Федор Федорович (5.09.1867, Москва - 8.07.1915, там же), архит., историк рус. искусства, педагог. Род. в старообрядческой семье. Окончил Училище живописи, ваяния и зодчества при Московском художественном об-ве (1892). В 1893-1895 гг. учился в АХ в мастерской проф. А. О. Томишко, работал в мастерских петербургских архитекторов, в т. ч. В. В. Суслова; по окончании получил звание архитектора-художника, был направлен в годичную командировку по сев. рус. городам для изучения памятников рус. зодчества (1896-1897), затем на 1 год для усовершенствования за границу. С 1899 г. до конца жизни преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве историю рус. искусства. В 1900-1910 гг. преподаватель рус. искусства в Имп. Строгановском уч-ще, в 1907-1909 гг.- в Московском археологическом ин-те.
С 1900 г. член-корреспондент, с 1904 г. действительный член МАО, работал в Комиссии по сохранению древних памятников. В 1907 г. выезжал в Курск для освидетельствования работ по реставрации кафедрального собора Казанской Божией Матери. Принимал участие в комиссиях МАО по реставрации стен Московского Кремля, Сухаревой башни, Крутицкого теремка, ц. Вознесения в Коломенском и др. памятников.
Г. являлся одним из устроителей XIV Археологического съезда в Чернигове (1908) и автором «Программы исследований» (1906) для него, в к-рой продемонстрировал необходимость изучения древних памятников на основании их подробной фиксации в виде обмеров, чертежей, фотографий, составления исторических описаний по библиографическим и архивным данным. Г. первым из исследователей изучил и обмерил памятники Черниговской губ.: собор Рождества Богородицы в Козельце, ц. во имя Трех святителей в имении Разумовских Лемеши, ц. во имя вмц. Екатерины в усадьбе Завадовского Ляличи, ц. Покрова в Романовке Мглинского у. (см.: Труды XIV Археол. съезда. М., 1911. Т. 1. С. 167-212; Дворцы и церкви Юга. М., 1914). Г. публиковал статьи по истории отечественного искусства в изданиях МАО и Археологических съездов, Московского отд-ния Имп. русского технического об-ва, Московского архитектурного об-ва; для «Истории русского искусства» И. Э. Грабаря написал разд. «Каменное зодчество эпохи расцвета Москвы».
По проектам Г. была выполнена роспись ц. прп. Василия Исповедника в Новой Деревне за Рогожской заставой (1903; перестроена; роспись не сохр.), резной иконостас в стиле московского Успенского собора и роспись в домовой церкви в имении кн. Ширинского-Шихматова при ст. Академическая Николаевской железной дороги (1903), отремонтированы колокольня и трапезная, выполнена ее роспись, установлен мраморный иконостас в ц. Рождества Пресв. Богородицы в Бутырках (1908, совр. адрес.: Бутырская ул., 50; зап. часть трапезной разрушена).
Наиболее значительная постройка Г.- храм-колокольня Рогожского кладбища в Москве, символический памятник, сооруженный в ознаменование распечатывания алтарей старообрядческих храмов. В архитектурном конкурсе (1906, всего поступило 28 работ) проект Г. был удостоен II премии и избран для осуществления (проект 1906-1908; закладка 20 апр. 1908; строительство 1908-1909, совместно с архит. З. И. Ивановым; освящена 18 авг. 1913). В облике колокольни, выполненной Г. «по-старинному» и ориентированной на архитектуру церкви-колокольни во имя Иоанна Лествичника (Иван Великий) с примыкающими к ней звонницами в Москве, колокольни Новоиерусалимского мон-ря и соответственно храма Гроба Господня в Иерусалиме, была возрождена идея воссоздания образа св. мест, предпринятая ранее Борисом Годуновым и патриархом Никоном. Др. прототипы памятника - Золотые ворота К-поля, Киева, Владимира, восходящие к Золотым воротам Иерусалима, храмы Москвы и Владимиро-Суздальской Руси. Это столпообразная 4-ярусная постройка высотой ок. 80 м, имеет боковые, увенчанные главками на барабанах объемы, непосредственно отсылающие к архитектуре иерусалимского прототипа. 3 первых яруса - прямоугольные в плане, 4-й - 8-угольный. В 1-м ярусе располагалась ц. в честь Воскресения Христова (в наст. время - Успения Пресв. Богородицы) с полукруглой апсидой с востока и крытой папертью с запада; во 2-м ярусе - помещения ризницы и б-ки; 3-й и 4-й - ярусы звона; постройка увенчана куполом на барабане, напоминающим завершение церкви-колокольни Иоанна Лествичника и равным ему по диаметру. Фасады колокольни, апсида, барабаны главок украшены аркатурными поясами, поребриком. Центральная арка нижнего яруса звона имеет фестончатый силуэт; над ней - рельеф с изображением «неясыть-птицы» (пеликана, кормящего своим телом и кровью птенцов), символа Христа; архивольт арки поддерживают рельефные изображения райских птиц алконоста и сирина.