Ленинградской епархии (см. Санкт-Петербургская и Ладожская епархия), названо по г. Кингисепп (Ленинградская обл.); существовало в 1897-1928 гг., до 1922 г. Кингисепп назывался Ямбург, викариатство - Ямбургское. Резиденцией Ямбургских (Кингисеппских) архиереев была Александро-Невская в честь Св. Троицы лавра в С.-Петербурге.
14 окт. 1897 г., при С.-Петербургском и Ладожском митр. Палладии (Раеве), был утвержден синодальный доклад «О восстановлении в Санкт-Петербургской епархии кафедры 3-го викария с присвоением ему именования епископа Ямбургского». Первым епископом Ямбургским стал архим. Вениамин (Муратовский), настоятель Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, хиротонисанный митр. Палладием в Троицком соборе Александро-Невской лавры 26 окт. 1897 г. Важной сферой полномочий нового епископа стала цензура проповедей: в соответствии с распоряжением консистории всем священникам, служившим в Исаакиевском и Казанском соборах, было предписано представлять свои проповеди после цензуры благочинных на утверждение Ямбургскому еп. Вениамину. Еп. Вениамин поселился в Александро-Невской лавре, при этом некоторое время оставался настоятелем Череменецкого мон-ря. Новый архиерей занял должность председателя с.-петербургского епархиального братства Пресв. Богородицы, заведующего школой Об-ва распространения духовно-нравственного просвещения, возглавил совет с.-петербургского Исидоровского жен. училища и комитет Александровского дома призрения бедных духовного звания.
3 дек. 1898 г. еп. Вениамин (Муратовский) был назначен епископом Гдовским, 2-м викарием С.-Петербургской епархии. 9 мая 1899 г. в Исаакиевском кафедральном соборе С.-Петербургский митр. Антоний (Вадковский) возглавил хиротонию ректора СПбДА архим. Бориса (Плотникова) во епископа Ямбургского. С тех пор все последующие Ямбургские епископы занимали должность ректора СПбДА до закрытия последней в 1918 г. и жили в ректорском флигеле академии. 20 янв. 1901 г. еп. Борис был уволен с Ямбургской кафедры. 24 янв. новым ректором СПбДА стал архим. Сергий (Страгородский), к-рому 26 янв. определено также быть епископом Ямбургским; хиротония состоялась 25 февр. того же года в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Архиерейская хиротония архим. Сергия почти совпала по времени с синодальным определением «О графе Льве Толстом», в котором Л. Н. Толстой провозглашался отпавшим от Церкви (20-22 февр. 1901); в подготовке этого определения архим. Сергий сыграл большую роль. 24 февр. 1901 г. вышел 8-й номер «Санкт-Петербургского духовного вестника», содержавший проповедь архим. Сергия «Смысл и цель церковной анафемы», сказанную им в Неделю Православия; в ней содержалось обоснование синодального определения.
Благодаря активной деятельности еп. Сергия его статус как Ямбургского епископа был повышен: 10 дек. 1901 г. он стал 2-м викарием С.-Петербургской епархии, 22 февр. 1903 г.- 1-м викарием. Стремясь сблизить с Церковью образованное общество, епископ с нояб. 1901 г. вел религиозно-философские собрания представителей духовенства и мирян, на к-рых обсуждались проблемы общественной и церковой жизни: взаимоотношения Церкви, интеллигенции и гос-ва, свобода совести, Церковь и брак, догматы христианства в совр. мире и мн. др. (в апр. 1903 собрания были прекращены по распоряжению обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева). С апр. 1905 г. еп. Сергий временно управлял Финляндской и Выборгской епархией. После утверждения 6 окт. 1905 г. еп. Сергия на Финляндской кафедре статус Ямбургского вик-ства понизился: хиротонисанный 6 нояб. 1905 г. на Ямбургскую кафедру еп. Сергий (Тихомиров) стал 3-м викарием епархии и не менял статус за все время пребывания на кафедре (первенство перешло к Нарвскому викариатству). С открытием в С.-Петербургской епархии Кронштадтского вик-ства статус Ямбургской кафедры снова понизился: хиротонисанный во епископа Ямбургского 22 февр. 1909 г. еп. Феофан (Быстров) сначала имел статус 4-го викария, 30 дек. того же года переименован в 3-го викария.
При переводе еп. Феофана на Симферопольскую кафедру Ямбургским епископом 19 нояб. 1910 г. был назначен Георгий (Ярошевский), который получил звание 3-го викария (с 22 нояб. 1911 - 2-й викарий). 13 мая 1913 г. еп. Георгий был назначен правящим архиереем Калужской епархии, 30 мая 1913 г. ректором СПбДА и епископом Ямбургским стал Анастасий (Александров) в звании 3-го викария (с 20 марта 1914 - 2-й викарий С.-Петербургской епархии). Кроме должности ректора СПбДА еп. Анастасий с 1913 г. также занимал пост председателя С.-Петербургского епархиального миссионерского совета. В связи с тем что в июне 1917 г. епархия стала называться Петроградская и Гдовская, указом Синода от 17 июня 1917 г. было упразднено ее 1-е вик-ство - Гдовское, Ямбургский еп. Анастасий стал 1-м викарием Петроградской епархии. С тех пор до кон. 1927 г. статус Ямбургских (Кингисеппских) епископов не менялся. После кончины еп. Анастасия 6 июля 1918 г. Ямбургская кафедра ок. 3 лет оставалась вакантной, полномочия 1-го викария перешли к Нарвскому еп. Геннадию (Туберозову).
21 февр. 1921 г. по просьбе Петроградского митр. Вениамина (Казанского) патриарх свт. Тихон назначил Тихвинского еп. Алексия (см. Алексий I (Симанский), патриарх Московский и всея Руси) епископом Ямбургским. Переехав 11 апр. 1921 г. в Петроград, еп. Алексий жил в доме при Казанском соборе, с авг. 1921 г.- в Александро-Невской лавре; местом служения ему был определен Казанский собор, община которого взяла на себя обязанность содержания викарного епископа. 18 апр. 1921 г. архиерей был назначен на Пензенскую кафедру; по прошению освобожден от назначения, о чем патриарх Тихон сообщил ему в письме от 15 мая того же года. Еп. Алексий стал заведующим богословскими курсами, открывшимися в Петрограде в 1920 - нач. 1921 г. 7-15 июля 1921 г. совершил архипастырскую поездку по р. Луга «в самую глубь уездов Ямбургского и Гдовского». 29 мая 1922 г., после ареста митр. Вениамина (Казанского), вступил в управление Петроградской епархией. 24 июня 1922 г. еп. Алексий отверг ультиматум обновленческого Высшего церковного управления «действовать строго по указаниям ВЦУ», признал «для себя невозможным дальнейшее управление Петроградской епархией». Еп. Алексий возглавил широкое антиобновленческое движение верующих Петроградской епархии, желавших сочетать политическую лояльность с верностью церковным канонам; в сент. 1922 г. совместно с Петергофским еп. Николаем (Ярушевичем) подал заявление о регистрации ввиду отсутствия в Русской Церкви канонического центра автокефальной Петроградской церкви («Петроградская автокефалия»). С окт. 1922 г. еп. Алексий находился в ссылке, вернулся в Ленинград весной 1926 г., направлен на служение в Новгородскую епархию с титулом «архиепископ Тихвинский».
Назначение архиеп. Гавриила (Воеводина) викарием Ленинградской епархии с титулом «Кингисеппский» произошло, по одним данным, указом патриарха Тихона, т. е. в 1924 г. или в нач. 1925 г., по другим - в сент. 1926 г. по представлению назначенного на Ленинградскую кафедру митр. Иосифа (Петровых). С 14 сент. 1926 г. до ареста 19 апр. 1927 г. Кингисеппский архиеп. Гавриил временно управлял Ленинградской епархией, в дек. 1927 г., после освобождения, назначен на Полоцкую кафедру. Последним епископом Кингисеппским с 30 дек. 1927 по 3 авг. 1928 г. был Сергий (Зенкевич), затем переведенный на Шлиссельбургское и Лодейнопольское викариатство. В дальнейшем К. в. не замещалось, приходы Кингисеппского р-на в 30-х гг. XX в. находились в ведении Петергофского еп. Николая (Ярушевича).