Карл Павлович (12.12.1799, С.-Петербург - 11.06. 1852, мест. Манциана, близ Рима), рус. живописец, соединивший в своем творчестве профессионализм академической школы живописи с жизненной достоверностью. Потомок выходцев из Франции. Первые уроки получил у своего отца, живописца Павла Ивановича Брюлло. В 1809-1821 гг. учился в имп. АХ у А. И. Иванова, А. Е. Егорова и В. К. Шебуева. В 1821 г. за дипломную работу «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского» (ГРМ) получил большую золотую медаль и диплом 1-й степени. В 1822-1835 гг. пенсионер Об-ва поощрения художников в Италии. Живя в Риме, Б. писал картины на мифологические и лит. сюжеты и бытовые сцены из итал. жизни («Итальянский полдень». 1827, ГТГ; Кат. ГРМ. СПб., 2002. Т. 2. С. 85). В 1836-1849 гг. Б. преподавал в имп. АХ, с 1846 г. профессор 1-й степени. Имел учеников, Б. способствовал освобождению Т. Г. Шевченко от крепостной зависимости. С 1849 г. жил на о-ве Мадейра, с весны 1850 г.- в Италии.
Для исторических картин Б. характерен поиск «большой темы», к-рую он видел в подлинных исторических событиях. Полотно «Последний день Помпеи» (1833, ГРМ), принесшее мастеру европ. известность, написано по заказу А. Н. Демидова. Источниками для воплощения сюжета стали изучение руин Помпей, свидетельства современников события (Плиния Младшего, Тацита), исследования археологов. Б. соединил классицистический принцип построения композиции, цветового решения, трактовки формы (фигуры людей напоминают статуи) с романтической эмоциональностью.
Портретное наследие Б. можно разделить на 2 группы - парадные и камерные. В отличие от парадного портрета XVIII в. Б. создавал портреты-картины, на к-рых запечатлен эмоционально-восторженный момент в жизни человека, внутренний мир модели в таких работах не раскрывается. В картине «Всадница» (1832, ГТГ) изображение Джованины и Амацилии Пачини передает гармоничные и эмоционально утонченные образы воспитанниц графини Ю. П. Самойловой. Идеально возвышен образ Самойловой в работе «Ю. П. Самойлова с воспитанницей и арапчонком» (1832, Музей искусства Сан-Диего. Калифорния). Легкость и грация присущи «Портрету великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией» (1830, ГРМ). В творчестве Б. есть и романтические по образному решению картины, напр. «Портрет Н. В. Кукольника» (1836, ГТГ).
В 30-х гг. XIX в. Б. написал цикл портретов деятелей культуры: скульптора И. П. Витали (1837, ГТГ), баснописца И. А. Крылова (1839, ГТГ), певицы П. Виардо (1844, ГРМ), в к-рых он стремился раскрыть внутренний мир, психологию человека. Среди лучших произведений этого жанра выделяются «Автопортрет» (1848) и портрет итал. археолога М. Ланчи (1851, оба в ГТГ). Нек-рые произведения Б. остались незаконченными, среди них - начатая в 1839 г. монументальная картина на сюжет из рус. истории «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 г.» (ГТГ).
В 1843-1847 гг. Б. выполнял живописные работы для Исаакиевского собора (завершил худож. П. В. Басин). Большинство эскизов, картонов для стенной живописи и плафона хранятся в ГРМ и ГТГ. Для Казанского собора он написал «Взятие Божией Матери на небо» (не позднее 1842, ГРМ). В религ. живопись Б. стремился внести черты реальных переживаний. Таково «Распятие», написанное для лютеран. ц. св. Петра в С.-Петербурге (1838, ГРМ, эскиз в ГТГ).