления» и считал необходимым «социализировать христианство» ради его же спасения (Там же). Для К. быть истинным христианином означало принять «социализм, свободу, равенство и братство» при полном подчинении Всевышнему. Т. о., социализм - понятие, равноценное, напр., свободе, не воспринимался К. в качестве отдельного учения. Для К. Церковь - это воплощение братства и равенства перед Богом. Он полагал, что если отношения в промышленности и торговле будут покоиться на христ. заповедях, то в обществе воцарится гармония.
По воспоминаниям современников, К. и в частной жизни следовал принципам, к-рые он проповедовал. На его могильной плите выгравированы слова: «Любили, любим да в любви пребудем», определявшие главный принцип его жизни.