Федор Антонович (27.12.1799, Милан - 11.09.1875, С.-Петербург), рус. живописец, график. Сын итал. худож. Антонио Бруни. В 1807 г. приехал с отцом в Россию. Первоначально обучался у своего отца, в 1809-1818 гг. в С.-Петербургской имп. АХ по классу живописи у В. К. Шебуева. За картину «Улисс, потерпевший кораблекрушение, перед царицей Навзикаей» был удостоен звания классного художника. В 1818 г. на средства своего отца уехал в Италию для дальнейшего изучения живописи, где жил до 1835 г. В 1824 г. был избран членом рим. Академии св. Луки за картину «Смерть Камиллы, сестры Горация» (ГРМ), написанную по заказу кн. Барятинского. В 1834 г. в России за эту картину Б. получил звание академика. В 1836 г. был удостоен звания профессора 2-й степени, в 1846 г.- профессора 1-й степени. В 1827 г. по заказу имп. Николая Павловича копировал фрески Рафаэля «Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатея». В этот период им написаны: «Моление о чаше», «Богоматерь с Предвечным Младенцем», картон с изображением Крещения св. Ольги. В 1830 г. Б. создает цикл офортов на тему рус. истории по заказу Об-ва поощрения художников.
В 1836 г. Б. был вызван в С.-Петербург для выполнения живописных работ в Исаакиевском соборе, одновременно начал преподавательскую деятельность в имп. АХ. В эти годы Б. создает иконы-картины для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе «Мадонна», «Тайная вечеря», «Св. Екатерина» и «Св. Александр»; для парусов Большой ц. в Зимнем дворце - «Четыре Евангелиста», для церкви Павловского кадетского корпуса - «Св. Архангел Михаил», копию с «Мадонны Альба» Рафаэля.
В 1838 г. Б. вновь отправился в Рим, где, обращаясь к ветхозаветному сюжету, создал программное полотно «Медный змий» (1841, ГРМ). Картина, написанная по всем правилам классицистического искусства и не чуждая романтическим веяниям эпохи, произвела огромное впечатление на современников, вызвав много откликов и публикаций.
В 1841-1845 гг. в Риме Б. работал над эскизами для росписи Исаакиевского собора. Им были исполнены композиции (25 картонов, ГТГ и ГРМ) «Сотворение мира», «Всемирный потоп», «Ноево жертвоприношение», «Омовение ног», «Спаситель, вручающий Петру ключи от Царствия Небесного», «Явление Господа Апостолам по Воскресении». Для полукружия над аттиком Б. написал картоны «Творец, благословляющий все созданное» и «Св. Дух в сонме ангелов». На плафонах собора - «Введение Первородного Сына Божия во Вселенную», «Второе пришествие Сына Божия», «Пророцы на кости», «Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя вси ангелы». Оригиналы по ним Б. частично исполнил сам, нек-рые были выполнены его учениками. Для Казанского собора Б. в 1841 г. написал композиции «Покров Богородицы», «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами». Выполнил в технике энкаустики образ Богородицы для церкви-капеллы в Петергофе, ряд картонов. Созданные Б. картины на религ. сюжеты являются типичными для офиц. академического иконописания, стиль к-рого формировался под влиянием живописи мастеров эпохи Возрождения. Однако они более сдержанны, лишены жанровых элементов, что придает им торжественно-возвышенный характер.
С 1846 по 1871 г. Б. был преподавателем имп. АХ, с 1849 по 1864 г. - хранителем картинной галереи в Эрмитаже. В 1855-1871 гг. Б. исполнял должность ректора в АХ по классу живописи и ваяния, с 1866 г. заведовал мозаичным отд-нием при АХ.